Турист Galina Gorshenina (Galina_Gorshenina)
Galina Gorshenina — была 2 мая 22:22
Без секрета всему свету

Якутск — Россия Июль 2018

Крепко и по-детски безмятежно спит мальчуган лет десяти — он примостился на худеньком плече мальчика постарше. «Наверное, братья», — почему-то решила я. У младшенького очки сползли с переносицы и переместились на лоб, и при каждом толчке автобуса оправа изгибается, а я переживаю — как бы не погнулась, не сломалась, не травмировала загорелый лоб ребенка. Рядом с братьями спит мужчина, иногда чуть нервно подрагивая в беспокойном сне. «Наверняка, отец», — подумала я.

Встречь солнцу. Часть 1. О многом понемногу

Все пассажиры ПАЗика тоже спали, примостившись, кто как смог среди груды ящиков, коробок, баулов, рюкзаков, мешков и пакетиков. И лишь водитель автобуса бодрствовал, несмотря на выматывающую монотонность пути — прямая как стрела дорога лишь изредка делала ленивые повороты. Еще реже на ней встречались машины.

Встречь солнцу. Часть 1. О многом понемногу

По обеим сторонам дороги стоял лес-либо живой с радостной молодой зеленью листвы, либо мертвый с выбеленными ветром, солнцем и морозом остовами стволов и ветвей. Без труда угадывались небольшие болотистые места — там благоденствует изумрудного цвета трава. «Травушка-муравушка зелененькая», — тут же заблямкало у меня в голове. Трава кажется мне нежной, под лучами солнца переливается словно муар. Так и хочется провести по ней ладонью, почувствовать ее шелковисть, наклонить до земли, а потом наблюдать, как, высвободившись из-под ладони, она упруго выпрямляется…

А дорога все так же нестерпимо монотонна и обнообразна. Куда же мы все -пассажиры ПАЗика — направляемся, объединенные схожими желаниями и ожиданиями?..

Встречь солнцу

… У меня ночной рейс. Я примостилась у иллюминатора с твердым намерением поспать хотя бы часок. За бортом самолета пылает московский закат — солнце уже давно укатилось за горизонт, и я все жду, когда потухнет его ярко-оранжевый почти тревожный отсвет, а с ним отступит и небольшое беспокойство от предстоящего путешествия, которое уже сейчас мерещится мне настоящим приключением.

«Надо поспать. Обязательно надо хоть чуть-чуть поспать», — твержу я себе в надежде, что сон настигнет меня вместе с темнотой за окном. Но закат все никак не гаснет, не тускнеет, а наоборот, как мне кажется, разгорается все ярче и ярче. «Что за чертовщина?» — подумала я, когда яркий луч вдруг выглянул из-за тучи. «Солнце! Что оно здесь делает в это время?». И тут до меня дошло — ведь я лечу на восток, навстречу солнцу, и сейчас наблюдаю его восход.

Встречь солнцу. Часть 1. О многом понемногу

По мере того, как светило поднималось все выше и выше, менялся и его цвет — оранжевый перетек в золотисто-охристый, потом в розовый. Я подождала, пока солнце стало привычным белым блином, опустила шторку иллюминатора и отключила свое сознание…

Встречь солнцу. Часть 1. О многом понемногу

… «Уважаемые пассажиры! Через несколько минут мы приступим к снижению. Пожалуйста, убедитесь, что ваши кресла приведены в вертикальное положение, ремни безопасности застегнуты, столик убран, шторки иллюминатора открыты»… — голос капитана воздушного судна привел меня в сознательное состояние. Я почти автоматически выполнила все необходимые действия, не пытаясь разлепить слипшиеся от опухлости веки. Но любопытство все же заставило краем глаза глянуть в окошко, и я сразу очнулась, взбодрилась и поняла — жизнь налаживается! Видны бескрайние таежные просторы с разноцветными пятнами аласов и озер, в которые, словно в зеркало, заглядывают пухлявые облака, вереницей плывущие по небу и оставляющие на земле пятна своей тени.

Встречь солнцу. Часть 1. О многом понемногу

Еще чуть-чуть — и вот уже я вижу великую сибирскую реку Лену и, словно маленькие детские кораблики, разбросанные на рейде танкеры и сухогрузы.

Встречь солнцу. Часть 1. О многом понемногу

Самолет накренился в повороте перед заходом на посадку, натужно загудел и вскоре покатился по ВПП. Я прибыла в Якутск — одну из самых дальних окраин российского государства в прошлых столетиях — около 7000 верст от Москвы, месяцы и годы труднейшего пути по могучим сибирским рекам, горным волокам и бескрайней тайге… А сегодня — всего лишь 6 часов полета на комфортабельном Боинге.

Вот и началось мое волнительное во всех смыслах путешествие!

Прямо с корабля на бал, если можно так выразиться, я попала на Ысыах — старинный народный якутский праздник кумыса, посвященный пробуждению природы, торжеству тепла и началу новой жизни. Меня тут же окружили, завертели, заставили позабыть свое недомогание после бессонной ночи хоровод и круговерть яркого праздника, счастье, царившие на нем, радость, улыбки:

Встречь солнцу. Часть 1. О многом понемногу

На следующий день началась потрясающая по красоте поездка — водный поход на надувных катамаранах по реке Синей, являющейся притоком могучей Лены. Дорога к Синей достойна отдельного рассказа — после преодоления 180 км из Якутска до поселка Бердигестях мы из ПАЗика перегрузились на вездеходную технику «Трэкол» и проехали (пробрались, проплыли) еще 90 км по тракторной, так сказать, дороге через болотистые места якутской тайги:

Встречь солнцу. Часть 1. О многом понемногу

Наутро — первая результативная рыбалка, сбор катамаранов, и мы отправились на сам сплав по Синей. Здесь на каждом изгибе петляющей реки высились скалы, смотреть на которые можно бесконечно:

Встречь солнцу. Часть 1. О многом понемногу

После недельного путешествия по Синей мы прибыли к великой Лене, поднялись на смотровую площадку:

Встречь солнцу. Часть 1. О многом понемногу

Останавливались на ночевку на островах, ловили рыбу и то и делали, что ничего не делали:

Встречь солнцу. Часть 1. О многом понемногу

А еще мы были в пустыне. Вы можете себе представить настоящую песчаную пустыню посреди сибирской тайги и вечной мерзлоты? Думаю, с трудом. А ведь пустыня есть и называется она тукуланы:

Встречь солнцу. Часть 1. О многом понемногу

В бизонарии «Усть-Буотамский» мы угостили из ладошек изюбря и благородного оленя:

Встречь солнцу. Часть 1. О многом понемногу

а вот бизоны не удостоили нас честью быть рассмотренными — они неторопливо удалились на другую сторону небольшого озера и скрылись в лесочке. Девочки и мальчики, на будущее — когда вы идете в гости к диким зверям, не шумите, пожалуйста! Зверушки могут привыкнуть к звуку мотора трактора, в прицепе которого обычно привозят любопытных туристов. Но ведь у них (у туристов) разные голоса, бизонам не знакомые! Поэтому если вы хотите рассмотреть этих древних животных — постарайтесь не галдеть! И тогда есть шанс увидеть не только их неторопливо удаляющие попы, но и головы на мощных горбатых шеях!

Да, комарики, мошкарики, слепни — все это было в изобилии! Без них путешествие было бы неполноценным, неправильным, почти придуманным. Особенно мне запомнились комары — они были рыжими и громадными и когда подлетали к лицу, во все стороны растопырив многочисленные лапы и крылья, я пугалась их размеров и голосов. «Выключите звук, пожалуйста!» — просила я, и наш гид всегда смеялся над этой просьбой.

После всего увиденного и пережитого у меня закончились эмоции — больше в мою переполненную голову уже ничего не влезало. Так мне казалось, по крайней мере. Увы, я ошиблась: «на сладкое» друзья «угостили» Булуусской наледью с ее морозным характером среди нестерпимо жаркого якутского лета (в тот день было +38!). И я поняла, что нет пределов человеческому любопытству — у меня открылось очередное тысячестопервое дыхание, и я облазила наледь во всех ее направлениях. Кстати, первый и последний раз надела болотники, так всю поездку без дела и надобности и провалявшиеся в моем бауле.