Сегодня едем в долину Вахау. Та самая прогулка на кораблике, с идеи которой и началось всё путешествие.
Стандартный маршрут: доехать на поезде из Вены до Мелька. В Мельке сесть на кораблик, и доплыть до Кремса, а из Кремса вернуться в Вену опять на поезде. Можно также сойти с кораблика в Дюрнштайне, и добраться до Кремса автобусом.
Из Кремса в Мельк кораблик идёт вверх по течению около 3 часов, поэтому удобнее плыть вниз по течению из Мелька в Кремс — около 2 часов.
Практическая информация
По долине Вахау Между Мельком и Кремсом курсируют кораблики двух компаний: BRANDNER и «DDSG Blue Danube». Билет на кораблик стоит 25.50 €.
Сайт компании DDSG: https://www.ddsg-blue-danube.at/wachau/wachau-sightseeing-cruises/?lang=en . DDSG делает три рейсa из Мелька в Кремс в 11:00, 13:50, и 16:25.
Сайт компании BRANDNER: https://www.brandner.at/en/liner-cruises/timetable-fares/ .
BRANDNER делает только один рейс из Мелька в Кремс в 13:45.
Координаты причалов на Дунае: http://www.donaustationen.at/en/ .
Комбинированный билет Wachau-Ticket (https://kombitickets.railtours.at/wachau-ticket/austria/wachau/wachau-ticket.html) стоит 59 € . Купить билет можно на железнодорожном вокзале в Вене.
Автобус WL1 идёт из Дюрнштайна до железнодорожной станции Кремса 20 минут. Билет можно купить у водителя, стоит 2.20 €. Автобус ходит примерно один раз в час. Расписание автобуса можно найти на сайте: https://anachb.vor.at/bin/query.exe/en? L=vs_voranachb .
Wachau-Ticket мы покупать не стали, а воспользовались проездным на местные поезда: Einfach-Raus-Ticket (https://www.oebb.at/en/angebote-ermaessigungen/einfach-raus-ticket). Подробности я описала в совете здесь.
Аббатство открывается в 9 утра, а поезд от Вены до Мелька идёт один час. Чтобы прийти в Аббатство к открытию и успеть на кораблик в 11 утра, выбрали рейс REX 1904 в 7:20 с Западного вокзала (Westbahnhof). Ранним утром вышли из гостиницы. Доехали до вокзала на метро, сели в поезд и через час уже выходили на вокзале Мелька.
Главной достопримечательностью городка Мельк и долины Вахау является Бенедиктинский монастырь, воздвигнутый на высокой скале над Дунаем. Монастырская церковь считается одной из красивейших барочных церквей в Австрии. История Аббатства восходит к XI веку, когда Маркграф Леопольд II из династии Бабенбергов предоставил убежище реформисту епископу Альтманну из Пассау. Под влиянием Альтмана Леопольд решил подарить свой замок с обширной территорией на высоком берегу Дуная под строительство монастыря. В результате, 21 марта 1089 года бенедиктинские монахи из Ламбаха и их аббат Сигиболд перебрались в новое здание на скале.
Впоследствии, пожары и войны не оставили ничего от первоначального здания. Монастырь много раз ремонтировался, реставрировался и перестраивался. Сегодняшний облик Аббатства возник в начале 1700-х годов. Здание было полностью отреставрировано в стиле барокко под руководством австрийского архитектора Якоба Прандтауера. В начале XX века монастырь модернизировали: провели водопровод и электричество. Чтобы оплатить эти работы, часть монастырской коллекции старинных манускриптов была продана. В частности, продали бесценную Библию Гутенберга, которая положила начало эпохе печатной книги на Западе. Книгу купил Йельский университет, где она и находится по сей день.
Несмотря на ранний час, с нами вышла группа организованных туристов с гидом (не из Китая). Пристроились за ними, и минут за 15, карабкаясь по крутым ступенькам, добрались до ворот Аббатства. Кстати, гид оказался знакомым. Мы познакомились накануне в очереди за билетами в Венскую Оперу. Тесен мир.
Главный вход украшают скульптуры Святого Леопольда III (справа) с моделью храма и Святого Коломана — покровителя города и монастыря (слева) работы придворного скульптора Лоренцо Маттиелли (1716 г.). Фигуры ангелов на портале также принадлежат Маттиелли.
Через Главный портал прошли в Привратный двор. Слева во дворе билетная касса для туристов. Справа находится одна из двух Бабенбергских башен, остатки старых укреплений.
Касса была уже открыта. Быстро купили билеты. Знакомый гид предложил присоединиться к их группе, но мы решили идти одни, чтобы спокойно всё осмотреть. Да и времени лишнего у нас не было, кораблик то в 11.
В Привратный двор выходит Восточный фасад Аббатства. В прежние времена с небольшого балкона над аркой настоятели монастыря приветствовали гостей. Справа и слева от балкона находятся статуи апостолов Петра и Павла, покровителей коллегиальной церкви. На фронтоне девиз «Absit gloriari nisi in cruce», что в вольном переводе означает: «Моё богатство только крест». В дополнение к богословской интерпретации, это высказывание указывает на величайшее сокровище монастыря — Мелькский крест (Melker Kreuz 1362 г.). Его увеличенная копия водружена на верхней части фронтона.
Под аркой находится двухэтажный зал Бенедиктихалле. Фреска на потолке изображает святого Бенедикта. Как обычно в таких местах, чтобы ничего не пропустить, смотреть следует не только по сторонам, но и вверх-вниз.
Арка ведёт в большой трапецевидный Прелатный двор размером 84 м x 42 м. Фрески на фронтонах посвящены четырём основным добродетелям. Изначально выполненные в стиле барокко, со временем они были безвозвратно утеряны и заменены работами современных художников.
Посреди двора установлен фонтан с дельфинами и кариатидами. Оригинально здесь стоял фонтан Святого Коломана, который сейчас украшает городскую площадь. В монастырь же был перевезен фонтан из аббатства Вальдхаузен. Причина такого обмена — «тайна сия велика есть». Фреска на фронтоне — Умеренность.
Из Двора Прелата по Императорской Лестнице (Kaiserstiege) поднимаемся в Императорскую Галерею.
Здесь когда-то размещались покои для австрийской знати, когда они посещали аббатство. Императорская Галерея простирается в обе стороны, казалось бы, до бесконечности. Коридор длиной 200 метров с белокаменным сводом, с богато украшенными дверьми редкого дерева со стороны ведущей к некогда императорским палатам.
Галерея украшена портретами представителей династий Габсбургов и Бабенбергов.
В бывших императорских покоях сейчас функционирует музей.
Фотографировать внутри запрещено, но нам повезло, пустили за 15 минут до открытия, пока служители ещё не заняли свои посты. Удалось сделать несколько снимков.
Зеркальный зал, полностью теряешь ориентацию. Чувствуешь себя как Алиса в Зазеркалье.
Один из наиболее интересных экспонатов — стальной сундук XVI века, прародитель современных сейфов. Весит он около 900 кг и оснащен двадцатью замками, которые закрываются поворотом крошечного ключа.
Из музея вышли в бывшую комнату для приёмов — Мраморный зал. Мраморный зал оформлен в стиле барокко. Зал практически пустой, что позволяет беспрепятственно любоваться его великолепным дизайном. Хотя зал и называется Мраморным, только дверные проёмы обрамлены настоящим Унтерсбергским мрамором. Всё остальное великолепие достигается росписью в стиле тромплёй, создающей иллюзию объёмности.
Красочная фреска на потолке 1713 г. принадлежит знаменитому художнику стиля барокко Полу Трогеру. На фреске Геракл борется с Цербером, а богиня Афина Паллада несётся в коляске запряженной двумя львами. Одна из интерпретаций аллегории — сочетание силы (Геракл) и умеренности (Афина Паллада) в правлении Габсбургов.
Эта фреска также создаёт оптическую иллюзию. Потолок зала кажется вогнутым, в действительности же он совершенно плоский. Большая металлическая решетка посреди пола является частью системы центрального отопления. Через неё в зал поступал горячий воздух из находящихся под ним кухонь.
Выход из Мраморного зала ведёт на открытую террасу, с которой открывается великолепный вид на городок Мельк и Дунай. Городская церковь и главная улица Мелька.
Позеленевшая медная крыша старого почтамта на фоне реки и гор.
Фасад монастыря, к сожалению, закрыт лесами.
А вот у того деревянного мостика пришвартовываются кораблики.
С террасы через дверь слева от церкви прошли в монастырскую библиотеку. Библиотека Мелька некогда была одной из величайших в средневековом христианском мире. Первые манускрипты привезли с собой бенедиктинские монахи, с тех пор фонды библиотеки непрерывно пополнялись. Здесь хранится более 85,000 книг и 1200 рукописей, датируемых IX–XV веками, включая знаменитую коллекцию музыкальных манускриптов.
В большом зале стоят резные деревянные столы для чтения, эркеры и витрины для демонстрации самых ценных экспонатов, включая рукописную копию Преподобного Беде «De Natura Rerum» («О природе вещей»), датируемую 900 годом.
Книжные шкафы инкрустированного дерева с позолотой покрывают стены от пола до верхней галереи, опоясывающей комнату. Позолоченные деревянные фигуры по сторонам входа представляют четыре факультета: теологии, философии, медицины и юриспруденции.
Потолочная фреска Пола Трогера изображает аллегорию веры. Женщина с книгой семи печатей, Агнец Апокалипсиса и щит с голубем Святого Духа, окружены фигурами ангелов и аллегорическими воплощениями четырех основных добродетелей: мудрости, справедливости, упорства, и умеренности.
Библиотеку украшает пара венецианских глобусов работы мастерской Винченцо Коронелли (1688 г.). Один глобус представляет Землю,
Такие же глобусы мы уже видели в Парадном зале Национальной библиотеки. На втором этаже библиотеки находятся два читальных зала, к ним ведёт винтовая лестница.
Фойе библиотеки: филигранная решётка в стиле рококо с винтовой лестницей.
В библиотеке всегда холодно. Даже в наши дни здесь соблюдается старый средневековый запрет на любую форму отопления, введённый в целях пожарной безопасности.
По винтовой лестнице спустились из библиотеки в монастырскую церковь. Лестница эта сама по себе заслуживает внимания. Пожалуй, нет ничего более красивого, чем старинная винтовая лестница. отражающая ритмы природы. Теория идеальных пропорций спиральной лестницы, перекликается с пропорциями раковины моллюска. Винтовая лестница с её уникальной спиральной конструкцией предтавляет собой метафору развития общества. Спроектированная в 1702 году архитектором Якобом Прандтауером, лестница аббатства является одной из самых красивых и фотографируемых винтовых лестниц в мире. Когда спускаешься вниз, выполненная в стиле барокко лестница выглядит довольно просто, если не считать кованых перил.
Однако, когда посмотришь на неё снизу, дух захватывает от открывшейся красоты. Резьба, инкрустация, фигурный молдинг — не часто можно увидеть такое количество деталей на нижней стороне лестницы.
Церковь просто ослепила. Вообще в аббатстве чем дальше идёшь, тем всё «чудесатее, и чудесатее» (от слова чудесный). Правда внутри церкви походить не удалось. Воскресная месса ещё не началась, но неф уже огородили шнуром. Пришлось смотреть с порога. Церковь в стиле барокко оформлена по эскизам итальянского архитектора Антонио Бедуцци. Он же спроектировал алтарь и саркофаг Святого Коломана.
Центральная тема позолоченного алтаря — прощание апостолов Петра и Павла перед казнью. Золотая кафедра работы Петера Видерин.
Потолочная фреска «Триумф Святого Бенедикта», автор Йоханн Михаэль Роттмайр.
Позолоченные окна личных молельных комнат для членов королевской семьи, смотрят на роскошный главный алтарь.
Справа виден Алтарь Св. Себастьяна (Пол Трогер, 1746).
Фреска под органом — «Послушание».
Бродя по аббатству не уставала поражаться какой роскошью окружали себя бедные монахи, следовавшие бенедиктинскому принципу — «Ut In Omnibus Glorificetur Deus» (вольный перевод — «Бога можно славить во всём»).
