Итак, в предыдущем посте «Город, которого нет. Маршрут пеший — от башни Дона к Кирхе памяти Королевы Луизы», я надеюсь, мы определились, что Кенигсберг в той или иной ипостаси, но все-таки скорее есть, чем нет. В связи с этим можно подолжить осмотр достопримечательностей как Кенигсберга, так и Калининграда, благо, что эти города находятся неподалеку друг от друга:)
Если пойти вниз от упоминавшейся в предыдущем посте башни «Дер Дона», на Литовский вал, то слева по ходу движения можно будет увидеть редюит бастиона «Обертайх», построенный в 1856—1860 гг. Название свое бастион получил благодаря близости к Верхнему пруду. Вместе с двумя соседними бастионами образовывал Грольманский верхний фронт. В сохранившихся зданиях (редюит, полукапонир, траверсы) в настоящее время расположены склады, магазины, шиномонтаж.
Далее, на той же стороне Литовского вала, находятся развалины бастиона «Грольман». Самый крупный из бастионов Кенигсберга был построен в 1849 г., назван в честь генерала прусской армии Карла Вильгельма фон Грольмана, отличившегося в боях с Наполеоном. По обе стороны от бастиона тянется земляной вал с подземными ходами. В настоящее время используется под склады.
На противоположной от «Грольмана» стороне Литовского вала тянется неоготическое постройка казармы «Кронпринц», предположительно, соединяющаяся с «Грольманом потайным ходом. Оборонительная казарма «Кронпринц» построена в 1843—1848 гг. Казарма «Кронпринц» была не обычным общежитием для военного люда, а именно укреплённым сооружением. Она примыкает на востоке к редюиту бастиона «Грольман», от которого отделяется только улицей; с городской стороны казарма имеет форму притуплённого бастиона. Форма оборонительных башен указывает на то, что вся казарма рассматривалась в качестве редута, который должен был преградить путь врагу, уже вторгшемуся в город. Своды настолько прочны, что могут выдержать артиллерийский обстрел. В центре казармы расположен просторный двор, использовавшийся в качестве плаца. В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 казарма «Кронпринц» подлежит государственной охране. Ныне является объектом культурного наследия Калининградской области федерального значения. Сейчас в одной из башен расположен выставочный зал центра современного искусства.
Еще дальше, на пересечении Литовского вала и ул. Фрунзе, расположены Королевские ворота. Первоначально на этом месте находились Кальтхофские ворота. В 1717 году они были снесены, а во время вхождения Кёнигсберга в состав России во время Семилетней войны ворота на этом месте были построены заново русскими инженерами. Эти ворота первоначально назывались Гумбинненскими, так как именно в Гумбиннен (ныне Гусев) вела шедшая через них дорога. В 1811 ворота были переименованы в Королевские, по названию улицы, на которой они находились (Кенигштрассе). Название же улицы связано с тем, что по ней следовали прусские короли, направлявшиеся из Кенигсбергского замка на войсковые смотры в предместье Девау. В конце первой половины XIX века в Кенигсберге началась модернизация городских укреплений. Тогда старые ворота были снесены, а на их месте были построены новые, сохранившиеся до сих пор. Торжественная закладка новых Королевских ворот состоялась в 1843 году в присутствии короля Фридриха-Вильгельма IV, а завершилось строительство в 1850 году. В конце XIX века оборонительные сооружения, в состав которых входили Королевские ворота, устарели с военной точки зрения и стали мешать развитию города. В 1910 году военное ведомство признало, что эти оборонительные сооружения окончательно утратили военное значение и продало их городу. Позднее в XX веке валы, примыкавшие к воротам по бокам, были срыты, поскольку они мешали возросшему автомобильному движению. Таким образом ворота стали свободностоящим, островным строением. Теперь они выполняли функцию своеобразной триумфальной арки. В 2005 году Королевские ворота были символом празднования 750-летия Калининграда. С того же года в воротах размещается Историко-культурный центр «Великое посольство», являющийся филиалом Музея мирового океана. В воротах расположены экспозиции, посвящённые возникновению и развитию города-крепости Кенигсберг, посещению Кёнигсберга выдающимися людьми и дипломатической истории Кёнигсберга-Калининграда (в частности, посещению Кенигсберга Великим посольством Петра I.
