Наше карельское путешествие продолжается. После посещения острова Кижи наш путь лежал в Беломорск. По пути мы не могли не заехать в городок Кондопога, и не увидеть один из красивейших храмов Карелии.
Наше карельское путешествие продолжается. После посещения острова Кижи наш путь лежал в Беломорск. По пути мы не могли не заехать в городок Кондопога, и не увидеть один из красивейших храмов Карелии.
В 1774 году, на самом закате эпохи деревянного зодчества, когда уже расцвела каменная архитектура, в селе Кондопога на мысе, вдающемся в Чупа-губу Онежского озера, была построена деревянная Успенская церковь.
И стояла она, стройная и строгая, веками неся утешение страждущим. Ей повезло, она не сгинула в советское время, и даже была поставлена на государственную охрану. Внутри церкви сохранились иконостас в стиле барокко и потолок с уникальными росписями.
В последние годы состояние церкви становилось все хуже, она накренилась на северо-запад на целый метр из-за подгнивания сруба. Церковь была под угрозой обрушения, ей была необходима комплексная реставрация. 10 августа этого года проблема эта отпала навсегда. Стоя на берегу озера и любуясь изящным силуэтом этой красавицы, мы не знали, что через три недели она бесследно исчезнет с лица Земли, сгорев дотла. Заходится сердце, когда видишь в Интернете видео огромного костра, в котором уже даже и не угадываются очертания церкви.
А наш путь лежал дальше на север, и следующую остановку мы сделали у водопада Кивач. Водопад входит в состав одноименного заповедника, вход платный. Помимо водопада, рекламный буклет заповедника обещает посещение дендропарка, музея живой природы и нескольких экологических троп.
На мой взгляд, посетить стоит только водопад, малюсенький дендропарк вообще не произвел никакого впечатления, комнатушка с чучелами зверей и птиц, носящая гордое звание музея живой природы-тоже. Посещение экологических троп оплачивается отдельно, и нужно заранее договариваться с гидом. На информационном стенде размещен номер телефона, по которому можно с ним связаться. На наш звонок голос на другом конце ответил, что сегодня экскурсий не проводится. Вот и все, можно ехать дальше.
В Беломорске мы остановились в гостевом доме «Старчина» на самом берегу реки Выг, недалеко от места, где река впадает в Белое море. Гостевой дом этот оказался одним из лучших мест наших ночевок в этом путешествии. Если вдруг когда-нибудь соберетесь из Беломорска на Соловки, смело могу рекомендовать остановиться там.
В советские времена в этом месте был причал для рыболовецких судов, сейчас от него остались лишь гнилые развалины да брошенные еще в девяностые годы прошлого века корабли.
Именно здесь нам по-настоящему удалось посмотреть, какие в Карелии белые ночи. Два следующих фото сделаны в половине второго ночи, без вспышки и каких-либо других ухищрений.
А наутро мы отправились в местечко Залавруга, расположенное в шести километрах от Беломорска, где находятся выдающиеся памятники монументального изобразительного творчества первобытной эпохи — Беломорские петроглифы. Поворачиваем с асфальта на грунтовку, оставляем машину на просторной парковочной площадке, и по деревянному мостику пересекаем протоку Кислый Пудас.
Дальше дорожка ведет через лес. И вот тут-то мы наконец узнали, что такое карельские комары. Нападают они разом, огромной кучей, не реагируюя на ваши взмахи руками и другие судорожные движения. Репеллент помогает только в тот момент, пока его распыляешь, желательно прямо в наглую пискливую физиономию. Те, кого не удалось сбить струей, набрасываются на вас с утроенной силой. Полтора километра, ведущие по лесу к петроглифам, мы практически пробежали.
Наконец лес расступился, открыв перед нами каменную поляну. При подготовке к поездке прочла, что лучше всего осматривать петроглифы утром и вечером, именно в это время освещение подходит лучше всего. Днем, когда солнце в зените, камни засвечиваются и рисунки на них практически невозможно разглядеть. Мы достигли поляны около девяти часов утра, и кроме нас здесь еще никого не было, ни туристов, ни гидов.
Накануне мы решали, воспользоваться нам услугами гида или нет, было опасение, сможем ли мы что-то увидеть сами, боялись пропустить что-нибудь важное. В итоге решили все-таки попробовать разыскивать петроглифы самостоятельно, и какой же это замечательный квест получился! Сначала мы безрезультатно вглядывались в камни, пытаясь проявить фантазию и разглядеть какие-либо изображения. И вот — о радость! — он, первый рисунок. Лягушонок, или пляшущий человечек, кому что больше нравится.
Карельские петроглифы — одни из самых древних наскальных рисунков на Земле. Они датируются IV–III тысячелетием до нашей эры. Их творцами были предки современных прибалтийско-финских народов. Беломорские петроглифы занимают в Северной Европе четвертое место по количеству изображений.
Ученые считают, что эти наскальные рисунки — не просто картинки с натуры, это переработанный сознанием человека реальный мир, связанный с культом, системой верований и обрядов, мироощущением людей в целом. Они занимали важное место в жизни древнего человека.
Первые петроглифы в Залавруге были открыты в 1936 году. Но продолжались исследования в этих местах десятилетиями, раз за разом принося ученым все новые сюрпризы.
Среди изображений доминируют лодки, обычно с экипажами, но встречаются и пустые.
Следующий по распространенности сюжет-люди. Поодиночке, группами, отрядами, в сценах сухопутной и морской охоты, в поединках и других сочетаниях.
Люди всегда активны, изображаются нередко в полной охотничьей экипировке, с луком, копьем и на лыжах.
Реже встречаются изображения лосей и северных оленей, медведей, белух, рыб, птиц.
Многие рисунки на скалах все еще остаются загадкой для науки, ученые спорят о смысле тех или иных изображений до сих пор. В простых на вид рисунках — символах скрыт глубокий, не всегда понятный нам смысл. И возможно, что загадочные петроглифы скорее всего уже никогда и никем не будут «прочитаны». Но в этом есть особая прелесть: каждый, кто их рассматривает, волен делать смелые гипотезы, высказывать собственные версии их появления.
С карельскими петроглифами в этом путешествии мы еще встретимся на берегу Онежского озера, на мысе Бесов Нос, но это уже другая история.