Празднование Ысыха взбудоражило мой организм настолько, что даже очередной (уже второй!) ночью, проведенной вне дома и вне своей постели, мне опять не удалось поспать — порог возбуждения превысил порог усталости. Заснув на роскошно-удобном диване у Миши в доме, уже через два часа я снова была на ногах, но чувствовала себя преотвратительно — не открывались глаза, не причесывались волосы, все валилось из рук, никак не удавалось собрать в кучку мысли, а ведь мне нужно сложить свой баул, вещи из которого толстым слоем лежали на всех горизонтальных поверхностях комнаты.
Пробуждение Марины — Мишиной жены — чудесным образом повлияло на улучшение настроения и моего самочувствия: горячий завтрак и травяной настой явно этому поспособствовали!
Короткое расставание с гостеприимными хозяевами, неспешная езда по пустынным улицам Якутска — и вот уже Егор въезжает на стоянку у аэропорта, где собрались все участники предстоящего тура.
180 км от Якутска по федеральной трассе прошли в спокойной полудреме. Оживление у неспящих пассажиров вызывали лишь участки дороги, на которых велась реконструкция. У меня замирало сердце, когда наш ПАЗик бороздил только что утрамбованный полуметровый слой песка дорожной одежды — автобус «водило» из стороны в сторону, он периодически буксовал, но все же медленно и уперто продвигался вперед. «Только не останавливайся! Только не глохни!» — мысленно умоляла я натужно гудящий двигатель. И когда автобус вырывался на простор, оставив позади две глубокие кривые колеи, облегченно вздыхала.
По пути нам иногда встречались лошадки — мы видели их, когда останавливались в придорожных кафе покушать, они паслись вдоль обочин дороги. И пока мы едем по почти скучной трассе и нам, кроме как поспать, совсем нечего делать, я немного расскажу об этих удивительных, как оказалось, животных.
13
…
Якутская лошадь
Не взяла якутская лошадка статью — она приземиста, коренаста, крупноголова и широкозада. Она не сможет соперничать с другими породами лошадей ни в перевозке тяжестей, ни в скорости бега. Но она и не совсем обычна — эта якутская лошадь. Много веков ходит она под человеком, верой и правдой ему служит, но до сегодняшнего дня так и не стала по-настоящему домашней. Мой давний якутский знакомый Миша Черемкин рассказывает: на зиму домашнюю лошадь отпускают на «вольные хлеба», на самообеспечение. И всего за пару месяцев свободной жизни лошадь становится совсем дикой, «забывает» о своем хозяине и обязанностях. Ее приходится почти заново обучать и приручать.
Круглый год пасется якутская лошадь на открытом воздухе, не признавая ни теплого стойла, ни крыши конюшни. В начале лета для лошадей устанавливается недолгая пора относительно спокойной пастьбы, а затем почти два месяца спасу нет от слепней и комаров — лошади кормятся урывками, перебегая с места на место, с нетерпением ожидают осени и прохлады. И как только первый мороз комаров прибьет, лошади переходят на непрерывную пастьбу — отъедаются впрок, запасаются на зиму жиром, как медведи. К зиме они успевают обрасти густой шерстью, а запас жира надежно защищает их от морозов. Корм из-под снега лошади добывают, разгребая его копытами точно так же, как это делает северный олень.
Якутские лошади испокон веков разводятся в густонаселенных районах Якутии, и поэтому они подвержены нехватке кормов в течение всего года: издавна лучшие летние пастбища выделялись коровам, и только самые отдаленные и малоурожайные пастбища доставались табунным лошадям.
9
11
Сколько лет якутской лошади? Откуда она появилась? До сих пор нет окончательного ответа на эти вопросы. То ли это прямые предки лошадей, обитавших здесь во времена мамонтов, то ли пришедшие вместе с якутами из Прибайкалья и сумевшие приноровиться к суровым условиям, то ли это новая порода, получившаяся от скрещивания тех и других. У ученых много мнений на этот счет…
Возможно, тысячи лет дикой таежной жизни воспитали независимый и стойкий характер: она и сегодня круглый год ходит сама по себе небольшими табунами. Выносливость ее поразительна: якутская лошадь способна преодолеть сотни верст без пищи и отдыха! «Сытый всадник и голодная лошадь — хорошая пара», — гласит якутская пословица.
24
16
Вацлав Леопольдович Серошевский — российский и польский писатель и публицист, впервые описавший быт и нравы якутского народа, в своей книге «Якуты» (в 1896 году!), воспел гимн якутской лошади: «Нужно видеть, как якутская лошадь идет по брюхо в густом липком болоте, пробивая прямо грудью борозду, идет версты 3–4, иногда 10 без перерыва, несет всадника или вьюки, стонет, храпит, пошатывается, но идет, не останавливаясь, так как остановка — это гибель; нужно видеть, как она пробирается, согнувшись в дугу, по невероятным крутизнам, по горным скалистым россыпям, сквозь бушующие потоки и широкие реки, сквозь лесную чащу, где, что ни шаг, приходится перелезать через упавшие колоды, где под мхом скользкий лед; …нужно видеть, какой она довольствуется в то же время пищей, чтобы понять, насколько велики и драгоценны те запасы сил, которые она заключает в себе».
…
… А мы все едем и едем по трассе. Ощущения начала приключений у меня появились чуть позже, когда в Бердигестяхе я увидела чудо-технику, на которой нам предстояло немного (всего 90 км!) прокатиться. Знакомьтесь — вездеход ТРЭКОЛ.
4
9
Фото Г. Михоношиной
Поездка на нем означала для меня сплошной адреналин, особенно после того, как я оценила количество засохшей грязи на его кузове. Кстати сказать, аббревиатура ТРЭКОЛ означает «транспорт экологический»: обутая в шины сверхнизкого давления машина давит на грунт не сильнее, чем стопа взрослого человека. Колесо обволакивает неровности дороги и не рвет почву, а лишь приминает траву. Ущерб для экосистем минимален.
Перегрузка вещей из ПАЗика в ТРЭКОЛы не заняла много времени — багаж оперативно затолкали в прицеп, а мы сами почти комфортно расположились в кузовах двух машин.
2
2
5
3
На шоссе или грунтовке ТРЭКОЛ ведет себя как обычная машина, даже скорость у него приличная. Мне думалось, что по шоссе мы будем ползти подобно черепахе, но я ошиблась — мы ехали со скоростью км 40–50 в час! Но самое интересное наступило позже — когда мы свернули с трассы. Вот они и начались — настоящие приключения!
Назвать дорогой, пусть и тракторной, тот путь, по которому мы двигались, можно лишь условно и иногда. Я бы назвала эту «дорогу» направлением — то кочки среди явного болта, то море-окиян, то прорехи между деревьями, да такой ширины, что машина протискивалась, обдирая бока им и себе. Однажды мне просто дурно сделалось. «Все, застряли окончательно. Куда его понесло?». Последнее относилось к водителю. Но тот спокойно курил в приоткрытое окошко. Он немного поелозил вперед-назад, поглядывая в боковое зеркало, убедился в правильности угла наклона машины и прицепа относительно горизонта почвы и вертикали деревьев и медленно и печально двинул вперед. Выбрались! Честно говоря, в самые напряженные моменты я обычно закрывала глаза и открывала их тогда, когда ситуация стабилизировалась, о чем свидетельствовал ровный рокот двигателя и равномерный и почти прямолинейный ход машины. Такое иногда случалось!))
5
5
2
Кое-где мы ехали по земле. Это факт. Я же сама чувствовала некоторые неровности почвы.
2
4
4
1
Но мы, наверняка, и плыли! Видя, какую волну создает бампер и гонит ее перед собой, у меня не было сомнения — плывем!
10
Фото Г. Михоношиной
3
2
8
Обещанные 5–6 часов на преодоление 90 километров, поначалу вызвавшие у меня содрогание и почти судороги, в переживаниях проскочили как-то почти незаметно! А некоторые товарищи их и вовсе не заметили:
1
Несколько раз мы делали коротенькие остановки на перекур, в основном, у небольших лужиц с растущими по берегам ирисами:
14
6
И вот, наконец, добрались до границ природного парка «Сиинэ»:
3
Вскоре показались гостевые домики базы отдыха «Уораннах», а это как раз то место, куда мы так упорно стремились. Именно здесь завтра стартует водная часть нашего тура…
Примерная схема нашего путешествия:
2
Желтым цветом выделена часть пути на ПАЗике из Якутска до Бердигестяха (около 180 км).
Оранжевым — путь на ТРЭКОЛе от Бердигестяха до Синей реки (около 90 км).
Итого сегодня мы проехали 270 км.
Далее нам предстоит:
Сплав по Синей реке (140 км) — сплошной голубой цвет.
Сплав по Лене (170 км) — пунктирный голубой.
Путь на ПАЗике от Бестяха до Якутска (90 км) — зеленый.
Примечание: фотографии «дороги» сделаны из кузова ТРЭКОЛа через не очень чистое лобовое стекло. Одной рукой я держалась за ручку на потолке кузова, другой за кого-то из туристов, ну, а еще одной нажимала на кнопку спуска затвора камеры.
Несколько слов хочется сказать о базе отдыха «Уораннах». Мне кажется, что сюда могут добраться только очень упертые люди-либо туристы (вроде нас), чтобы начать сплав по Синей, либо жители близлежащих населенных пунктов — рыбку половить, комариков покормить. Но доставка на базу людей и грузов возможна единственным способом — на ТРЭКОЛе и сопровождается значительными временными и финансовыми затратами. Многие ли могут себе такое позволить? Тем не менее, база строится, я видела несколько новый строений, еще не полностью готовых к употреблению.
Это балаган:
7
Фото Галины Михоношиной
Балаган изнутри:
Балаган относится к типу стационарного каркасного жилища. Балаган имеет форму усеченной четырехгранной пирамиды. Очаг с вытяжкой типа камина должен располагаться направо от входа. Основу крыши составлял бревенчатый настил, его сверху покрывали корой и засыпали толстым слоем земли. Стена балагана обмазывали глиной, смешанной с соломой и навозом.
На дальнем плане могол ураса: коническое каркасное сооружение, покрытое берестяными полотнищами. Могол ураса ставится стационарно и никогда не разбирается. Изготовлением берестяных полотнищ занимались только женщины, обладающие сакральными знаниями.