Вчера мы побывали в Раифском монастыре, посмотрели на Вселенский храм и съездили в город-град Свияжск. Но вернемся на день раньше, в день нашего приезда 8 июля. Мы оценили инфраструктуру района, в котором мы поселились, нашли станцию метро «Козья слобода» и пошли посмотреть что там, за мостом. А за мостом Кремль.
Я представила, что путники-пилигримы, бывавшие в разных городах, видели святыни православные мусульманские, католические, и иудейские, идут они в город, где находится икона Казанской Божьей матери. Вот показался город, не город, а град. Град на горе, окружённый белыми крепостными стенами. Вид за белокаменными стенами поражает путников — вверх поднимаются острые минареты мечети и рядом купола-луковицы православного храма. Тут и башни, и здания светские. Поразительно! Ведь, где бы они не были и даже у них на родине есть и храмы, и мечети, и костёлы, и синагоги. Но они не рядом, не бок о бок. Неудивительно, что здесь родился Ильдар Ханов — Строитель Вселенского храма.
Подходя к Кремлю, посмотрели направо и…что это? Летающая тарелка приземлилась около Кремля.«Цирк, цирк, цирк»-сверкает надпись на крыше тарелки.
Летающая тарелка — здание Казанского цирка. До этого сооружения в Казни был деревянный цирк. В 1967 году новый цирк появился рядом с Кремлём. Вы, представляете, в 1967,в России! Да, что в Казани и в мире в те годы было не так много таких сложных в исполнении зданий. Его сразу назвали зданием 21 века.
Вечереет. Обойдём вокруг Кремля, решили мы, больше не успеем. Площадь Тысячелетия Казани. Статуй много во всех городах и они даже надоедают. Но мы на них смотрим, фотографируем. Вот и тут стоит мужик с телегой. Надо подойти. Туристы на телегу лезут, зубки скалят. Качество стоматологической помощи в России на высоте. Да и деньги для такой помощи нужны. Были, наверное, средства и у этого господина, увековеченного в камне. Композиция называется «Извозчик».
Как часто мы ошибаемся в восприятии действительности, и причина этому — неосведомлённость. Сквер на площади Тысячелетия назван в честь Асгата Галимзяновича Галимзянова. Он работал извозчиком на Колхозном рынке в Казани и на своём подсобном хозяйстве выращивал скот. Все деньги он отдавал нуждающимся. Он подарил более 80 автобусов и автомобилей российским детдомам, помогал пострадавшим от землетрясения в Армении, от захвата заложников в Южной Осетии, семьям погибших в подводной лодке «Курск». Это всё написано около композиции и это замечательно. Наш современник — великой души человек.
Пройдём-ка мы по набережной реки Казанки. Здание, которое мы видим, а ля Хофбург, Министерство сельского хозяйства, а не Пенсионный фонд, как во время вечерней экскурсии (которая была позднее, почти перед самым нашим отъездом) предположили некоторые.
По-моему, это неудивительно. Ведь президент бывший и президент действующий закончили Казанский сельскохозяйственный институт. Неслучайно Татарстан находится в первой пятёрке регионов, обеспечивающих производство, переработку и хранение зерна.
Жилищный кооператив «Ренесанс» поражает богатством отделки зданий. Кто в нём живёт?
Может те, про кого сказано «кто совершает милостыню тайно, а им воздаётся явно» или те «у кого правая рука не знает, что делает левая».Очень надеюсь, что это достойные люди, тайные меценаты. Вот про Извозчика мы знаем, а про живущих в «Ренесансе» нет. Рядом с этим комплексом храм Святой Евлампии.
Мы пришли в приятный закуток под мостиком.
Журчание воды, тишина. Пора возвращаться. Казань уже произвела впечатление. И еще, что я отметила в Казани. Так как Казань находится умеренно-континентальной климатической зоне, а самое главное, что здесь невысокая влажность воздуха, жара +29,+ 30 переносится легко. У нас, в прибрежных городах Архангельской области не погуляешь при такой температуре, влажность воздуха у нас очень высокая, поэтому жара переносится тяжело.
Третий день,10 июля. Прогулка по центру Казани.
Сегодня утром мы идём в Кремль.
Президентский дворец.
Бащня Сююмбике. Падающая башня Казани. Интересна её история Одни считают, что она была дозорной башней Казанского Ханства, другие считают, что она наспех построена по приказу Ивана Грозного, после взятия Казани. Незаглублённым фундаментом объясняют наклон башни. Результаты раскопок показали, что она построена в XI–XV веках. Названа она в честь Сююк — единственной женщины, правивший Казанским ханством. Народ называл её Сююмбике-любимая царица-за её доброту и отзывчивость.
Благовещенский собор Кремля. Здание многократно реконструировалось. В советское время в нём находился архив, поддерживаемый температурный режим спас роспись стен собора.
Мечеть Кул — Шериф названа в честь имама мечети Казанского ханства, который погиб защищая Казань от войск Ивана Грозного.
Мечеть красивая, ажурная. Внутри люстра из чешского стекла, ковёр для молений — подарок из Ирана, а витражи расписали в Турции.
В мечети есть музей и он нам понравился. Там представлена история быта татарского народа. Вот один из экспонатов — древняя зубная щётка.
Рядом с мечетью памятник русскому и татарскому зодчим, он подчёркивает взаимопонимание и дружбу двух культур.
В Кремле то здесь, то там встречаются симпатичные цветочные композиции.
Спасская башня, через которую мы вышли, похожа на Спасскую башню Московского кремля. Только она в цвет стен — белая. Выйдя через ворота, мы оказались на площади 1 Мая.
Памятник Мусе Джалилю, одному из достойнейших сынов татарского народ. Погибнув в фашистских застенках, он оставил на века «Моабитские тетради».Из Маобитской тюрьмы их вынес бельгиец Андре Тиммерман и отправил в Россию, выполняя последнюю волю поэта. Я считаю, что все должны прочитать два его стихотворения «Варварство» и «Чулочки».Помню, как стихотворение «Варварство» читала старшекласница школы в которой я училась. Был конкурс стихов о Великой Отечественной войне. Все плакали.
Площадь обрамляют красивые невысокие здания.
Здание национального музея
Александровский пассаж, по-моему, одно из красивейших зданий города. Александровским он называется по имени первого владельца этого пассажа миллионера Александрова.
Полюбовавшись на Александровский пассаж, и поворачиваем и идём на пешеходную улицу Баумана.
На улице Баумана стоит карета, подобная той, на которой царица Екатерина II приехала в Казань.
Казанский кот Алабрыс лежит под балдахином, а на балдахине мышка молитвенно сложила лапки.
Есть про кота легенда, а может и доля правды есть какая-то. В Зимнем дворце случилось нашествие мышей и стала императрица Елизавета Петровна искать лучших котов-охотников на мышей по всей огромной стране. То ли исследования были проведены, то ли по слухам, но стало императрице известно, что лучшие коты живут в Казани. 30 хвостатых специалистов по мышам были отправлены в Санкт-Петербург. Месяца через два мышей и в помине не осталось, а заслуженных охотников перевели на работу в Эрмитаж и на постоянное довольствие. О чём же молится мышка, чтобы не попасть Алабрысу в лапы или благодарит мышиные небеса за то, что кот так разжирел и её быструю мышку-норушку не поймает.
Богоявленский собор из красного кирпича очень красив. Можно забраться на смотровую площадку,для этого нужно зайти в церковную лавку на втором этаже колокольни,заплатить 100 рублей и смотрительница открывает решетку на лестницу.
Симпатичный фонтан с лягушками.
На улице Баумана много сувенирных магазинов, музеев, кафе. Мы идём в «Дом чая».Зашли в столовую, где подают «самый вкусный эчпочмак».Да, откусив его, я вспомнила фильм, где Джулия Робертс восхваляет пиццу, попробовав её в пиццерии «Да Микеле» в Неаполе. О, пицца… О, эчпочмак, треугольный пирожок с мясной начинкой, тесто хрустящее вкусное, начинка из рубленого мяса, приправлена специями, пряная и обжигающая, отлично сочетается с тестом…
Напротив «Дома чая» есть один замечательный музей. Музей художника Константина Васильева. Музей открыли два друга художника, чтобы сохранить его работы и увековечить имя. Когда-то давно, когда я ходила в начальные классы школы, я увлеклась собиранием марок. Марки были разные и вот на одной была изображена картина «Парад»,что она так называется, узнала намного позднее, и она произвела очень сильное впечатление. Внизу было написано «К.Васильев».Что это за художник, что это за талант, который передал единение, мощь народа, трагизм, веру — вот, что я увидела, будучи ребёнком в марке.
«Человек с филином» — последняя работа художника.«Громадный образ-аллегория России в облике поистине мифологическом-облике человека, несущего из глубин седой древности в грядущее, несущего и ограждающего вечные ценности: трепетный светоч-свечу, прозорливого филина-символ мудрости на все времена, плеть-символ сдерживания враждебных начал и сгорающий свиток с автографом художника-символ жертвенности» (Константин Васильев, издательство «Казань»),творческого сгорания, порождающего в свою очередь дубовый листок — символ жизни, возрождения.
Музей занимает три этажа здания.
Вот так, получив пищу в виде вкуснейшего эчпочмака и духовную, покинув музей мы пошли дальше по улице, погружённые в «переваривание» всего полученного. Не о том, я не о том. Если на меня маленькая марка с картиной произвела впечатление, то какие же чувства испытываешь, когда видишь произведения Васильева воочию.
Площадь Тукая заканчивает, или начинает, улицу Баумана. На площади сказочные часы, на которых вместо цифр, арабская вязь, украшенные скульптурами Пегаса, поэта и Музы.
Фонтан, на камушке сидит героиня сказок Тукая — Су анасы, что в переводе значит водяная. Перед ней лежит гребень. По сюжету сказки маленький мальчик украл золотой гребень и принес домой, ночью водяная пришла забрать гребень. Мать пожурила мальчика и отдала гребень обратно. Мораль: нельзя брать чужое. Если русских детишек пугали Бабой-Ягой, то татарских малышей Су-анасы.
Татарский государственный академический театр имени Галиасгара Камала. Камал-татарский драматург. По форме театр напоминает корабль на берегу озера Нижний Кабан. Голубая крыша словно река, стекающая вниз, на площадь.
Скульптура «Загадки Шурале». Шурале — герой татарского эпоса, наш Леший. Его изображали низкорослым, горбатым, с тонкими длинными пальцами и рогом на голове. Он любит проказничать и шалить, а также может своими пальцами защекотать путника до смерти. В основу скульптуры заложен сюжет сказа Габдуллы Тукая «Шурале».Юноша — дровосек отгадывает загадки хитроумного Шурале. По — сказанию он посрамит своими мудрыми ответами татарского лешего. Около скульптуры множество туристов.
На другом берегу озера Кабан видна красочная и яркая Старо-Татарская сторона. Скоро мы пойдём туда учиться делать чак-чак и реализовывать наши другие туристические планы. Получится ли?
Находится у воды летом приятно, воздух прохладнее и свежее. Фонтан на озере Нижний Кабан поднимается вверх, рассыпаясь на множество капелек, в которых отражается солнце, и образуется радуга.
Берега озера привлекают малышей и их родителей. Сколько здесь разных приспособлений для игр с водой!
В специальных грядках посажены водные растения.
Мы зашли в парк Тысячелетия. Фонтан с Зилантами.
Отель Биляр-палас. Пройдя по парку мы направились к метро «Суконная слобода».
Павильон в конце Петербургской улицы.
Заходящее солнце освещает своими лучами замечательной красоты храм. Казанский собор. Точное название — собор Казанской иконы пресвятой Богородицы. Это кафедраный собор Казано-Вятской епархии Русской Православной Страроообрядческой церкви.
Костёл? Да костёл римско-католический. Воздвижения Святого Креста.
Мини-музей трамваев в конце Петербургской улице, на аллее Славы.
Старинный двухэтажный трамвай на конной тяге — конка.
Этот трамвай менее старый, уже электрический. Он служил до 1937 года. Его водил Герой Советского Союза, партизан Кабушкин Иван Константинович.
Туган Авылым-Родная деревня. Комплекс зданий развлекательного характера с национальным колоритом. Построен к празднованию 1000-летия Казани. Кругом повторюсь, колоритные дома, сделанные из дерева, колодцы, ульи, мостики. Хорошо было — бы отдохнуть, посидеть расслабится на скамеечке, но не тут-то было. Постояннно подходили рекламные зазывалы. Пришлось встать и просто погулять по Родной деревне. Симпатично.
Здесь установлен памятник полюбившемуся пирожку-эчпочмаку. Значит много у него поклонников.
Сказаочный дворец рядом с комплексом Туган-Авылым. Татарский государственный театр кукол «Экият».Для малышей это просто сказка, что можно придти в такой театр. Для взрослых в нём идёт спектакль «Ханума».
На метро мы уехали на свою «Козью слободу»,завтра мы едем ещё в одно знаковое место для татар — в город Болгар.
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Самостоятельные путешествия