Продолжение прогулки по Риге. Начало здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_23552 .
Спасибо тебе, Рига, что вчера посоветовала мне остаться. Ночью была гроза, а утром ты была изумительно чистая и нереально красивая в своём новейшем весеннем наряде. Ты специально пригласила меня в это время, чтобы сразить наповал? Подтверждаю, что своей цели ты добилась. Можно сразу нескромный вопрос? Как тебе удаётся ВСЕГДА быть исключительно чистой, идеально подстриженной, нереально стильной? Наверное, это вписано в твой генетический код и ты не можешь быть другой? Иначе, почему бы продавцы в любых кафе, магазинчиках и даже на рынках каждое утро ставили букетики свежих цветов на свои идеально чистые прилавки (не думаю, что им кто-то выделяет на это деньги, они просто НЕ МОГУТ по-другому). Ты меня поразила этим и 30 лет назад, и сейчас. Цветы — неотъемлемая черта твоего облика.
Извини, что с ходу засыпала тебя вопросами, просто потом будет столько впечатлений, что боюсь про них забыть… Теперь пойдём гулять! Маршрут не планируем, только выбираем направление — вдоль и справа от городского канала (слева — старый город, в котором мы гуляли вчера). Мы пошли из нашей гостиницы по улице Вальню, на которой мы жили, в сторону канала, и на углу я увидела очень необычный дом с атлантами. Два из них держали на плечах ажурный балкон, а трое на крыше — макет земли. Точный адрес: Улица Театра, дом 9. Здание построено в 1903 году, архитекторы Г. Шеель и Ф.Шеффель.
Далее выходим к зданию оперного театра. Здание, где ныне располагается Национальная опера и балет Латвии, было построено в центре города в 1863 году как 1-й городской (Немецкий) театр (архитектор Людвиг Бонштедт). Фасад театра украсил фронтон с изображением Аполлона и других мифологических персонажей.
Около театра 5 сентября 2014 года открыли очень странный памятник балетному танцору Марису Лиепе. Открытие произошло в рамках празднования 150-летнего юбилея здания Латвийской национальной оперы и балета. Семье танцора памятник не понравился, мне тоже. Все же современное искусство лучше воспринимается без привязки к конкретным людям, или, если бы назвать этот памятник «мысли об Андриесе Лиепе» (ну, автор так видел его танец, ведь нет ничего общего памятника с образом самого танцовщика).
А памятник человеку всё же должен быть более конкретным. Например, таким, как Джорджу Армистеду — лучшему градоначальнику Риги, руководившему городом с 1901 по 1912 от благодарных жителей. Видно, что и в те годы по этому городу было так же приятно гулять вместе с женой и собачкой. Он расположен через дорожку от предыдущего памятника, в том же сквере.
В центре сквера — фонтан «Нимфа» 1887 г. со скульптурой в виде женщины, держащей над головой большую раковину, а у её ног играют дети, восседая на морских животных. Вот она мне понравилась.
Вышли к Площади Свободы, слева — старый город на углу одного из зданий которого занявший все ключевые места Макдоналдс. Вы знаете, что основные активы этой компании — это здания в самых центральных точках городов по всему миру? У них все помещения в собственности, эта компания одна из крупнейших владельцев недвижимости.
На другом углу — часы Лайма. Они установлены в 1924 году. Поначалу это были просто городские часы, игравшие чисто практическую роль, чтобы жители города не опаздывали на работу, и лишь в 30-е годы прошлого века на часах появился логотип знаменитой кондитерской фабрики «Лайма». Я эти конфеты помню еще с советских времен. Они всегда считались особенно стильным подарком, и в этот раз мы мамочке купили самую большую коробку таких конфет.
Поворачиваемся спиной к старому городу и идем через площадь к Статуе Свободы. Это величественное сооружение из камня и металла, одетое в гранит и медь, символизирует собой государственность, единство народа, независимость, честь и свободу всей Латвии. Памятник был возведен по проекту Карлиса Зале, в рамках проекта «Сияй, как звезда!», на народные пожертвования в память о павших в боях за свободу страны с 1918 по 1920 годы. Монумент был открыт 18 ноября 1935 года и сразу же стал главным символом страны и основной её достопримечательностью. Его высота составляет 42,7 метра. Всю композицию формируют 56 скульптур, объединенных в 13 скульптурных групп, размещенных на четырех уровнях, отражающих историю и культуру Латвии. А венчает весь обелиск некий образ Свободы — девятиметровая статуя молодой женщины, поднявшей высоко над головой три позолоченные звезды, которые символизируют единство трех культурно-исторических регионов Латвии.
С двух сторон от памятника вдоль канала расположена большая парковая зона Бастионная горка. Повернули налево в прекрасный сквер. Вверх идут дорожки к бывшим оборонительным сооружениям.
Мы туда не полезли, пошли вперед. Вокруг зелень, цветочки, симпатичные скульптуры, солнце светит, птички поют, кораблики по каналам плавают.
Очень хотелось посидеть тут подольше, но так бы мы ничего не успели.
Слева открылся вид на пороховую башню, расположенную в старом городе. Вчера мы до неё не дошли, поэтому решили завернуть сегодня. Почему нет? Ведь мы — свободные, а не групповые туристы, идём туда, куда хотим. Прекрасный вид на Пороховую башню и казармы Екаба.
Пороховая башня в старом городе Риги, является старейшей и единственной сохранившейся до наших дней башней подобного вида во всей Риге. Латышское название башни — Pulvertornis, дословно переводится как порошок. Ранее она служила элементом рижской крепостной стены, служившей городским укреплением. На башне постоянно дежурили часовые, на случай нашествия врагов. Первоначально Пороховая башня называлась Песочной башней и датировалась 1330 годом постройки. Хотя точный год постройки башни до сих пор неизвестен, однако его (1330 год) приравнивают к первым упоминанием о башне в летописных источниках. А песочной башню называли вовсе не потому, что она была выполнена из песка или на его основе, а потому, что башня прикрывала собой вход в город со стороны Большой Песочной дороги.
В башне расположен Военный музей Латвии, в который мы решили не ходить, только сделала фото.
Прошли по улице вперед в старый город, где мне хотелось зайти в сувенирный магазин под маркой Elfu Fabrika (увидела эмблему чудесного эльфа на карте города и решила непременно заглянуть). Вообще-то это сетевой магазин, такой же есть недалеко от церкви Святого Петра.
В этом магазине представлены очень интересные стеклянные изделия художника, имени которого не запомнила, но его работы мне очень понравились.
Мы же ограничились стандартным набором сувениров — тарелка на стену, маленькая кружечка в коллекцию, магнитики, которые уже не знаю куда лепить, но всё равно покупаю. Удержаться нет сил. А ещё в качестве сувениров продаются разнообразные керамические домики — подсвечники, аромолампы. Их очень много во всех сувенирных магазинах, от маленьких за 5 евро до огромных дворцов. Конечно, домик с кошкой на крыше перегрузился в наш рюкзак.
А на улице нас окружали такие реальные дома, что хотелось фотографировать без перерыва. Именно на этой улочке есть несколько домов в югендстиле, которые считаются одними из самых интересных в городе, хотя по-моему, здесь почти каждый дом по-своему красив и уникален.
На одном из таких красивых домов я вижу вывеску «Бельгийский шоколад» и понимаю, что пора повысить уровень глюкозы в крови. Шоколад — это любимый продукт всей моей семьи. Без него мы просто не мыслим своей жизни. Шоколадки всегда лежат во всех моих сумочках, муж с сыном поглощают это лакомство плитками. Необходимо провести дегустацию в Риге. Беру горячий шоколад и конфетки с разными начинками на вес. Всё оказалось замечательным (особенно понравились горячий очень густой и не приторный горячий шоколад и конфеты с блю-чиз).
Поворачиваем назад и мимо Пороховой башни и знакомого скверика проходим в другую сторону.
Нам надо к Академии художеств, которая расположена в очень красивом здании, которое было построено в 1905 году по проекту архитектора В. Бокслафа. Я вспомнила, как в один из предыдущих приездов пыталась вместить это здание в объектив, но оно никак не помещалось. Сейчас мне это удалось.
Около входа установлена скульптура Венера Виллендорфская 21 века, которая сделана в виде увеличенной во много раз древней фигурки, найденной при раскопках. Вот, что пишет про эту фигурку Википедия: Венера Виллендорфская (нем. Venus von Willendorf) — небольшая статуэтка женской фигуры, обнаруженная в одном из древних захоронений граветтской культуры близ местечка Виллендорф в Вахау, посёлке коммуны Агсбах, в Австрии археологом Йозефом Сомбати 7 августа 1908 года. Вместе с гальгенбергской венерой экспонируется в венском Музее естествознания. Статуэтка высотой 11 см вырезана из оолитового известняка, который не встречается в данной местности (что говорит, возможно, о передвижениях древних народов) и подкрашена красной охрой. По последним данным (2015 год) возраст статуэтки насчитывает 29 500 лет. Почти ничего не известно ни о месте, ни о методе изготовления, ни о культурном назначении данной статуэтки. Красотка, в представлении жителей разных эпох, являющаяся символом плодородия. Ведь представления о красоте тоже имеют волнообразную природу. В тяжелые времена в почёте люди тучные, которым хватает средств не только на выживание. А в годы спокойствия и достатка ценят женщин, которые могут удержаться от соблазнов и сохранять стройность при обилии еды со всех сторон. Значит, фигурку делали не в самые благоприятные годы. Вот, что написала про эту скульптуру её автор: «Венера Виллендорфская 21-го века — это мой поиск глубины женской идентичности. Представляет собой [скульптуру высотой] 4,5 м из клееных рифленых листов и покрыта частичками зеркального пластика, создана как своеобразная реплика шедевра каменного века. Венера Виллендорфская 21-го века является концептуальной работой, позволяющей женщинам в наше время блистать в ее отражении, в то время как Венера светит для себя. Она удивительна с ее женскими формами. Возможно, она даже шокирующа для некоторых. Эта работа о женщине, но не о феминизме." (http://www.saatchionline.com/art/Sculpture-Mixed-Media-Venus-of-Willendorf-21st-Century/160013/101112/view)
Проходим по площади мимо памятника латышскому поэту Яйнису Райнису.
Справа от Академии художеств через сквер сверкают позолотой Рижского кафедрального собора Рождества Христова, построенного 1877—1884 гг. в нововизантийском стиле. Снимаю его с разных ракурсов, с каждого он открывается по-своему.
В 60-х годах помещение храма отдали под нужды различных учреждений, но в 1991 году вернули церкви. Храм отреставрировали и в 2000 году частным пожертвованием был новый иконостас. Фотографировать внутри нельзя. Но мне же надо показать интерьер храма, поэтому несколько кадров я сделала.
Справа от храма в 1913 году был установлен памятник выдающемуся Российскому военачальнику, выходцу из Риги, Барклаю-де-Тойли.
Мы вышли на улицу Элизабетс, которая и была основным пунктом нашей сегодняшней прогулки. Почему? Чем она знаменита? На этой улице сосредоточено самое большое количество зданий в югендстиле. Говоря о Риге, местные обычно употребляют термин «югендстиль», а не «модерн». Югендстиль представляет собой одну из ветвей стиля модерн, его немецкую разновидность. В переводе с немецкого Jugendstil означает «молодой стиль». Свое название он получил от популярного немецкого журнала «Югенд» («Молодежь»), который начал издаваться в Германии в 1896 г.
Многие туристы приезжают в Ригу именно ради этих домов. Самый растиражированный дом этого стиля расположен на этой улице под № 33.
Все дома в югендстиле украшены большим количеством деталей, каждая из которых несёт определенный символический смысл.
Но на этой улице много домов других стилей, не менее интересных.
Меня же продолжают умилять и восхищать цветочки в самых неожиданных местах.
Каждый дом на этой улице сделан по уникальному проекту, каждый по-своему красив. Вот лишь некоторые из них. В домах в основном расположены посольства разных стран.
Некоторые дома были особенно интересны, но в рамки рассказа эти фото никак не помещаются. Придется сделать отдельный альбом.
В конце улицы Элизабетс, слева у поворота трамвайной линии был ещё один дом, который привлек мое внимание своим непривычным видом.
Через дорогу дом ещё красивее. Оторваться от фотографирования всех деталей нет никаких сил.
Впереди перед нами был круизный терминал, к которому мы вчера подплывали на кораблике. Решили прогуляться до реки.
Мне показалось, что справа на набережной есть какое-то место, где можно поесть. Так как уже было время для позднего обеда, а мы толком не ели, то очень хотелось чего-нибудь вкусного. Почуяв возможность подкрепиться, мы даже не стали подниматься к дороге, а ломанулись по берегу, пролезли в какую-то дыру в заборе и оказались около огромного склада-магазина алкоголя. Решили зайти для общего развития, так как местным очень специфичским алкоголем мы уже вчера затарились по-полной. Но про этот оригинальный продукт я расскажу в гастрономическом рассказе про Ригу. Но если кто-то хочет найти какое-то спиртное по нормальным ценам — смело езжайте в этот магазин-склад около порта. Там есть, пожалуй, всё!
Напротив магазина был вход в ресторан «Naples». Как я и ожидала, там были открытые веранды с видом на реку и вкусная недешевая еда.
Буябез по-рижски на самом деле был вкусным и очень сытным.
Как я поняла, мы попали в один из самых модных летних ресторанов города. Вряд ли сюда добираются туристы. Скорее всего, отдыхает местная элита. Нам повезло, что летний сезон еще не начался, и мы попали без предварительной записи. Летом здесь можно плавать в бассейне, загорать на шезлонгах, попивая вкусные коктейли. А пока никого нет, можно сделать такое фото.
Сытые и довольные отправились в обратный путь. Я залипала почти на каждом шагу, пытаясь запечатлеть детали всех домов. Увы, за такое короткое время это сделать было невозможно. Вот лишь часть.
Милая Рига не может обойтись без старинных кружев, а я не могу пройти мимо них. В них особая женская энергетика.
Нам надо было посетить самую знаменитую улочку с домами в югендстиле — улицу Альберта. Она не такая большая, как Элизабетс, расположена поблизости с ней. Свернув на улицу Стрелниеку, в зоне какой-то стройки была открыта дверь со стеклянными стеклами. Сквозь неё дома смотрелись как-то особенно необычно, поэтому я буквально прилипла объективом к граненым стеклам пытаясь в калейдоскопе граней выбрать самое необычное отражение.
На пересечении этой улицы и Альберта расположен дом № 12, в котором расположен музей югендстиля. Именно он и попал под мой прицелл сквозь стекло. Я очень хотела попасть в этот дом-музей, но мы были там в понедельник, когда в музее выходной. Такая досада! Но всем любителям модерна очень рекомендую! Музей находится в квартире, где до 1907 года жил и работал выдающийся латышский архитектор Константин Пекшенс. Здание на ул. Алберта, 12 было построено в 1903 году как частный дом архитектора. Его проект К. Пекшенс разработал вместе с будущим знаменитым архитектором Эйженом Лаубе, тогда еще студентом. Пришлось полюбоваться на дом только снаружи.
Внутри воссозданы интерьеры дома 19 века, можно надеть шляпку и представить себя гостьей прекрасного дома. Я так мечтала о такой экскурсии во времени, но Рига шепнула мне: «это мы с тобой оставим на следующий твой визит!». Пришлось согласиться, неприлично быть жадиной в гостях. Но фото лестницы ИЗ ИНТЕРНЕТА всё же решила разместить, для тех, кто сомневается, нужно ли им сюда.
В качестве компенсации зашли в магазинчик напротив музея, в котором очень много вещичек в стиле модерн. Ничего не купила, но полюбовалась всей этой изысканной красотой.
Выйдя из магазина, обратила внимание на расположенные чуть вдалеке деревянные дома. Так как я испытываю к ним особый интерес, решила пробежать к ним и посмотреть поближе. На перекрестке по-моему специально часть мостовой то ли осталась с давних времен, то ли её так неровно сделали. Смотрится так, словно ты не в 21 веке, а где-то в 19.
Возвращаюсь назад. Считается, что на улице Альберта расположены самые красивые дома в югендстиле. Их так много и они такие разные, что решила их объединить в отдельный альбом. В рамки рассказа они никак не влезают.
Дело шло к вечеру, а мы шли к гостинице. В одном из скверов играл струями симпатичный фонтан. Думаю, что он музыкальный, и возможно, вечером подсвечивается и особенно красив.
Около сквера по адресу ул. Антонияс, 2 мне очень понравился дом — весь в цветочках, с оригинальными фонариками на фасаде — он так и приковывал к себе внимание.
Когда я решила посмотреть, что в нём расположено, то к радости увидела российский флаг. Это здание Российского посольства в Латвии.
Азербайджанский флаг развевался ещё около одного очень интересного дома по адресу Бульвар Райниса (или Райня) 2. Мне показалось, что именно в такой комнате с окошечком на крыше мог жить знаменитый Карлсон.
На соседнем доме мне понравились такие интересные барельефы.
Перешли через канал, еще раз прошли по моей любимой площади Ливу с уютными кафешками. Были мысли посидеть в одном из них, поесть, попить пива, послушать музыку.
Но мы уже так устали, что желание лечь пересилило желание есть.
Поэтому вернулись в гостиницу. Несмотря на усталость, после небольшого отдыха решили посмотреть вечерний город. Но в этот рассказ фото никак не вмещаются, поэтому покажу их в другом рассказе. Ведь мы не прощаемся с Ригой. Завтра у нас поездка в Юрмалу https://www.tourister.ru/responses/id_24647 , а перед отъездом нам надо изучить какие вкусности продаются на местном рынке, посмотреть на город с другой смотровой площадки и немного пошопиться. Где и что продают в Риге — напишу в отдельном рассказе. Так что — до встречи!
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм