В Аахен (или Ахен, приняты обе формы транскрипции) мы обязательно вернёмся. Рассчитано было всё нормально — во второй половине дня университет, следущие полдня с утра для города, но… иногда случаются эти «но». У нас крайне-крайне редко, и всё же… по дороге из Оснабрюка, сразу за Кёльном, три машины организовали пирамидку посередине автобана, украсил которую в основании мотоцикл. Все, как я понял, остались живы, поэтому можно было бы поговорить и с юмором, если бы не наши планы. Как, впрочем, и планы тысяч людей вокруг нас. Навигатор нашёл альтернативу, но только 2 км до съезда с автобана мы добирались 2 часа. Провинциальные дороги не скоростной автобан, потом начало темнеть, всё же поздняя осень, зарегистрироваться в отеле — всё, что мы успели в этот день.
Соблюдая приоритеты поездки, следующим утром восполнили неудавшуюся вечернюю программу, посетив университет.
Рейнско-Вестфальский технический университет Аахена очень известен, входит в 9-ку лучших технических университетов Германии. Кампус огромен, ведь в университете учатся около 30 000 студентов на 75 разных профессий, к тому же университет не находится непосредственно в центре, времени ушло достаточно.
С учётом послеобеденной дороги домой, всё же 800 км, на сам город осталось полтора часа. Мало что посмотрели, но что посмотрели, покажу.
Так уж сложилось, что до этого в Аахене не были, хотя несколько раз и проезжали мимо, город заслуживает большего внимания, вернуться просто необходимо, и желательно в зелёное время года.
Каким мы увидели Аахен за эти пару часов? Показалось, что город мал сам по себе, по крайней мере меньше Оснабрюка, который мы оценили, как провинциальный. Уютный скромный немецкий городок.
Но застройка наоборот более солидная, каменные кварталы выглядят иногда совсем по столичному. Улицы и площади этого древнего города просторны и прямы, хотя возможно, в этом есть и вклад американцев, которые так старательно бомбили город, что многие районы строились на «пустом» месте.
Но сохранились и кварталы с чудом уцелевшими историческими зданиями, которые создают впечатление Средневековья.
В далёком девятом веке Аахен был резиденцией грозного короля франков и властителя Европы — Карла Великого, но большие любители старины будут немного разочарованы.
Облик Аахена определяют постройки конца XIX-го, начала и середины XX-го века., здесь нет особо впечатляющих архитектурных ансамблей.
Кроме, конечно, собора и ратуши, но о них должен быть отдельный рассказ.
А всё потому что город был разрушен до основания дважды, хотя в ходе войны только в конце Второй мировой, став жертвой бомбардировок американских и британских ВВС. А первый раз, в 1656-м году, город просто выгорел в ходе катастрофического пожара
В тишине и спокойствии мы прогулялись по опрятным улочкам старого города, вымощенных брусчаткой, со множество маленьких лавок и магазинчиков, в это время дня пока без покупателей.
На более широких улицах аахенского центра расположились дорогие бутики и рестораны, складывается впечатление, что в Аахене живут хорошо обеспеченные люди
Аахенский театр — один из известнейших в Германии, был построен в 1825 всего за три года, кроме спектаклей здесь проходят и городские балы. Во времена Второй мировой в здание театра попала бомба, сразу после войны началась активная реконструкция здания по сохранившимся чертежам. Вход украшают 8 колонн из девонского камня. На тимпане изображена женская фигура Гения, которая дарит венки музам трагедии и комедии — Мельпомене и Талии.
Конь перед театром неслучаен, Аахен является одним из важнейших центров конного спорта в Европе, здесь проходят Всемирные конные игры, поэтому в городе установлены несколько жеребцов на постаментах.
Как термальный курорт с многочисленными минеральными источниками, Аахен известен ещё со времен античности благодаря римским легионерам, устроившим здесь санаторий. В конце XVII века город становится модным курортом, сюда приезжают члены королевских семей и знатные дворяне. В 1819 году городские власти решили построить новый фешенебельный зал с питьевым фонтаном, в который будет поступать минеральная вода из Императорского источника, далёкого 180 метров. Так возник Элизенбруннен, названный в честь Елизаветы Баварской, дочери баварского короля Максимилиана I.
Центр города, притягивающий как жителей, так и гостей — собор и ратуша, связанные в единый комплекс. Очередь, закрученная на площади между ратушей и собором, возникла из-за большого желания жителей города посмотреть временную выставку французских импрессионистов, только что привезённую в Аахен. Здание местного музея находится сбоку площади.
Аахенский кафедральный собор Девы Марии по замыслу Карла Великого был призван стать религиозным центром его империи, поэтому был возведен рядом с императорским дворцом, считавшимся самой роскошной монаршей резиденцией своего времени. Вернее, вначале была Императорская капелла, так называемый каролингский октагон (церковь в форме восьмигранника), ставший позднее ядром кафедрального собора.
При строительстве не обошлось без мрамора из Италии, который был доставлен по приказу папы Адриана в Аахен, в 798 году в церкви были установлены мраморные античные колонны, в 800 году в церковь переехали священные реликвии, а в 805 году церковь освятил папа Лев III.
До наших дней от построек каролингской эпохи сохранились церковь Богоматери и пристроенный к церкви Западный зал, где находятся императорская ложа и две башни с винтовыми лестницами. Барочный купол высотой 31 м был сооружен после пожара 1656 года.
Карл Великий в 814 году был погребен в церкви Богоматери в античном саркофаге, в 1215 году его останки были переложены в золотой ларец, установленный в апсиде готического хора. Но ларец мы не видели, собор был закрыт на службу, ждать не было времени, надеемся внутрь попасть в будущем.
Внутри хотелось бы увидеть старинные мозаики, кованую люстру в виде короны, поднесенную в дар собору Фридрихом Барбароссой, средневековую литую статую Девы Марии необыкновенной красоты, бронзовую кафедру, инкрустированную слоновой костью, подаренную собору в XI веке императором Генрихом II, трон императора…
Есть ещё внутри ларец Девы Марии, в котором хранятся четыре Священные ахенские реликвии: пелены Младенца Христа, набедренная повязка Христа, в которой он был распят, одеяние Девы Марии в ночь Рождества и платок, в который была завернута голова Иоанна Крестителя, доставленные в Аахен из Иерусалима, но демонстрируются реликвии только раз в 7 лет.
Второе значительное здание — готическая ратуша, построенная в 1300–1349 годах на фундаменте Королевского зала Карла Великого, сооруженного по образцу базилики императора Константина I в. Трире. До 1531 года в ратуше проводились парадные трапезы в честь коронации немецких императоров.
Ратуша была со временем перестроена в барочном стиле, но в XIX веке ей решили вернуть первоначальный готический облик, для чего были созданы заново скульптуры фасада. В наши дни ратуша по-прежнему служит резиденцией обер-бургомистра и Городского совета.
От Королевского зала осталась башня Гранустурм. В башне были арсенал и тюрьма.
С другой стороны ратуши, на Торговой площади, находится один из символов города и старейший аахенский источник, фонтан Карла. Был установлен ещё в 1334 году, но тогда он представлял собой низкую многоугольную чашу, в 1620 году превратился в композицию из десятиугольного бассейна с мощным столбом. Не знаю, что было на столбе в XVII веке, а в 1735 году на него поставили бронзовую купель, увенчаннуя статуей Карла Великого.
На северной стороне Рыночной площади выделяется легендарный дом Лёвенштайнов — самый правый, который уцелел как во время пожара, так и во время войны. Построенный в 1344–1345 годах, он сначала использовался для хранения вин, позже перешел к семье, в честь которой и получил своё название.
Аула Каролина, бывшая церковь монастыря Святой Екатерины, принадлежащего ордену августинцев, впервые упоминается в XIII веке. После пожара 1656 года было освящено новое, дошедшее до наших дней здание монастырской церкви, которое было возведено на прежнем фундаменте. В XIX веке в Ауле была гимназия императора Карла. Сейчас в здании проводятся выставки и концерты.
А Каролинская гимназия теперь расположена в этом неоготическом здании
Церковь Св. Терезы принадлежала монастырю кармелиток, который был построен здесь в 1662 году. После войны церковь была восстановлена по старым чертежам и рисункам.
Церковь святого Фоиллана в Аахене уникальна тем, что это вообще единственная церковь, посвященная этому ирландскому миссионеру и святому в немецкоговорящих странах. В 1180 году церковь была построена для «простых» жителей Аахена, кого не подпускали к Императорскому дворцу и Кафедральному собору. В XV веке церковь заменили трехнефным готическим храмом. Здание постоянно страдало от войн, пожаров, современный вид приняло в 1888 году.
От крепостных стен свободного имперского города Аахена мало что осталось, но несколько башен и городских ворот дожило до наших дней. Как, например, эти мостовые ворота, построенные в 1320 году. В воротах были пункт для сбора налогов, тюрьма и даже помещение школы.
Ну что ж, вот таков кусочек бывшей столицы Карла Великого, через который мы прошли, почти пробежали за полтора часа. Как говорится, чем богаты, тем и рады поделиться.
В следущий раз, когда попадём основательно, возможно, возникнет и иной рассказ.