Эх… Сколько мы ни говорили себе — не спешить, отшлифовать текст, как следует обработать фотографии — а не получилось. Мы соскучились. Так что первая часть (а ведь готовы уже и вторая, и третья) пошла «в печать», что называется, «с колес», as it is. Sorry, если что…
Путешествие без багажа.
Человечество делится на две категории. Не сочтите это заявление очень уж категоричным — конечно, все зависит от точки зрения и ситуационной конкретики. Цой, например, в определенный момент времени утверждал, что одни сидят на трубах, а другим нужны деньги (см. фильм «Игла»). Сколь бы привлекательной не казалась нам эта несколько спорная классификация, в нашем случае она выглядит совершенно бесполезной. Не пригодится она нам в контексте нашей истории, аминь.
И все-таки, человечество делится на две категории. Одни нуждаются в совете, а другие склонны его дать. Здесь тоже, разумеется, возможны варианты — бывает, что тебе норовят всучить добрый совет даже тогда, когда ты в нем не очень-то и нуждаешься, и крайне обижаются, когда совет так и остается бесхозно невсученным. Мало что есть непригляднее непрошенного совета — немым вопросительным знаком он уныло повисает в воздухе, и, будучи невостребованным, растворяется в нем, сокрушенно покачивая грязным ногтем указательного пальца.
А вот нам советы были нужны. Мы не бежали от них, не отмахивались хвостом, как корова от мух. Мы искали советов активно, и пожалуй, порой даже слишком напористо, пугая окружающих широтой поисков возможных советчиков. Потому что мы опять, снова, в который уже раз ввязались в очередную авантюру. Причем совершенно не являясь авантюристами, ни по характеру, ни по убеждениям. Что вы говорите? Говорите, страсть к путешествиям сама по себе уже предполагает некую авантюрность мышления? Несомненно, вы совершенно правы. Вот только все наши путешествия последнего времени легко вписывались в сложившийся с годами опытным путем алгоритм. Когда нам попадает вожжа под мантию, мы, а) выбираем место кратковременной экспансии и составляем примерный маршрут передвижений, б) ищем с помощью доткомов подходящее место жительства, в) с помощью других доткомов обеспечиваем себя авиабилетами, а при нужде и прокатными колесами, и наконец, г) с помощью путеводителей ли, или с помощью всемирной паутины раскапываем максимум информации об интересующем нас месте — с целью потратить время кратковременной экспансии с максимальной пользой — увидеть то, посмотреть это, не пропустить, не забыть, поинтересоваться. И где здесь авантюризм? Где, я вас спрашиваю???
Тем не менее, для нашего последнего путешествия отработанная программа совсем не годилась. Что и вызвало поначалу некоторый ступор, и неуемное желание задавать много вопросов. А все потому, что впервые в жизни мы ехали в круиз.
Наша «Принцесса Дафна»
«Черт возьми, занимательно, увлекательно, заманчиво, черт побери, заманчиво»,- бормотал я, прочитав на сайте www.tourblogger.ru анонс конкурса «Морской десант», предлагавшего потенциальным участникам написать историю о самом идеальном путешествии в жизни, а потенциальным победителям — награду в виде круиза «Фьорды, виски, бриллианты». 16 дней. Голландия, Шотландия, Норвегия, Дания, Финляндия. Страны, в массе не входящие в сферу наших интересов. Ну не то чтобы совсем не входящие, но во всяком случае ни одну из них в ближайшее время мы посещать не планировали. Разве что кроме Голландии, куда в принципе можно возвращаться и возвращаться, и возвращаться еще.
Делфт
Не скрою, именно такая вот интересная возможность — пусть шапочно, но познакомиться с пятью странами за две недели, и сподвигла нас на участие в конкурсе, едва ли не впервые в жизни. Тем более, что идеальное путешествие — поездка на карнавал в Венецию- у нас к тому времени только что состоялось. Еще свежи были воспоминания и фотографии не казались настолько уж беспомощными и надоевшими. Оставалось лишь призвать на помощь вдохновение…
Вот здесь самое время опустить несущественные подробности творческого процесса, и сказать только, что конкурс мы, как это нам самим не было странно, выиграли. Сорока с лишним страниц текста, разбитых на 5 частей, хватило и на победу, и на любезно предоставленную моей Рите спонсором (первое троекратное «Ура!!!» компании «Метрополис — Круиз») возможность отправиться в путешествие за достаточно номинальные деньги. Это и решило дело окончательно. Потому как круизный отдых сам по себе — удовольствие достаточно недешевое, вряд ли бы мы смогли позволить себе даже одну путевку оплатить полностью. Второе троекратное «Ура!!!» компании «Метрополис — Круиз», и — мы едем, мы едем, советчики, ау,- нам нужны ответы!
Копенгаген
Искать советы в сети, в особенности нечетко представляя себе предмет — все равно, что ходить по грибы вслепую, не представляя, какой гриб хорош на сковородке, какой — расширит сознание, а какой — отправит тебя на тот свет без исповедника. Поэтому возможностью дать нам совет мы одаривали только друзей или близких знакомых, непосредственно осведомленных о реалиях круизного быта, и примерно представлявших себе наши интересы и предпочтения. Вопросы наши носили в основном прикладно-бытовой характер — что принято одевать на обеды-ужины, чем вообще заниматься на борту, как бороться с возможной качкой, какие экскурсии брать, а какие — не имеет смысла, и так далее. Многовариантных ответов не предполагалось. Однако и тут мы стали вскорости замечать, что изречение «сколько людей, столько и мнений» вполне жизнеспособно, и замечательно работает. «А первый кричал,-куда хотим, туда едем, и можем, если надо свернуть. Второй отвечал, что поезд проедет лишь там, где проложен путь». Все-таки Макаревич мудр, даже не смотря на настораживающие ура-патриотичные высказывания последнего времени.
Ситуация, в которой на однозначный, казалось бы, вопрос мы получали порой совершенно полярные ответы, привела нас в состояние легкой задумчивости. Ведь, если разобраться, что есть совет? Высказывание, сделанное на основании личного, причем в большой степени субъективного опыта. Кстати, к путеводителям тоже вполне себе относится — все-таки пишут их живые люди, с пристрастием к артишокам и аллергией к свежей рыбе, например. С идиосинкразией к персидским коврам на полу и необъяснимой привязанностью к свитерам из шерсти мериноса. А что такое путешествие, как не удовольствие от своих личных субъективных впечатлений, получаемых в процессе познания окружающего мира? Так это что же получается? Выходит, отправляясь в путешествие, наслушавшись советов и начитавшись путеводителей, мы тащим на своих плечах весьма тяжелый багаж чужих субъективных ощущений, предубеждений и выводов вместо того, чтобы, не забивая себе голову, составлять свое и только свое мнение об увиденном? Вместо того, чтобы вертеть головой по сторонам, мы утыкаемся в карту, упрямо следуя уже пройденному кем-то маршруту от одной бесспорной достопримечательности до другой, не менее бесспорной? И если вдруг тот или иной город, то или иное место не оправдывает ожиданий — в чем тут причина, и чья в том вина — твоя лично, или того человека, который из добрых ли побуждений, или из профессиональной надобности дал выстраданный им лично, но совершенно не подходящий тебе совет? Конечно, в человеческой природе заложено пенять на все, что угодно, кроме себя самого, но ведь испорчены в итоге окажутся твои собственные, личные впечатления, и ничего ты с этим уже не поделаешь.
Такая вот цепь рассуждений привела нас в итоге к непростому решению. Решили мы в этот раз отравиться в путешествие… без багажа. Да нет, не извольте беспокоиться. Как раз багажа-то в чемоданном выражении у нас было предостаточно — Рита планировала ежедневно переодеваться к ужину, я, дабы хоть как-то соответствовать рядом с красавицей-женой, сподобился даже на покупку чего то, напоминающего приличный выходной костюм. То есть, по затраченным средствам это и был приличный выходной костюм, а вот выглядел я в нем (природу не обманешь), как небогатый плантатор на не совсем заслуженном отдыхе. Плюсуем к этому извечный рюкзачок с фототехникой, килограммчиков на 20, ко всему сверху прикладываем гитару — для веселых пиратских песнопений на палубе, а вот теперь пытаемся со всей этой фигней взлететь… Да. «Без багажа» имеется в виду — практически без груза чужих знаний и советов, с неотягощенным предубеждениями разумом, чтобы получить на выходе… только свое собственное мнение.
И вы знаете, нам кажется, у нас получилось. Хотя насколько — судить можно будет мне — по написанию, а вам — по прочтению «готового продукта» — нашего отчета о состоявшемся путешествии. Мы со своей стороны гарантируем некоторую хаотичность предлагаемого материала, по возможности не отягощенного техническими данными, абсолютную субъективность, и может быть даже полную бесполезность для использования написанного в каких-то конкретных целях. Это ни в коей мере не путевые заметки, это коллекция впечатлений, зарисовок, родившихся благодаря такому замечательному во всех отношениях явлению, как круизный отдых. Точнее, нашему первому опыту погружения в это явление. Конечно же, у этих заметок есть соавторы. Они, заметки, точно не состоялись бы в том виде, в котором мы предлагаем вам их прочесть, без общения с этими замечательными людьми. Без Елены Рожковской, (третье троекратное «Ура!!!» компании «Метрополис — Круиз»), без наших дорогих Вибасов — Ани и Вити, без брата Шарова — что первого, что второго, без Олега Левякова, без нашего стола № 77, и еще без многих и многих персонажей нашего повествования, встреч с которыми без круиза «Фьорды, Виски, Бриллианты» просто не было бы…
Ну вот, затянувшееся традиционно вступление окончено. Добро уже, наконец, пожаловать на борт!
«Извозчик, отвези меня, родной», или «Два мира — два таксиста».
Эдинбург
22 июля, 5.30 утра, ближнее подмосковье.
В усмерть ушатанный на ниве оказания извозчичьих услуг населению, автомобиль, когда-то носивший какое-то название, уносит нас в сторону ленинградского вокзала. Наивные, а мы-то ждали как минимум волшебника в голубом вертолете, что унесет нас в голубые дали, где уже гостеприимно распахнул двери голубой вагон. Попрошу не хихикать. А что? Имели, между прочим право на что-то подобное надеяться, ведь не на улице же нам в столь ранний час привиделось это чудо, нет, мы заказали его заранее по телефону, в приличной, как нам досель казалось, компании. А поимели в итоге то, что поимели — классический вариант «джихад-такси», с оглушительной музыкой типа «я возьму автомат и пойду защищать свою маму» на борту, и с водителем — камикадзе, начисто лишенным чувства самосохранения, эдаким рыцарем без страха и укропа. Нам бы тут же выйти, но в начале пути мы еще слабо представляли себе масштабы бедствия, а потом как вдохнули… В довершение ко всему наш извозчик XXI века хозяйственно недодал нам положенной сдачи, молвив что-то вроде «погрузка и выгрузка багажа — 50 рублей». Бобер, выдыхай. Живы, и ладно.
28 июля, 9 утра, Шотландия, Порт Росайт.
На подходе к Росайту.
После амстердамского портового стеклянного великолепия, Росайт производил весьма удручающее впечатление. В основном полной неприспособленностью к приемке пассажиров. Ну точь в точь, как околопражский военный аэродром Пардубице, в который так любят отправлять свои чартеры некоторые наши туроператоры, вы же в курсе, нет? Из факторов, призванных сделать первые впечатления максимально яркими, наличествовали огромные катушки с какими-то кабелями, и бескомпромиссный ливень, а символом шотландского гостеприимства работала одинокая волынщица, стихии наперекор выдувавшая что-то бодро-визгливое из своего несуразного инструмента. Вдобавок выяснилось, что перемещаться по территории порта пешком строго — настрого возбраняется (порт, оказывается, тоже военный), что для купивших экскурсию не так уж важно, автобусы поданы. А для не купивших? А для не купивших тоже есть автобус, он вывезет вас к ближайшей стоянке такси, а дальше… дальше вы уж сами как-нибудь — станция Росайт в получасе ходьбы, до Эдинбурга 19 миль. Пожалуйста за ваше спасибо.
Информацию о возможных способах достижения Эдинбурга мы почерпнули еще дома, и, посоветовавшись с Вибасами решили, что в пересчете на четверых такси получается не сильно дороже поезда, а время, которое мы гипотетически сэкономим, уж точно стоит этих денег. На всякий случай, решили дополнительно провентилировать стоимость поездки на такси у местных аборигенов. Таковые совершенно кстати путешествовали с нами аж от самого Амстердама, являясь сотрудниками шотландской пограничной службы — их задачей было поставить в каждый паспорт на борту штамп — «разрешается въезд на 48 часов». Будучи пойманы во время послеобеденного отдыха, джентльмены на прямой вопрос «скока денег» ответствовали уклончиво — «очень дорого». Ясно, британцы совсем не представляли себе, что наши и их понятия об «очень дорого» кардинально отличаются. Пришлось задать дополнительный вопрос — «и все-таки»… Получив ответ «35 фунтов» (примерно 1800 рублей, по 450 на брата), я чуть было не задал следующий вопрос — о размерах их месячного дохода, но, памятуя о любопытной Варваре, язык вовремя прикусил. Когда у человека в руках штамп на въезд и вся полнота власти казнить или миловать, знаете ли… Короче, проживем без фамильярности. Давайте-ка лучше скорее к машине, пока страждущие самостоятельно погулять по шотландской столице все не разобрали.
Садимся. Действительно, 35 фунтов. Дежурный обмен любезностями (кто вы, откуда), и наш драйвер вдруг начинает сыпать на своем непривычном уху выпускника советской спецшколы шотландском обо всем, что мы проезжаем — как непосредственно, так и в некотором отдалении. Чуточку попривыкнув к произношению, начинаем с удивлением внимать, понимая, что полчаса общения с успехом заменят нам любую экскурсию. «А вот этот железнодорожный мост был построен в 1800-убей-не-помню-каком году (убей-не помню — это от меня дополнение), тогда он был самым длинным в мире. А это вот частная школа (за залитыми дождем окнами авто — здание, что куда там Хогвартсу), обучение здесь стоит 15000 фунтов в год, этот городок называется Южный Квинсферри, А на том берегу — тоже Квинсферри, только северный. А Ферри — потому что раньше тут не было моста, а был тут ферри. В смысле, паром. Давайте-ка я вас по нескольким улицам прокачу, красивый городок. Вот и главная улица Эдинбурга — Принсесс — роуд, вот тут такой-то магазин, вот тут такой… А это не гробница, как вы могли бы подумать, это монумент в честь сэра Вальтера Скотта»…
Эх… Нет, я конечно понимаю, что слишком частны эти два примера, подмосковный и шотландский, но все-таки… Все-таки. Окончательно добила меня фраза шотландца (к слову, он вовсе не был уроженцем Эдинбурга, приехав сюда на работу из Глазго)при расставании, когда мы его спросили, сколько мы ему должны помимо оговоренного. Ответил он буквально следующее. «Это не вопрос денег. Я просто горжусь своей страной и своим городом, и мне было очень приятно немного показать его гостям».
Возле монумента Уильяму Уоллесу.
Хотел бы я в Москве когда-нибудь услышать такое.
Пять фунтов сверху. Thank You, Sir.
