— словацкий метеор — град для дев — от фазана до Чумила
Часть 3.Маршрут: Вена — Пратер — ужин в «Плахутте».
Пратер (лат. pratum — луг) — большой общественный парк и зона отдыха в Вене, между Дунаем и Дунайским каналом, вытянутый вдоль берега на 5 км. Большую его часть занимает так называемый «зелёный Пратер» (Grüner Prater), где находится главная аллея, территория Венской международной ярмарки, ипподром, стадион, велодром, спортивные площадки. А вот на севере Пратера расположен «Вурстельпратер» (Wurstelprater) — парк аттракционов, который часто также называют просто Пратером.
1
Конечно, путешествуя по Австрии с пятилетним ребенком, мы не могли обойти своим вниманием это место. Дворцы, опера, прогулки по городу — это всё очень интересно, но дитё-то тоже надо уважить. Поэтому, на третий день пребывания в австрийской столице, мы отправились «в детство», на качели-карусели.
Вы б, газели, не галдели, А на будущей неделе Прискакали бы и сели На качели-карусели!
(К. И. Чуковский «Телефон»).
1
На территории парка расположено 250 аттракционов, в том числе самое старое в Европе колесо обозрения, цепочная карусель высотой 117 метров, и американские горки в закрытом помещении. Главное отличие от остальных парков развлечений — бесплатный вход. То есть, вместо того, чтобы покупать общий билет на день, как допустим, делают в Диснее, в Пратере за каждый аттракцион платишь отдельно, от 1,5 до 5 евро.
Начитавшись полезных советов, мы решили приобрести Prater card, которая обещала до 10% скидки на аттракционы (залог 2 евро в кассе; в конце можно вернуть пластик и получить назад два евро, а можно забрать карточку себе в качестве сувенира). На карточку заливается от 10 до 500 евро.
В результате, она у нас еле-еле окупилась, т. к. многие аттракционы в парке эту карточку вообще не берут, предпочитая наличку. Приходилось несколько раз идти на те горки/карусели, на которые не хотели, но были вынуждены, чтобы «отбить» положенные на карту деньги.
В общем, второй раз я бы не стала связываться с этой Prater card. Экономии особой не увидели, много где ей нельзя пользоваться; лучше расплачиваться по факту живыми деньгами.
Сначала посетили, конечно, старинное колесо обозрения Riesenrad, сооружённое в 1897 году английским инженером Бассетом. Это одно из самых ранних «колес» в мире (первое, естественно, забабахали американцы на четыре года раньше в Чикаго).
«Только тот, кто видел Вену с колеса обозрения, может сказать, что знает её», — гласит рекламная надпись над входом. Ну, что, проверим? Билет 10 евро.
Перед катанием на Riesenrad, можно осмотреть посвященный ему музей (Panorama Museum). По окружности помещения расставлены витрины с миниатюрами — символические красные вагончики. Кстати, все они имеют нечетные номера, потому что четные — крутятся и работают. Создатели колеса боялись несчастливого 13 числа, вот и решили избежать его таким вот оригинальным способом.
Изначально, колесо было оборудовано 30-ю кабинами, но по технике безопасности решено было оставить половину. Во время войны колесо дважды горело; его почти разобрали на металлолом. Но оказалось, что демонтаж сложной конструкции будет стоить дороже самого железа. Это и спасло от «смертного приговора» уже ставший известным городской ориентир.
С мая 1947 года по настоящее время Riesenrad продолжает вращаться, медленно поднимая и опуская восторженных посетителей со скоростью 2,7 км/ч. Ну что сказать… 65 метров — не шутки! Хотя, вон, в Дубае ведётся строительство крупнейшего в мире колеса обозрения высотой 210 метров. Но куда ему до исторической атмосферы венского символа!
В хороший солнечный денек вид на окрестности замечательный. В вагонах опускаются центральные окна, так что можно снимать не через заляпанные стекла, да еще дышать «высоким» воздухом. Некоторые кабины переделаны в этакие вагоны-рестораны, которые, как говорят, пользуются популярностью у местных молодоженов.
Вся поездка занимает 10–15 минут, в зависимости от остановок. И хотя цена аттракциона завышена, на мой взгляд (повторюсь, что всё остальное в парке стоит от 1,5 до 5 евро), но будем это расценивать как плату за возможность окунуться в историю.
Для сравнения мы опробовали второе колесо. Да, да, их в парке два: старинное Riesenrad и современное Blumenrad («Цветочное колесо»). Стоит в три раза дешевле, крутится в три раза быстрее, и страшнее, потому что гондолы открытые.
Зато с этого колеса можно отлично поснимать весь парк с высоты птичьего полета. Видно далеко и ничто не мешает.
Из опробованных семейных аттракционов особенно понравились Dizzy Maus с резкими поворотами в, казалось бы, последний момент, и относительно новый водный Aqua Gaudi. Сухим оттуда не уйти по любому;-)
1
А затем настало время Автодрома — любимого развлечения нашего советского детства. До сих пор завораживают эти маленькие электрические машинки с резиновым бампером и металлическим шестом! И в Венском Пратере это один из самых посещаемых аттракционов.
В Советском Союзе практически все аттракционы проектировались в институте Культтехники, а производились одним-единственным предприятием. Ейский механический завод «Аттракцион» в советский период был монополистом в стране по производству аттракционов, продукцию завода можно было увидеть в каждом городском парке. Пиковой мощности завод достиг в конце 80-х годов, когда выпускалось 1500 аттракционов в год, а работало на предприятии более тысячи человек.
Типичный джентльменский набор тогдашнего городского парка состоял из восьми аттракционов: колесо обозрения, цепочная карусель «Вихрь» (хит у детей всех возрастов!), «Орбита», «Ромашка» (наиболее кассовые), а также «Солнышко», «Колокольчик», «Юнга» и «Ёлочка». Последние из перечисленных не приносили особой прибыли, но в обязательном порядке «распихивались» по разнарядке по паркам. Иногда к этому набору добавлялся и Автодром, — также один из наиболее кассовых аттракционов, но его сложно было «достать». А сейчас — пожалуйста, плати и наслаждайся.
Для проверки нервов на прочность, мы отправились в пещеру Zombie Geisterbahn. Причем идея была дочкина, сами бы мы ни-за-что! В результате, отважная девочка просидела всю поездку в вагончике, закрыв руками уши и зажмурив глаза, пока на нас что-то капало, дуло и шевелило волосы. На выходе спрашиваем её:
Как гласит первый закон зомби-апокалипсиса: будь человеком, и к тебе потянутся! :)))
После зомби самое то пойти к пони. Детская карусель с настоящими пони пользовалась необычайной популярностью у малышни. Кто хотел, мог кататься в санях, ну, а тех, кто посмелее — сажали верхом и пристегивали. А после карусели можно было прокатиться на других пони по небольшому парку.
Конечно, есть в Пратере и аттракционы не только семейного плана, но и с пометкой «Für mutige», то бишь «для смелых», или, скажем, для тех, у кого крепкий вестибулярный аппарат. Например, веселые качельки Black Mamba крутят желающих со скоростью 80 км/ч, причем постоянно меняя направление. Смотрите сами, хотите ли испытать свой желудок на прочность:
Другая страшилка называется Turbo Boost. Люди выходят реально зеленые.
Ну и напоследок та самая советская каруселька «Вихрь». Через несколько минут эти люди поднимутся на высоту 33-этажного дома, и будут вопить от ужоса от радости, вращаясь на скорости 60 км/ч. Praterturm, а именно так называется эта башня, представляет собой 117-метровый столб, на который надета громадная звезда. К звезде присоединены цепи с висящими на них двойными сиденьями. Постепенно, звезда ползет по столбу, а люди… А люди получают кайф. В общем, обычная цепочная карусель. 80-го уровня:)
В Пратере мы провели практически весь день, и его вполне можно рекомендовать — достойное и интересное место, особенно для путешествующих с детьми.
К вечеру вернулись в квартиру, переоделись, и отправились ужинать. Так как это был заключительный день в Вене перед выходом на круговой 2100-километровый маршрут, то решили, что надо бы отметить. Выбрали культовый ресторан «Plachutta» рядом с Оперой; бронирование обязательно, особенно в выходные.
Пока что, из традиционной австрийской кухни мы попробовали венский шницель (см. 1-ю часть). Теперь настала очередь тафельшпица (нем. Tafelspitz; Tafel — стол, Spitz — вершина, остриё) — мясного блюда, которое готовится из нежной верхней части говяжьего огузка.
На вид оно не особо презентабельное: кастрюля с наваристым бульоном, большим куском мяса, и плавающими корнеплодами. Но это тот случай, когда не стоит судить по «обложке». Австрийцы превратили вареную говядину в настоящий шедевр, достойный императорской кухни. Известно, что кайзер Франц Иосиф ел тафельшпиц почти ежедневно. А Карл фон Штюргк — австро-венгерский государственный деятель начала 20-го века был застрелен во время обеда в ресторане, когда ему как раз принесли пресловутый тафельшпиц… Вот такое простое непростое кушанье. К нему полагается инструкция:
1
К бульону и мясу обязательны гарниры: натертая жареная картошка, ржаные гренки, два традиционных соуса. Первый — белый венский соус со шнитт-луком, второй — яблочный хрен (Apfelkren). Вкуснятина невероятная! Никогда не думала, что могу такое написать о вареном мясе.
Хозяин заведения — Марио Плахутта, очень рад потоку азиатских туристов, и даже собирается открыть филиал ресторана в Корее. В то же время, его очень расстраивает то, что в Америке тафельшпиц, скорее всего, не будет пользоваться успехом. Для простого американца словосочетание «boiled beef» («вареная говядина») звучит невкусно. Эх, знали бы от чего отказываются!
Нужно добавить, что принесенная кастрюля супа — это порция на двоих; за каждую берут по 21 евро, плюс всякие «fee» за гарниры. Таким образом, цена за ужин легко может добраться до 80–100 евро. И этой кастрюли на двоих много! Честное слово. Если бы попросили одну порцию, то вполне бы наелись. А так, выкатывались из ресторана, как надутые колобки. Не, мы любим вкусно поесть, но тут был реальный перебор.
Кстати, действительно, без бронирования в «Plachuttas Gasthaus zur Oper» с ходу не попасть — люди, заглядывающие с улицы, вынуждены были записываться в очередь.
Само собой, до квартиры мы покатились добирались пешком. И хотя на следующий день уже уезжали из австрийской столицы (карта), но прощаться с городом было еще рано — мы окажемся здесь вновь, в конце большого автомобильного путешествия по бывшей империи.