Подходило к своему логическому завершению наше путешествие на владимирскую землю.
После обеда мы из Владимира отправились в обратный путь домой.
Подходило к своему логическому завершению наше путешествие на владимирскую землю.
После обеда мы из Владимира отправились в обратный путь домой.
Вот позади остался и Гусь — Хрустальный.
Спешим дальше лесной дорогой, хотим засветло заскочить в музей Спас-Клепиковский. Там молодой Сережа Есенин получал образование и по отзывам есть неплохой музей.
И вдруг, не доезжая до Спас-Клепиков, между Гусь-Хрустальным и Тумой на живописной лесной дороге справа видим такой указатель:
Останавливаемся, удивляемся. Не ожидали.
Начинается спор спешить под закрытие в музей Есенина или полюбопытствовать неожиданно «нарисовавшемуся» неведомому музею Солженицына?
Мнения пассажиров авто разделились. Путешественница более старшего поколения нашей компании заявила, что не уважает Солженицына и поэтому нечего в этом музее делать.
Более молодые были не столь категоричны.
Что касается меня, то как литератор Александр Исаевич не сильно впечатлил.
Пытался читать только одну его вещь — «Красное колесо». Бросил так и не дочитав, так как слог мне показался тяжеловат и нудноват.
В пору моей юности люди в библиотеке записывались в очередь чтобы прочесть «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ». Меня такая мода, слава Богу, миновала.
Насколько я знаю сейчас книги этого писателя, диссидента не сильно пользуются спросом в книжных магазинах (в одном из них работает знакомая). Мода — дело быстро проходящее.
В 1957 году Солженицын реабилитирован «за отсутствием состава преступления».
Если сравнивать преступление Солженицына и других «врагов народа», расстрелянных тройками в конце 30-х годов, то у Солженицына состав преступления таки был.
Чтобы офицера на фронте во время войны арестовали, ему надо было очень постараться.
И Александр Исаевич «постарался». Чего только стоит его письмо фронтовому другу, замеченное цензором?
Там будущий писатель «ругательно высказывался о „Пахане“, под которым угадывался Сталин, хранил в личных вещах составленную вместе с Виткевичем „резолюцию“, в которой сравнивал сталинские порядки с крепостным правом и говорил о создании после войны „организации“ для восстановления так называемых „ленинских“ норм».
И за меньшую крамолу людей в сталинское время расстреливали (безвинных куча), а тут такое!
Это сейчас я могу написать, например, «Путин вор» и ничего плохого со мной не случится, никому дела нет. Демократия! А тогда время было суровое и надо было помалкивать.
Так что ещё дешево отделался Солженицын, прессинг НКВД и репрессии несколько смягчили во время войны, не до борьбы политической было тогда.
Солженицын был идейным противником не только Сталина, но и всей советской системы (в дальнейшие годы).
И хотя я не большой поклонник Солженицына я поддержал желающих посмотреть неожиданный музей, просто было любопытно. Человек-то он всё равно известный. И вряд ли мы будем здесь ещё когда-нибудь, в конце-концов всего-то 9 км крюк.
Дорога была ужасная, дыра на дыре. И это при том, что музей открывали всего 2,5 года назад в октябре 2013 г. с большой помпой.
Были на открытиии музея администрация Владимирской области, журналисты и родственники писателя. Ещё тогда жители поселка Мезиновский жаловались губернатору и на плохую дорогу, и на другие проблемы. Дети, следуя в школу в другую деревню, вынуждены лазить под вагонами. Как видите, воз и ныне там.
И вот я убиваю подвеску и на чём свет стоит костерю и дороги, и власть, и самого Александа Исаевича, и заодно всех вместе взятых диссидентов-демократов (до кучи).
Эту заметку вначале хотел назвать «Дураки и дороги».
Дороги понятно почему, а дураки это мы, потому что поперлись черт знает куда и зачем.
Интересно, а как ездят сами мезиновцы по таким дорогам каждый день?
Да разве только одни мезиновцы, так вся российская глубинка живет.
На церемонии открытия музея Валентина Матвиенко заявила, что «туристический потенциал это наши нефть и газ». Ага, потенциал! Особенно по таким дорогам.
Но самое интересное у нас было потом.
Мы проскочили нужный поворот направо через ж-д пути и приехали в другую деревню Мильцево. Указателя нужного, конечно, не было.
Пришлось возвращаться назад.
И вот, наконец, прибыли.
Местная школа единственная в России, носящая имя писателя. Это при том, что жил он в разных городах.
«МНЕ ХОТЕЛОСЬ ЗАТЕСАТЬСЯ И ЗАТЕРЯТЬСЯ В САМОЙ НУТРЯНОЙ РОССИИ… МЕНЯ ТЯНУЛО — УЧИТЕЛЬСТВОВАТЬ…»
А. И. СОЛЖЕНИЦЫН 'МАТРЁНИН ДВОР'
Приехав во Владимир после освобождения, Солженицын явился в местное Управление образованием и попросился учительствовать в какую-нибудь отдалённую деревню.
Те аж рот отрыли и определили его в Мезиновский.
Учитель русского языка вспоминала, что в поселке к Солженицыну относились с настороженностью. Он был нелюдим, ходил со своим фотоаппаратом, мало с кем общался.
Его неоднократно звали к самовару, что выносили на улицу. Попить, попеть песни. Но он не подходил, у него были свои мысли. Люди обижались.
Он был другой и ему было нужно другое общение.
А это бюст писателю. Присутствовавшая при его открытии Наталья Дмитриевна Солженицына призналась, что сильно удивлена обликом писателя — «то ли Тургенев, то ли Некрасов, то ли Солженицын».
Но не будем придираться к скульптору. Таким он увидел образ писателя, это же не фотография, а произведение искусства.
Не все из нашей компании вышли из авто посмотреть на музей. Некоторые, что изначально были против визита в музей, даже из машины не вышли. Принципиально!
А вот и восстановленный после пожара дом Матрены, у которой жил писатель и где теперь музей.
Этот дом описан в известном произведении писателя «Матренин двор». Писатель жил в ближайшей деревне Мильцево в доме Матрены Захаровой, которая и стала главной героиней его произведения.
По заверениям устроителей музея это точная копия настоящего дома. Но это вряд-ли.
Видно невооруженным взглядом современные строительные материалы, кровля и проводка.
А самое интересное, что музей уже не работает. Так и не получилось нам попасть внутрь.
Даже за вот этот забор не проникли, все закрыто. В школе выходной. Все фото сделаны через прутья забора.
И никто из местных нам толком ничего пояснить не мог.
Тут же зашли в всезнающий интернет. По отзывам таких же незадачливых путешественников, как и мы, музей закрыт из-за непосещаемости ещё в 2014 году. Вот тебе, бабушка, и юрьев день. Стоило ли его с такой помпой открывать?
Вот Вам и «туристический потенциал — нефть и газ». Привет Вам, Валентина Матвиенко.
Не солоно хлебавши, возвращаемся по ужасной дороге на основную трассу.
Потеряли час и мало что увидели. Из-за потерянного времени не успели к С. Есенину в Спас Клепики. И домой мы вернулись на час позже, в час ночи.
И не у кого руки не доходят снять указатель о музее. Скольких ещё путешественников кроме нас он обманет? Порывался я сбить указатель, но попутчики меня отговорили. Заявили, что вандализм мне «пришьют», ну или ещё какую статью.
И всё же хорошо, что туда заехали. Визит в «музей, которого нет», заставляет задуматься.
А мысли невеселые…