Июль 2018 порадовал пермяков обилием тёплых солнечных дней. В один из них, ближе к вечеру, мы (то есть я, жена и сын со своими младшенькими) отправились на прогулку по набережной Камы.
В далёкой юности я ещё застал берег Камы в городской черте Перми мало пригодным для прогулок. Набережная как таковая существовала только у речного вокзала (метров 300, как помню) — у неё летом стояли большие дебаркадеры, к которым швартовались пассажирские суда. Как-то не удалось мне разыскать фотографии того времени, но вот как это выглядело в начале XX века, ещё до революции.
1
Пассажирский причал (пристань) в начале XX века (из комплекта "Пермь в начале XX века", 2017, художник Б. Сатюков)
Пассажирскими судами в 1950-х в основном были колёсные пароходы — и новые по тем временам, венгерские, и заслуженные ветераны, не знаю, чьей постройки, но мне кажется, что они ещё до революции шлёпали своими внушительными колёсами по водам Камы и Волги. Но уже начали появляться красавцы теплоходы — двухпалубные венгерские (их сейчас совсем не видно) и трёхпалубные из ГДР (до сих пор на ходу). Отдельный причал — для появившихся в конце 1950-х скоростных судов — «Ракет», а затем и более крупных «Метеоров».
На набережной у пассажирских причалов было шумно и пёстро — многие тогда перемещались между прикамскими и приволжскими городами речным транспортом. В Речном вокзале тоже кипела жизнь — просторный вестибюль, громадный зал ожидания, громкие объявления по радио, расписание рейсов, работающие кассы, пункт милиции, камеры хранения, гостиница, ресторан… А в межнавигационный период в зале ожидания со сдвинутыми креслами были танцы. Я там осваивал премудрости вальса и каких-то ещё немудрёных танцев. Помню восхитительно лёгкое скольжение кожаных подошв парадных курсантских ботинок по узорчатой кафельной плитке, которой был выложен пол зала ожидания, и удивительно объёмное звучание музыки в этом просторном зале.
Та набережная была скорее деловая, я не помню, чтобы народ там просто гулял. Хотя кто-то наверняка в свободное время и в хорошую погоду наведывался к речному вокзалу, подышать и полюбоваться. Но это не было массовым увлечением, тем более что за дебаркадерами и пароходами мало что можно было увидеть.
От пассажирских причалов километра на два-три вниз по течению от речного вокзала, до городского грузового порта с кранами и большими складами (это за Коммунальным мостом, которого тогда ещё не было), по левому берегу Камы тянулись какие-то мелкие грузовые причалы с такими же мелкими складами-амбарами. Эти причалы принадлежали до революции разным пароходным компаниям, а в советское время — снабженческим конторам и некоторым предприятиям. Механизация на этих причалах была никакая, разгрузка барж велась «на горбу». Будучи курсантами речного училища, мы тоже там иногда подрабатывали грузчиками.
Впрочем, я это всё про «нижнюю набережную», которая рядом с водой, а есть ещё «верхняя набережная», по верху высокого здесь берега. Даже улица здесь была Набережная (в советское время стала Окулова). Скверы, дорожки… Да, здесь народ гулял и гуляет, но разве это настоящая набережная, где не слышно плеска волн, да она ещё и отрезана от воды железной дорогой?
К 50-летию Октябрьской революции в Перми провели «генеральную уборку» города, много сделали для благоустройства. Построили автодорожный Коммунальный мост через Каму, а к нему как бы «пристроили» и набережную. Укрепили береговой откос, поставили бетонную подпорную стенку, под её защитой сформировали прогулочную полосу — с парапетом, фонарями, асфальтовой дорожкой, газоном, сквером. Поставили несколько павильонов общепита и развлечений — и «променад» готов. Очень популярное место отдыха стало у горожан — на два десятка лет. А потом нагрянула «катастройка», за ней вломились в нашу жизнь «лихие девяностые»… Не до благоустройства и набережных стало. На ставшей бесхозной набережной воцарились «мерзость и запустение». Тем более что и Речной вокзал вместе со всем Речфлотом «почил в бозе».
По мере того как Россия, отряхнув пыль с колен, постепенно вставала на ноги, стала приводить себя в порядок и Пермь. Вот и до набережной руки дошли, провели её реконструкцию и дали новую жизнь. Спасибо всем, кто в этом поучаствовал. Открыли обновленную набережную (точнее, её центральный участок) в сентябре 2016, в этом году продлили до Коммунального моста, сейчас идёт реконструкция участка, примыкающего к Речному вокзалу.
С «верхней» на «нижнюю» набережную есть три входа. Один — у Речного вокзала, для кого-то самый удобный, т. к. там конечная остановка троллейбуса 1 и автобуса 3. С другого конца набережной — вход с улицы Попова около Коммунального моста (я ещё не пробовал). Ну и центральный вход — от Соборной площади (от Комсомольского проспекта мимо Кафедрального собора, где пока ещё живёт Пермская художественная галерея, которой никак не могут подобрать новое место жительства). Этот вход наиболее благоустроенный и красивый, я бы сказал — парадный. А вот как это место выглядело где-то в 1920-х.
Место центрального спуска с "верхней" на "нижнюю" набережную в 1920-х гг. (из комплекта "Пермь в начале XX века", 2017, художник Б. Сатюков)
Свою прогулку мы начали с Соборной площади, войдя на неё с улицы Монастырской (в советское время ул. Орджоникидзе) в створе Комсомольского проспекта, который, собственно, с этого места и начинается. У входа на площадь установлен памятник Николаю Чудотворцу, подаренный городу скульптором Вячеславом Клыковым. Открыт 11.06.2008.
Соборная площадь
Николай Чудотворец задумчиво смотрит в перспективу проспекта, заложенного в безбожные времена безбожниками-комсомольцами.
Памятник Николаю Чудотворцу у входа на Соборную площадь
И стоит он, отвернувшись от Кафедрального Спасо-Преображенского собора. Может быть потому, что уже несколько лет красивая колокольня собора затянута драной строительной сеткой, под которой, похоже, ничего не делается?..
Кафедральный собор и архиерейский дом
Двигаясь в сторону Камы, слева видим большое 5-этажное здание.
Напротив Кафедрального собора - здание бывшего военного училища
Здесь много лет располагалось военное училище, которое несколько раз меняло свой профиль и название: ВМАТУ (военно-морское авиатехническое училище), ВАТУ (то же самое, только без моря), наконец — ВКИУ (высшее командно-инженерное училище ракетных войск). В середине 2000-х училище было расформировано, здание передано городу и… то ли приватизировано, то ли используется для сдачи в аренду. Сейчас здесь бесчисленные конторы и офисы.
В сквере перед зданием бывшего военного училища в 1974 г. был установлен памятник писателю Д. Н. Мамину-Сибиряку, который до 1872 г. учился в Пермской духовной семинарии.
Памятник писателю Д.Н. Мамину-Сибиряку
В конце Соборной площади у Кафедрального собора со стороны Камы установлен Поклонный крест.
Поклонный крест у Кафедрального собора
Выходим на смотровую площадку, окидываем взглядом камские дали. Да, видно далеко, но и река где-то далече…
2
Налево - Коммунальный мост (ну и придумали же название!) да ещё железная дорога, отрезающая верхнюю набережную от реки
1
Прямо - широкий камский простор
4
Направо - Мотовилиха, Верхняя Курья и далее - всё Пермь...
Но вернёмся на площадку между Соборной площадью и парапетом. Ведь здесь — парад ретро-автомобилей!
Вот легендарный советский «джип» военной и послевоенной поры — ГАЗ-67, который по проходимости и выносливости превосходил американские «виллисы».
1
ГАЗ-67 (1943)
Первая «Волга», ещё с оленем на капоте
2
Волга ГАЗ-21 (1956)
Следующее поколение «Волги». Красива, особенно в таком цвете, но всё же 21-я краше (ну это на мой вкус, не более).
Волга ГАЗ-24 (1966)
«Японцы», конечно, помоложе наших раритетов, но тоже есть на что посмотреть
Линейка Тойоты, Мазды и др.
Не понимаю, как это «чудо» японского автопрома может проехать по нашим дорогам
1
Тойота, что-то из сегмента Kei-Car
Машина может быть красивой только в комплекте с прекрасной дюймовочкой…
2
"Я так устала от этих съёмок..."
Вот на байке прокатиться — совсем другое дело
Вернёмся к набережной. На верхней набережной много лет стояла ротонда работы знаменитого пермского архитектора И. И. Свиязева. Видел её на фотографии 1950-х. Потом кому-то помешала при реконструкции железной дороги, её снесли. И вот, наконец, восстановили, правда, в уменьшенных размерах. Новая ротонда уже стала знаменита, потому что в ней год назад (в 2017) новый наш губернатор М. Решетников обсуждал планы развития Перми (в т. ч. предложение убрать железную дорогу с набережной) с президентом В. В. Путиным.
5
Миниатюрная ротонда - украшение всего комплекса центрального спуска
Спускаемся по парадной лестнице
Главная лестница центрального спуска
Пожалуй, больше тех, кто предпочитает пользоваться не лестницей, а пологим серпантинным спуском без ступеней
1
На подходе к тоннелю под железной дорогой нас ожидает сюрприз — такая позитивная инсталляция из цветных зонтиков. Перед ней на растяжке надпись, что-то вроде «Ура, Октябрь открыт». Могу предположить, что инсталляция посвящена открытию детского развлекательного центра «Октябрь», который был временно закрыт в результате проверки безопасности после пожара в кемеровской «Зимней вишне».
2
Зонтичная инсталляция перед тоннелем под железной дорогой
1
3
На дальнем плане - шпиль и купол Кафедрального собора
Из тоннеля под железной дорогой выходим на смотровую площадку, приподнятую над уровнем набережной, и видим слева нечто странное. Людей поливают из брандспойта (говорят, там пена), а они радуются… Чего-то мы не понимаем в этой жизни. Такой вот флеш-моб.
Флеш-моб?...
На набережной, как и в прошлом году, изваяны разные скульптурные композиции. Правда, мне показалось, что прошлогодние песчаные композиции были более выразительны, чем нынешние гипсовые.
1
Гипсовые скульптуры на тему развлечений и активного отдыха
2
И снова взгляд на Каму — налево, направо… Мне кажется, здесь как-то симпатичнее, чем сверху. Это — набережная.
1
Вид на Каму с нижней набережной
Неспешный променад
Оглядевшись, решаем идти направо — к Речному вокзалу. Там же СЧАСТЬЕ НЕ ЗА ГОРАМИ! По пути любопытствуем — направо и налево.
3
Землячок Лукьян с пожеланием "Соль вашему дому" приютил наших внучеков
1
Тоже пермский бренд
1
Эта большая песочница - на самом деле площадка для какого-то нового для Перми аттракциона
Спрос как-то не очень...
1
Ресторан - "поплавок"
1
Солнышко...
Так и хочется поближе к воде...
Мне кажется, дом Н. В. Мешкова — самый красивый дом в Перми. Много лет в нём находилось управление Камского речного пароходства, сейчас — Пермский краеведческий музей. Сам Николай Васильевич Мешков — личность легендарная. Купец, пароходчик, меценат, один из основателей Пермского университета — и спонсор большевистского подполья, в 20-е годы с личного согласия В. И. Ленина был приглашён консультантом в Наркомат путей сообщения, где проработал более 10 лет.
4
Дом Н.В. Мешкова на Монастырской
Видел здание Речного вокзала на фотографиях 2-3-летней давности, да и лично его наблюдал в сентябре 2016. Ощущение было — это конец, здание не спасти. Но сейчас вижу его вполне здоровым, по крайней мере внешне. Это радует, тем более, что там сейчас постоянно действующая музейная экспозиция. Надо посетить.
1
Речной вокзал
Ну вот и конечная цель нашей прогулки…
2
Какое счастье! Дошли...
У причала — «Владимр Маяковский», на котором мы путешествовали по Каме в сентябре 2016. Но меня больше привлекли вот эти три женские фигуры…
2
Три возраста женщины
Особая тема в рамках нашей экскурсии — набережная артистичная, а может быть, точнее будет сказать, рок-набережная. Это артисты, музыканты, которые что-то исполняют, показывают, поют. Перед каждым — шляпа, но не так уж там много, а он исполняет свой репертуар самозабвенно и с удовольствием. Вносишь в шляпу какую-то лепту — и как будто получаешь право на общение, начинаешь приставать с разными дурацкими вопросами, а он всё объясняет, и ему интересно общаться! Вот в чем фокус — нам обоим интересно: исполнять, слушать, спрашивать, отвечать… И обыкновенная рядовая прогулка наполняется особым смыслом. Светло становится, радостно.
1
1
Больше всего поразило исполнение вот на этом инстументе — колёсной лире. Средневековый европейский инструмент, воссоздан в наши дни «в точном соответствии» с оригиналом. Я попросил показать «начинку». По словам музыканта, настройка колёсной лиры сложнее, чем фортепиано. Обещает, что осенью будет со своей группой выступать на сцене. Узнать бы — когда и где.
1
От речного вокзала мы на троллейбусе вернулись к Соборной площади, т. к. нас там где-то во дворе ждала машина. По пути сделал несколько снимков с солнцем в противосвет — просто так, для интереса
Так какой общий итог нашего путешествия по набережной?
2
Правильно. Счастье не за горами, а сегодня, здесь — в этом тёплом солнечном дне, в дорогих близких людях, которые рядом.