Барселона и гора Монсеррат — это были две организованные автобусные экскурсии. Но недалеко от Калельи располагались еще два замечательных города: Жирона и Фигерас, в которых мне очень хотелось побывать, да и дочери тоже. Ехать с экскурсией на целый день? Днем натуральное пекло, а с нами маленький путешественник. Поэтому было решено пожертвовать его дневным сном, ехать после обеда и вернуться к ужину, но не в один день, а в разные, причем выбрали время, чтобы ехать без пересадок. От нашего отеля Mont Rosa до станции электричек было 15 минут бодрым шагом. Очень хорошо, что в эту поездку в Испанию мы взяли для Славы его складную прогулочную коляску: набегавшись, он мог посидеть, а мы ускорить шаг.
Итак, Жирона. Билет из Калельи на одного туда-сюда 10 евро. Причем на обратном пути на вокзале его никто не просил предъявить, только в Калелье мы по билетам проходили через турникет на электричку. А вот здесь мы где-то допустили ляп. Экскурсоводы предупреждали, что везде полно карманников. Короче, когда электричка тронулась, я увидела, что наш рюкзачок открыт. Плакал мой кошелек с евриками. Расстроилась я ужасно, но к счастью, телефоны, фотоаппарат, банковская карта и билеты лежали в разных местах и остались с нами. Ехали мы час, за это время я успокоилась. Кстати, электрички очень чистые, мягкие, с хорошими туалетами. Остановки были довольно часто. За окном мелькали городки на побережье. Из тех, о которых я слышала — Пинеда, Санта Сусанна.
Выйдя из вокзала и ориентируясь по карте, мы пошли как бы по диагонали налево, чтобы попасть в исторический центр (кстати, на перекрестках были столбики с указателями), и минут через 15–20 вышли к реке Оньяр. На «разграбление» города у нас было 4 часа до следующей электрички. Река делит город на две части: на левом берегу расположился современный город, на правом — исторический центр с хорошо сохранившейся средневековой застройкой. Жирона — город очень древний, и много бед повидал на своем веку, но теперь видно, что процветает, в том числе за счет туристов. История города ведет свое начало с основания римлянами в I веке до н. э. военной крепости Герунда на месте, где сейчас располагается исторический центр. Массивная стена военного укрепления сохранилась и по сей день. Жирона 25 раз подвергалась осаде, несколько раз переходила к Франции и возвращалась к Испании. Здесь очень силен каталонский дух: почти на каждом доме флаги Каталонии.
Увидев слева красный ажурный мост через реку, мы сразу пошли к нему. Этот Красный Железный мост имел честь «родиться» в 1877 году в мастерской Гюстава Эйфеля, французского инженера, создателя знаменитой Эйфелевой башни. Отслужив верой и правдой почти сто лет, в 1973 году мост был заменен своей точной копией.
Пройдя по мосту, а мост как бы врастает в дома, можно попасть на основную улицу старого центра города Rambla de Llibertat. Но быстро по этому небольшому мосту не пройдешь, потому что слева открываются красивейшие «открыточные» виды на старинные разноцветные дома, стоящие по обоим берегам реки. Из-за них выглядывают верхушки соборов.
Вдоволь налюбовавшись и нафотографировавшись, мы пошли по улице Рамбла, прячась от солнца в тени домов.
Впереди призывно возвышалась высокая светлая колокольня храма Святого Феликса (Sant Feliu).
Внутри храма совсем не богато, и властвует полумрак.
Площадь перед ним вымощена поставленными на бок камнями, идти было очень неудобно.
Обойдя храм, мы оказались у Кафедрального собора, строительство которого шло почти 300 лет. Красивый храм, посвященный Деве Марии. С площади к нему ведут 90 ступеней.
Лестница у собора появилась не случайно: все дело в очень небольших размерах соборной площади, нехватка места приводила к массовым столпотворениям и даже беспорядкам во время проведения великих католических празднеств. Поэтому и было принято решение построить лестницу, которая, увеличив площадь, позволила бы всем желающим принять участие в богослужениях. Но куда же без легенд. Едва строительство лестницы завершилось, как появилось поверье, согласно которому верующий человек, желающий попасть внутрь храма, идя по ступеням лестницы, должен был начать отмаливать свои грехи: одна ступень — один грех. И лестница стала лестницей Покаяния. Я, естественно, поднялась по всем ступеням, может, грехов у меня стало меньше? В нишах на фасаде установлены красивые статуи, массивная дверь внутрь была открыта, но дальнейшие двери были закрыты.
Попасть в собор можно платно, касса расположена рядом слева, но мы на неимением времени и денег, ограничились внешним осмотром, но тоже остались довольны. Колокольню собора украшает ангел-флюгер, олицетворяющий фортуну. Под плитами внутреннего дворика покоятся останки знатных людей.
Обойдя собор справа, мы попали на площадь с красивейшим южным, но закрытым входом в собор.
Но мне же надо было еще подняться на крепостную стену, это немного вверх и вправо от собора из парка. Оставив дочь и внука посидеть в тени деревьев, я не сразу, но нашла замысловатый путь на стену. Часть ее была отреставрирована в 1985 году. Так что по ней я и прошлась. Стена невысокая и шириной, наверное, метр. Имеются башенки, на которые ведет металлическая винтовая лестница. Конечно, забралась. Надо ли говорить, сколь красиво было вокруг!
Пора было потихоньку отправляться в обратный путь. К счастью, он проходил по совершенно уникальному месту — еврейскому кварталу под названием Эль-Каль. Евреи поселились здесь еще в IX веке. Община их, естественно, была весьма зажиточной и влиятельной. Но хорошей жизни пришел конец в XV веке, когда начались притеснения иудеев на религиозной почве и жестокие погромы. Евреи вынуждены были покидать свои дома, а квартал заселили самые бедные семьи христиан, у которых не было денег на переустройство домов. В итоге, здания дошли до нас почти в первозданном виде. Настоящее сокровище! Квартал полон прелестных узеньких улочек (некоторые — не больше метра в ширину), тупиков, арок, множества лестниц. И не жарко. Этакий средневековый каменный лабиринт. Мы были в восторге. Сейчас здесь живут далеко не бедные христиане, чистота, помоев на голову никто не выливал.
Прекрасная прогулка заняла 3 часа, опять же без посещения музеев, ну и час туда-сюда до вокзала. Кстати, кое-где имеются краны с питьевой водой. В такую жару приятно было немного умыться. И с некоторой опаской, но я вынуждена (деньги-то сперли) была из них пить, к счастью, без неприятных последствий.
Приехав в Калелью, попытались о краже что-либо узнать на вокзале, но был ожидаемый ответ: обращайтесь в полицию. В отеле сказали, да мы и сами догадывались, что все это бесполезно, да и времени до обратного вылета оставалось всего два дня. Так что держите ваши сумки закрытыми, крепко и перед собой, а ценные вещи в разных местах.
Фигерас — заключительный город нашего каталонского отдыха. От Калельи до него полтора часа на электричке, 15 евро на одного туда-сюда, по пути проезжая Жирону. Так что в самостоятельную поездку можно совместить оба эти небольшие города. Организованные автобусные экскурсии, кстати, так и проводятся.
Римляне появились здесь в I веке до нашей эры. Но в наше время Фигерас, наверное, больше известен, как место рождения художника-сюрреалиста Сальвадора Дали. В городе находится театр-музей Дали, спроектированный им самим и пользующийся большой популярностью у туристов, мы не стали исключением. Карт на вокзале не было, но дяденька в окошке на бумажке нарисовал нам маршрут: от правой стороны вокзала сначала прямо, затем немного направо. Кстати, указатели маршрутов есть, идти недалеко, минут 15. Мы прошли сначала памятник Святому Георгию, ведь он — покровитель Каталонии. По-моему, так лучше бы пригласили Церетели.
На следующей маленькой площади вот такой оригинальный зеркальный столб с изображением Дали.
Прошли несколько интересных зданий.
И вот показался «красный дом с яйцами», как сразу назвал его наш юный путешественник Слава. Это и был театр-музей Дали. Сначала мы обошли его вокруг. Для создания музея был реконструирован старый театр, где 14-летний Дали в 1918 году впервые выставил свои работы. Идея создания музея родилась в 1961 году. Новоизбранный мэр Фигераса попросил прославленного уроженца подарить городу одну из своих работ. Дали решил подарить… музей. И не просто музей, а театр-музей. Он был открыт в 1974 году, хотя еще не был завершен. Это комплекс трех больших экспозиций, связанных друг с другом: музей, башня Галы «Галатея» и выставочный центр с драгоценностями, которые были созданы по эскизам самого Дали.
Все стены здания украшены булочками. «Хлеб стал одним из давних предметов фетишизма и навязчивых идей в моих произведениях», — говорил Сальвадор Дали. А гигантские яйца, дополняющие внешний вид здания, — ампурданские яйца, символизируют не только пищу, но и богатство и служили для мастера символом защищенности. Здание увенчано манекенами в различных позах. Эти фигуры в стиле были отлиты Дали из синтетического материала и покрыты позолотой.
Затем мы вошли во внутренний дворик.
У входа в музей стоит скульптура, посвященная каталонскому философу Франсеску Пужольсу, впрочем, наверное, не только ему. Композиция этой скульптуры Дали отличается неординарностью. Она представляет собой фигуру, растущую из корневища старого дерева, с головой в форме золотого яйца, опирающуюся на золотую правую руку, сидящую в позе «Мыслителя» Родена, одетую в римскую белую тогу. Голова Пужольса стоит на мраморном бюсте римского патриция. Над левым плечом «фигуры» любимый символ Дали — атом водорода.
Далее на автомобильных покрышках стоят три скульптуры художнику Жану-Луи Мейсонье, которым восхищался Дали.
Очереди в кассу, к моему большому удивлению, не было, наверное, потому что было уже часа четыре. Заплатив за билеты (14 евро с человека) и сдав коляску в камеру хранения, мы прошли в музей.
Сам Сальвадор Дали запретил проводить организованные экскурсии. Он считал, что каждый должен видеть только то, что видит, и понимать увиденное так, как сам понимает. Но признаться, понять у меня получалось плохо, слишком уж необычным было то, что я видела.
Во внутреннем дворике музея нас встретила узнаваемая и любимая Сальвадором Дали композиция — «Дождливое такси». Это скульптурная группа была создана по случаю Всемирной выставки сюрреализма в Париже. Дали шел по холодному и дождливому городу. Промок до нитки. А мимо в теплых салонах такси проносились довольные лица. Дали решил установить справедливость в своем стиле: «Пусть дождь нещадно мочит всех в такси, а вокруг светит солнце и тепло». На капоте кадиллака Дали поместил скульптуру мифологической царицы Эсфири, работы Эрнста Фукса. Эсфирь тянет за собой колонну из автошин. Все сооружение венчает лодка и черный зонтик. На днище лодки — огромные капли воды из синих презервативов. На такой лодке Гала — возлюбленная, жена и муза художника — выезжала поохотиться на молодых мужчин. Большая чёрная фигура, поддерживающая лодку, выполнена Дали по мотивам скульптуры «Раб» Микеланджело. В нишах стен этого внутреннего дворика стоят золоченые фигуры.
После внутреннего дворика по белым пандусам мы попали на бывшую сцену бывшего театра, над которой расположен купол. Во всю стену — эскиз декорации для балета «Лабиринт». На ней изображен бюст с проемом в груди, а также пейзаж — море, скалы, кипарисы.
Слева привлекает внимание картина со спецэффектом: «Обнаженная Гала, смотрящая на море, которая на расстоянии 18 метров трансформируется в портрет Авраама Линкольна». Перед нами «ни что иное, как первое оцифрованное живописное изображение».
Вообще, в музее собрана самая разнообразная коллекция произведений Сальвадора Дали. Много произведений гений посвятил своей жене и музе Елене Дьяконовой, которую он называл ее «демонесса моего гения» и Гала (праздник).
Помимо картин имеются скульптуры,
украшения, мебель, оптические иллюзии, трехмерные коллажи,
и есть залы, посвященные отдельным личностям. Так, например, зал кинозвезды Мэй Уэст. Ее портрет был воплощен мастером в виде самой настоящей комнаты. Глазами изображения служат увеличенные отретушированные фотографии картин с видами Парижа. Нос — это камин с поленьями, губы — это диван. И все это обрамляет парик, вошедший в книгу рекордов Гиннесса.
Чтобы воспринять всю эту оптическую игру в целом, нужно подняться на лестницу, завершаемую верблюдом, подаренным художнику фирмой «Кэмел».
К верблюду подвешена линза, в которой и возникает лицо Мэй Уэст.
На потолке в зале с названием «Дворец ветра» изображены в удаляющейся перспективе фигуры Гала и Дали. Мы видим огромные ступни. По словам Дали, зрители, которые смотрят вверх, видят облака, небо и две поднимающиеся в воздух фигуры. На деле же «вместо неба мы видим землю, а вместо земли — море, воплощённое в божественном изгибе залива Розас».
В спальной комнате на стене гобелен с картины «Постоянство памяти», находящейся в музее Современного искусства в Нью-Йорке.
В своей автобиографии «Тайная жизнь Сальвадора Дали» художник так описывает реакцию Гала, впервые увидевшую это полотно: «Я пристально следил за лицом Гала и увидел, как её удивление переходит в восхищение. Это меня убедило, что новый образ производит впечатление, ведь Гала всегда безошибочно определяла настоящую загадку. Я спросил её:
— Думаешь, через 3 года ты вспомнишь эту картину?
— Стоит её раз увидеть и уже не забудешь.»
Немного ошарашенные и обескураженные, мы ходили и смотрели. Не могу сказать, что все это понравилось, слишком уж сюрреалистично. Зато внуку нравились и «тети с длинными носами»,
и «животные на худеньких ножках».
Кстати, при музее имеется магазин с книгами, альбомами и сувенирами. Много сувениров и на улицах.
А нам с дочерью очень понравилась коллекция ювелирных изделий, сделанных по эскизам Дали и принадлежавших собранию Оуэна Четэма. Чудесные ювелирные изделия с огромными драгоценными камнями демонстрируются в темном зале. Очень красиво! Для ношения они, конечно же, не предназначены.
В музее мы были около двух часов. Потом путь к вокзалу и электричка в Калелью.
Резюме: наш пляжно-познавательный отдых удался. Калелья хороша и в плане моря, и в плане расположения для экскурсий. Трехлетние детки — хорошие туристы и фотографы.
Для Барселоны нужно выделять ну уж точно не один день.
Гора Монсеррат желательна для посещения, одного дня хватает.
В Жироне полдня достаточно на осмотр старого города. По этим узким улочкам стоит побродить.
Наверное, основная фишка Фигераса — театр-музей Сальвадора Дали — зарядка для ума.
Что еще? Помним о карманниках. И все будет хорошо!
Теги:
Самостоятельные путешествия, Отдых с детьми