Второй день в Казани и третий день экспедиции Why Way начался с посещения двух расположенных поблизости друг от друга мечетей. Мечеть аль-Мардажни – самая старая мечеть Казани, дошедшая до наших дней — была построена в 1766 — 1770 гг. Добро на строительство лично дала императрица Екатерина II во время своего посещения татарской столицы. Свое название мечеть получила по имени имама и богослова Шигабутдина Марджани, служившего тут в середине XIX в. До этого мечеть называлась Эфенди, что дословно переводится, как «Господская».
В советские годы эта мечеть была единственной действующей мечетью Казани.
Спустя десятилетие после постройки аль-Марджани было завершено строительство второй старейшей мечети города. Своё название — Апанаевская — мечеть получила по имени содержащих ее купцов Апанаевых.
1
Ранним субботним утром тут не было никого, кроме имама.
1
Третей мечетью, которую мы посетили в этот насыщенный впечатлениями день, стала уникальная во всех отношениях мечеть Ярдем.
До недавнего времени она была единственной на всем постсоветском пространстве мечетью, полностью приспособленной для слепых.
Разговор о важности личного выбора мы продолжили вечером в магазине одежды для мусульманских женщин. Девушка Ильсияр не толко рассказала нам о себе, о том, как воспринимают мусульманских женщин другие люди (оказывается, что на девушку в платке все-таки иногда смотрят искоса), но и познакомила нас со своими подругами. Вопросов с нашей стороны было много: о многоженстве, о феминизме, об отношениях с мужьями. Ответы были получены, но обойдемся, как говорится, без спойлеров. Наше путешествие продолжается.
1
Я начал подозревать, что Ислам – это не религия. Все, с кем мы повстречались на нашем пути, говорили об очень правильных бытовых вещах. В их словах я не почувствовал никакого метафизического или мистического подтекста. Все их постулаты лежат в основе жизни любого здравомыслящего человека. Эти люди не пьют, заботятся о своих близких, живут нормальной жизнью. Я начал подозревать, что Ислам – это не религия, а образ жизни.
1
Я не говорю, что готов приобщиться к Исламу и уж тем более принять Ислам. Просто я увидел таких же людей, каким являюсь и я сам, услышал слова, под которыми готов подписаться. Особенно важной мне показалась мысль, которую высказал в мечети Абдуль-Халям Рустем Хазрат. Он сказал, что в Татарстане не нужно рассуждать о толерантности, в европейском смысле этого слова. По его словам, здесь мусульмане и не мусульмане относятся друг к другу не толерантно, а по-братски. Могу сказать, что я сам совсем не толерантный человек. Зато понятие братских отношений — другое дело. Тут мне все ясно
Но нам пора выдвигаться дальше, мы едем в Чистополь!
1
1
Чистополь почти весь одноэтажный. Даже местные жители часто называют его «большой деревней». В первой мечети нас встречает добродушный пожилой мужчина. Он – дежурный. Для него в радость показать нам мечеть даже не смотря на столь ранний час. Он созванивается с имамом и помогает нам договориться о встрече. Совсем рядом – еще одна мечеть под названием Нур.
Имама тоже нет на месте. Не беда. Местный дежурный по примеру предыдущего моментально связался со своим руководителем и договорился с ним о времени, когда мы сможем записать интервью. Уже очень скоро нам станет окончательно ясно: эта открытость, готовность пойти на встречу и оперативно решить любой вопрос, гостеприимство — характерные черты, присущие многим жителям Чистополя. Что важно, и между имамами этого городка, как кажется, нет никакой конкуренции. Все они хорошо знакомы друг с другом, вместе решают возникающие проблемы, а старшие помогают менее опытным.
1
За общением и переездами от мечети к мечети время летит незаметно. На обед нас снова ждут в мечети Анас. Домашняя кухня приходится как нельзя кстати. Обращаем внимание на необычный соус, который готовится по старинному татарскому рецепту из кефира и чеснока, а также на чак чак и божественный медовик. После обеда мы оказываемся участниками свадебного обряда никях. Здесь все, как положено. Невеста в красивом белом платье, волнующийся жених, родня и свидетели, имам на татарском языке дает наставления, ссылается на Коран, цитирует хадисы. Съемки в Чистополе завершены. Мы едем… в баню.
Трепетное отношение к путешественникам, которых мусульмане называют мусафирами, не позволяет нашим новым друзьям отпустить нас в путь просто так. Мы едем на берег Камы, где нас ждет баркас. Отходим от берега и, кажется, что сейчас мы отправимся на один из островов, где и будет баня. Все оказывается еще интереснее. Парная расположена прямо на корабле. Еще пару часов назад мы и мечтать не могли о том, чтобы хорошенько попариться и покупаться. Согласно правилам, мусульмане ходят в баню в купальных шортах или даже штанах, на столе, разумеется, никакого пива, только квас и вода, арбузы, дыни и вкуснейшая камская рыба. Наше путешествие продолжается. Мы покидаем Чистополь чистыми и счастливыми. С легким паром!
Послесловие дня:
Сегодня в пути было много разговоров: и про женщин, и про страхи, и про знаки, и про смущение. В общем, говорили много и на разные темы. Правда, в итоге основной посыл, который я вынес из сегодняшних разговоров с моими товарищами, заключается во фразе «Ислам — это религия для облегчения жизни». Эта фраза в том или ином виде прозвучала сегодня несколько раз от разных людей. И я задумался над вопросом, чего хочет Бог? Он хочет, чтобы я был счастлив, или он хочет, чтобы я соблюдал какие-то заветы?
Я не могу говорить со своими друзьями-мусульманами на тему алкоголя, я не могу поговорить с ними на тему женщин. При этом, безусловно, мусульмане, которых мы встречаем на своем пути, кажутся мне счастливыми. Все развлечения, которые есть у нас в нашей светской жизни, вечеринки, какие-то соблазны, это все им недоступно, но я понимаю, что этого им и не нужно. В голове сразу же возникает вопрос: а нужно ли все это мне? Опять-таки, чего хочет Бог, чтобы я был счастлив, или чтобы я соблюдал какие-то заветы? Когда я думаю об этом, я полагаюсь исключительно на свои внутренние ощущения, полагаюсь на то, что будет полезно мне и не принесет вреда моей семье. Именно так я принимаю решение против или в пользу того или иного действия. Пока для меня Ислам остается образом жизни, который способствует ее облегчению. Правда, он облегчает жизнь только самим мусульманам, что, в принципе, уже не плохо.