Пожалуй, пора закончить этот рассказ о Порту, который четыре месяца висит в заготовках и только вызывает сообщения: «У вас есть рассказ, не отправленный на модерацию…»
Итак, весной 2016 году я второй раз поехала в Португалию. Причина была одна — я хотела увидеть Порту, без которого знакомство со страной было незавершенным. Это уже не первый мой рассказ о городе, но в этот раз поговорим, наконец, о его главных достопримечательностях, которые многим уже знакомы.
Устроившись в гостинице, мы отправились смотреть город. И, конечно, сначала хотелось увидеть его главную достопримечательность, тем более она была совсем рядом.
А направились мы к реке, где на высоком берегу сохранились остатки крепостной стены, которая когда-то окружала порт. Здесь у подножия башни установлен памятник Арнальдо Гаму, португальскому журналисту и писателю XIX века.
На противоположной стороне улицы находится станция фуникулера, которым мы спустились на набережную реки Дору. Линия фуникулера на этом месте была построена еще в 1891 году, но проработала всего два года. После серьезной аварии фуникулер вывели из эксплуатации. Современный фуникулер открыт в 2004 году по той же трассе.
Можно конечно и по лестнице спуститься, но на фуникулере интереснее!
А вот и самая известная достопримечательность Порту — мост Луиша I.
Всё так узнаваемо: домики со следами непростой жизни, украшенные плиткой-азулежу, сохнущее на балконах белье… Это нисколько не раздражает, мне в Португалии уютно.
Многолюдно на площади Рибейра. Эта историческая площадь — одна из самых старых в городе, она упоминается в документах конца XIV века, со времен средневековья это была торговая площадь.
Самое интересное на этой площади — монументальный фонтан, построенный на высоту трех этажей здания в 1780 году. Сам фонтан скромный, его закрывают столики уличного кафе. Украшает фонтан сверху герб Португалии, а в нише стоит уже современная статуя святого Иоанна Крестителя работы португальского скульптора Жоау Кутилейра. В Лиссабоне я видела еще две его очень своеобразные работы.
Красоты-красотами, а обед по расписанию Поели в одном из ресторанчиков с видом на мост и реку Дору. Пока ждали заказанную рыбку, поглазели на гуляющую по набережной публику. Для количества съеденного и выпитого ценник не порадовал, но знали, куда шли.
После обеда мы по нижнему ярусу моста перешли на противоположный берег реки. Там уже не Порту, а Вила-Нова-де-Гайя, город с трехсоттысячным населением, который входит в состав Большого Порту.
День был замечательный, народ на горке грелся на солнышке.
А мы поднялись сюда только чтобы полюбоваться городом, рекой Дору и со смотровой площадки сфотографировать знаменитый красавец-мост.
О мосте Луиша I из тех, кто побывал в Порту, не писал только ленивый, это своеобразный символ Порту и самая известная его достопримечательность. Мост, построенный учеником и компаньоном Гюстава Эйфеля Теофилом Сейрига, открыт в 1886 году. Нижний ярус моста — автомобильный, а по верхнему бегает скоростной трамвай, который в Порту называют «Метрополитеном».
Мы вернулись в Порту по верхнему ярусу моста и направились дальше знакомиться с городом.
С моста Луиша I открывается прекрасный вид на современный мост Инфанта Энрике (Ponte Infante Dom Henrique), открытый в 2003 году. Инфант Дом Энрике или Генрих Мореплаватель родился в Порту.
Кафедральный собор Порту (Sé do Porto) старейший и самый важный романский памятник города, его начали строить в начале XII века. За следующие века облик собора менялся, особенно значительные изменения здание и особенно интерьеры получили в эпоху барокко в первой половине XVIII века. Внутри есть, на что посмотреть, барокко всегда оправдывает ожидания.
Рядом с кафедральным собором стоит бывший Епископский дворец. На этом месте епископский дворец существовал еще в XIII веке, но современное здание в стиле барокко построено в середине XVIII века. Епископы занимали дворец до первой половины XIX века, позже в XX веке здесь даже была ратуша. Сейчас здание также принадлежит городу, а не церкви.
Просторная площадь перед собором — результат реконструкции 1940-х годов, когда снесли часть средневековой застройки. Например, перенесли на другое место Часовню портных (Capela dos Alfaiates ou Capela de Nossa Senhora de Agosto), построенную в 1554 году. Мы проходили мимо неё по дороге к станции фуникулера.
На площади перед собором стоит пелуриньо — красивый позорный столб, обычный для средних веков. Хотя, думаю, его красота мало радовала тех, для кого он был предназначен.
У собора — конная статуя основателя и первого правителя графства Португалия Вимарано Переса, жившего в IX веке.
Рядом — смотровая площадка, откуда открывается великолепный вид на город и Торре-душ-Клеригуш, символ города Порту и самую высокую церковную башню Португалии.
Сейчас отправимся в еще один интересный уголок города — сад Кордоария. Этот тенистый парк был посажен в 1865 году, работами руководил приглашенный немецкий ландшафтный дизайнер Эмиль Дэвид — дизайнер знаменитых садов Хрустального дворца, о которых я уже рассказывала (Порту с заднего крыльца). Позже сад реконструировали, он был сильно поврежден ураганом в 1941 году. Официальное название сад другое, он назван в честь первого премьер-министра первой Португальской республики Жоао Чагаса.
В этом саду есть великолепная аллея деревьев с утолщенной нижней частью. Смотрится необычно, но очень красиво.
В парке есть небольшой прудик, красивые скульптуры и памятники португальским писателям и поэтам.
«Похищение Ганимеда» португальского скульптора Фернандеса де Са.
Есть еще четыре необычные скульптуры. Это последняя работа испанского скульптора Хуана Муньоса — «Тринадцать, смеющихся друг над другом».
Вокруг парка много интересного. Например, Дворец правосудия, открытый в 1961 году. Перед дворцом установлена статуя Правосудия, работы португальского скульптора Леопольдо де Алмейда. Все, кто был в Лиссабоне, знают его Памятник первооткрывателям в Белеме.
Рядом есть церковь со сложным названием — Сан-Хосе-дас-Тайпас (Igreja das Almas de São José das Taipas), которую строили с 1795 по 1868 год. С церквями в Порту нам не везло, в эту мы также не попали, понедельник — выходной. Интерьеры красивые, судя по фотографиям в сети, можно подняться на колокольню и спуститься в катакомбы.
Глядя на здание, которое сейчас занимает Центр португальской фотографии, никогда не скажешь, что еще недавно здесь была тюрьма. Здание для суда и тюрьмы при нём строили тридцать лет (до 1796 года) по проекту Евгения Дос Сантоса, одного из архитекторов реконструкции после землетрясения лиссабонского района Помбалина. Здесь были отделения для мужчин, женщин и несовершеннолетних. Тюрьма здесь была до 1974 года, в разные годы в ней находились довольно известные люди.
У здания стоит памятник Камилу Каштело Бранку — португальскому поэту, писателю, драматургу XIX века, причем очень плодовитому: за свою жизнь он написал порядка двухсот шестидесяти произведений. Каштелу Бранку иногда называют «португальским Бальзаком». Его довольно бурная жизнь сама заслуживает романа, не зря памятник стоит именно у этого здания.
Расскажу только об одной истории. Камилу Каштело Бранку в возрасте 25 лет познакомился с Аной Пласида, которая в то время была замужем, и безумно в неё влюбился. Красоткой Ану не назовешь, но она была интересной личностью. Это португальская писательница, а также переводчица. Муж узнал об их связи не сразу, а когда узнал, парочку осудили за прелюбодеяние и посадили в эту тюрьму. Опережаю вопрос: в разные камеры.
Отсидели год, после освобождения стали жить вместе, нажили пару сыновей, но поженились только через 28 лет, за два года до смерти писателя. А умер он не своей смертью. Поскольку жизнь Камилу Каштулу Бранку вел отнюдь не праведную, еще лет с сорока болел он сифилисом. Начались проблемы со зрением, лечение не помогало, и он ослеп. В результате впал в депрессию и в возрасте 75 лет застрелился.
На памятнике написано: «Amor de perdición» (Гибельная любовь). Это название одного из романов Камилу Каштелу Бранку.
Если пройти по улице слева от здания Центра фотографии, дойдешь до церкви Богоматери Победы (Igreja Nossa Senhora da Vitória) второй половины XVIII века.
Здесь находится еще одна смотровая площадка с отличными видами на мост Луиша I, кафедральный собор и монастырь Серра-ду-Пилар на другом берегу.
Вернемся в сад Кордоария. К нему примыкает симпатичный квартал, где можно неплохо пообедать.
Неподалеку — две великолепные церкви, стоящие рядом. Слева — Церковь кармелитов (Igreja dos Carmelitas) в стиле барокко, построенная к 1628 году. Она принадлежала раньше мужскому монастырю ордена кармелитов. Справа — Церковь Кармо (Igreja do Carmo) в стиле рококо, построенная на полтора века позже во второй половине XVIII века.
На площади перед церквями шла реконструкция, что мешало и рассмотреть, и сфотографировать. Заглянуть удалось только в церковь Кармо, но там шла служба, посмотрела с порога. Интерьер, как и следовало ожидать от рококо, роскошный.
Боковой фасад церкви Кармо в 1912 году украшен панно из азулежу на тему горы Кармель и основания Ордена кармелитов.
На противоположной стороне площади — здание Университета Порту, здесь размещается ректорат и несколько музеев. Университет основан в 1911 году, это второй по численности студентов университет Португалии после лиссабонского (студентов около 30 тысяч).
Напротив — небольшой сквер с красивым фонтаном, украшенным четырьмя крылатыми львами — Фонтан львов (Fonte dos Leões). Этот фонтан, построенный в 1886 году, входил в систему общественного водоснабжения Порту, а сейчас в основном объект для фотосессии.
На площади есть интересное здание с павлином на фасаде. Это три склада XIX века в 30-е годы XX века архитекторы объединили фасадом в стиле арт-деко.
В планах было посещение знаменитого книжного магазина Лелло (Livraria Lello), рассказов о красоте интерьеров которого столько слышала. Что не повезло, стало понятно ещё по баннеру, закрывающему фасад, но нас это не остановило, купили не такой уж дешевый билетик и зашли. Магазин работал, но все закрывали леса.
Если не знаешь, ни за что не догадаешься, что симпатичный скверик напротив магазина, где на травке отдыхают люди, крыша торгового центра.
На снимках снизу есть красивое здание за сквером, на которое стоит обратить внимание. Это «Четыре сезона» архитектора Маркеса да Сильва, того самого, по чьим проектам построено здание вокзала Сау-Бенто и многие великолепные здания в Порту. «Четыре сезона» — здание в стиле модерн на Rua das Carmelitas, название получило по четырем барельефам на фасаде.
Перед сквером установлен памятник Антонио Феррейра Гомесу, португальскому католическому епископу, который считается одной из самых заметных фигур португальской католической церкви XX века.
Улочка на противоположной стороне типично португальская и довольно живописная!
Главное на этой площади, конечно, — церковь Клеригуш в стиле барокко, построенная в середине XVIII века. Её 76-метровая колокольня видна из любой точки города. Отношения с нею у нас не сложились сразу: и в неё мы не попали, и фотографировать солнце мешало.
Главный проспект и центр города Порту — это, конечно, Авенида-душ-Алиадос, парадный участок города, где проходят все главные события — праздники, митинги.
В начале проспекта находится Площадь Свободы с конным памятником королю Педру IV. Мы приехали в Порту 25 апреля, а это официальный праздник в Португалии — День Свободы, на площади было оживленно, играла музыка и выступали артисты.
На углу площади у здания справа стоит памятник не королю, а простому разносчику газет работы скульптора Мануэля Диаса. В Порту много различных скульптур и памятников, а вот другой скульптуры такого рода я больше не видела.
Площадь окружена красивыми зданиями бывших и действующих банков. Всё это результат реконструкции городского центра, выполненной в первой четверти XX века по проекту английского архитектора Барри Паркера.
Два здания с башенками в стиле модерн, симметрично расположенные по обе стороны площади Свободы, это также работа архитектора Маркеса да Силва начала 20-х годов прошлого века.
На площади есть две скульптуры португальского скульптора Энрике Морейра. Это фонтан с фигурой сидящей обнаженной девушки — «Юность» (1929 г.)
и «Мальчики» или «Изобилие» (1931 г.).
Каждое здание на проспекте красиво, детали рассматривать можно долго. А где вы еще видели такой McDonald’s?
С противоположной стороны проспекта находится площадь генерала Умберто Дельгадо, на которую смотрит главный фасад Ратуши Порту. Фасад украшен двенадцатью скульптурами, символизирующими различные виды деятельности, связанные с Порту. Ратушу начали строить в 1920 году, но городская администрация смогла переехать в здание почти через сорок лет.
Перед Ратушей на площади стоит памятник виконту Алмейде Гаррету, португальскому писателю и политическому деятелю.
За зданием муниципалитета находится Троицкая площадь с фонтаном и церковью Святой Троицы, открытой в 1841 году.
В Порту еще много интересного, но в заключение заглянем на Rua de Santa Catarina. Это пешеходная коммерческая улица Порту, все нижние этажи зданий на этой улице заняты магазинами одежды, обуви, сувениров. Например, первый магазин Zara за пределами Испании был открыт именно на этой улице. Заманчиво, но мы на эту улицу только заглянули, так что ни один магазин не пострадал.
Справа - торговый центр Via Catarina
На этой улице есть Часовня душ или Часовня Санта-Каталина, которая привлекает внимание фасадами с великолепными картинами из азулежу. Существующее здание относится к концу XVIII века, а фасады выложили плиткой в 1929 году. На картинах изображены истории из жизни Святого Франциска Ассизского и Святой Катарины.
Если вы любите модерн, то на Rua de Santa Catarina будет, чем заняться. Жаль, на тесной улочке, заполненной людьми, сфотографировать здания хорошо не было возможности. Да и времени не было, к сожалению.
На Rua de Santa Catarina много магазинов и кафе, оформленных в стиле модерн. Например, улица начинается слева Reis & Filhos, магазином одежды для мужчин, а справа — книжным магазином LeYa na Latina. Там не только замечательные фасады, но и великолепные интерьеры.
На этом заканчиваю свой рассказ о Порту, он и так слишком затянулся. Мне понравился этот город, теперь можно спать спокойно, задача выполнена. Надеюсь, что и вам он понравился. В этом городе каждый сможет найти для себя что-то интересное.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия