Шум волн Атлантического океана на Тенерифе разбудил меня ранним утром прошлого года и вдохновил посетить Южную Америку вопреки всем опасениям и навязанным стереотипам. Начиная с августа прошедшего года, я начал готовиться финансово и морально к поездке на другой конец света. Словно мне океан сказал: «Тебе нужно в Южную Америку» и, я поехал!
Основные стереотипы о Южной Америке: здесь никто не разговаривает на английском языке и тут убивают и грабят каждого белого среди бела дня, применяя мачете и крайнюю жестокость. Так, например, где-то читал, что едет пассажир на такси, машина останавливается на светофоре, тут же подъезжает армия злых латиноамериканцев, выбивают стёкла, туриста вытаскивают, раздевают, грабят и иногда убивают, распоясывая мачете.
Ещё были мнения, что при поездке в Южную Америку деньги не спрятать, потому что каждый сотрудник отеля вскрывает сейф и перерывает личные вещи в ваше отсутствие, а на улице белый человек — находка для шпиона, и каждый уважающий себя житель Южной Америки знает, что все ваши деньги пришиты к нижнему белью или заложены в потайной карман под поясом и разумеется ограбят и это нормально!
Я был готов к этому и ждал всего этого, но всё это оказалось выдумкой или в худшем случае, частным случаем из жизни одного единственного невезучего человека из разряда — сделать из мухи огромного слона!
Мой маршрут путешествия: Москва — Гавана (Куба) — Лима (Перу) — Куско — Мачу-Пикчу — Куско — Игуасу (Бразилия) — Игуасу (Аргентина) — Игуасу (Бразилия) — Рио-де-Жанейро — Лиссабон (Португалия) — Брюссель (Бельгия) — Брюгге — Амстердам (Нидерланды, Голландия) — Санкт-Петербург.
Россия — Куба
Каждый день из Москвы в Гавану Аэрофлот совершает 12 часовой перелёт через Атлантический океан на Airbus A330-200. Минимальная стоимость билета Москва — Гавана (SVO — HAV) — 26 351 рублей при покупке за 3 месяца, я покупал за полгода за 23 552 р. Это цена одного невозвратного билета в одну сторону в эконом-классе (23 кг багажа включено). Считаю, что это бюджетная цена для дальнемагистрального полёта.
Самолёт Аэрофлот A330: Москва — Гавана.
Ежедневные полёты из Москвы на Кубу по демократичной цене открывают богатые возможности для приключения по Южной Америке, потому что транзитные рейсы через страны Европы подразумевают наличие визы, места отдыха или разминки и удорожание перелёта (ориентировочные цены за 3 месяца до поездки Амстердам — Гавана 51 676р., Париж — Гавана 53 763, из Франкфурта — 35 307, а из Кёльна — 19 772 — хорошая цена, но ведь до туда ещё добраться нужно). Welcome in the South America!
Аэроэкспресс из Москвы в Шереметьево курсирует каждые 40 минут и за 30 мин пути доставляет пассажиров в крупнейший аэропорт страны. Билет на аэроэкспресс лучше покупать он-лайн: так дешевле. Я заплатил 420 рублей, а в билетной кассе на Белорусском вокзале — 500. Если есть Интернет и банковская карта, то лучше сэкономить!
Даже пройдя он-лайн регистрацию и при прибытии в аэропорт, на стойке сверхнормативного багажа можно купить очень полезную услугу Space+ (места у аварийного выхода имеют увеличенное пространство для ног, при соответствующем воспитании — можно даже лечь).
Полёт на Кубу лежит через воздушное пространство над Европой, Канадой и США. Время проходит почти незаметно: грубо час — на набор высоты, первый приём пищи — час, ужин — час, посадка — ещё плюс час — итого 4 часа проходит, а ещё носик попудрить, постоять в очереди и совсем немного времени остаётся на знакомство с мультимедийной системой в самолётах Аэрофлота: разнообразие фильмов (недавно прошедшие в кинотеатрах, старые советские, мультфильмы, культовые боевики, музыкальные клипы, игры и т. п.) с несколькими аудиодорожками (русский, английский, немецкий, испанский). Игры в мультимедиа система Аэрофлота позволяет играть с другими пассажирами этого самолёта в Контру, например, или в Покер. Версии, конечно, устарелые, но на безрыбье и рак — рыба…
Снижение на Кубе, летим сквозь облака в аэропорт Гаваны имени Хосе Марти, терминал 3.
При планировании поездки на Кубу в части выбора варианта размещения я отверг безосновательно дорогие трёхзвёздочные и болеезвёздочные отели, потому что, оценивая внешний и внутренний вид их, всегда складывалось впечатление, что это на подобии наших санаториев в Пскове. Самый достойный отель Гаваны — это Националь на Малеконе — пять звёзд, роскошь и такси на входе в центр за бешенные деньги — 321 евро в сутки. Так как Куба находится под санкциями всего нецивилизованного мира, то и сайты по бронированию отелей в этой стране недоступны; однако есть отличная возможность воспользоваться сайтом AirBnB — выбираете подходящий вариант, оплачиваете сайту стоимость проживания и сервисный сбор (около 10%) — связываетесь с хозяином — приезжаете, живёте, выезжайте — хозяин получает деньги. Надёжно и безопасно — так сделал и я в Гаване, получив целую квартиру в самом сердце кубинской столицы.
Снимаемая квартира в центре Гаваны имела всё необходимое: кухню (микроволновка, плита, раковина, посуда), холл, спальню, ванную комнату, душевые принадлежности, сейф и балкон.
Хозяйка квартиры встретила меня с табличкой в аэропорту, всё рассказала и показала и тут началось моё вливание в Южную Америку. Первый выход на улицу поразил и сначала испугал: тёмнокожие люди, советские автомобили, полуразрушенные здания и духота даже ночью. Первое моё впечатление о Кубе: «Это другая планета! Определённо!». Впечатление сопровождает на протяжении всего пребывания здесь, а страх улетучился — это другая страна на другой стороне Земли, на Кубе нет проблем — туристов здесь ждут и оберегают строгими законами от нападений и косых взглядов. Гулял я здесь один до поздней ночи по таким кварталам, по аналогичным в Санкт-Петербурге пройти ночью не отважился бы!
Центр Гаваны — это площадь перед Капитолием — это вам не Вашингтон!
Улица в Гаване от Капитолия на площадь Кафедрального собора.
Жизнь в Гаване: улица, массаж, велорикша, люди, дом.
В Гаване нет пляжа, поэтому чтобы добраться до ближайшего пляжа Санта-Мария необходимо взять такси (дорого и без кондиционера) или воспользоваться автобусом HabanaTour за 5 CUC (EUR): 25 минут и взору открывается шикарный по меркам Кубы пляж: Атлантический океан, шезлонги и зонты за 4 CUC (EUR), полное отсутствие туалетов и кабинок для переодевания — вливайся в природу!
Очень удачное фото — все краски лета соответствуют оригиналу — Атлантический океан в 20 км от Гаваны.
Цвет воды в океане — изумрудный, а температура воды — около 30 градусов по ощущению — не понравилось, так как на пляже и на улице пекло, палящее солнце и духота, а от океана ждёшь свежести и больших волн, а здесь их не было все 8 дней пребывания на Кубе. Тенерифе в Пуэрто-де-ла-Крузе обыграло Кубу в этом плане!
Сгорев в первый же день, несмотря на полноденное нахождение под зонтом и под кремом, сгорел я основательно, особенно лицо. Тем самым пришёл к выводу, что солнцезащитный зонт не загораживает солнце, а создаёт лишь тень и не более, поэтому лучше либо днём гулять по городу, или закрывать ответственные части тела полотенцем, например!
Второй день был посвящён осмотру достопримечательностей Гаваны. Список must see не составился, так как на Кубу стоит ехать за колоритом кубинской жизни и для знакомства с Советским союзом (СССР), тем, о котором неустанно рассказывают мне товарищи, родители и родственники, которым довелось там пожить.
Я видел полу пустые прилавки, пил кубинский ром вместо воды, ништяки ел только в ресторанах, видел очереди за хлебом и водой к старенькому ЗИЛу, но тем не менее не обнаружил проблем у местного населения: женщины и девушки одеваются со вкусом, находят возможность хорошо пахнуть и пользоваться духами, практически все кубинцы имеют мобильный телефон (смартфон), шоколадки «Алёнка» оставьте на российских прилавках и всякую дешёвку из Шереметьево оставьте там же.
Куба — Перу
В воскресенье 09.07.2017 на 16:17 был запланирован авиаперелёт Гавана — Лима замечательной авиакомпанией Avianca, входящая в Star Alliance. При регистрации в аэропорту Гаваны у меня попросили предоставить (показать) билеты на самолёты, подтверждающие мои намерения-таки покинуть Перу. Не знаю насколько это было обязательно, но мне доставило удовольствие продемонстрировать свою серьёзную подготовку к путешествию по Южной Америке — регистрирующее на рейс лицо кивнул, выписал посадочный талон и пожелал счастливого пути. Аэропорт в Гаване не большой, Дьюти Фри напоминает промтоварный магазин на Школьной, а в зале отправления одно единственное кафе с посредственными продуктами — зато на взлётном поле можно делать фото самолётов в неограниченном количестве, а не как в Пулково — строгий запрет!
Самолёт Avianca из Гаваны в Лиму.
В Лиму летели над Карибским морем, Центральной Америкой и Эквадором. Морские и вулканические пейзажи из самолёта впечатляют — прямо хочется попросить пилота остановиться и выйти погулять!
Карибское море из самолёта.
Вулкан Котопакси в Эквадоре, фото из самолёта.
В аэропорту Лимы получилось быстро пройти все таможенные формальности (для граждан РФ виза не нужна, штамп ставят), в 20:20 на пороге глубокой ночи я находился в зале прибытия, видел снующих перуанцев и ждал своего водителя — трансфера в отель. Навязанные мировым сообществом стереотипы о массовых убийствах и грабежах в Перу в какой-то момент подталкивали остановиться в 5* отеле через дорогу от аэропорта за 140 евро за ночь, чтобы не подвергать себя риску перемещения по смертоносной Лиме.
Однако, я дождался своего трансфера в отель в районе Кальяо (35 $ за ночь) и сквозь столичные вечерние пробки в течение получаса мы добирались до отеля. Оживлённые перекрёстки Лимы оснащены бронетранспортёрами и целой армией масок-шоу, вооружённых до зубов автоматами и прочими девайсами. Возможно, давным давно Лима наравне с Боготой или Каракасом была криминальной столицей мира, но сейчас мне показалось, что уровень преступности в Перу — не выше, чем в 90-ых в России. В большинстве районов всё спокойно и мирно днём, с наступлением вечера и ночи возможен гоп-стоп, но так, чтобы происходили преступления в духе GTA, как описывалось в начале — этого нет. Я не видел и общался смногочисленными местными жителями разных сфер деятельности и материального благосостояния подтвердил своё суждение относительно уровня преступности как в девяностых в РФ.
Утром следующего дня был рейс авиакомпании LC Peru из Лимы в Куско.
Куско — это небольшой городок, находящийся на высоте 3400 м и имеющий свой собственный аэропорт, один из самых высокогорных аэропортов мира. Самолёты летят вдоль южноамериканских Кордильер и резко снижаются и приземляются.
Фото улицы в Куско, где находился мой одноместный хостел.
Сейчас я пишу эту статью и понимаю, что уже соскучился по Перу: живописная природа, высокие горы, богатая история, достопримечательности, добродушное перуанское население, разрушенные стереотипы и ощущение, что дом за 12 003 км.
Фото статуи Пачакутеку (девятый правитель Империи Инков, годы правления 1438—1471 гг.)
Куско и Мачу Пикчу — города древней цивилизации инков, обитавших в Перу в то время как на Руси «готовились» к эпохе Ивана Грозного, а в Европе переживали не так давно случившуюся чуму. Давно это было…!
Кафедральный собор в Куско.
В Куско в июле холодно: днём около 14 градусов, солнечно, а вечером, ночью и утром может быть до 0 градусов — это мало и ещё горный холодный ветер, заставляющий неродивых туристов скупать все дорогущие свитера, шапки и варежки из альпаки. Свитера из альпаки в бутиках стоят от 400 до 600 новых перуанских солей — от 130 до 200 долларов США. Скажем так, дороговато! Чтобы согреться. можно купить аналогичный свитерок из бэби альпаки (100% baby alpaca) за 100 солей, а шапку и варежки — по двадцатке. Комплект для похода в горы готов — пора ехать в Мачу Пикчу.
Чтобы добраться до Мачу Пикчу, я решил воспользоваться такси и поездом и спустя 3 часа прибыл в Агуас Калиентес, конечную станцию местной железной дороги.
Пряников в Мачу Пикчу .
Мачу Пикчу находится ниже, чем Куско — 2450 метров. Предположительно Мачу Пикчу был создан в 1440 году Пачакутеком как священный город высоко в горах, сейчас — это одно из самых посещаемых мест на Земле.
Панорама Мачу Пикчу с Монтаньи (3061 метр).
На Мачу Пикчу я первый раз прибыл 11 июля, а на следующий день с самого утра начал восхождение на Монтанью, самую высокую гору ансамбля. Подъём занял 3 часа и спуск, как не странно, взял столько же времени!
День восхождения закончился сообщением железнодорожников, что наш поезд в 16:53 отменён равно как и все последующие поезда «точно со среды по субботу, а там посмотрим». При всём при этом станция в Агуас-Калиентесе остаётся закрытой и, например, те, кто оставил свой багаж в их камере хранения, остался без багажа (я свой чемодан оставил в отеле в Куско, тем самым не стал заложником положения). На вопросы, в особенности китайских девушек «почему?», «как так?», «мы же заплатили, не понимаю» была дана информация, что на пути в Куско забастовка, протест и вообще «No Train. Protest.», пожимая плечики, когда многие пассажиры рассказывали, что завтра у них самолёт, а потом ещё один и так далее…
Всё же, мне и моим четырём амиго удалось выбраться, правда пешком, на альпаке, машиной и вовсе не на поезде, но это совсем другая история))) Был стимул — меня ждала Бразилия, моих друзей — Чили и Колумбия!
Перу — Бразилия
Из Лимы моё путешествие вылилось в посещение южной Бразилии — водопадов Игуасу. Река Игуасу и одноимённые водопады проходят по границе Аргентины, Бразилии и Парагвая. Высота водопадов Игуасу — 82 метра, большая часть их находится на стороне Аргентины.
Чтобы посетить водопады в Бразилии, понадобится в обязательном порядке дождевик или непромокаемая одежда; в Аргентине — это скорее панорамные виды, предлагающие комфортный осмотр всех водопадов с разных смотровых площадок.
Бразилия имеет приятный козырь — Парк Птиц, любопытная достопримечательность Фос-де-Игуасу напротив входа в парк водопадов.
Тукан в парке Птиц в Бразилии.
Красная птица в парке птиц в Бразилии.
Попугай Ара в парке птиц в Бразилии.
Мой маршрутный лист путешествия по Южной Америке предполагал два дня на область близ водопадов: один день — парк птиц и бразильские водопады, день 2 — поездка в Аргентину и аргентинские водопады, а также поедание стейков и возвращение обратно.
В парке птиц я завис на 3 или 4 часа — не помню, но уходить от туканов и попугаев не хотелось долго, тем более на территории парка находится тропическое кафе, где можно заказать свежевыжатый сок практически из любого фрукта — пил сок из маракуйи и ананаса.
Три часа, остававшиеся до закрытия парка Игуасу в Бразилии (18:30), были достаточными для осмотра не очень большой резервации.
От входа в парк до самих водопадов (12 км) курсируют автобусы, уже включённые в стоимость, а потом открывается вот такой вид.
Спускаясь вниз, количество брызг увеличивается — здесь понадобится копа или, по-нашему, дождевик. Дождевики продаются на каждом шагу, я купил в районе своего отеля за 5 реалов — около 100 руб. Смотровые площадки предлагают такие же за 10 реалов. Все-все стремятся попасть поближе к крупнейшему водопаду — Глотка Дьявола и, если повезёт, сфотографироваться на её фоне да ещё и радугу запечатлить…
Повезло! Глотка Дьявола, водопады, РАДУГА и я!
Водопады Игуасу в Бразилии.
Следующим днём я отправился в Аргентину. Сначала хотел взять такси, чтобы оно возило и везде ждало — такая услуга есть и машина с водителем из Бразилии в Аргентину и вообще неважно куда стоит 300 реалов — 100 долларов, но решил сэкономить и поехал в микроавтобусе — шаттл-сервис FallsVision, первый попавшийся, который нашёл в аэропорту Фос-де-Игуасу и всего 105 реалов меня забрали из отеля, в приоритетном порядке пересекли границу с Аргентиной и везде наша группа из 8 человек сопровождалась сертифицированным гидом. Хочу отметить, что боялся не попробовать ростбиф аргентина стайл и постоять на понравившихся смотровых площадках достаточное количество времени — времени везде было предостаточно, а там, где его не хватало: гид стоял и ждал впечатлительных туристов!
Добро пожаловать в Аргентину!
Водопады Игуасу в Аргентине. Счастье маленьких человечков зашкаливает!
Фото водопада Глотки Дьявола у самого истока в Аргентине.
С ростбифом в Аргентине тоже всё получилось, и это было восхитительно!
Не то, чтобы я знал какие-нибудь особенные достопримечательности Рио-де-Жанейро, но после осмотра водопадов Игуасу за 2 часа самолёт авиакомпании GOL перенёс меня в город-мечту Остапа Бендера, где также как и в Перу должны были обчистить как липку или убить, но всё прошло хорошо — даже осмелился остановиться в самом центре города в районе Лапа и гулял далеко за наступление темноты, может быть всё самое интересное начинается ночью?!
Лестница Селарон — самая цветная достопримечательность.
В день прилёта в Рио-де-Жанейро я спрятал в сейф на 8-м этаже все свои карты памяти с воспоминаниями о Южной Америке и остался без носителя информации — эту меру я предпринял, так как также был наслышен о воровстве в этом бразильском городе. Шутки шутками, но здесь на улицах я чувствовал себя менее комфортно на нетуристических улицах, чем в Перу и тем более на Кубе. Некоторую часть этого дня я посвятил поиску SD карты на 8 Гб или 16 Гб, чтобы заполнить её фото Рио, но это оказалось сложной задачей, так как даже в магазинах электроники такой девай не продаётся — нашёл только на подземной барахолке в ТЦ Кариока близ одноимённой станции метро.
Второй день в Рио сопровождался непрекращающимся дождём, здесь спасался дождевиком — вообще отличная вещь даже куртку покупать/одевать не нужно: ходишь по дождю и не промокаешь!
Статуя Христа в Рио-де-Жанейро находится на горе Корковаду на высоте 710 м. Дождливая погода на такой высоте сопровождается сумасшедшим ветром, который буквально выхватывает телефон или фотоаппарат из рук, а линза за секунды покрывается каплями дождя, поэтому качественное фото в дождь не получается сделать, но зато людей в сотни раз меньше.
Фото Сахарной головы…
В тот день осмотра достопримечательностей Рио я изрядно устал от сильного ветра, дождя, от пройденного расстояния, от удовольствия, полученного за всю поездку по Южной Америке и от счастья поездки на общественном автобусе из торгового центра Рио-де-Жанейро в район Лапа поздно вечером, что купил себе сочный бразильский ананас, пришёл в свой номер на 8-м этаже и под клипы Шакиры его заточил!
Ужин, о котором мечтаешь в России — такой сочный и сладкий ананас может встретиться только в тропических странах!
Третий день, конечно же, усилил дождевую погоду и под вечер, когда мне улетать, я ожидал тропический ливень, в неизвестность которого будет взлетать самолёт, но непогода бушевала только днём — шёл обычный питерский дождь, было 14 градусов тепла, а я ещё не был на пляже Копакабана — не уезжать же из Бразилии, не побывав в значимых местах! Вспомнив великие слова: «Русские не сдаются!», одел дождевик, поехал в час пик на бразильском метро в район пляжа Ипанема и от туда пошёл вдоль Атлантического океана в район Сахарной Головы.
Фото пляжа Ипанема — если есть любовь к волнам, то все сюда!
Фото пляжа Копакабана — здесь более спокойный океан.
Вечером в аэропорту Галеан ожидал рейс Рио-де-Жанейро — Лиссабон авиакомпании TAP Portugal. Был рабочий день и время около 18:00, когда я вышел из отеля в центре и махнул рукой таксисту, поездка в аэропорт сопровождалась в стоянии в пробках на выезде из города, на автомагистрали в аэропорт и при въезде на парковку — всё это заняло 1 ч 15 минут — я никуда не опоздал, но периодически беспокоился, что будет, если придётся опоздать на самолёт, но всё успелось!
Южная Америка — Европа
Мне нужно было как-то вернуться в Европу и домой из Южной Америки. Вариантов несколько и самые популярные — это Лима — Мадрид за 29 873 руб., Буэнос-Айрес — Барселона — 27 094 р., Сан-Паулу — Франкфурт — 23 217 или Рио-де-Жанейро — Лиссабон — 25 514 — все цены весьма приемлемые. Мне хотелось улетать из Рио, а прилететь в Португалию, чтобы посетить Лиссабон.
Самолёт TAP Portugal за 9 часов доставил в солнечную Европу! Это вам не Рио-де-Жанейро!
Фото Лиссабона с набережной океана.
Фото Лиссабона.
Лиссабону очень повезло: и достопримечательности есть, и самое главное — свой собственный океан под боком. Мне удалось за остатки дня прилёта погулять по центру, проехаться в район Белем, посетить монастырь Жеронимуш, вернуться в центр, покататься на старинном трамвае и поесть морепродуктов.
Фото Лиссабонского трамвая.
Утром посчастливилось испытать полёт на самолёте самой строгой и самой бюджетной авиакомпании Европы — RyanAir. Самый большой страх — сильно раздутый южноамериканским кофе рюкзак Lowe Alpine Edge II 18 (18 литров), но страхи были излишними — такой рюкзак под завязку набитый без вопросов оказался ручной кладью!
Самолёт RyanAir из Лиссабона в Брюссель.
Писающий мальчик в Брюсселе совсем не интересовал и здесь не искал пути сэкономить — просто хотел увидеть собственными глазами один из красивейших городов Европы — Брюгге, расположенный на западе Бельгии недалеко от побережья Атлантического океана.
Hotel Ensor в Брюгге. Всячески рекомендую!
Каналы Брюгге заставляют сравнивать этот городок с Венецией, Санкт-Петербургом и Амстердамом…
Брюгге мне понравился: гулял по уютным улочкам, любовался средневековой архитектурой, ел не самый вкусный бельгийский шоколад, ходил на экскурсию в местную пивоварню и пил бельгийское пиво, а потом голландское и пришёл к выводу, что немецкое пиво — the best!
Местная марка пива в Брюгге.
Последний пункт назначения перед авиарейсом домой — Амстердам, туда я поехал на поезде с пересадкой в Антверпене, чтобы заценить местную достопримечательность — железнодорожный вокзал!
Железнодорожный вокзал Антверпена, фото внутри.
Фото жд вокзала в Антверпене, лестница при входе.
А потом я поехал в Амстердам, очень похожий на Санкт-Петербург. Основная достопримечательность, на мой взгляд, это сырные супермаркеты, в которых продаётся только сыр и пара-тройка бутылок вина и больше ничего. Таким образом, я был близок к перевесу.
Амстердамские каналы приковывают внимание гораздо в большей степени, чем Район Красных Фонарей или кофешопы…
Серые будни к лицу Амстердаму: главное, чтобы листва была и снег не лежал!
Мой самолёт: Амстердам — Санкт-Петербург. Путешествие по Южной Америке удалось на славу, надежды оправдались, мечты сбылись!
Теги:
Автобусные туры, Культурно-познавательный туризм, Пляжный отдых, Самостоятельные путешествия, Экстремальный отдых