Покорив вулкан Вачкажец, следующим днём решено было поехать знакомиться с бытом аборигенов Камчатского полуострова. Ибо без этого элемента путешествия составить себе полное представление о камчатском крае просто невозможно. Вулканы, реки, водопады, океан и сам город это, конечно, важно. А люди? Именно изучение и знакомство с людьми мне больше всего интересно в любом путешествии.
На Камчатке проживают несколько абсолютно разных и не всегда родственных друг-другу коренных народов. Коренными я называю народы, что проживали тут до прихода русских первопроходцев во второй половине 17 века. Численность русских сейчас составляет 252,6 тыс. человек, или более 83% от количества всех жителей региона.3,5% украинцев. Третье место с 2% или 6 600 человек занимают коряки (коренной народ).
Проживают они преимущественно на севере полуострова в Корякском округе. Там их процент доходит до 30.Также 1 300 коряков живут на Чукотке и Магаданской области. Коряки неоднократно поднимали восстания против русских казаков, но в конце-концов покорились. Любопытно что около 2 000 коряков говорят на корякском языке, а 1 000 на алюторском. Остальные — только на русском. У них есть письменность на основе рус. языка. Четвертым по численности народом являются ительмены. Ительмены переводится как «живущие здесь».Их на Камчатке 2 400 человек (0,7%). Часть ительменов 1000 проживает в Магаданском крае.
Основная масса ительменов сосредоточена в Мильковском и Тигильском районах Камчатского края, а также в его административном центре — Петропавловске-Камчатском. Это самый древний народ Камчатки пришедший сюда 12 500 лет назад. К моменту прихода русских их численность составляла более 12,5 тыс. чел., таким образом превышая современное количество в 3,5 раза.
После начала завоевания Камчатки число ительменов стало стремительно сокращаться. Первым завоевание данного народа начал все тот же Владимир Атласов. Он прошел полуостров с севера на юг. После его убийства собственными соратниками в 1711 году дело покорения ительменов продолжил Данила Анциферов. Он в нескольких сражениях разбил ительменов, но в 1712 году был сожжен ими же вместе со своим отрядом.
Ительмены исповедуют православное христианство, но, как и среди коряков, у них довольно сильно развиты пережитки древних культов. Основным занятием ительменов, которые не переехали в города и живут традиционным строем, является рыболовство. Есть убедительная версия что индейцы Северной Америки родственные именно ительменам.
В настоящий момент всего 82 человека разговаривают на ительменском языке что означает вымирание народа. Если бы не интерес туристов к коренным народам, то вымирание их произошло бы быстрее. Но туризм приносит деньги поэтому эти народы пытаются вернуться к своим корням.
На Камчатке для развлечения туристов создано более дясятка этнодеревень разных коренных народов. Одной из них является деревня Пимчах. Именно в ней снимался сериал «Богатство» по книге Пикуля. Именно в ней снимался эпизод из «Орла и Решки» 2013 г. где ительмены танцуют волнующий танец любви с эротическими вздохами. Именно ительмены, а не коряки были мне любопытны.
Гиды запрашивали 5 500 руб. с человека за приезд сюда (с танцами с бубнами, камланием, угощением…).Однако для бюджетной экономии ещё дома до поездки я попытался связаться напрямую с ительменами по интернету и это мне удалось. В конце-концов та пожилая женщина так и не смогла организовать нашу встречу, так как найти деревню непросто. Так что не повторяйте моей ошибки. Однако я упрямый. Не получилось с ительменами, поедем в деревню к корякам. К ним добраться бюджетно и самостоятельно легче лёгкого, но об этом ниже. Изначально русские называли ительменов камчадалами, но затем данное название закрепилось за другим народом.
Теперь камчадалы — это потомки самых первых русских поселенцев на Камчатке, частично ассимилировавших местное население, главным образом ительменов.1600 настоящих камчадалов живут на Камчатке и 300 в Магаданской области. Коряки и ительмены — это эскимосская (арктическая) раса и является северным ответвлением крупной монголоидной расы. Данная субраса ближе по антропологическим признакам не к континентальным монголоидам, а к тихоокеанским.
Помимо вышеперечисленных коренных народов на Камчатке живут чукчи, что пришли сюда вместе с коряками 500–800 лет назад. Данные племена были вытеснены из Восточной Сибири иными палеоазиатами, настроенными воинственно. Чукчи — северные соседи коряков и являлись отличными мореходами. Еще тут проживают алеуты. И эвены (близкие к якутам).
Любопытно что только эвены не практиковали езды на собаках. На самом юге проживают даже немного айнов (курильцев) с густыми немонголоидными бородами, которых вытеснили с японских островов японцы. Доказано что айны родственны коренным народам Австралии. Но вернёмся к поездке в корякское «стойбище».
С помощью хозяйки отеля я связался напрямую с коряками и за визит туда с нас взяли по 2 400 руб. с человека, в отличие от турфирмы что хотела 5 500.Поскольку я собрал команду для поездки, то такси от Петропавловска до стойбища «Эйвет» под Николаевкой за 840 рублей мы оплатили в складчину. Пока ехали таксист коренной камчатец рассказывал о коряках, что если с ними выпиваешь, то затворы из ружей лучше вынуть. Поскольку навеселе они себя плохо контролируют. И виной этим конфликтам провоцирующие корякские жёны. Ну что-то подобное я и о чукчах слышал.
1
И вот мы прибыли в «Эйвет» в семью Притчин. Коряки делятся на намылан (береговых) и чавчувенов (оленеводов).Мы прибыли к рыбакам «намыланам».Семья Притчин пришла сюда с севера полуострова, с Караги, что находится в самом узком месте Камчатки. Они проживали там на восточном тихоокеанском побережье.
Традиционно почти все коренные народы Камчатки поклонялись духу ворона кутху.
Один из мифов повествует, будто раньше Солнце, Луна и звёзды находились в мячах в жилище женщины-духа. Поэтому в мире было темно и холодно. Но Ворон решил освободить светила, хотя никак не мог попасть в ярангу женщины. Тогда он решил превратиться в хвоинку и упал в воду. Женщина-дух зачерпнула воды ведром и поймала Ворона. Придя домой, она выпила воду вместе с хвоинкой и забеременела, а через некоторое время родила Ворона. Новорождённый Ворон попросил мячи — поиграть, и, получив их, разорвал клювом оболочку и выпустил светила. Таким образом мир приобрёл тот вид, к которому мы все привыкли, а сам Ворон почернел — его опалило солнце.
Множество историй, связанных с Кутхом, схожи с аналогичными историями, относящимися к Ворону, распространёнными среди коренных народностей северо-западного побережья Северной Америки.
Нас встречает младшая из семьи Притчин.
1
Она в отличие от её узкоглазого отца коряка больше похожа уже на русскую. По образованию она юрист, но видимо доходы от туризма в разы превалируют над юр.услугами. У девицы, в отличие от её деревенского простоватого отца коряка, хорошо поставлен язык и она бойко ведёт экскурсию.
Традиционное корякское жилище. Справедливости ради следует заметить что изначально коряки всё-таки жили в конических чумах.
В середине очаг, над ним открытая большая дыра в кровле для выхода дыма.
В середине жилища лесенка вылезти на крышу если занесёт снегом дверь.
Это женская шапка. Но тут гиды неправы. Корячки шапок не носили, а использовали капюшон кухлянок. В сильные морозы они надевали мужские малахаи.
Кухлянка — корякская куртка. Это традиционная одежда народов северо-востока Сибири. Шьется в два слоя из оленьих и собачих шкур. Внутренний слой — мехом внутрь для тепла, внешний — наружу. Также шилась и однослоевая кухлянка мехом внутрь и одевалась в сырую погоду и при выходе в море.
Традиционная корякская одежда украшалась орнаментом и подвесками. В качестве украшений носили также браслеты, серьги, подвески, которые переделывались из старых медных и серебряных вещей. Многие украшения играли роль амулетов. Магическое значение имели прически.
Женская кухлянка длиннее мужской, поскольку мужчины управлялись с упряжкой и в длинной можно и запутаться.
3
Танцы с бубном в моём исполнении. Жаль корякские штаны не вошли в кадр, зря я их одевал корячился. Я с помощью бубна молю кутха чтобы он прекратил дождь. Дождь идёт уже второй день и я испортил себе от влаги смартфон. Вообще коряки бубном задабривали дух моря и леса. У береговых намылан главный, конечно, дух моря. Интересно что когда рыбак намылан тонул, то ему не помогали спастись. Считалось что дух моря сам должен решить жить человеку или нет. Когда русские вмешивались и пытались спасти бедолагу, то коряки на это ужасно злились. Типа, не мешай. Дух моря сам решит. Коряки обряды свои не афишировали и в глухих селениях сжигали умерших. Последнее такое сожжение произошло 10 лет назад.
Наш юрист — гид возмущалась этой «дикостью».Ительмены, например, жившие южнее коряков оставляли тело на природе. Чтобы им воспользовались звери и жизнь таким образом продолжалась. Ительмены и коряки враждовали.
Новодельные корякские маски. Одевают их на традиционный праздник хэллоло. Перед праздником для настроения выпивался молодыми мужчинами кисель из мухоморов, в том числе даже детям давали чуть-чуть попробовать. Затем в самодельных масках из мягкого дерева молодые мужчины ходили по стойбищу и хулиганили. Они приставали к жителям, побирались, собирали подарки. Короче, такая себе корякская коляда. Слава Кутху кисель из мухоморов нам тут не наливали.
Штаны «конайты» шьются как мехом внутрь (одевалась под низ), так и
мехом наружу (верхняя одежда).
Традиционная корякская обувь у мужчин и женщин имеет один покрой, русские на Камчатке называют ее торбасами.
Так называемый «балаган» на помосте. Приподнят от земли от наводнений и зверей. Такие настоящие ещё встречаются. Видите, внизу сушат юколу. Вверху проживают.
Рядом небольшой магазинчик с сувенирами где можно оставить ещё денежек и увезти что-то на память.
Матрёшки…Видимо иностранным туристам всё равно что матрёшки — это не корякская культура.
Знаменитая юкола — сушёная рыба для корма ездовых собак. Некоторые намылане также и квасят рыбу в ямах. Представляете какой там дух?
1
Это река Тихая, левый приток Паратунки. Сейчас здесь конечная точка нереста кеты. Та рыба что родилась здесь 3,5 года назад из икринки, спустя годы каким-то волшебным образом стремится из последних сил, влекомая древним инстинктом именно сюда на место своего рождения, чтобы отнереститься и дать новую жизнь новым лососёвым. Всё идёт по кругу…
Нерест возможен только в такой тихой стоячей воде. Перед нерестом рыба кружит и роет таким образом в иле нерестовую яму. Самцы начинают отпихивать друг друга от ямки. Они инстинктивно стремятся чтобы именно их молоки осеменили икру. Отнерестившиеся рыбы погибают и становятся кормом малькам. Круговорот природы…
Показываю ей фото. Она фыркает и заявляет что при нересте невозможно скрещивание. Говорит что мы поймали не помесь, а «Симу» в яркой нерестовой самцовой окраске.«Сима» по японски — «вишнёвый лосось».Дело в том, что перед нерестом самцы лососёвых становятся яркими и у них вырастают огромные горбы-носы. Даже я не аквариумист и не рыбак понимаю что девушка несёт чушь. Гибриды ещё как возможны.
Вот я нашёл в интернете фото самца симы в яркой нерестовой окраске. Разве она похожа на нашу пойманную? Есть ещё сима-пеструшка. Кто такая? Молодь лососевых весной после вылупления из икры должна скатиться в море и там за 3–4 года вырасти до взрослой особи. Затем опять зайти в реку, что бы отложить икру и погибнуть, став кормом своим малькам.
Это так, кроме Симы. Эта лососевая рыба приспособилась оплодотворять свою икру в условиях дефицита воды. Сама сима заходит высоко в нерестовые реки по большой воде и ждет созревания икры. Затем вода в реке может резко упасть или совсем русло пересохнуть. А у самки всегда есть под «рукой» самцы Пеструшки, готовые оплодотворить икру. Так природа позаботилась о выживании целого вида Симы.
Да весной каждый год количество Перструшки резко увеличивается в речках. Это скатывается молодь настоящей красной рыбы, вылупившейся от люби самца и самки Симы.
1
Эта Пеструшка отличается по окрасу — она со свежей серебристой чешуей и более вытянутой формы. Обычно к концу июня этой пеструшки уже нет. Как видите пеструшка тоже не похожа на нашего выловленного «пожарника».
Вот такие «гиды» ждут туристов в этнодеревнях. Говорили мне что эти деревни развод, но ведь я должен учится на своих ошибках.
1
Дальше идём к главному — в питомник.
Для народов камчатки ездовые собаки ценились на вес золота. С их помощью ездили на охоту, перевозили грузы при смене стойбищ. До конца 80-х годов прошлого века ездили на упряжках пока не появились вездеходы.
2
Это дремлет заслуженный старый вожак по кличке «Печень».Он уже пенсионер, ему 13 почтенных лет.
Нехотя он плетётся по зову хозяйки показать себя очередной партиии туристов. А потом вновь исчезает в будке прячась от дождя. Все его призы в прошлом.
1
Настоящие ездовые собаки редко лают и не выполняют охранных функций.
2
Они должны быть коренастые, приземистые, сильные, тяговитые.
1
Зевает, скучно. Если на Камчатке не дай Бог с пароходом прибывал пёс ненужной не ездовой породы, то его сразу же пристреливали несмотря на протесты хозяина. Ибо оглянутся не успеешь как он спарится с местной самкой и испортит породу.
2
А теперь что?
1
Я не собачник, но даже я вижу что это не настоящая ездовая собака, так как она не приземистая, а высокая. То есть быстрая, а не тяговитая.
А это что за убожество? Дело в том что с 1990 г. на Камчатке проводят собачьи гонки «Беренгия».
Гонки на скорость упряжек проводят аж до 2 500 км. Выигрывает упряжка что пришла к финишу первой. Приз аж 3 млн. рублей и многие хотят его урвать. А значит нужны именно быстрые собаки.
Захлёбываясь от восторга «каюр-юрист» показывает раскрывшим рот москвичам своих бысроногих, но не тяговитых собак.
1
Хвалится какую породу скоростную выводят.
1
Вяжут прежде всего высоких, скоростных, неконфликтных (чтобы хорошо работали в коллективе в упряжке) и не очень худых собак.
А тяговитые не нужны. Грузы теперь перевозят машины, снегоходы, вертолёты. А мне становится грустно. Эх, испортили настоящую камчатскую ездовую. Другие времена настали…А если не будет в стране денег на технику, вертолёты? Вновь за золото где-то покупать настоящих ездовых?
Помните «Белый клык» Джека Лондона? Помните как ставили ставки сколько сможет этот пёс сдвинуть с места груза? Вот что ценилось тогда в собаке, а не скоростные качества.
Наш «каюр» ряженый рассказывает что в педагогических целях они никогда не выделяют особенным образом ни одну из собак. Чтобы драк и обиды в упряжке не было.
Что за чушь? Откуда у вожака будет стимул им быть если ему каюр не кинет лишней кусок юколы? Вожака всегда привечапть надо, выделять. Чтобы чувствовали собаки кто в упряжке хозяин.
Юкола сушится.
1
Желающие могут прокатиться даже летом. Чего не сделаешь для ублажения туристов?
Собаки весело бегут, застоялись. но слаженности в их работе немного. Крутятся, лают…Спрашиваю у гида есть ли в стае вожак, умеющий оглядываться?
— Что-что? — не понимет она.
— Ну тот что не только ведёт упряжку, но и переодически оглядывается посмотреть присутствует ли каюр в нартах?
— А зачем это?
— Если каюр упадёт на повороте, то не сможет догнать умчавшуюся упряжку.
Дамочка пытается поставить меня на место чтобы не высовывался и не умничал:
— Если каюр выпадет из нарт, то сможет криком вернуть упряжку.
А парирую:
— Вы уверены что собаки услышат его крики в пургу, когда ветер свистит в ушах?
1
У «каюра-юриста» заканчиваются аргументы и она на помощь зовёт отца коряка. Говорит он успел побывать каюром при СССР, когда ещё вездеходов не было. Приземистый каюр-коряк не оратор, простой мужик и ему трудно причёсывать как дочка у которой по юридически поставлена речь. Он тоже вначале не может понять зачем был нужен вожак, умеющий оглядываться. И это настоящий каюр? Я растолковал ему что если каюр выпадет на повороте, то непременно замерзнет, так как до ближайшего жилья десятки километров. Тот нехотя соглашается со мной. В досаде я ему замечаю что рано он дочку поставил туристов встречать раз встречаются в группах такие зануды-умники как я, которые готовясь к путешествию читают умные книги. Дамочка смотрит на меня хмуро и тараторит как из пулемёта чтобы я не мог вставить реплику или вопрос. Юристы «каюры» находчивые.
1
Экскурсия заканчивается и нас приглашают отужинать.
На стенах календарь гонок «Берегиня» и соответствующая атрибутика.
Никаких корякских национальных блюд нам не подали.
Обычная вкусная русская кухня. А существует ли она, вкусная кухня аборигенов Камчатки? Совершенно особое национальное блюдо — рыбный салат с ягодой.
Коряки и чукчи называют его «кылыкил», а русские по-простому «толкуша». Свежевыловленного лосося отваривают, остужают и разбирают на кусочки. Добавляют толченую ягоду, любую, в зависимости от сезона — морошку, бруснику, шикшу. Все заправляется растопленным жиром нерпы. Иногда можно приправить кипреем или кедровыми орешками. Ещё на Камчатке уважают медвежьи лапы. Остальное мясо зверя есть опасно, страшные малоубиваемые гельминты в теле.
Ну и, конечно, икру всегда ели тут и рыбу. Но нас тут даже сушёной юколой не угостили. Хотя подозреваю вкус у неё ещё тот. Остальные участники экскурсии потянулись на шопинг сувенирный, а нам надо торопиться так как в 20:00 последний автобус в Термальное.
Расплачиваемся за двухчасовую фастфудную экскурсию и угощение. Впрочем если не умничать и не готовится к поездке, то Вам она понравится. Идём от питомника к трассе. Однако автобус промчался и не посадил нас, поскольку мы стоим не на остановке. Вот тебе и Камчатка где все друг-другу помагают. Понятно что такси на трассу не поедет. Долго тормозим проезжающие авто. Наконец нас подбирает коренной камчадец (они отзывчивые) и без приключений прибываем в отель. Вот такие они, этнодеревни камчатские…