А впрочем, питерское алаверды.
На заезжего москвича Питер производит очень приятное впечатление. По-крайней мере то, что мы успели увидеть за 5 часов, джентльменский набор — Невский, кони Клодта, Зимний, Исакий, «Адмиралтейская игла сегодня, дети, без чехла». Но о питерских впечатлениях мы позже поговорим подробнее. Так вот, идем это мы, значит, по Невскому, и наше невыспавшееся рассеянное внимание привлекает некий храм, как-то явно не православный по содержанию. «Интересно»,- Рите говорю,- «Что бы это могло быть»?
— Лютеранская церковь — вдруг слышу откуда-то сбоку.
Оборачиваюсь, и с удивлением понимаю, что обращается к нам пожилая дама, торгующая в непосредственной от нас близости водой, соками и прочим мороженым.
— Построена по личному указу Петра I в. (вот черт бы меня побрал, всегда я путаю и забываю даты)… году, вы взгляните, тут еще памятник Гёте, пойдемте покажу. И мы, немало изумленные не столько наличием Гёте, сколь эрудицией продавщицы соков в центре Санкт — Петербурга, послушно идем смотреть памятник. Офигеть, дорогая редакция! Интересно, есть ли смысл приставать к арбатским продавщицам прохладительного с вопросами — «а это что за здание такое?» Пожалуй, надо попробовать.
О сколько нам открытий чудных…
Сокол ты, Орлов!
Как ни тасовали мы колоду предотъездных планов, выехать в Питер традиционно — ночным скорым не получалось. По всему выходило, что пора бы нам наконец воспользоваться новейшим средством коммуникации двух столиц — скоростным «Сапсаном». Незамутненное благо ведь — в 6.45 отправляешься почти из центра Москвы, а в 10.30 высаживаешься практически в центре Санкт-Петербурга. И никаких тебе регистраций за два часа, никаких перевесов багажа. Долой, короче, самолеты!
Сапсан, я вам скажу, это да. Это не просто поезд, это живое воплощение России времен модернизации, не меньше. Купить у «Сименса» составов штуки три, назвать их гордым соколиным именем, два маршрута — из Москвы до Питера и из Москвы же до Нижнего окрестить «национальной сетью скоростных железных дорог» — и гордиться, гордиться, гордиться, пока обедать не позовут. Это ничего, что в Европе, да что в Европе — в Китае уже каждый второй поезд скоростной, что наши купейные, а тем паче, плацкартные вагоны уже кажутся редким иностранным туристам, что в них попадают, безобразным антигуманным анахронизмом, это все ничего. Зато с апломбом у нас полный порядок. Носителями апломба в «Сапсане» выступают проводники, в чью обязанность вменено — внимание!!! — нажатие зеленой кнопочки открывания дверей на остановках. Вот же черт, как же я без них обходился то, путешествуя по Италиям — Австриям? Подходишь, когда надо, сам на кнопку жмешь — гуманная автоматика все равно не позволит дверям открыться во время движения. Не доверяют нашему дремучему пассажиру, ох не доверяют. Да и правильно, наверное. Разве стоит всяким там доверять модернизацию? Вообще мне показалось, что сапсанопроводники относятся к своему поезду, как к несколько более одушевленному предмету, чем он есть на самом деле. На мою ремарку, мол, маловато в вагоне места для багажа (оно и понятно, поезд-то рассчитан на однодневно-командировочных с минимумом чемоданов, а тут пол- Сапсана круизеров), я получил замечательную отповедь — «это пассажиров много, а не места мало». Интересно, случается ли у проводниц оргазм, когда последний пассажир выходит из вагона? Не исключено. Если же отбросить ехидство и мелочные придирки (но вот то, что не довелось мне нажать на зеленую кнопку, я не прощу, нет) — функцию доставки пассажира N из пункта «а» в пункт «б» немецкая техника выполняет исправно. Кто бы сомневался?
Продолжение следует.