На пересечении Литовского вала и Московского проспекта находятся третьи из семи сохранившихся ворот Кенигсберга — Закхаймские. Они были построены в XVII веке и стали частью вального укрепления Кенигсберга. Со временем сооружение утратило свою защитную функцию, став своего рода триумфальной аркой для въезда в город: через Закхаймские ворота пролегала крупнейшая дорога маршрутом «Берлин — Кенигсберг». После Второй мировой войны ворота долго стояли заброшенными. В советское время ворота использовались как склад, баскетбольная площадка, здесь даже проводились дискотеки. В 2013 году в Закхаймских воротах открылась арт-платформа «Ворота». Здесь постоянно проходят выставки фотографии, живописи, скульптуры, видео- и аудиоискусства от местных, российских и иностранных художников. Почти ежедневно происходят необычные мероприятия: образовательные мастер-классы и лекции, фестивали и кинопоказы, концерты. В «Воротах» работает кофейня, где можно выпить кофе и съесть крафт-сэндвич.
На пересечении ул. Генерал-фельдмаршала Румянцева и Гардейского проспектов можно увидеть памятник Героям Первой мировой войны 1914—1918 гг., установленный в год столетия с момента начала войны, посвящённый памяти русских солдат и офицеров, павших в боях этой войны.
На том же перекрестке установлена памятная плита генерал-фельдмаршалу П. А. Румянцеву, в честь которого улица получила свое название.
Прямо за этими двумя памятниками располагается Астрономический бастион Кенигсберга, построенный в 1852–1862 годах в ходе обустройства Второго вального кольца обороны. Необычное название комплекса появилось благодаря расположенной напротив Кенигсбергской обсерватории, построенной в 1813 году Ф.Бесселем.
По другую сторону улицы находиятся Аусфальские или так называемые Выездные ворота. Они находились ниже уровня земли и предназначались для пешего прохода. Первые ворота на месте нынешних были построены в двадцатых годах XVII, во время строительства оборонительно вала вокруг города. Позднее, в 1866 году, ворота были построены заново, в стиле кирпичной готики. Построенные в XIX веке Аусфальские ворота пропускали только пешеходов, и были менее значимы по отношению к остальным городским воротам (о чём говорит, например, более бедное архитектурное оформление). Проектировал новые Аусфальские ворота архитектор Людвиг фон Астер. В 1993 г. на верхнем покрытии ворот была построена часовня Св. Георгия. Планируется реконструкция объекта и его включение в военно-исторический комплекс Парка Победы.
За Аусфальскими воротами расположена экспозиция памятника 1200 гвардейцам и, отделенный мостиком через пруд от экспозиции, Парк Победы. Парк Победы заложен ветеранами Великой Отечественной войны 8 мая 2000 года, в честь 55-летия Победы. На его территории расположены: Стена Славы, на которой увековечена память соединений и частей Красной Армии, участвовавших в Восточно-Прусской операции и штурме Кенигсберга; Братская могила, в которой захоронены останки 28 советских воинов; Памятник «Воинам-разведчикам» — единственный в России мемориал в честь советских разведчиков, открыт в июле 2013 года. Прототипом разведчицы стала Герой Советского Союза Анна Морозова, работавшая под псевдонимом «Лебедь». На мемориальных плитах увековечены 190 разведгрупп, действовавших на территории Восточной Пруссии.
Также, в Парке Победы находятся еще одни уцелевшие со времен Кенигсберга ворота — Железнодорожные. На воротах сохранилась надпись с датой их постройки — 1866–1869 годы. Она расположена на замковом камне ворот. Проектировал Железнодорожные ворота архитектор Людвиг фон Астер. Через эти ворота проходила железная дорога, ведущая в Пиллау (ныне — Балтийск). После того, как оборонительные сооружения центра города были убраны, по бывшему валу была проложена улица Дойчорденринг (ныне — Гвардейский проспект). Таким образом с тех пор ворота малозаметны, и скорее напоминают тоннель через дорожную насыпь. После Второй мировой войны движение по проходящей через ворота железной дороге прекратилось, так как была построена новая железнодорожная ветка. Тем не менее рельсы от старой дороги сохранялись вплоть до конца девяностых годов. Позднее по трассе бывшей железной дороги была проложена пешеходная дорожка, которая ведёт от Московского проспекта через Железнодорожные ворота в парк за памятником 1200 гвардейцам. Весной 2007 года Железнодорожные и Аусфальские ворота были переданы Калининградскому истоико-художественному музею. Планируется реставрация ворот, и размещение в их помещениях музейных экспозиций военно-исторической тематики. Вместе с памятником 1200 гвардейцам и Парком Победы, ворота должны стать частью военно-исторического комплекса.
Ниже расположен Двухъярусный мост, построенный в 20х годах прошлого века. Вес стального моста более 1000 тонн. Верхний этаж для поездов, нижний — для пешеходов и машин. Мост до Великой отечественной войны был поворотный (скорость разведения поворотного пролета моста была 2,25 минуты!), в конце войны был разрушен. Год спустя после войны мост восстановили, только в ж.д варианте и не разводным. Второй этап восстановления длился с 1959 по 1965 годы. Разрушенную во время войны речную опору решили не восстанавливать, и вместо бывших двух пролетов соорудили один — вертикально подъемный.
За Двухъярусным мостом, на ул. Портовая, находятся Фридрихсбургские ворота, построенные в 1652 г. Ворота являлись частью форта-крепости Фридрихсбург. После реставрации в воротах расположен филиал Музея Мирового океана, посвященный истории кораблестроения.
Еще ниже, на улице Багратиона, можно лицезреть Бранденбургские ворота Кенигсберга. Бранденбургские ворота были выстроены в 1657 году на юго-западном участке первого вального укрепления при пересечении его с дорогой, ведущей к замку Бранденбург (ныне — пос. Ушаково). Из-за отсутствия денежных средств и соответствующего проекта строители ограничились возведением деревянных ворот, поставленных под крышу и упирающихся в земляной вал. Для надёжного прикрытия впереди вырыли ров и заполнили водой. Через сто лет по распоряжению прусского короля Фридриха II обветшалое строение было сломано, и на его месте сооружена массивная кирпичная постройка с двумя просторными проездами, имеющими стрельчатое завершение. Новые прочные ворота полностью перекрыли дорогу на юг (ныне улица Суворова) и служили надежной защитой города. Толстые стены хорошо укрывали небольшой гарнизон караульных, которые размещались во внутренних казематах. Здесь также имелись служебные, подсобные, складские помещения и подъемники. Во время реставрационных работ 1843 года ворота были значительно перестроены (почти что построены заново на том же месте) и украшены остроконечными декоративными фронтонами, крестообразными цветами из песчаника, стилизованными листьями на навершиях, гербами и медальонами. На воротах установлены скульптурные портреты фельдмаршала Бойена (1771–1848), военного министра, участника проведения реформ в прусской армии; справа — генерал-лейтенанта Эрнста фон Астера (1778–1855), шефа инженерного корпуса, одного из авторов Второго вального укрепления. Бранденбургские ворота -единственные из всех сохранившихся до наших дней кёнигсбергских ворот, выполняющие свою прежнюю транспортную функцию. Строение отреставрировано и охраняется государством как архитектурный памятник, украшающий улицу Багратиона.
Еще одни сохранившиеся ворота Кенигсберга — Фридландские. Расположены они на перекрёстке проспекта Калинина и улицы Дзержинского, примыкают к Южному парку (бывший парк имени 40-летия ВЛКСМ). Название ворот связано с городом Фридландом, нынешним Правдинском. Первые Фридландские ворота были построены в XVII веке, однако они располагались не на месте нынешних. Ныне сохранившиеся Фридландские ворота стали последними воротами Кенигсберга (то есть были построены последними). Точная дата их строительства неизвестна, приблизительно 1857–1862 годы. Также неизвестно, кто был их архитектором. В начале XX века устаревшие и утратившие военное значение ворота вместе со всем вторым вальным обводом были проданы военным министерством городу. Тогда движение транспорта через них было прекращено, так как часть ставшего ненужным оборонительного вала была срыта, и дорога на Фридланд (нынешняя улица Дзержинского) стала проходить сбоку от ворот. После Второй мировой войны ворота пустовали в течение долгого времени, затем в них располагался склад. В конце 1980-х годов в Южном парке проводились работы по расчистке территории и очистке дна многочисленных прудов парка. В ходе этих работ было найдено много старых предметов. Вскоре, в воротах был организован музей, основой коллекции которого и стали найденные в парке предметы.
Кстати, еще в Южном парке "припаркована" изумительная коллекция миниатюр. И да, там тоже можно выпить кофе и перекусить.
Завершает этот маршрут один из семи легендарных мостов Кенигсберга - Высокий мост, построенный в 1520 году. Мост связал Ломзе и Форштадт. Последний раз он возобновлялся с 1882 году, и с тех пор уцелел "домик смотрителя", на самом деле - подъёмный механизм, и опоры в воде. Строить его задумали аж в 1455 году в низменном месте, которое регулярно затоплялось рекой. Немцы учли этот факт и не особо отчаялись! Они просто сделали мост выше, ну а дальше смышлёные жители города быстро придумали ему имя, назвав Высоким. По другой версии, название моста произошло от его расположения (выше всех по реке). Не понятно также то, когда мост достроили. Как правило, источники говорят о 1520 году, а некоторые ссылаются на 1500. Сплошная путаница! История Кенигсберга полна таких конфузов, и решение их весьма проблематично. Как и большинство прочих мостов города, Высокий целиком состоял из дерева и имел мощные защитные заграждения от ледяных торосов и мощных волн. Плюс к этому, он, как и Деревянный, был достаточно длинным, что и делало его весьма необычным на вид. Сам мост находился неблизко от главной части города и служил верой и правдой Альтштадту, которому совсем не хотелось получать доступ на юг через ненавистного им богатого соседа – Кнайпхофа, с которым они так и не нашли общий язык. Кнайпхофцы, конечно, Высокому мосту рады не были, так как им он не давал никаких преимуществ. Возможно, именно благодаря этому событию и возник седьмой мост Кенигсберга — Медовый, о котором будет написано далее. Ведь с помощью него они могли попасть на остров Ломзе в обход мостов Альтштадта. Как бы то ни было, этой вражде двух городов мы можем сказать только спасибо! Она не только являлась причиной постройки двух интереснейших мостов города, но и ей обязана своему появлению знаменитая загадка Кёнигсберга, решенная математиком Эйлером. Высокий мост же имел и еще одну особенность. Около него, рядом с Прегелем, находилась дамба и одинокая таверна с говорящим названием «Новая кружка». Владельцем этой таверны являлся не кто иной, как сам смотритель моста. По некоторым данным, около таверны располагался Альтштадтский сад для воскресных гуляний знати. Кстати, о мосте и знати! Знаете ли Вы, что с Высоким мостом связана легенда о бароне Мюнхгаузене и его потерявшемся сапоге? Нет? Тогда слушайте! Всем нам известно, что барон бывал в Кенигсберге и здесь оставил свои «правдивые» следы. Так вот, однажды он так загулялся по Кенигсбергу, что и сам не заметил, как вышел в пустынную часть города с большим деревянным мостом. Он настолько устал, что очень обрадовался таверне неподалеку от того моста и изрядно там выпил свежего пива, после чего понял, что идти ему точно не по чину и нужно заночевать. Заночевал барон в доме у того самого смотрителя, пригласившего его погостить, но кровать у него была настолько мала, что Мюнхгаузену пришлось высунуть ноги прямо в окно. Стоит отметить, что барон явно был сильно пьян, так как завалился спать прямо в сапогах, а пока он спал, один сапог взял и слетел с его ноги, упав в мирно текущие воды Прегеля. Вот такая легенда! Впрочем, есть и еще одна версия, но кого это удивит? Это же Мюнхгаузен! Перестроили Высокий мост из деревянного в тот вид, который на фото выше, только в 1882 году. Получившийся мост был очень красив, но его истинным бриллиантом стал «мостовой домик», возведенный в стиле неоготики в 1899 году. Этот домик и тогда отличался от всех подобных, но возведен он был вовсе не для красоты, а для гидравлических устройств: аккумулятора, насосов и двигателей, приводящих в движение разводной механизм. Однако вид самого домика повергает в восторг до сих пор! Он словно вышел из сказки и обладает каким-то своим загадочным характером, из-за чего, калининградцы ласково прозвали его домиком Маленького принца. Высокий мост так и не пережил вторую мировую войну. Но снесли старый мост отнюдь не советы и не случайная авиамбомба, а фашисты в 1938 году. Весной 2016 года городскими властями было принято решение провести ремонт транспортной развязки на перекрестке улиц Багратиона, Дзержинского и Октябрьской, то есть того района, где находится мост Высокий. В Калининграде, как известно, прошли несколько матчей в рамках финальной стадии Чемпионата мира по футболу 2018 года. Город заранее начал готовиться к этому событию, обновляя не только спортивные сооружения, но и внешний облик улиц. В рамках этой программы был реконструирован и Высокий мост.
ПРЕАМБУЛА ПРОДОЛЖЕНИЕ
Теги:
Самостоятельные путешествия