На Старо-татарскую слободу мы совершили совсем не спонтанный поход. Как мы про Старо-татарскую слободу узнали? Собираясь в Казань, мы с детьми решили, что попробуем настоящий «Чак-чак» и в поисках рецепта этой сладости в сети, я нашла музей «Чак-чака»,где проводят мастер-классы по его приготовлению. Записались мы на мастер-класс по приготовлению татарского специалитета и на экскурсию. Действо начиналось в 10.00 и мы утром пошли учиться готовить и узнавать историю этой восточной сладости, мы сладкоежки. Старо-татарская слобода представляет собой часть города Казани, находится в Вахитовском районе. Здесь много восстановленных мечетей, купеческих домов. Гуляя по этой части города мы подходили ко многим зданиям на которых установлены таблички, где можно прочитать: кто и когда жил в том или ином здании.
Музей чак-чака расположен в доме уважаемого купца 2 гильдии Вафы Бигеева, он проживал здесь с семьёй в начале 19 века. Сейчас здание отреставрировано. В музее воссоздана обстановка татарского дома.
Для мастер-класса всё готово. Мы помыли руки, я повязала платок, надели фартуки с красивой вышивкой и пошли работать.
Наши учителя — татарские девушки в национальной одежде.
Для сладости нужны мука, яйца, соль, сода, сахарный песок, мёд, жир для выпечки. Чак-чак готовят в казане. В настоящее время готовят из теста для чак-чака ещё одно угощение — полоски обжаривают в казане и посыпают солью. Своеобразные чипсы. Хочу попробовать приготовить.
«Почему „чак-чак“ называется „чак-чаком“?» — спросили мы.
Одна из версий, что когда ешь настолько вкусную сладость, что про все приличия забываешь и начинаешь чавкать:«чавк-чавк, чавк-чавк, чак-чак».
Другая версия, что это стук ножа по столу, когда режут тесто.
В татарском языке звук Ч нет, он произносится, как Щ. Значит чак-чак, звучит, как щак-щак, что в переводе «мелочь».Тут наша учительница заметила, что их новый президент говорит по-русски иногда с татарским акцентом, заменяя Ч на Щ. Вот вам татарский акцент. Птищка щирикает. Щего щебещет?
И ещё очень красивая легенда. У древних булгар была религия — тенгрианство — поклонение небу. И там был добрый женский дух и была она духом домашнего очага и домашнего благополучия. Создан этот дух был из капель утренней росы, звали её по-булгарски «Чага»,кроме этого имени у неё были и другие имена и одно из них «Чак-чак».Мы изготовили свои чак-чаки, украсили их леденцами и пошли в соседнюю комнату, в музей. В музее уже был накрыт стол для чаепития из самовара.
Мы прослушали рассказ про свадебные традиции, одна древняя традиция — подавать на свадьбе чак-чак. Когда-то во времена Великой Булгарии хан решил женить единственного сына. Он пожелал, чтобы его подданные приготовили на свадьбу блюдо, отвечающее нескольким требованиям: было простым в приготовлении, чтобы долго не портилось и при этом не теряло вкусовых качеств, чтобы его можно было брать в дорогу, а воины могли его есть, не слезая с коня. Это блюдо должно украшать любое торжество и его можно отправить в качестве гостинца. Сколько времени и кто готовил разные блюда неизвестно, но хану всё было не по душе. Жена пастуха изготовила угощение чак -чак, угощение понравилось и хан собственноручно вручил его молодоженым со словами, чтобы семья их была крепкой и дружной, как чак-чак. Что бы детей было, как горошин в чак-чаке, чтобы речи для друг друга были сладкими, как…чак-чак.
Но не только на свадьбе любят татары сладкое. Чаепитие — тоже старая традиция, к чаю подают тонкую пастилу с миндальным орешком, очень вкусную. Мы взяли накануне пастилу на улице Баумана. Эта пастила ни в какое сравнение не идёт с той. Кроме пастилы и чак-чака нам подали баурсак. Баурсак готовят также, как чак-чак, обжаривают в масле — только он больше по размеру и по вкусу похож на пончик.
В доме сундуки, покрытые лоскутными покрывалами.
На стенах красивые наряды. Некогда действительно в татарских домах вывешивали на стену лучшие наряды, чтобы похвастаться.
На той же улице, где и музей находится Галеевская мечеть. С конца 19 века имамом в ней служил теолог и учёный Галимджан Галеев. Галеев был одним из инициаторов учереждения медресе «Мухаммадия».
Выпускниками медресе «Мухаммадия» было много известных людей: классик советской, татарской и башкирской литературы Мажит Гафури, в честь которого на медресе установлена памятная доска. Галиаскар Камал — татарский драматург и другие.
Пройдя мимо медресе мы подошли к храму в честь Тихвинской иконы Божьей матери, что в переулке Михаила Худякова. Церковь была построена в 17 веке, затем не то реконструирована, не то перестроена, забытая в советское время. Храм сейчас восстановлен и выглядит очень изящно. Внутри скромная обстановка. Одинокая православная церковь среди сонма мечетей.
Во дворе церкви небольшой цветник и крест.
Дальше на улице Габдуллы Тукая виднеется зелёная Султановская мечеть. Она была построена на средства казанского купца Усманова и первоначально называлась Усмановской. Султановской она стала называться в честь Султана — сына основателя, который взял опеку над мечетью после смерти отца.
В небольшом сквере Кирова можно отдохнуть. Здесь установлен фонтан с официальным названием «Владыкой мира будет Труд» и с неофициальным «Три богатыря».
Дом профессора Карла Фёдоровича Фукса. Он родился в Германии, учился в Германии, получил степень доктора медицины. В 1805 году он был приглашён в только что открытый Казанский Императорский университет. Его, как преподавателя любили и уважали студенты, он был деканом и три года возглавлял университет. В 1812 году он открыл медицинскую практику. Прекрасный диагност, он вылечил и спас множество горожан, бедняков он лечил бесплатно. Он оставил большое научное наследие -работы по практической медицине и этнографии, санитарному делу. В этом доме бывали А. С. Пушкин, М.М, Сперанский, А. Гумбельдт.
Нурулла мечеть или Юнусовская мечеть, возведённая татарскими купцами-миллионерами Юнусовыми.
Далее мы пошли на пешеходную улицу Каюма Насыри, одну из самых колоритных улиц старо-татарской стороны. Дома расписные, яркие. Но их яркость не создана для привлечения туристов, именно такие цвета использовали издревле татары при постройке своих домов. Традиция украшать дома пришла от древних тюрков, которые использовали четыре цвета: все оттенки синего, белый, цвет одного из природных красителей — охры и зелёный цвет, который стали использовать после принятия ислама.
Дом Шигабутдина Марджани — татарского богослова, учёного, философа. В доме музей, но мы в него заходить не стали.
Недалеко от дома мечеть Марджани, где богослов являлся имамом. Мечеть Аль-Марджани. На работу ему ходить было недалеко. Мечеть каменная, она первая мечеть, построенная после указа Екатерины II о терпимости всех исповеданий. За это татары были благодарны императрице и ласково называли бабушка-царица. Мечеть называется Первой Соборной мечетью. После реабилитации ислама были восстановлены мечети, а молельные дома, которые возникли после взятия Казани Иваном Грозным, были признаны официальными мечетями.
Предположительно проектировщиком этой мечети был первый казанский архитектор Василий Кафтырев, который построил немало объектов в Казани. С минаретом этой мечети произошла казусная история. Ещё до строительства мечети, православные граждане Казани возмутились тем, что минарет мечети будет выше христианских храмов и доложили о сём безобразии матушке-бабушке-царице-императрице Екатерине II. На что императрица ответила, что она владычица на земле, а не на небе и превышать полномочия, данные ей Богом она не будет. Не стала ограничивать строителей в высоте мечети. Но местные власти всё-таки обязали татарскую общину уменьшить высоту минарета. Так и выглядит сейчас большая по площади мечеть с несколько усечённым минаретом.
Этнографические дома на улице Каюма Насыри напомнили дома на пешеходной улице Чумбарова-Лучинского в Архангельске.
Во дворе одного из ретро домов находится «Татарская усадьба» — гостинично-ресторанный комплекс. Попасть в этот комплекс можно, как с улицы Каюма Насыри, так и с улицы Марджани, которая идёт вдоль озера Нижний Кабан. Здесь всё рассчитано на туриста.
Разноцветная лошадка везёт груз. Лошадь, явно не с этого двора, но из этой слободы.
Двор напоминает двор зажиточной татарской семьи. Тут и бараны, и курицы, и гуси, и хозяйственные инструменты.
Вальяжный кот по-хозяйски лежит на пне.
На стенах двора рисунки. Татарское граффити.
Апанаевская мечеть. Нет данных о том кто построил эту красивую мечеть. Мечеть строилась параллельно в мечетью Аль Марджани и называется Второй Соборной. Красиво украшен фасад мечети. Мечеть, как культовое здание восстановили в наше время, в Советское время здесь был детский садик.
Где-то здесь нас посетила мысль, а не пора ли нам отобедать. В интернете часто видела название столовой «Алан-Аш»,зашли, спросили, есть ли у них азу по-татарски. Нет, его не было. Мы развернулись и покинули это заведение, предварительно глянув на блюда и на цены. Похоже на «Дом чая» на Баумана, недорого. Азу по-татарски мы нашли в ресторане «Печь».Для этого мы вернулись в Татарскую усадьбу, так как ресторан расположен в этом комплексе.
Ожидая заказ, вы можете почитать произведения Г. Тукая.
Сначала нам принесли бульон в кувшине, к бульону подали выпечку — три пирожка. Ради татарской выпечки я и пишу об этом ресторане. Пирожки: эчпочмак, перемяч, элеш были восхитительно вкусны. Вкус «самого лучшего» эчпочмака из «Дома чая» померк. Теперь уже ода другая: о, эчпочмак, пермяч и элеш из ресторана «Печь»…
Азу из говядины по-татарски в горшочке. Ну, азу…и азу.
Выйдя из ресторана, мы обратили внимание на дом, и как я уже писала «читайте таблички на домах»,мы увидели дом человека в честь которого названа улица — дом Каюма Насыри-татарского учёного и просветителя. Хорошо, что мы вернулись.
Дом Зигнаши Усманова. Усманов занимался продажей пушнины и сырья, Благодаря природной сметке и купеческой хватке быстро выбился в купцы 2 гильдии, стало одним из богатейших предпринимателей и щедрым благотворителем. Он и мечеть Усмановскую построил. Гуляя по Старо-татарской слободе, я сделала вывод — как разбогатеет татарский купец, сразу сооружает мечеть. Почти каждый строил.
Какой красивый дом! Одна из моих знакомых, увидев это фото, спросила: «Это Вологда?».Домик, «где резной палисад» в Казани. Дом Сафы Бахтеева. Сафа Бахтеев торговал галантереей и мануфактурой. Он мечеть не построил. Нет Бахтеевской мечети.
По улице Фатыха Карима, мы вышли на Юнусовскую площадь.
Литературный музей Габдуллы Тукая расположился в красивом особняке, некогда принадлежащем купцам Апаковым. Он стал свадебным подарком дочери Марьямбане Апаковой. В доме были все возможные для 18 века удобства. Дом стал первым зданием с лифтом в Казани.
Ещё одна жемчужинка Старо-татарской слободы — особняк Апанаевых существует с 18 века.
А это что за дом, словно построен в Архангельске, уж такой родной, но не совсем. Дом Садыка Каримова мастера-сапожника, специализирующегося на азиатской обуви.
Бурнаевская мечеть. Кто построил Бурнаевскую мечеть? Ясное дело — купец Бурнаев. Направил прошение о стоительстве мечети каменной. Ну как не дать почтенному гражданину разрешение. Так появилось одна из красивейших мечетей города, правда красивый минарет появился несколько поздне.
К Азимовской мечиети мы идём по улице Фаткуллина. На улице установлена привлекающий внимание памятник Герою Советского Союза Фариду Фаткуллину. Лётчик-ас учавствовал в Великой Отечественной войне.
Азимовская мечеть. Есть городская легенда, очень забавная, и говорит она о том, что эта мечеть названа в честь американского писателя — фантаста Айзека Азимова. Он родился в этом районе, в два годика его увезли и он хотел вернуться посмотреть на мечеть своего имени. На самом деле эта мечеть построена на средства купца Мустафы Азимова.
За заборами прячется Розовая мечеть. Розовая мечеть была так названа из-за цвета своих стен, но за столетие существования строения, цвет стен неоднократно менялся. Сейчас он голубовато-серый. Построена она в начале 20 века купцом Галикеевым. До этой мечети на этом месте стояла деревянная мечеть.
Мы подошли к пустырю, где только немного травы,строительный мусор, доски, вдруг вдалеке показалась мечеть. Мечеть Иске-Таш. Называниие мечети переврдится, как старый камень. По-легенде мечеть построена на месте братской могилы, защищающих Казань от Ивана III, древний камень отмечал место захоронения.Построена она, как и все остальные на пожертвования купцов. Имамами в этой мечети служили Амирхановы. В семье этих священослужителей родился татарский писатель Фатых Амирхан. Нет в этой мечети ни красоты, не изящества, Строгость, лаконизм. Запустение, по моему мнению, пока льются нефтяные деньги, будет преодолено и Иске-таж приведут в порядок.
Мы вышли к Морскому вокзалу. Отсюда, на тролейбусе N 36 уехали на «Козью слободу».
Вечером попили чай с изготовленным нами чак-чаком. Вкусный получился. Сегодня мы «окунулись» в прошлое Татарской слободы, попробовали некоторые блюда татарской кухни. Прогулка удалась, и день получился цельным по восприятию. Это не часто бывает и бывает только в тех случаях, когда через весь отрезок времени проходит единая смысловая нить. Сегодня в нашем путешествии она была.