Различные части аббатства объединены осенней цветовой гаммой — сочетание блестящего золотого листа с оттенками красновато-коричневого цвета. Церковь с колоннами из коричневого мрамора, восходящими к позолоченным святым и херувимам, богатая позолота и коричневатый мрамор Мраморного зала, позолоченные тёмного дерева книжные шкафы библиотеки.
Из церкви вышли во Двор Коломана. Во дворе установлена статуя Святого работы австрийского скульптора Игнатия Ганста, 1747 г. Святой Коломан - покровитель путешественников. В далёком XI веке Ирландский принц Коломан отправился паломником в Иерусалим. До Иерусалима он не дошёл, а был пойман на австрийской границе и обвинён в шпионаже. Стражников смутил незнакомый язык и странная одежда путника. Его прах ныне покоится в монастырской церкви.
Слева заметила открытую дверь, заглянула, а там ещё одна винтовая лестница. У подножья лестницы стояло ведро с тряпкой, видимо шла уборка и поэтому дверь была открыта. Я, конечно, туда. Далеко мне уйти правда не удалось, видимо слишком громко радовалась, появилась служительница и буквально спустила меня с небес на землю. Люблю приятные сюрпризы в путешествии. Таким сюрпризом стала вторая лестница, хотя можно было предположить что их две, т. к. здание храма с двумя башнями.
А какой вид открывается с террасы!
Вышли через сувенирный магазин. Практически ни одна достопримечательность не обходится без этого непременного атрибута, стратегического расположенного так, что мимо не пройти. Здесь, правда, мы встретили очень интересный экспонат. Часы из Бад Ишля (около 1810 г.), деревянные часы из 10 разных пород дерева: груша, грецкий орех, дуб, бук, липа, клен, ясень, сосна, лиственница, бересклет. Часы изначально были сделаны исключительно из дерева. После реставтации 1970 года некоторые части были заменены на металлические.
Через открытую галерею вышли в Привратный двор, а оттуда через вертушку в монастырский сад.
В 1750 году при аббатстве был разбит парк. Парк и сады аббатства были открыты для публики только в 2000 году. Непосредственно к аббатству примыкает сквер в стиле немецкого барокко с павильоном, остальная территория сада занята ландша́фтным английским парком.
Барочный павильон украшен экзотическими фресками. Какое-то попурри на тему открытия Америки. Слоны, обезьяны, пальмы, и тут же абориген держит под уздцы коня, а к берегу причалил парусник. Автор фресок Йоханн Венцель Бергль, ученик Пола Трогера и один из любимых художников императрицы Марии Терезии.
Вид из монастырского сада на Пороховую башню.
Прошли по тенистым аллеям.
С террас сада открывается панорамный вид на Дунай и пасторальную австрийскую деревню. Эммерсдорф на Дунае — Церковь Св. Николая и арки железнодорожного моста 1909 года.
Прошли по тропе Св. Бенедикта.
«Kолокольчики мои, Цветики степные!…»
Вид из монастырского сада на Северный бастион. На бастионе устроена смотровая площадка, но мы подниматься не стали, времени было недостаточно.
В город спустились по Wiener Straße. Вот он фонтан Св. Коломана (слева) подаренный городу аббатством, правда почему-то не работает.
Старая булочная, башенки датируются XVI веком. Здесь три городских пекаря продавали свою продукцию.
Дошли до старой почты. Фасад здания 1792 года богато декорирован барельефами, в стиле барокко. На крыше орёл, держащий в клюве почтовый рожок. Фронтон увенчан двуглавым орлом в короне, по бокам стоят урны с золотыми кактусами. Барельефы изображают конскую упряжь и сельскохозяйственные инструменты.
Вышли на набережную. Haus am Stein — дом у скалы — старейшее здание Мелька, построен в 15 веке.
Солнце бьёт в объектив и получается радужный кружок.
Пора прощаться с Мельком, нас ждёт прогулка по Долине Вахау, но об этом в следующем отчёте.
Хочу выразить отдельную благодарность за советы туристеру Александру Селифанову (Aleksandr_Selifanov).
Дополнительные материалы к рассказу:
— Как сэкономить на поездке в Долину Вахау
Продолжение следует...
Теги:
Самостоятельные путешествия