Что ж, все самые основные (большие) пункты нашего путешествия на север мы посетили. Возвращаемся домой. Возвращаемся другой дорогой. Туда мы ехали через Питер и Петрозаводск. Обратно едем через Вологду и Ярославль. Я не люблю возвращаться той же дорогой, это не интересно. Намного интереснее ехать «круговым маршрутом». Получается, что едешь всегда вперед, каждый день новые места, новые впечатления. И таким образом, отдых не заканчивается до последнего дня. А когда возвращаешься той же дорогой, то последние день-два дорога утомляет, все уже знакомо вокруг, и лишь вспоминаешь приятные моменты своего отдыха.
Так что с новыми силами, отдохнув на Соловках от частых переездов на машине, мы выдвинулись в сторону Медвежьегорска. Недалеко от него, в пос. Повенец, находится еще одна достопримечательность, гордость СССР — Беломоро-Балтийский канал.
Люди старше 30 лет еще помнят советские фильмы с сигаретами Беломор, а кто-то постарше помнит и знакомых, куривших Беломор. Это слово сидело в моей памяти давно. И когда готовил маршрут, увидел его на карте и сразу же включил в программу отдыха.
Канал был построен в 30е годы в военных целях. После войны его восстановили. В 70х годах его углубили и придали транспортное и туристическое значение этому пути. Таким образом, объем грузоперевозок вырос в несколько раз.
Этот канал соединяет Онежское озеро (имеющее связь с Балтийским морем через р. Свирь, Ладогу и р. Неву) с Белым морем, включает 19 шлюзов, первые 5 можно посмотреть в пос. Повенец. Он как раз находился на нашем обратном пути. Шлюзы огорожены забором с колючей проволокой, а между ними есть места, где можно подойти и посмотреть.
В целом, это интересное место, когда знаешь его историю. Ведь он строился усилиями заключенных ГУЛАГа, которые постоянно менялись. Через работы на канале прошло около 250тыс. человек, а единовременно здесь находилось не более 108тыс. Правда, надо понимать, что это не людей арестовывали и ссылали, чтобы строить канал. А, наоборот, канал строили, используя труд уже заключенных людей. В условиях тяжелого состояния экономики страны, разрушенной Гражданской войной, рядовые жители городов и сел были заняты своим хозяйством и трудом в гражданских отраслях экономики. И вместо них тяжелую работу по строительству канала могли выполнять заключенные. В то время это было намного эффективнее, чем просто содержать за государственный счет в тюрьмах без дела.
Среди множества целей этой поездки было и желание побывать на Ладожском и Онежском озерах. И хорошо, что мы еще в первый день заехали в Шлиссельбург, к крепости Орешек. Потому что там видно Ладогу. Больше мы нигде не смогли подъехать к озеру. А вот обратный путь шел вдоль Онеги, и в пос. Песчаное (не доезжая Пудожа) дорога подходит очень близко к озеру. Мы воспользовались случаем остановиться на берегу этого красивейшего озера. Погода была шикарная!
С такой погодой проснулось желание купаться. Хотя это было утро. А уже после обеда погода подпортилась. И следующая наша остановка была на озере Белом в с. Липин Бор.
2
Изначально у нас в планах было выделено 12 дней на все путешествие. Дорогу от Кеми до дома в 1300 км мы решили разбить на три дня с остановками на купание в озерах, если, конечно, погода будет позволять. Но на деле вышло по-другому. Из-за погоды купаться не хотелось, да и дорога как-то легко шла. Мы быстро пролетели 500 км до пос. Пудож, где был запланирован ночлег, а времени было всего около 15 дня. Делать там нечего, и мы двинулись дальше — в сторону Череповца. К вечеру приехали в город.
Череповец не туристический город, это крупный промышленный центр страны. Мы немного покатались по центру, проехали по мосту через р. Шексна и отправились на ночлег.
Следующий день, 11й, стал последним днем нашего путешествия. Может быть, по этой причине, а может, просто накопилась усталость, но уже никаких культурных программ нам не хотелось. Поэтому в Вологде мы не стали осматривать достопримечательности и гулять по городу, а просто проехались по центру, посмотрели на Вологодский кремль, реку Вологду, площадь Возрождения, и поехали дальше.
Погода в этот день была уже отличная. Было решено отметить окончание путешествия шашлыком на берегу водоема. В Ярославле я бывал уже не раз, поэтому мы просто заехали в супермаркет. А на пикник остановились после Ростова на реке Сара в д. Деболовское. Там несколько больших и маленьких полянок, удобный подъезд на машине, есть место для купания, и сама речка маленькая и быстрая. Летом это место пользуется популярностью.
Мы вновь вернулись в лето, тепло, солнце светит, речка шумит, вода прохладная, но купаться можно. К этому добавить горячий шашлык… И жизнь удалась! Уже через 3 часа мы были в Москве.
На такой ноте мы закончили наше большое приключение.
Выводы и итоги поездки следующие:
11 дней (из 12 выделенных), 5990 км (из 6000 запланированных, как сначала казалось, с запасом), 70т.р. расходы на троих взрослых.
Основной маршрут не менялся, но локальных корректировок не избежать.
Машина в целости и сохранности. Лишь один саморез в шине за всю дорогу и лобовое стекло с трупами насекомых))))
Летом на севере белые ночи, поэтому спать неудобно, но ехать можно хоть до полуночи.
Лето на севере приходит на месяц-полтора позже. Т. е. в конце июня там еще снег кое-где лежит. А в Хибины попасть можно в августе—сентябре.
Доехать до берега океана в Териберке можно на любой машине, даже на пузотерке.
В Североморск без пропуска не пустят.
Трасса «Кола» и другие трассы — хорошие, плохие дороги были только в небольших городах и поселках.
Жилье бронировали заранее на букинге.
За одну поездку на север России было достигнуто множество целей, которые по отдельности осуществлять дорого, долго и неэффективно. Во-первых, это берег океана! Во-вторых, настоящая тундра. В-третьих, Ладожское и Онежское озера. В-четвертых, горы и горнолыжный курорт Хибины и Ловозерские тундры. В-пятых, Соловецкие острова и Беломорканал. В-шестых, Карелия, водопады, пороги, озера, лес, наша природа во всей своей красе. И конечно, города: Санкт-Петербург, Выборг, Петрозаводск, Мурманск, Вологда, Ярославль. И все это за одну поездку!!! За один стандартный 2х-недельный отпуск! А впечатлений, эмоций и приятных воспоминаний — на годы вперед, а возможно, и на всю жизнь!
Все фото и видео из этой поездки, а также из других моих путешествий, смотрите в моем инстаграмме: tyxbeev и подписывайтесь!
Благодарю за внимание и комментарии к моим рассказам!