Весна в этом году была долгая, затяжная, более-менее комфортные дни у нас установились только на майские праздники, захотелось куда-нибудь, хоть и всего на 2–3 дня. Для таких коротких экскурсий у нас всегда под боком Германия. Или скорее наоборот, Чехия под боком у Германии, да ладно, не будем вдаваться в буквальности.
Давно хотелось посмотреть район Гарц, или Харц в самом центре Германии. За эти пару майских дней мы посмотрели только восточную область Национального парка Харц, который совсем молодой — был основан в 1990 году. Харц (я, с позволения, приму немецкую транскрипцию) расположен на пересечении Нижней Саксонии, Саксонии-Анхальт и Тюрингии.
В основном, все пишут о Харце, как о месте с чудесной природой, источниками, красивыми видами. Что ж сказать, красиво здесь, но не так уж восхитительно. Правда, мы ещё не были в западной части, там гора Брокен составляет целых (ирония) 1142 метра, но в восточной части Харца, где «горы» ещё ниже, ландшафт не такой уж исключительный. Тем, кто неоднократно проезжал через перевалы Альп и Доломит, видел Пики Европа, виды Харца не удивят. Даже в Чехии найдётся пара таких мест, типа Шумавы или Крушных гор. А так называемая Чешская Швейцария, вероятно, кое-кому запомнится больше.
Удивить очень сильно Харц мог только варваров — германцев, пришедших с севера, ибо этот лесистый горный массив — последний, от него на север только равнинные леса. Варвары видели только эти леса, поэтому и не придумали лучше название для нового места, чем «горный лес», как звучал Харц на старонемецком.
Привлекают же туристов сейчас в Народный парк, среди прочего, и Вальпургиевой ночью. Обычай хороводить вокруг костра в первую майскую ночь есть у многих европейских народов. Как и легенды о шабашах ведьм и всякая нечисти, известные с VIII века. В Харце «готик-дискотек» проводилась на горе Брокен, в Нидерландах в одном из местечек провинции Утрехт, в Англии в горах Бруктери в герцогстве Брунсвик, y чехов на Бабьей горе в Бескидах, у шведов на горе Блокула, на Руси на Лысой горе у Киева.
И не выделялся бы Харц ничем, если бы за дело не взялись классики. Началось с Гёте — в «Фаусте» главы привязаны к конкретным деревням в Харце, которые существуют и сейчас, продолжилось балетом Шарля Гуно и симфонией Берлиоза, снова перешло в литературу — роман «Вальпургиева ночь» Густава Майринка, и упоминание в паре десятков других произведений XX века.
Постепенно эта история настолько захватила воображение современных немцев, что каждый год здесь проводится народно-этнический фестиваль «Вальпургиева ночь в горах Харца», куда съезжаются любители средневековья и мистики со всей Европы.
В остальное время национальный парк Харц — популярный туристический объект германского значения. Не выдающиеся, но интересные пещеры, паровозики, детские парки, целебные источники, прогулки вдоль ручьёв в густых лесах привлекают немцев в многочисленные викенды.
Для нас же природная составляющая ушла на второе место, хотя места, безусловно красивые и чистые. А что очень понравилось — возможность окунуться в настоящую, не «эрзац», добрую старую Германию. Харц — сельский и старинный горнодобывающий район, самая настоящая провинция, поэтому во время войны «бомбометатели» его не замечали. Здесь сохранились городки со старинной застройкой, рай для любителей истории, два из городов включены в список ЮНЕСКО, монастыри, старые шахты. Здесь можно снимать без декораций сказки братьев Гримм, древние предания с гномами и эльфами, а по горам раскиданы средневековые замки.
Первое место для нашей остановки — Харцгероде. Один из местных городков, так и не сумевший за 700 лет перевалить за 8 000 жителей, мало чем интересен. Остановились мы скорее из-за названия — Харцгероде в Харце, на вьезде в Национальный парк Харца. Полчаса хватило, чтобы не спеша прогуляться.
Харцгероде со времени своего основания принадлежал бенедиктинскому монастырю Нинбург, впоследствие перешёл к одному из князей Анхальта, построившему замок. Городок скромно поучаствовал в Крестьянской и Тридцатилетней войне, а потом и вообще затих.
Сегодняшний замок Харцгероде упоминается впервые в 1384 году. В середине XVI века замок был перестроен в стиле эпохи Возрождения и включен в городские укрепления.
В XIX веке замок был преобразован в служебное здание Лесного и Горного Управления, сейчас внутри местный музей, бальный зал, библиотека, галерея и ресторан.
Первая ратуша в Харцгероде возникла на Рыночной площади в 1491 году. После пожара была перестроена в 1635 году, но и это здание к началу XX века пришло в негодность. Поэтому на его месте к 1901 году уже стояло новое здание ратуши. При строительстве были бережно сохранены и использованы фрагменты и украшения старой ратуши, поэтому и сегодня можно увидеть рельеф с гербом 1726 года, средневековые элементы и формы эпохи Возрождения снаружи, деревянные двери и лестницы 1639 года внутри.
