Если в качестве символа Кентукки мы приняли скакового коня Штат с лошадиным лицом, то Теннеси ассоциирует у меня с гитарой. Я бы назвал этот штат родиной белой американской музыки. Где то здесь между Кентукки и Теннеси родилась музыка кантри, а что могло быть в Америке американского до кантри? Начинали играть кстати не на гитаре, а на фиддле — примитивная скрипочка. Фиддлеры ходили из деревни в деревню и зарабатывали свои десять центов. Хороший фиддлер, у которого был шанс заработать одиннадцать, должен был быть полиглотом и знатоком народной музыки разных стран. Сами понимаете, в каждой следующей деревне жил свой народ, а играть французским роялистам песни Черного Леса не рекомендуется, огрести можно по полной программе. Возможно этот искусственный отбор и помог за короткое время достигнуть высокого уровня исполнительского мастерства.
К середине девятнадцатого века американцы постепенно стали превращаться в единый народ, которому потребовалось своя культура и свое искусство. Положительную роль сыграло появление доступных грамзаписей. К этому моменту песни в голове фиддлеров окончательно перемешались, также как народы в деревнях. Из дикой смеси общеевропейской народной музыки с треньканьем негров за околицей и завыванием голодных индейцев на опушке леса родилось кантри, самая тиражируемая музыка в истории. Прагматичный фиддлер — Джон Карсон отметил успех своей записи словами «придётся бросить гнать самогон и начать делать грампластинки». Я прямо слышу грусть в его голосе.
Кантри не моя музыка, я в Теннеси ехал за совсем другой мелодией. Когда то здесь, в горах Смоки, зимой было холодно. Стильные мужчины и красивые женщины приезжали сюда кататься на лыжах, а умные бизнесмены сняли про это музыкальный фильм. Ах какой это был фильм!!! В нем был почти новый сюжет, заимствованный из Золушки. Бедные, честные красавицы и не менее красивые коварные злодейки катались на лыжах по сверкающему под луной снегу и пели, а оркестр Гленна Миллера играл. Это были консервы счастья, как же нам от них было хорошо.
Фильм назывался Серенада Солнечной Долины, хотя в прямом переводе будет Серенада Лунного Света, да и по сюжету там скорее лунный свет. Как и все Харлей Дэвидсоны, Джипы и Моторолы он считался трофейным. Не могли же злобные капиталисты, по своей воле, отдать нам что ни будь хорошее. Прямо ни кто не говорил, но все догадывались, что яичный порошок поставляемый в Союз они делают не из куриных яиц, а из черепашьих. Да плевать, хоть из верблюжьих, «хорошо то как Настенька. Да не Настенька я. Все равно хорошо.»
Официально фильм катали три года, этого я по молодости не застал. Потом копии сперли из Госфильмофонда и пошли не санкционированные прокаты. Посадили. Украли. Посадили. Украли. Украли… Я смотрел в последний раз уже тридцать лет спустя после первых прокатов в каком то задрипанном клубе. Сейчас, когда вся музыка равна, тяжело понять, что это было. Что бы путаницы не возникло, я объяснять не буду, просто приведу цитату великого советского музыканта А. Козлова: «И вот я, десятилетний мальчик, пионер из типично советской семьи, где и папа и мама были коммунистами, увидел фильм „Серенада Солнечной долины“. Меня как молнией ударило. Музыка оркестра Гленна Миллера что-то повернула в моей душе. Я испытал необъяснимое чувство радости, открыв для себя свой новый мир, в котором мне предстояло жить дальше».
Музыка тонкая, интересная и непривычная, с сильным привкусом Юга — Дикси. Здесь хочу поделится своим открытием. Долго думал, потом решил, что все-таки я как всегда прав). Дикси, Диксиленд — это Юг, Южные Штаты, Гимн Южных Штатов, цыпленок в остром кляре и акцент в музыке характерный для этих краев. Почему Дикси? Ни кто не знает, я у всех спрашивал, не знают и все.
Тут в голову пришла совершенно неожиданная мысль. Как называлась исходная граница отделяющая территории на которых было разрешено рабовладение? По умному она называлась Линия Мейсона-Диксона. Ну кто же так длинно будет говорить. Представьте себе американского пионера, который употребляет в разговоре выражение: «Пойду-ка я за Линию Мейсона-Диксона». Да ему сразу кружкой по лбу закатают, чтобы не умничал.
Любой нормальный человек скажет что ни будь типа за Мейси или за Дикси. Тем более, что во всех старых песнях поют не просто Дикси, а либо ниже Дикси (Гоу даун Дикси), либо «… к югу от Дикси от родная земля, хлопком покрыты без края поля…», т. е. тогда они еще помнили, что это не название страны, а название ее границы. Вот теперь вы знаете про Америку то что забыли американцы.
Как связать поездку в Теннеси с музыкой из детства я не знал, думал оно само как ни будь получится. Глупо было рассчитывать встретить в Смоки погибшего в 1944 году, где то над Ла Маншем, Гленна Миллера, но ведь когда ты едешь в Иерусалим, ты не рассчитываешь встретить Христа, а все равно едешь. Иногда ловишь что то важное, иногда пролетаешь мимо. На этот раз я поймал и поймал красиво. Я расскажу об этом позже, чтобы не нарушать последовательность изложения.
К концу недельного пребывания в Теннеси мы добрались до самого его юга, города Чаттануга. Сейчас в России забыли этот легендарный город, а когда то это была столица советских стиляг. Ведь именно сюда шел великий Чаттануга ЧУ-ЧУ, Поезд на Чаттанугу.
Да, кстати, в знаменитой юмореске «…Козел на саксе…» дается неправильный перевод песни. На самом деле, песня поется от лица пассажира, который едет к своей подружке. Текст сленговый, детали понять трудно, но ни чего хорошего он точно не планирует. Похоже собирается просто обобрать, поесть и попить за ее счет. Это песня бродяги и жулика.
Чатануга, правильный американский город из леса торчат пара офисных и промышленных зданий, жилые дома скрыты деревьями.
В Чаттануге город как всегда объехали, остановились в гостинице на высоком холме над ним. Место выбрали не случайно и выбор оказался верным. Прямо рядом с гостиницей находился парк под названием Рок Сити. Туда мы с утра и отправились.
Этот парк много лет назад влюбленный муж подарил своей жене на какую то большую годовщину свадьбы. Видно хорошая была супруга, по крайней мере, парком в ее честь люди любуются уже больше ста лет.
Парк большой, часа на два, с водопадами, скалами и глубоким каньонами. Это настоящий парк, а не кусок леса, который в Америке называют парком. В данном случае, это спроектированные искусственные сооружения вписанные в естественный ландшафт.
Красиво очень. Если бы у меня был такой парк я бы обязательно подарил бы его своей жене, а так просто походил порадовался за чужую. Нельзя ведь, что бы все только моей, пусть у чужих тоже что ни будь хорошее будет.
Организационно парки на востоке отличаются от западных. В парках расположенных в восточной части страны есть некая развлекательная часть, в первую очередь ориентированная на детей. Лично мне она не нужна, но полезность ее признаю. Семейные походы по паркам длинные, нормальные дети не могут целый день созерцать красоты, им нужно что то подинамичнее. В Рок Сити им предлагается посмотреть пещеры, в которых установлены движущиеся и говорящие куклы из классических сказок. Детям реально нравится, они с гордостью узнают героев и пересказывают сюжеты.
Рядом с Рок Сити есть еще одна достопримечательность. Называется Руби Фолс, хочется перевести Рубиновый Водопад, но получится не правильно. Правильно будет Водопад Руби. Мужик, который нашел водопад, назвал его в честь… своей жены. У них в Чаттануге были отличные жены.
Найти водопад было совсем не просто. Водопад находится внутри скалы, причем даже не в пещере (cave), а в пустотах (caverns). В продолжение лекции о пещерообразовании Подземное Царство, могу сказать, что пещеры отличаются от пустот тем что у пещеры есть как минимум один вход. Пустота (cavern) — это замкнутый полый объем внутри скалы.
Что там ребята копали в скале не сказано, но «вдруг» провалились в подземный зал, оттуда долго ползли по узкому коридору и наконец услышали шум воды. Так был открыт самый высокий, целиком и полностью подземный водопад.
Сейчас Руби Фолс великолепно оборудован. Осмотр водопада и пещеры производится только с экскурсией. Лифт опускает вас вглубь скального массива и вы идете по очень красивому, подсвеченному пещерному коридору.
По количеству людей и высокому уровню человеческого вмешательства в природную красоту эта пещера напоминает скорее европейскую чем американскую. Я не против, просто описываю факт. Пещера частная как хотят так и оформляют.
Минут через двадцать экскурсии вы попадаете в темный зал, за вами закрываются двери. Высокая влажность и шум воды не оставляют сомнений, что водопад где то близко. Медленно зажигается свет, водопад предстает перед вами во всей своей красе. Когда свет становится серебристым, начинает играть музыка. Это Серенада Лунного Света, она там более чем уместна.
Я ведь если честно забыл про Кино, а оно про меня нет. Это был хороший подарок. Было видно что пыль настоящая, лунная. Минут через пять музыка заканчивается, свет начинает мигать, гид выгоняет туристов из зала. Сопротивляться бесполезно, он очень сильный.
Чаттануга, в которую мы так и не заехали, оставила очень хорошее впечатление. Обряд поклонения святыням был завершен успешно. Про музыку у водопада я написал своему восьмидесятилетнему с мелочовкой другу, известному в прошлом джазмену. Он ответил просто, но с уважением — «Хаджи».
На этом наше путешествие по Теннесси заканчивается, дальше на юг: Алабама, Флорида и Луизиана.
Теги:
Автопутешествия, Самостоятельные путешествия