После сытного обеда завтрака по закону Архимеда полагается поспать! Ан нет, не для этого мы приехали в Коломну, так что после плотного завтрака мы отправились в магазин за теплыми кофтами…Не удивляйтесь…все неделю в Москве царила жара, и мы с собой взяли легкую одежду, а по закону подлости в выходные солнце скрылось за облаками, и утро встретило нас дождем. Быстро утеплившись, мы отправились уже более подробно знакомиться с городом в светлое время.
Осмотр Коломны у нас стартовал со сквера имени Горшкова — очень уютная небольшая зона для отдыха, вечером деревья подсвечиваются гирляндами. Все зелено, чистенько и мило.
Далее мы решили пойти в центр новым путем — вдоль трамвайных путей по Гражданской улице, тем самым, не повторяя вечерний маршрут.
Улица явно не популярна среди туристов, поэтому многие дома имеют не самый ухоженный вид. Встречаются тут и деревянные одноэтажные домики, и более «новые» и новостройки.
Но у каждого дома однозначно есть своя душа: будь то интересные входные ворота или мило украшенный подоконник.
Основным транспортом в Коломне является трамвай, модели трамвайчиков тут бегают самые разнообразные. Не удивительно, что даже остановки выполнены из рельс. Не знаю как вас, но меня это очень умилило.
Интересный кадр случайно получился: священник разговаривает по мобильному с темнокожим парнем? Это заговор? Конспирация?))
Расстояния тут не очень большие, и скоро мы дошли до конца Гражданской улицы, а тут трамвайный тупичок и как ни странно СИЗО. Не хотела бы я жить на конечной остановке. Задерживаться не будем тут.
Напротив, находится прекрасный собор Архангела Михаила. Самый фотогеничный вид открывается со стороны реки Коломенки.
Предполагаю, что ранее от главного входа каскадом струилась вода и били фонтаны, сейчас же тут осталось лишь грустное воспоминание о былой роскоши. Первое упоминание о деревянных церквях Чуда Архангела Михаила в Хонех и Архистратига Михаила датируется XVI веком. Современный облик собор получил в 1828, храм был полностью отреставрирован по проекту Шестакова в модном стиле столичного ампира. Главный храм украшает ротонда с фигурной главкой, а вход оформлен нарядным фронтоном с четырьмя колоннами и портиком (чем-то напоминает особняк). В советское время в храме разместился краеведческий музей, и только в 2007 году в нем возобновились богослужения после реставрации.
Прежде чем снова пройтись вдоль кремлевских стен Коломны, предлагаю немного полистать страницы истории. Условной датой основания города считается 1177 год, когда он впервые был упомянут в Лаврентьевской летописи как торгово-ремесленный центр и пограничный пост Рязанского княжества. Слияние Оки и Москва-реки способствовало его экономическому росту.
В 1300 году московский князь Даниил направил свои войска на захват Рязани, а по пути присоединил к своим владениям Коломну. С этого момента началось объединение русских земель вокруг Москвы. Правда один раз территория Коломны была отвоевана рязанским князем Олегом, но вскоре благодаря дипломатическому таланту Сергия Радонежского вновь возвращена московскому княжеству.
Золотая Орда причинила много бед и вреда Коломне: неоднократно разоряли и сжигали град до основания (в XIII–XVI веках). Самые крупные кровопролитные сражения были:
в 1238 года с Бату-ханом,
в 1293 году с Туданом,
в 1382 году с Тохтамышем,
в 1408 году с Едигеем,
в 1440 году с казанским ханом Улу-Мухаммедом.
в 1521 году с Мехмедом I Гераем
в 1571 году с Девлетом I Гераем (надеюсь не утомила вас циферками).
В 1380 году здесь собирал своё войско Дмитрий Донской перед Куликовской битвой.
При Иване III с 1525 по 1531 годы был возведён каменный Кремль с 17 башнями на подобии московского. Одна из них получила названия Маринкина башня, так как по приданию в ее стенах томилась заключенная душа жены Лжедмитрия, дочери богатого польского воеводы Марины Мнишек. Ее считали колдуньей, даже охране запретили смотреть ей в глаза. По одной версии, она умерла в башне, по другой — обернулась птицей и улетела через окно-бойницу.
В связи с расширением границ государства, к середине 17 века город утратил своё оборонно-стратегическое значение и превратился в торгово-ремесленный центр. Через Коломну в Москву поставлялись шёлк, материя, пряности, хлопок, а взамен иностранные купцы приобретали отличное сукно, соболиный мех и другие товары. При Петре I в. Коломне возникли промышленные предприятия: шёлковые, полотняные и суконные фабрики, кирпичные, кожевенные заводы.
В 19 веке у города началась новая жизнь, непосредственно связанная с развитием железной дороги. В 1869 году был выпущен первый паровоз, позднее стали изготавливать трамваи. Город преобразовался из торгового в промышленно-индустриальный. В годы Великой Отечественной войны в Коломне изготавливали и поставляли на фронт бронепоезда, многие заводы были переоборудованы для производства снарядов.
В послевоенное время были восстановлены и возобновили свою работу все промышленные предприятия и заводы города.
А теперь перейдем с вами улицу Октябрьской революции и окажемся у стен Коломенского Кремля. По центру установлен конный памятник Дмитрию Донскому. Он был открыт 22 мая 2007 года во время празднования Всероссийских Дней славянской письменности и культуры в Коломне. Скульптура выполнена Александром Рукавишниковым.
Слева мы видим Маринкину башню — это самая высокая из всех сохранившихся башен, достигает в высоту 31 метр, диаметром около 13 метров. Башня имеет форму 20-ти гранника, издали кажется круглой.
Справа расположена Грановитая башня, имеющая комбинированную форму (изнутри прямоугольную, а снаружи — шестигранник). Высота ее составляете 22 метра.
А между ними расположены арочные Михайловские ворота, шириной 3 метра, которые ранее поднимались через ров. Построены они были на том же месте, где располагались деревянные предшественники, через них была протоптана дорожка к церкви Архангела Михаила. Долгое время ворота были заложены, но со временем кладка обрушилась, и было принято решение вернуть их первоначальный облик.
Через них мы попадаем на территорию Брусенского женского монастыря, основанного в 1552 году. Первая церковь Успенья Пресвятой Богородицы была заложена в честь победы над Казанью.
С этого момента и началось летоисчисление монастыря. Некоторые предполагают, что изначально он был мужским (в доказательство этой версии были найдены останки мужских захоронений на территории обители). Большой вклад в развитие уже женского монастыря внесла игуменья Олимпиада. По ее инициативе на территории монастыря строится Крестовоздвиженский собор, каменные корпуса с хозяйственными постройками. Дом настоятельницы с большой монастырской трапезной выполнен в стиле позднего классицизма.
Крестовоздвиженский собор (или храм Воздвижения Креста Господня) был построен по проекту А. С. Кутепова в 1855 году в стиле классицизма в сочетании с псевдорусским уклоном.
В советское время монастырь использовали по традиции как склад, его главки были сняты. В таком виде простояла обитель до реставрации 1971- 1980 годов, лишь в 1997 году к юбилею города ему был возвращен первоначальный облик и начались первые службы.
Особенно красиво Крестовоздвиженский собор смотрится перед грозой.
А мы теперь выходим на улицу Лажечникова, наверно ее с уверенностью можно назвать местным Арбатом. Но будьте осторожны, она не полностью пешеходная. Хоть машин и не так много, но лишняя осторожность никому не повредит.
Чего только на ней не находится: и многочисленные сувенирные лавки, и магазины с пастилой, медом, пряниками, и музеи (Коломенского патефона, краеведческий, ненужных вещей и другие),
и кафе на любой вкус и кошелек. И все развлечения расположены в красивых резных домиках, с игрушечными ставнями и кружевными рисунками.
Привлекло мое внимание здание с вот таким интересным балконом.
Как выяснилось не все дома используются под торговлю и развлечения, во многих из них живут местные жители. В каком же красивом и неповторимом виде поддерживают они свои владения. Любоваться каждым домом можно бесконечно.
Мы заглянули в кафе под названием «Намеки» с очень уютной атмосферой. Скоротать время в ожидании лакомств можно разгадывая кроссворды, раскрашивая картинки как в детстве. А ожидания того стоят — очень вкусно и сытно! Цена конечно чуть выше по сравнению с другими местами, но это же сердце города, чего мы хотели.
А вот выйдя на свежий воздух, мы попали под сильнейший дождик, весеннюю короткую грозу пришлось переждать в магазине, заодно приценились к местным угощениям. Моментально образовались большие лужи, потекли ручьи, обойти или перейти которые очень сложно. Городу явно не хватает системы отвода сточных вод.
Мы вышли на улицу Лазарева, которая ведет на Соборную площадь, но сейчас мы с вами не пойдем на нее, а свернем левее (оставим ее на будущее).
Дома по улице Лазарева явно соревнуются за звание самого оригинального, яркого, красивого и колоритного, сложно выделить победителя. Оцените сами:
А последний дом известен тем, что в нем гостил великий писатель Александр Иванович Куприн. Сам дом принадлежал его сестре — Зинаиде Нат. Здесь он черпал вдохновения для написания своих книг. Дом сохранился практически в первозданном виде. Сейчас в одной половине его располагается гостиница, а во второй живут местные коломчане.
Как же легко и приятно дышать после грозы, а тут и солнышко выглянуло из-за туч, и мир вокруг засиял новыми красками. Мы подошли к месту, которое именуют «блюдечком». Отсюда открывает потрясающий вид на Москва реку
и на Соборную площадь с ее роскошными церквями и колокольнями.