Перед ратушью произошло единственное представление в ходе Второй мировой, которое затронуло город. 14 апреля 1945 года на собрании в мэрии было принято решение вывесить белый флаг перед приближающимися американскими войсками, пара местных полицейских и сверхсрочников разошлись по домам. И когда американцы уже входили в городах, Рыночную площадь внезапно заняла подошедшая небольшая боевая единица СС. Американцы моментально ретировались и выпустили по городу несколько артиллерийских снарядов. На следущее утро немцы решили не воевать, и сдались американцам, ведь так делали многие части в самом конце войны. Результатом было небольшое повреждение ратуши и единственная жертва среди мирного населения — директор средней школы Франц Пфейл, случайно оказавшийся в здании.
Рыночная площадь сформировалась около ратуши ещё в Средневековье и с тех пор не меняла свои очертания.
В 2013 году в память о временах, когда около Харцгероде действовали горнодобывающие предприятия, на площади был установлен памятник шахтёру в парадной форме (оказывается, и у шахтёров была форма), которому в профессиональной деятельности, безусловно, помогали такие вот симпатичные харцские гномы.
Двухэтажный фахверковый дом Wolfshof был построен в XVII веке и не изменялся с 1720 года. Построил его для себя местный нотариус Готтлиб Кристиан Нюслер, его дочь Вильгельмина Шарлотта позже стала графиней Балленштедта. С 1724 года до своей смерти в 1767 году в доме жила Вильгельмина Огюста, дочь принца Карла Фридриха фон Анхальт-Бернбурга. Что доказывает, насколько бедны были германские принцессы в XVIII веке, у которых осталось немного кроме титула, не всем далеко посчастливилось найти жениха даже в соседней Дании, не говоря о России.
А название к дому прилепилось в 1842 году, когда его купил зажиточный фермер Генрих Вольф, устроив в нём постоялый двор, который действует и до сих пор, в виде миниотеля с рестораном. Кроме периода с 1951 по 1989 год, когда собственность была «народной» в рамках ГДР. Когда в 1989 году семья Вольф возвратила собственность и начала ремонт, между перекрытиями нашлось крайне ценное золотое ожерелье XVII века, которое принадлежало Вильгельмине Шарлотте Нюслер, будущей графине и дочери первого владельца дома.
Недалеко стоит самый старый дом в Харцгероде, ещё с готических времен. Стоит на продажу, я думаю, интересующихся мало из-за обязанности восстанавливать историческую собственность. Наверное, в конце концов, его возьмёт под опеку мэрия.
В городке не встретишь домов, по стилю моложе эпохи Возрождения, более поздние здания строятся «подобными». Поэтому выделяется этот дом с аптекой, единственный в стиле модерн. Поэксперементировать с новым стилем в 1906 году ратуша разрешила архитектору, построившему для неё новое здание.
Единственная городская церковь Святой Марии не впечатляет.
Не удивительно, здание было заказано принцем Вильгельмом Ангальт-Бернбург в конце XVII века, когда уже давно в этой части Германии укрепились протестанты.
Обе мировые войны пережила церковь невредимой, за исключением своих колоколов, которые стали жертвой «сбора металлолома для фронта», в 80-х годах XX века церковь полностью отремонтировали.
Когда некоторые политологи предрекают «близкую гибель Европы» из-за постигших её в последние четверть века определённые и понятные всем трудности, хочется вспомнить далёкий Х век, когда близкая, полная и безоговорочная гибель Западной и Центральной Европы предрекалась практически всеми. Это было время больших бедствий. На юге возникали сильные государства, населённые «неевропейскими» для того времени народами — болгарами и венграми, с севера вовсю грабили и жгли города, уничтожая всех жителей, норманны — язычники, казавшиеся для пост-римских государств сущими дикарями из ада. Арабы уже давно владели практически всей Испанией, устраивая набеги на юг Италии и Франции, Византия вынуждена была отдавать свои территории наступающим туркам с катастрофической скоростью. Недаром самой популярной книгой становится Апокалипсис — Откровение св. Иоанна, предвещающее гибель человечеству за его грехи.
Суровое время — для суровых правителей. Вполне логично, что в конце Х века на первый план в Европе выходит Германия. В противовес всем негативным явлением по инициативе германского короля Оттона I в. Риме основывается «Священная Римская империя германской нации». По всей Германии в этот период интенсивно строятся суровые и неприступные монастыри, последний оплот перед грядущим апокалипсисом. Возникает особая архитектура. Церкви хотя и сохраняют романский базиликальный тип, но очень просты по форме, понятны по объему, лишены наружного декора.
Эти оттоновские монастыри практически не сохранились в первозданном виде, а церквей при монастырях осталось крайне мало. Одна из них, церковь св. Кириака X века, и по сей день стоит в своей суровой первозданной красоте в крохотном городке Гернроде, который и был нашей следущей целью.
Основать женский монастырь и построить церковь при нём Оттон I поручил одному из своих приближённых, маркграфу Восточной Саксонской марки Геро I, имя которого читается и в названии городка Гернроде.
В 959 году в монастырскую церковь были привезены мощи Святого Кириака, который в начале IV века принял мученическую смерть от рук римлян во времена правления императора Диоклетиана. Аббатство в Гернроде, получив в 961 году статус имперского, вскоре стало одним из влиятельных в Священной Римской империи.
Первой аббатисой стала Хадвиг, родственница Геро, заодно приходившаяся племянницей германской королеве Матильде.
Когда Геро умер в 965 году, церковь была готова настолько, что её основатель смог быть похоронен в её центральном месте, в средокрестии. Его могила и до сих пор здесь.
А вот от более поздней могилы Элизабет фон Вайда, настоятельницы монастыря от 1504 до 1532 года, не осталось ничего, кроме этой надгробной плиты.
Элизабет — типичный пример соглашательства. Ведь во все времена есть обладающие властью люди, которые считают, что если пойти на условия врага, то можно в дальнейшем спокойно жить и забыть о опасности. Под ее властью в монастыре было добровольно введено протестантское учение в надежде на дальнейшее безбедное существование. Итог понятен — монастырь в Гернроде был довольно быстро упразднен и вскоре пришел в упадок. Все монастырские постройки были снесены, а здание церкви приспособили под овощехранилище и помещение для скота.
Восстановление церкви Святого Кириака началось в 1834 году на волне национального пробуждения, инициатором был историк и писатель Франц Куглер, к которому подключились лейпцигский юрист и искусствовед Людвиг Путтрих и ангальтинский герцог Леопольд Фридрих. Архитектор Александр фон Кваст вернул церкви первоначальный облик.
Такой церковь и была во времена Оттона I — трехнефной базиликой,
внутреннее пространство которой украшают эмпоры — ряд покоящихся на арочных колоннах галереи.
Оригинальны два органа, которые похожи на два готических храма.
В южном проходе сохранился кенотаф Гроба Господня, то есть копия могилы Христа в Иерусалиме, который датируется периодом 1080–1130 годов. Этот кенотаф самый старый в Германии и наиболее похож на оригинал в Иерусалиме.
Несмотря на то, что части наружных украшений гробницы были намеренно разрушены во времена Реформации, многие историки едут в Гернроде изучать этот шедевр раннего романского скульптура.
Мы, как и наверное все туристы, посетили Гернроде только ради этой уникальной церкви,
сам городок неинтересен, он самый обычный немецкий провинциальный посёлок
А теперь вернёмся к ведьмам. Одно из коммерческих мест на тему плясок дам с мётлами на фоне Луны, раскрученных для местных и неместных туристов в Харце, это так называемая ведьмина танцплощадка. Это невысокая, 454 метра, скала над долиной речки Боде около городка Тале. Говорят, что ведьмы собирались здесь перед тем, как всем вместе отправиться на Брокен, чтобы там праздновать свой великий праздник, «Вальпургиеву ночь»
Считается, что Ведьмина площадка была культовым местом ещё для древних саксонцев, здесь в ночь на 1 мая проводились языческие празднества в честь хагедис — пророчиц, известных также как идисы и дисы. Ещё первые христианские императоры начали бороться с этим культом, но он не побеждён до сих пор. Ритуал празднуется в Центральной Европе повсеместно, после христианских Рождества и Пасхи это, наверное, третий по массовости и популярности праздник. В Чехии на «палени чародейниц» собираются в каждой деревне, утром первого мая вдоль всех дорог дымятся остатки ночных костров.
Ведьмина площадка около Тале превращена по сути в детский парк, у взрослых вызовет скорее улыбку при воспоминании на свои детские парки. Больше половины пространства на вершине горы занимают паркинг и киоски со всякими морожено-пирожено-пиццо-гамбургеро. Сувениры представлены одними ведьмами от напёрсточной величины до двухметрового роста, мётлами, патлами, ступами и иным реквизитом.
Есть небольшой зоопарк, перевёрнутая избушка, другие мелкие аттракционы. Я думаю, летом и в выходные здесь не протолкнуться, с детьми приезжает много семей из городов вокруг.
С «танцевальной площадки» открывается вид на долину реки Боде и ближайший утёс Росстраппе. На которой оставил отпечаток подковы конь принцессы Брунхильды, на котором она убегала прямо из ЗАГСа, в последний момент передумав выходить замуж за иностранца Бодо. Несчастный жених прыгнул за ней, но конь подкачал, и оба рухнули в речку. Но кое-кто думает, что Бодо решил спасти ценный реквизит, ибо в момент прыжка с Брунхильды упала вниз корона. Как бы там ни было, одна убежала, второй погиб, а золото-брильянты и сейчас там. Иногда кто-нибудь поищет, пока без результата. Такие вот здесь легенды.
В 1996 году за несколько дней до очередной Вальпургиевой ночи, на Ведьминой танцевальной площадке скульптор Йохен Мюллер из Кведлинбурга открыл композицию «Ведьмино кольцо», которая состоит из трех бронзовых фигур, закрепленных на валунах — смеющегося дьявола,
гомункула и ведьмы, которая по наущению дьявола пытается, подвинув огромный камень, замкнуть «Круг зла». И у этих фигур быстро нашли места, которые необходимо потереть, их не спутаешь. Мне больше всего понравилась ведьмина мышка.