Первая точка на пути в Татарстан — Нижний Новгород. Особенный он тем, что у него достаточно сильная мусульманская часть — сказывается соседство с Татарстаном, откуда часто переселяются в этот регион.
Но давайте по порядку.
Это был тяжелый, но в то же время яркий и насыщенный день. Еще утром мы были в Москве, а уже в полдень выгружали себя и съемочную аппаратуру у входа в мечеть Тауба, что означает «покаяние». Эта мечеть, расположенная в одном из спальных районов города, была открыта в 2001 году. Известно, что в ее строительство внесли свой посильный вклад многие сотни мусульман не только из Нижнего Новгорода, но и со всей России.
1
Первое, на что обращаешь внимание в мечети Тауба — это расположенная сразу при входе лавка халяльных продуктов. Как с радостью рассказала нам стоявшая за прилавком женщина, халяльная пища чистая, полезная и пользуется популярностью не только среди мусульман. По ее словам, за халяльными продуктами в мечеть заглядывают многие жители соседних кварталов вне зависимости от принадлежности к той или иной конфессии.
В момент нашего появления в мечети в молельном зале несколько человек совершали зухр, полуденную молитву-намаз. Позже один из хазратов пояснил, что в будние дни все работают, поэтому и людей в мечети совсем мало, зато в пятницу, священный для каждого мусульманина день недели, а также в праздники, на намаз сюда собирается до тысячи человек.
1
Динар Валеев: Ислам учит, что на первом месте — любовь к Богу, на втором — любовь к Пророку (да благословит его Всевышний и приветствует), и на третьем — любовь к ближним. Мне хотелось бы объединить людей вокруг одной простой, но очень ответственной задачи — выразить свою любовь, почтение и уважение к Пророку (да благословит его Всевышний и приветствует). В какой-то момент, я понял, что суть Ислама остается для многих загадкой, тайной, и тогда, около года назад, я запустил проект «100К Мухаммад». Проект развивается, и появилась идея экспедиции, которую по милости Творца мы начинаем реализовывать.
Для меня все началось с проекта «Портрет прохожего», который мы делаем вместе с Ильей Нодия. Во время наших путешествий нам встречались очень интересные персонажи, и благодаря этой абсолютно светской истории во мне проснулся огромный интерес к людям, к тому, как и чем они живут. Тема религий меня тоже интересует давно, и с точки зрения личного развития, и с точки зрения связи религии и государства, их взаимовлияния. Это очень актуальный для нашей страны вопрос.
1
Мне повезло, что я познакомился с Наташей Ичаевой, которая сейчас является pr-руководителем нашего проекта. Она и познакомила меня с Динаром. С ним мы стали общаться, говорили о религиях, о путешествиях, хотели сперва организовать фотоисторию о людях, исповедующих Ислам, но все в итоге закрутилось, проект значительно вырос, и теперь наша цель — снять фильм, работа над которым позволит нам изучить Ислам, как самую молодую и, на мой взгляд, одну из самых интересных религий.
В мире сейчас довольно сложное отношение к Исламу и мусульманам, и мне хочется разрушить некие стереотипы, которые существуют у многих из нас. Как человека не религиозного, меня прежде всего интересует бытовая сторона вопроса: как живут эти люди, во что они верят и на что надеются, чем они увлечены и почему именно Ислам стал для них основой их существования на земле. Для меня важно показать, что путь к Богу у каждого свой, и мы должны уважать выбор каждого человека. Что еще важно, так это то, что я очень люблю путешествовать. Уверен, что наша экспедиция вызовет большой интерес со стороны самых разных людей.
1
Ислам в современном мире — тема острая. При этом оценивать ситуацию адекватно способны далеко не все. Я не люблю политику, терпеть не могу, все что с ней связано, и для меня очень важно, показать Ислам вне политики, и, если угодно, вне всяческого официоза. Я убежден, что все и всегда зависит от самого человека, и сейчас я отправляюсь на поиски новых встреч с прекрасными и интересными людьми, которым есть, что сказать этому миру, вне зависимости от их конфессиональной принадлежности и политических убеждений.
1
После съемок в тихой и уютной мечети Тауба у нас была запланирована встреча с нижегородской общественной активисткой по имени Альфия. Девушка рассказала нам о себе, о том, как пришла в Ислам, о том, как беспокоилась, что ее выбор не примут ни родители, ни друзья, и как рада она была ошибиться в своих опасениях: «Ислам — это мой выбор, и я счастлива, что меня принимают такой, какая я есть». Важные и, главное, искренние слова.
1
После интервью с Альфией мы с разрешения имама осмотрели и провели съемку в Соборной мечети Нижнего Новгорода. Расположенное на высоком холме на берегу Волги краснокирпичное здание с уходящим в небо минаретом оказалось прекрасным не только снаружи, но и внутри. Правда, в этот час молельный зал пустовал. Солнце клонилось к закату. Нижний Новгород медленно засыпал.
1
На следующий день наш ждала Казань.
1
Мы покинули Нижний Новгород на рассвете. Решение отправиться в путь с утра пораньше было обусловлено нашим желанием успеть в Казань к джума-намазу, пятничной полуденной молитве. После того, как мы потеряли лишний час в скопившейся на трассе М-7 пробке стало ясно, что в столицу Татарстана мы приедем лишь после полудня. Короткая остановка на завтрак где-то в районе Чебоксар, добрая беседа «за жизнь» с торгующими вдоль дороги бабушками, еще несколько сотен километров пути — и вот мы уже въезжаем в Казань, которая предстает перед нами во всем своем великолепии.
Первая точка съемки — мечеть Рамазан. Найти ее не легко даже при помощи навигатора. Она скрыта от глаз окружающей жилой застройкой. Помогает прохожий. Говорит: «Поверните направо. Там сначала будет православная церковь, а за ней, недалеко, мечеть». Минута, и мы на месте. Перед нами кирпичное здание с минаретом, который, как сообщается, повторяет формы минарета стоявшей тут ранее мечети Барудия. Судьба ее печальна: построенную в 1805 году в Пороховой слободе Казани мечеть снесли при советской власти.
У мечети Рамазан нас встречает окруженный детьми Анвар. Он один из прихожан. Рядом с ним — его дети, среди них и родные, и приемные. Идем в мечеть, усаживаемся все вместе за стол, нас угощают дынями и арбузами, душевно общаемся и общение это плавно превращается в запись интервью. Люди настолько открыты и добродушны, что в нас с каждой секундой крепнет ощущение, что мы дома.
1
1
Вскоре к нам присоединяется имам. Обстоятельно рассказывает нам о том, как он учился в медресе, а потом какое-то время жил впроголодь на чердаке недостроенной мечети. В те тяжелые времена, вспоминает он, прихожане часто удивлялись, когда видели своего наставника подрабатывающим чуть ли не на стройке или в такси. Теперь дела идут хорошо. Анвар, например, мечтает открыть рядом с мечетью дом, в котором будут жить одинокие старики и оставленные на произвол судьбы дети.
«Ребята будут заботиться о стариках, а те, в свою очередь, будут передавать подрастающему поколению свою мудрость. В нижнем этаже организуем мастерские. Пусть те дети, кто постарше, учатся и привыкают к труду», — рассуждает словоохотливый Анвар.
1
Следующая наша остановка находится на окраине Казани — в районе под названием Большие Клыки. Мы едем в гости к человеку по имени Мухаммад, и пока еще даже не подозреваем, что встреча с ним окажется одним из самых ярких событий второго дня нашей экспедиции. Мухаммад сидит дома с детьми, жену отпустил по делам. Он внимательно выслушивает наш рассказ о целях и задачах экспедиции Why Way, обещает голубоглазому маленькому сыну, что после интервью постреляет с ним из арбалета, устраивается в кресле и вдруг разражается настолько яркой, живой и наполненной мудростью речью, что каждый из нас, из участников экспедиции, не сговариваясь понимает: мы абсолютно не зря делаем свое дело. Даже ради одного такого разговора нужно было приехать в Казань!
1
После того, как интервью записано, Мухаммад ведет нас на кухню, чтобы угостить магдусом, национальным ливанским блюдом, представляющим из себя фаршированные чесноком и орехами баклажаны, которые предварительно лежат под прессом, томятся на солнце и хранятся в наполненных оливковым маслом трехлитровых банках.
1
В то время, как мы уплетаем магдусы, Мухаммад рассказывает о себе. Он родом из Ливана, но вот уже около 20 лет живет в Казани. Знает пять языков. По профессии — хирург. Сразу видно, что специалист востребованный: его телефон разрывается от звонков, люди желают поговорить или посоветоваться. Мухаммад с радостью общается с каждым. Его глаза светятся, на лице — добрая улыбка.