Не могу написать обьективный рассказ о Карлсруэ, потому что не могу писать о том, что сам не прошёл, не увидел, не почувствовал. Но и совсем не упомянуть этот город тоже не могу, потому что попытка его узнать всё же была, но не осуществилась полностью. Я понял, что возвратиться необходимо, как и в Аахен, который мы посетили двумя месяцами раньше. Но, если, Аахен «скомкался» из-за дорожной ситуации и длительного посещения университета, то в Карлсруэ во всём виновата погода.
Хуже погоды тяжело придумать. Исчезли всякие робкие планы на прогулку по парку при дворце, по улицам, на спокойное изучение уникальной планировки Карлсруэ. А ведь новый город, основанный маркграфом баденским Карлом Вильгельмом в 1715 году, очень интересен своим архитектурным решением. От центра, в котором находится замок, прямыми лучами расходятся широкие улицы, за что Карлсруэ получил название «город-веер». К маркграфу сразу «прилепили» легенду о том, что так спланировать город помог потерянный веер жены, который приснился ему на месте будущего дворца.
Я не против, если подобное обьяснение останется, но только как легенда. Я почти уверен, что дело было в другом. В первой половине XVIII века уже начиналось новое увлечение античностью, а позднее и Древним Египтом (недаром в Баденском музее, который занимает бывший дворец маркграфа, богатая коллекция Рима и Египта), что проявилось и в архитектуре. И деятельность архитектора Фридриха Вайнбреннера, который в духе классицизма застраивал город полвека спустя после его основания, покрепляет теорию того, что план города олицетворяет звезду-Солнце, где вместо светила дворец правителя, а улицы разбегаются наподобие солнечных лучей. Немного по-язычески, но ведь ко времени зарождения города этот район Германии уже давно перестал быть католическим, недаром главный собор Карлсруэ — евангелический, протестантский, а значит либеральный.
Теперь понимаю, что в Карлсруэ надо приезжать в «зелёное» время, иначе не оценить всей его жипописности на берегу Рейна, не посетить ботанический сад, парки. Долина Рейна, где располагается город, считается самым теплым регионом Германии с наибольшим количеством солнечных дней в году и мягкой зимой. Тогда нам не повезло вдвойне.
Дальше площади Марктплац с протестантской церковью и ратушей, которая входит в число наиболее выдающихся архитектурных композиций эпохи классицизма в Европе, мы не пошли.
Евангелическая городская церковь Карлсруэ была основана в 1807 году как кафедральный собор и усыпальница герцогов Баденских, построена по проекту архитектора Фридриха Вайнбреннера. Выдающийся неоклассицизм с центральным высоким портиком в коринфском стиле, который украшен колоннами, красивыми арками над входами. Посреди площади стоит остроконечная пирамида из красного песчаника, возведенная Вайнбреннером в 1825 году для хранения праха основателя города маркграфа Карла-Вильгельма. Пирамиды не видно из-за стройки на площади
Напротив церкви находится городская ратуша Карлсруэ, которая была построена тем же Вайнбреннером в 1805–1825 годах вместо старой, которую снесли из-за ветхости. Башню здания украшает 2-х метровая статуя Меркурия, покровителя торговцев и путешественников.
Полноценно сфотографировать даже Марктплац не удалось из-за масштабных строительных работ, занявших практически всю площадь.
Окоченевшие от пронизывающего ветра руки уже не хотели держать фотоаппарат, в упавшей ниже нуля температуре мокрая взвесь в воздухе стала ложиться ледяной коркой на одежду, на голову, на фототехнику… было принято решение о передислокации внутрь главной местной достопримечательности — резиденции маркграфов. По пути получилось неплохое фото этого барочного дворца.
Дворец Карлсруэ, настоящая визитная карточка города, был построен за три года, в период с 1715 по 1718 годы посреди леса. Именно дворец, двести лет служивший основной резиденцией маркграфов и великих князей Бадена, был тем Солнцем, от которого разбежались лучи-улицы.
Баден-Дурлах — маленькая страна с населением 70 — 90 000 человек, умудрилась независимо просуществовать в течении 250 лет. Преисполненный неимоверной гордостью от сего факта маркграф и вознамерился соорудить дворец не хуже, чем у европейских монархов, а попутно создать и новый город. Ну что ж, зато сейчас мы имеем замечательный образец позднего немецкого барокко, окруженный чудесным парком, который, правда, я показать не смогу. С 1919 года дворец, который строился как парадно-придворный, используется региональным музеем.
Музей, кстати, сам по себе хороший. Экспонаты охватывают пять тысяч лет истории. Есть богатые римские, средневековые залы, чудесный Средиземноморский зал, где выставлены византийские, этрусские, греческие и раннехристианские экспонаты. В Турецком зале можно увидеть трофеи одного из маркграфов — участника войны с Османами, интересна бывшая маркграфская «комната диковинок», в которой правитель собирал причудливые предметы со всего мира, за которой — графская оружейная.
Ходили долго — тепло, светло, фотографируй сколько хочешь. «…а у нас ещё в другом крыле выставка этрусского искусства…из Италии, не хотите? Но она за доп. оплату и фотографировать низзя»…«а как на улице с веттэр?» … «ужасно»… «тогда идём». Так дотянули до обеда. Погода не изменилась и после гуляшен-суппе, только ледяная корочка стало появляться и на тротуарах.
«Да ну его, Карлсруэ…» (не понимать буквально)… «валим в монастырь.»
В это трудно поверить, но всего через 40 км нас встретили пусть и хмурое, но сухое небо, сухая земля, безветрие и тёплая (по меркам конца декабря) погода.
Да, всего полчаса езды, и бывает такое… Хотя и место духовное… но святым его давно уже не назовёшь, монастырь был секуляризирован протестантами, которые после духовной «перестройки» сделали в нём протестантскую школу.
Позднее в кельях и коридорах аббатства размещалась престижная классическая гимназия, учился в этом месте и астроном Иоганн Кеплер, сегодня в стенах монастыря находится школа — семинар по изучению древних языков, куда ведёт эта закрытая лестница.
Монастырь Маульбронн был основан в 1147 году. Ох уж эти легенды. Нельзя просто привести исторический факт — основан по указу папы Евгения III, так надо обязательно — «ехал крестьянин на муле, мул копытом ц-вак, из-под земли фонтан ф-фить, папа — знак божий!… монастырь заложить!»
Родилась в этом монастыре ещё одна легенда, довольно забавная. Один монах настолько любил поесть, и обязательно мясное, что не мог сдержаться ни в пост, ни в пятничный день. От своих-то под подушку можно спрятать, но как сделать, чтобы бог с неба ничего не заметил? Рецепт — мясо мелко-мелко порубить, смешать с травами до консистенции овощного пюре, положить как начинку в карман из теста. И получим МАУЛЬташен родом из МАУЛЬбронна. На швабском диалекте местный пельмень так и называют… щас выговорю… Герготсбшайссерле… уф-ф… примерный перевод: «обмани Бога»
Монахи-цистерцианцы, основавшие монастырь, не создали ничего особенно ценного, что бы оставило глубокий след в истории и культуре Германии. Монастырь как монастырь, не Чертоза-ди-Павия. Но это тогда. А сейчас Маульбронн — очень ценный памятник всей Европы к северу от Альп. Не только потому что является одним из наиболее сохранившихся средневековых монастырских комплексов, не только потому что — выдающийся образец романики и готики. А главным образом потому, что является почти полностью сохранившимся так называемым монастырским городом — Klosterstadt.
В раннем Средневековье городообразующими обьектами были рыцарские замки или монастыри. Отличные по своей сути, вокруг себя они создавали практически одинаковые готические городки. И тем и другим требовались кузнецы, гончары, мельники, каменщики. И в том и в другом случае простой народ и ремесленники селились около стен замка или монастыря, а весь городок прятался за крепостными стенами.
Со временем территории многих монастырей влились в городскую застройку, от половины остались только церкви, перешедшие в категорию городских соборов, поэтому встретить такой монастырский городок, практически законсервированный во времени, можно не так часто.
Высокая степень сохранности как аббатства Маульбронн, так и городка внутри крепостных стен вызывает восхищение, уникальна возможность получить полное представление о средневековой монастырской жизни в XII — XVI веках благодаря многочисленным хозяйственным и жилым постройкам, окружающим монастырь.
Целиком городок до сих пор защищает оборонительная стена с башенками длиной около километра.
В укреплённый городок вели только одни ворота, позднее надо рвом был построен каменный мост, но в Средневековье вместо него был деревянный подьёмный мост, на западном фронтоне башни ворот все еще видны отверстия для цепей подъемного моста.
Ров, конечно же, уже давно не заполняется водой, используется современными жителями городка по хозяйству.
Над воротами жил привратник, рядом — розовый дом аптекаря. Аптекарь не был монахом, жил в этом доме и продавал лекарства как своего изготовления, так и предоставленные монахами. Местоположение неслучайно — из любой деревни вокруг монастыря мог прийти нуждающийся, и получить лекарство прямо у входа за крепостные стены.
К дому аптекаря примыкает здание, где поочереди жили, питались священнослужители, которым приходилось читать мессу в небольшой часовне напротив. Часовня служила женщинам, которым вход в монастырь, а значит и монастырскую церковь, был запрещён. Справа от дома священнослужителей, белый домик, где жил каретник.
В доме, где сейчас отель с рестораном, была кузница, а рядом городская ратуша. Правда, изначально были конюшни, но с приходом Возрождения здание было переделано включая ренессансный фасад, и было отдано городским властям.
Все здания сейчас переделаны в жилые, но в Средневековье у каждого была своя функция. Например, в доме с розовыми ставнями была пекарня, а в каменном подвале жили ослы. Каменное здание справа от пекарни — бывшая водяная мельница, слева — бывшее зернохранилище.
Теперь посмотрим налево от входных ворот. В доме с книжным магазином жили стражники, а в подвале была тюрьма, фахверковое здание было построено на остатках часовни, той самой, где молились женщины.
В бывшем доме купцов сейчас находится информационный центр, слева от которого огромное здание было когда-то всего навсего хранилищем для фруктов и овощей, в нём расположился музей Маульбронна
Повернёмся назад, в сторону от ворот. Панорама оставшихся домов городка замыкается строениями самого монастыря. Мы идём туда.
Здание слева полностью занимала администрация монастыря, правее жили городские чиновники, ещё правее кухня со столовой, где могли питаться и жители города.
А дальше уже собственно сам монастырь. Перед ним монастырский фонтан с гербом герцога Людвига Юджина.
Уже в 1178 году была освящена древнейшая трехнефная романская церковь св. Марии.
Очень скромная, не имеет дорогостоящих башен, подвального сводчатого помещения под алтарем, никаких декоративных украшений.
Направо от церкви виднеется здание, в подвалах которого хранилось вино, а наверху продавалось.
В церкви впечатляют резные дубовые хоры XV века в алтарной части, посчитав, можно понять, сколько монахов жило в обители.
На входном портале церкви уже почти не видны фрески, изображающие жизнь в раю.
Готические фрески в церкви изображают гербы дворян — спонсоров монастыря
Интересна небольшая часовня с фонтаном-источником. Построена на том самом месте, где, по преданию мул стукнул копытом.
В первозданном виде дошёл до наших дней просторный клуатр, который обрамляет внутренний двор.
Цистерцианцы были аскетичны, трудолюбивы, вокруг монастыря сохранилась цепь прудов, созданных ими, и до сих пор существуют виноградники, высаживать которые начали монахи.
Цистерцианский монастырь с XII века стал экономическим, культурным и политическим центром региона, прошёл через многие испытания, осаждался, но устоял во время крестьянской войны 1525 года.
Монастырь прекратил своё существование только по вине протестантов, монахи не стали с ними связываться, просто в одну ночь обитель опустела…
Иногда создается впечатление, что монастырь не пустой, просто все куда-то на время вышли и скоро вернутся. А пока скучают в ожидании и эти маленькие бесы