Пока я немного поснимала окрестности и поселфилась,
по газонам в сторону реки и обрыва неслась детвора. Неосмотрительно учителя и сопровождающие расслабились и потеряли бдительность, потому как уже через мгновение все они сбегали вниз, падая и кувыркаясь на мокрой траве. Жертв к счастью не было, а вот коленки и пятая точка разукрасились в цвета травки и грязи. Интересно как отреагировал водитель автобуса, увидев этих «хрюшек».
А мы направились на небольшую улицу Дмитрий Донского, а вот зачем?! Об этом я расскажу чуть позже, а пока полюбуемся немного домами выстроившимися на ней.
Природа пробудилась после долгой зимы, деревья принарядились словно невестушки в белоснежные цветочные наряды. Как же я люблю май и цветение сирени, ее божественный ни с чем несравнимый аромат. Как хорошо, что мы посетили Коломну в это время: в каждом дворе и полисаднике цветет сирень, калина, тюльпаны, нарциссы.
В небольшом и не очень приметном домике по адресу улица Дмитрия Донского, 15 расположен музей трамваев.
Признаюсь честно, когда муж сказал, что хотел бы его посетить, я не очень воодушевилась. По названию я представила, что это крупный павильон, где представлены разные модели. Приблизившись к дому мягко сказать удивилась, где же они разместят трамваи?! Неужели во дворе?!
Как оказалось, в музее собрана большая коллекция «Трамваи мира в моделях». В субботу музей работает с 11 до 19. Несколько раз в день проводят экскурсию (как раз через 5 минут должна была стартовать и наша). Смотритель музея предложил подождать еще немного, вдруг кто присоединится. Зайдя внутрь я скисла окончательно, музей представляет из себя две комнаты, быстро обежав вокруг, я предложила мужу послушать лекцию одному, а сама планировала побродить вокруг. Но он уже заплатил за нас двоих (если не ошибаюсь стоимость ее составляла 300 рублей с человека). Пришлось остаться. И хочу сказать, что правильно сделала. Не думала, что будет очень интересно и увлекательно. Наш экскурсовод оказался таким образованным и всесторонне развитым, что мы еще и после экскурсии долго беседовали, уже на отвлеченные темы, касающиеся Коломны и ее современной жизни. Итак, кроме нас двоих никого больше не было.
История трамваев в Коломне началась в 1945 году, когда был одобрен план строительства трамвайных путей, а уже в 1948 году побежал первый трамвай. Сейчас трамвай — это основной транспорт в городе, можно даже совершить круг почета, ознакомиться с городом и его отдаленными районами, если воспользоваться маршрутами № 1 или 3. Всего в городе проложено 10 маршрутов, для такого небольшого города и числа жителей, это огого как много.
Как я уже отметила, музей небольшой, и экспозиция представлена в двух залах, но охватывает всю историю развития трамваев в мире: от запряженных лошадьми (конок) до современных моделей, который уже давно бегают у нас в Москве по маршруту № 17.
Даже я, абсолютно не разбирающаяся в технике, смогла ввинтить свои две копейки, когда речь зашла про знаменитые кабельные трамваи Сан-Франциско. А это все благодаря нашему с вами любимому сайту Туристера и рассказам Максима Старостина.
Очень хочется отметить Андрея Мясникова (главного коллекционера и создателя музея) как очень талантливого рассказчика, с самого начала он вовлек нас в дискуссию и некую интерактивную игру, задавал каверзные вопросы, и мы вместе отыскивали решения. Вот вроде бы простой вопрос «В какой город Российской империи стали поставлять первые трамваи?». Мы начале последовательно высказывать предположения, были в них и Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Москва, Рязань, Казань и т. д. Но как-то совсем мы не могли догадаться о Киеве (мыслим уже совсем по-другому), а ведь раньше Украина была частью нашей родины.
Итак, в 1891 году были выпущены первые 6 моторных трамваев, которые в 1892 году появились на улицах Киева. До этого трамвайное движение существовало только в Англии, Германии, США и Франции. Владельцем завода был А. Е. Струве. Первые трамваи сразу стали двигаться на эклектической тяге, благодаря чему можно было преодолевать крутые подъемы, развивая скорость до 8,5 км/ч.
Кузов первых трамваев помещался на двухосную тележку и весил около 7 тонн. Первый заказ для Москвы на одноосные трамваи был получен в 1907 году, затем их стали поставлять и в Санкт-Петербург, вытеснив монопольные конки.
А вот о современной жизни завода я слово-в-слово списала со стенда:
«Сегодня ОАО «Коломенский завод» — ведущее предприятие транспортного и энергетического машиностроения России, специализирующееся на разработке и производстве магистральных локомотивов, дизельных двигателей для тепловозов, кораблей надводного и подводного флота, объектов малой энергетики, атомных электростанций. С 2005 года входит в состав ЗАО «Трансмашхолдинг».
Под большим впечатлением мы вышли из музея и продолжили нашу прогулку дальше.
Как вы понимание это уже будет совсем другая история, надеюсь продолжение не заставит себя долго ждать.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм