Среди многих столичных функций, приписываемых Петербургу есть и определение «Морская столица». Вот с этим я согласен полностью. У нас хоть и не «порт пяти морей», но своя история имеется.
Символами Морской столицы, естественно, являются корабли — старые и новые, исторические и современные, постоянно находящиеся в городе или приходящие с визитами. Вот о таких кораблях я сегодня расскажу. Большая их часть доступна для любознательных туристов в любое время, но есть и такие, куда попасть можно только иногда и то — если пустят. Доступные корабли, как правило, имеют статус музея, а значит и свою интересную историю идущую из давних времен. Вот по хронологии и начнем.
Несмотря на и так большое количество музеев в нашем городе постоянно появляются новые, не менее интересные. Зачастую, они носят временный характер, но все равно заслуживают посещения. Одним из таких новых объектов является Музей строительства корабля «Полтава», который был расположен в Лахте, а скоро переместится в Парк 300-летия Петербурга. А что же заставит его поменять адрес? К моменту переезда корабль будет построен и это уже будет не Музей строительства, а Музей корабля.
2
Малоизвестная компания «Газпром», которая неподалеку, практически, построила для себя самое высокое в Европе здание, решила сделать подарок принявшему их городу и проспонсировала воссоздание первого российского военного корабля «Полтава» — детища Петра Первого. Отличие этого проекта от аналогичных, типа шведского «Васы» или английского «Катти Сарк» в том, что корабль не реставрируется или восстанавливается, а воссоздается заново на основе старинных чертежей и с максимальным использований тогдашних технологий. Конечно, Российский регистр предъявляет определенные требования в части пожарной безопасности или использования современных негорючих материалов — все же это будет музей, но строители стараются по максимуму использовать аутентичные материалы и технологии.
К Дню рождения города 27 мая 2018 года «Полтаву» «вывели» из ангара и спустили на воду, где работы будут продолжаться. На сегодняшний день она уже успела принять участие в параде к Дню ВМФ в Кронштадте — туда ее привели накануне. (Фото с сайта корабля) Экскурсии, несмотря на проводимые работы, по-прежнему проводятся регулярно — уточнить порядок их проведения можно на сайте http://poltava1712.ru/
2
Кстати, в городе недавно появился еще один памятник «Полтаве» работы скульптора Таратынова на Воскресенской набережной.
2
Самым известным кораблем — музеем является, конечно, крейсер «Аврора».
2
Я не буду пересказывать его славную историю — о ней можно узнать в корабельном музее, кстати, довольно интересном и интерактивном. При посещении крейсера можно воспользоваться экскурсией по цене 250 руб. с человека, но мне показалось, что и без нее легко и интересно все осмотреть.
2
2
Тем более, что там есть замечательные бесплатные буклеты.
Сам музей представляет собой несколько залов, посвященных разным периодам службы корабля. Мне очень понравились вот эти «бытовые» фотографии из жизни экипажа и реконструкция кубриков. Там показаны нормы вещевого довольствия, питания и фото обязательного дневного сна матросов.
1 из 5
2
и отличный интерактивный рассказ-показ о Цусимском сражении.
1 из 3
2
Кроме аутентичных экспонатов там есть прекрасные планшеты, на которых «зависают» мальчишки — там очень доступно и полно представлено огромное количество информации.
1 из 3
2
На одном из стендов представлены фотографии почетных гостей корабля, причем сразу за Гагариным идут Митьки и Шевчук с Бутусовым.
2
Ну и несколько просто интересных фотографий.
1 из 5
2
Давно известно, что от той самой исторической «Авроры», практически ничего не осталось. Только на моей памяти ее дважды реставрировали, последний раз в 2014 году. Это событие превратили в настоящий городской праздник и сотни тысяч горожан и гостей были тому свидетелями.
1 из 2
2
Давно уже работает музеем еще одно историческое судно — ледокол «Красин», бывший «Святогор». У него тоже есть отличный сайт для тех, кто хочет о нем подробно узнать или посетить http://www.krassin.ru/.
2
Экскурсии на него организуют ежечасно - по судну и 2 раза в день - дополнительно - в машинное отделение. Некоторая специфика перемещения по нему связана с тем, что ледокол до сих пор считается действующим судном и "шаг вправо-шаг влево" там запрещены. Но в ходе экскурсии вам покажут (последовательно на фото) стандартную каюту, мемориальную каюту писателя В.Конецкого (хотя он там никогда не бывал), кают-компанию, трехкомнатную каюту капитана, штурманскую и ходовую рубку, где можно покрутить штурвал.
1 из 6
1
А теперь настала пора более современных кораблей. Два из них — это подводные лодки. Как вы знаете, в засекреченном ранее ЦКБ «Рубин» их проектируют,
2
а на наших Адмиралтейских верфях и строят.
2
У меня есть несколько знакомых — бывших офицеров — подводников и из их рассказов у меня, естественно, сложилось некое представление об их героической жизни и быте. Но «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» — и только после посещения музея подлодки С-189 я понял — более тяжелую службу трудно себе представить. Вот как это выглядит «в натуре».
1 из 5
2
В смысле наглядности более современная С-189, стоящая рядом с «Красиным» поинтереснее,
2
но и совсем старенький «Народоволец», который вошел в состав флота аж в 1931 году, достойно держит марку и предлагает интересные экскурсии и осмотры. http://navalmuseum.ru/filials/narodovolec/scheme. Находится «Народоволец» в Гавани на территории Экспо-центра.
2
Поскольку мы говорим о Петербурге как о Морской столице, то понятно, что кроме общедоступных, но устаревших боевых кораблей мы можем увидеть в ней и действующие современные и даже посетить некоторые из них.
1 из 4
2
В последние два года происходит это в ходе Парада к Дню ВМФ, который проходит в Неве и на рейде Кронштадта и именно там-то и находятся «самые-самые», которые просто физически не поместятся даже на просторах полноводной Невы. А ведь как бы хотелось хоть краешком глаза взглянуть на то, что внутри…
1 из 2
2
Но не отчаивайтесь — с этого года такую мечту можно будет почти реализовать посетив самый современный из кораблей-музеев — эскадренный миноносец «Беспокойный» в Кронштадте.
«Беспокойный» станет крупнейшим кораблем — музеем. Его длина 150 метров.
2
Прослужил он на флоте чуть меньше 30 лет. Стал 15-м в 956 — м проекте — последняя серия эсминцев разработанная в СССР. Он был одним из первых кораблей, на котором подняли Андреевский флаг.
2
В его истории десятки походов и учений, он был «представительским» кораблем Балтийского флота. В 1994 году обеспечивал безопасность яхты «Британия» на которой королева Елизавета II прибыла в Петербург. Представительские функции он выполняет и сейчас — пока только по выходным на нем стреляет полуденная пушка. Хотя и другого вооружения вместе с лихими командирами хватает.
1 из 5
2
Но проблема его функционирования состоит в том, что большое количество комплектующих производилось в Украине и сейчас полноценно его обслуживать невозможно. Последний раз он был в море 10 лет назад, потом использовался как учебный корабль и прибыл в Кронштадт с завода в Балтийске. Сейчас экипаж составляет 30 человек — но это без музейных работников.
А музей будет. Часть его будет посвящена Таллинскому переходу августа 1941 года, в ходе которого корабли выводили из-под вражеского удара, но при этом погибли 15 из 26 тысяч его участников. Вторая экспозиция будет посвящена морской медицине. Полностью музей откроют в 2019 году.
Зато представленная рядом экспозиция «Эра гидрокосмоса» даже в нынешнем виде — крупнейшее в мире собрание подводных, в т. ч. глубоководных аппаратов.
1 из 6
2
На этом список постоянных кораблей-музеев заканчивается. Но я расскажу и покажу еще две категории: временно доступные и практически недоступные.
В Петербурге довольно часто проходят мероприятия, связанные с морской тематикой — регаты, фестивали, смотры. Популярен наш город и среди военных моряков из всех стран мира. Именно они приходят сюда с «визитами доброй воли» и не боятся пригласить на борт гостей. Самым первым таким визитом на моей памяти был заход голландских кораблей «Троомп» и «Де Рейтер». Было это еще до наступления «разрядки», поэтому расценивалось как нечто «экстраординарное». Нам посчастливилось, отстояв огромную очередь туда попасть и самым интересным был не сам осмотр корабля, а возможность просто пообщаться с моряками.
С тех пор таких визитов было много, но они становятся все более рутинными и уже не вызывают такого бешенного интереса. Да и вот такие охранники как на английском эсминце «York» к беседам не склонны.
2
Хотя, много интересного вдумчивые посетители могут там «посмотреть и покрутить» — даже в этой артиллерийской башне французского эсминца De Grasse.
2
2
Жаль, что в свое время не смог сфотографировать настоящего монстра морей — вертолетоносец «Мистраль».
Несколько раз Петербург собирал у своих причалов гордость и славу парусного флота со всего мира
1 из 5
2
во главе с крупнейшими российскими парусниками «Седов»
2
и «Крузенштерн».
2
Туда тоже можно было попасть во время их недолгой стоянки, но не как в музей, а как на действующий корабль. Хотя иногда он выглядел как корабль-призрак.
2
3
Очень романтические аллюзии рождают и слова известной песни Олега Митяева «Санкт-Петербург» :
«И уж если ты в туман его густой
Окунешься среди ржавых кораблей,
Ты отравлен будешь песнею морской
И виденьями качающихся рей,
„Крузенштерна“ льдом поросший такелаж
Станет грезиться в простых сосульках с крыш,
И однаждый этот город ты предашь
И в другой далекий город убежишь.»
Сейчас, после постройки мостов КАДа, проход таких громадин в Неву уже невозможен. Однажды даже из далекой Мексики как-то добрался парусник «Куатемок».
2
Тамошняя атмосфера рождала даже у самых закаленных домоседов непреодолимое желание новых открытий, ощущение огромного простора и желание рулить и рулить туда — неведомо куда.
2
2
Но как антитеза легким и быстрым парусникам в наш город приходят и тяжеловесы современного флота — ледоколы.
2
Для них организован специальный фестиваль, в ходе которого их тоже можно посетить, осмотреть и сравнить наглядные впечатления с полученными из чтения интереснейших книг о море, например, великого ленинградского моряка-писателя Виктора Конецкого.
2
Фестиваль длится 2–3 дня в мае месяце и заканчивается очень зрелищным «вальсом буксиров.»
1 из 6
2
Так получилось, что в восьмидесятые годы, когда я особенно увлекался книгами Конецкого, наши родители надолго застряли на Северном морском пути на переходе из Мурманска в Тикси. Отец выполнял свои профессиональные обязанности, а вот мама, как и еще пара жен получивших разрешение на участие в каботажном рейсе, почти 2 месяца умирала с тоски в реально тяжелых условиях северной проводки и от нечего делать писала длиннющие письма о том, что происходит вокруг — вот белый медведь на льдине, вот северное сияние, а вот подошел, наконец, атомный ледокол «Арктика», взял их «на усы» и вывел из ледового плена. И, что интересно, о том же самом я «параллельно» читал у Конецкого в его книгах — впечатления совпадали до деталей.
Ну и наконец о судах (помните разницу: военные — корабли, гражданские — суда?)куда доступ возможен по случаю или невозможен вообще.
Первой в списке стоит яхта (если можно ее так назвать)Романа Абрамовича Eclipse, которая однажды завернула к нам. Об этом написали все газеты и многие желающие хотя бы посмотреть толпились на Английской (что символично) набережной.
2
Опять таки, для жителей города и большинства «наших туристов» был бы интересен осмотр вот таких круизных лайнеров, которые в больших количествах приходят летом с десятками тысяч гостей.
2
А они — наоборот, стремятся поскорее с них сойти чтобы город увидеть — и скорее дальше.
2
Несколько раз доводилось видеть на Невских набережных разные чудеса типа вот такого современного кабелеукладчика.
2
Уж больно необычные у них формы. А один необычный корабль-магазин замечен в глубине спального района. Видно, что строил его бывший моряк.
2
И последние представители славной когорты символов морской столицы — это «парусники», стоящие в центре города, но по сути своей являющиеся ресторанами или увеселительными заведениями.
Не могу не рассказать забавную историю. По пути к крейсеру «Аврора» рядом с этим рестораном «Благодать» меня остановила некая старушка с селфи-палкой и спросила: «Молодой человек, а это крейсер «Варяг»?
2
А вот «Летучий голландец» так и вообще не «плавучий», т. к. стоит на бетонной плите.
Закончить рассказ о Морской столице хочу упоминанием Музея ВМФ, который как раз собрал в 19 залах всю историю и сегодняшний день кораблей, морского вооружения, знамен, морских сражений и т. д. и т. п.
2
Вот, для затравки, цитата с их сайта.
«За три века своего существования музей собрал огромное количество ценнейших музейных предметов, отражающих важнейшие события истории флота. В фондах музея их хранится более 700 000, в том числе свыше 13 000 предметов корабельной техники, более 11 000 единиц холодного и огнестрельного оружия, свыше 62 000 произведений изобразительного искусства, более 56 000 предметов формы одежды, наград и знаков, флагов и знамен, свыше 44 000 документов и рукописей, около 300 000 фотографий и негативов, сотни тысяч листов чертежей. Музей обладает одним из богатейших в мире собраний моделей кораблей (около 2000 единиц), в котором наглядно отражена история российского и зарубежного военного кораблестроения.»
1 из 7
2
Мне, в том числе, запомнился и стенд, посвященный В. В. Конецкому. Он, кстати, жил напротив нынешнего здания музея на наб. Адмиралтейского канала.
Есть у нас еще один музей им. Маринеско, посвященный только героям-подводникам. Расположен он не очень удобно — на Кондратьевском проспекте, зато виден издалека.
Я в свое время написал отзыв о Петербурге как о Цветочной столице https://www.tourister.ru/responses/id_24008 , а здесь вот такое получилось обоснование звания Морской столицы. Буду рад, если жители или гости города добавят свой взгляд или впечатления на эту тему.