В апреле 2016 года я второй раз поехала в Португалию. Причина была одна: я хотела увидеть Порту. Мы приехали в Порту электричкой из Лиссабона, знакомство с городом начали, как и положено туристу, с городских достопримечательностей. Но об этом я еще расскажу, два года собиралась, подождет еще немного. Тем более, что об этой стороне Порту здесь уже не раз рассказывали.
Я хочу немного увести вас в сторону от обычных достопримечательностей. Это не значит, что их не будет совсем, просто в этот уголок города туристы доходят редко. Кто-то из-за нехватки времени, а кому-то просто неинтересно. Это не значит, что туда нужно идти обязательно. Каждый решает сам, а я просто покажу, что там есть.
Но начнем, как от ориентира, от площади инфанта Энрике, известной всем, побывавшим в Порту. В центре стоит памятник инфанту Энрике или Генриху Мореплавателю, что нам более привычно. Памятник на площади заложили в 1894 году, в год 500-летия со дня рождения этого организатора многих португальских морских экспедиций. На табличке, прикрепленной у подножия, речь идет о 550-й годовщине, но может эту табличку поставили через пятьдесят лет.
Площадь в этом районе не просто названа именем этого великого португальца, он родился в доме неподалеку. На снимке ниже слева в переулке между домами за столбом виднеется вход в Дом-музей Генриха Мореплавателя.
Справа на снимке — церковь Святого Николая последней четверти XVII века. Её внешний вид — результат реконструкции середины XVIII века, церковь восстанавливали после пожара.
На вершине склона, на котором расположена площадь инфанта Энрике, стоит рынок Ферейра Борхес (Mercado Ferreira Borges). Здание построено в 1885 году, но никогда не использовалось по своему назначению. Здесь и сейчас проходят различные культурные мероприятия.
Слева от рынка великолепное здание в неоклассическом стиле — Дворец фондовой биржи (Palácio da Bolsa), середины XIX века. Дворец доступен для посещения, правда узнала я об этом уже потом. Какой там роскошный арабский зал! Рядом с дворцом биржи — здание Института портвейна. Куда же без него в Португалии!
На площадь выходит задний фасад церкви Святого Франциска (Igreja de São Francisco), церкви в готическом стиле, построенной на рубеже XIV–XV веков. Правда от готики на фасаде осталась только розетка. Все годы церковь достраивали, добавляли часовни, но главная реконструкция была проведена в первой половине XVIII века, когда внутри все поверхности были покрыты великолепной позолоченной резьбой и на фасаде добавились барочные элементы. Когда-то она принадлежала монастырю, но монастырские сооружения сгорели, на их месте построили Дворец биржи. Церковь посмотреть можно, а вот фотографировать нельзя, максимум — на память дадут брошюрку не на нашем языке. Сейчас в памяти ничего не сохранилось, кроме блеска позолоты. Столько золота я видела только в иезуитских церквях.
Слева от церкви Святого Франциска стоит церковь в неоклассическом стиле — церковь Третьего ордена Святого Франциска (Igreja da Venerável Ordem Terceira de São Francisco). Её начали строить в 1692 году, работами руководил итальянец, поэтому она так похожа на итальянские церкви.
Напротив входа в церковь Святого Франциска стоит небольшое здание — Дом ордена (Casa do Despacho), в котором сейчас находится Музей Третьего ордена францисканцев. В здании есть катакомбы, где до 1845 года хоронили монахов. Вот здесь как раз фотографировать не запрещают.
На этом мы обязательную программу сочли выполненной и отправились в свободное плавание, тем более что улица вышла на набережную реки Дору. Район называется Мирагайя, в средние века это была рыбацкая деревня. Весна, погода отличная, людей мало. Можно спокойно идти по улице, разглядывая домики, выискивая интересные детали.
Вот на стене одного из зданий на небольшой площади — роспись португальского художника, живущего в Порту — Даниэля Эйма. Называется «Мира». Может это имя? Или название связано с названием района? Ответа нет. Фонтан на площади больше сотни лет, он посвящен какому-то событию, произошедшему в 1907 году.
Мирно отдыхают на солнышке котики, в отличие от столицы, они здесь попадаются.
Скромные здания без особых украшений, висящее на балконах белье. Отторжения не вызывает, на ум приходит известная фраза: «бедненько, но чистенько».
Главная церковь района Мирагайя посвящена Святому Петру, покровителю этого района, об этом есть надпись на треугольном фронтоне фасада церкви. Кто же другой может быть покровителем района рыбаков, как не святой-рыбак. Церковь Сан-Педро-де-Мирагайя (Igreja de São Pedro de Miragaia) — последняя из сохранившихся в районе средневековых церквей. В ней, например, хранились мощи святого Пантелеймона, которые спасли христиане армянского происхождения, бежавшие в 1453 году из захваченного турками Константинополя. Плитка на фасаде — это уже более поздние реконструкции.
На противоположной стороне улицы — два больших здания бывшей таможни. Таможня на берегу стала не нужна, в связи с развитием железнодорожного и автомобильного транспорта. Теперь здесь «Музей транспорта и коммуникаций», а также конгресс-центр. Здания используют и для временных выставок. Когда мы проходили мимо, висели афиши о выставке сокровищ Тутанхамона.
А мы идем дальше по Rua de Miragaia. Здесь есть все: и ресторанчики, и небольшие отели. Подняв голову, увидела на горке какой-то дворец, с надстройками на крыше, имитирующими башенки с зубцами. Потом уже нашла, что это «Дворец русалок», построенный в XVIII веке для семьи Портокарреро. Название он получил из-за фигур русалок-кариатид, украшающих вход. К зданию вела крутая лесенка. По ней можно подняться ко дворцу и коротким путем выйти к парку, о котором я еще расскажу.
По-немногу мы перешли в следующий район города — Масарелуш. Еще два заметных здания на набережной. Яркое здание с гербом на фасаде — Фискальная охрана. Как я поняла, это был такой специальный орган в Португалии, созданный в 1885 году, — пограничная и таможенная инспекция. Может он есть и сейчас, но это уже не так интересно.
В следующем здании XVIII века, где когда-то был винный склад, находился «Музей портвейна», в котором рассказывается об истории производства этого напитка и его роли в развитии города Порту. Есть ли он там сейчас, не знаю. Как я поняла, в этом году музей или перевели поближе к центру, как собирались, или просто закрыли на реконструкцию.
Мы идем, и все время рядом она — Дору, одна из крупнейших рек Пиренейского полуострова. В Испании её называют Дуэро. Люблю города, где есть реки, особенно, если еще есть и мосты. В этом плане Порту идеален!
Весна, тепло, людей мало, всё вполне идиллично! И даже белье на веревке в тон цветущим деревьям.
Улица становится все уже, а по ней еще и трамваи бегают.
Еще одна церковь, которая привлекает внимание фреской из плитки на фасаде. Название сложное, переводчик выдал: Церковь братства душ Святого Тела Масарелуша (Igreja da Confraria das Almas do Corpo Santo de Massarelos). Церковь построена в последней четверти XVIII века, это приходская церковь района Масарелуш. Пришлось немного поискать информацию об этом братстве.
Братство было создано в конце XIV века моряками, которые пострадали от шторма при возвращении из Англии. Оно занималось помощью и защитой моряков и торговцев, выполняло банковские и коммерческие функции, имело свой суд. Одним из членов этого братства был Генрих Мореплаватель.
На фасаде со стороны реки изображен крест Ордена Христа, а на картине — Генрих Мореплаватель. Мы за этой церковь свернули от набережной в город и рассмотрели церковь со стороны главного фасада. На фасаде установлена фигура Сан-Тельмо, покровителя моряков и лодочников.
Дальше путь идет под горой по улице Восстановления (Rua da Restauração). Вдоль горы устроена подпорная стенка и навес. Стена под ним украшена рисунками.
Мы шли не бесцельно, целью был Сад Хрустального дворца. Хрустальный дворец был построен на холме в 1861 году для Международной промышленной выставки по образцу лондонского дворца. Его снесли в 1951 году для строительства на его месте спортивного павильона к Чемпионату мира по хоккею.
Это здание полусферической формы высотой 30 метров носит имя знаменитой португальской спортсменки, наиболее успешно выступавшей в марафонском беге — Павильон Розы Моты.
Сад Хрустального дворца был спроектирован в 1860-х годах немецким ландшафтным дизайнером Эмилем Дэвидом.
Здесь растут араукарии, гинко и буки, цветут камелии и рододендроны. Парк замечательный! Хочется сидеть под деревом на лавочке у какого-нибудь цветущего куста и ни о чем не думать.
Фонтанов в парке несколько. Например, вот этот, с двумя конными скульптурами.
А вот этот фонтан не мешало бы подлатать, пока это еще возможно.
Есть несколько скульптур, символизирующих времена года.
Гуляют по дорожкам павлины.
Стоит эстрада в стиле модерн.
Встречаются и произведения современных авторов.
Из парка открывается отличный вид на реку Дору и мост Аррабида, один из шести мостов города Порту, открытый в 1963 году.
В парке есть небольшая часовня короля Карлоса Альберто. Её построила принцесса Августа де Монтлер, в память о своём брате, короле Сардинии. В часовне сейчас находится лютеранский приход Святой троицы.
В парке еще много интересного: розарий, сад лекарственных растений, сад ароматических растений, но мы туда не ходили, поскольку апрель еще не сезон для этих уголков парка. А вот на эти семь пальм я обратила внимание еще на подходе к парку.
Не пройдешь мимо небольшого пруда с островом, соединенным с берегом мостиком, и скульптурой девушки с олененком на берегу.
Великолепные виды на реку Дору открываются практически из любой точки по контуру парка.
Нагулявшись, вышли на улицу, носящую имя последнего короля Португалии Мануэла II (R. de Dom Manuel II) и по ней направились к центру города.
Напротив главного входа в парк стоит обратить внимание на два здания из списка национальных памятников Порту. Слева — дворец маркизов Терена, конца XVIII века. Башню этого дворца я заметила, к сожалению, только потом на фотографиях. Справа — часовня также XVIII века с еще одним трудноперевариваемым названием — Часовня Господа Иисуса Благой Вести (Capela do Senhor da Boa Nova).
Башня дворца Терена хорошо видна над зданиями улицы короля Мануэла II. Между прочим XIV век, национальный памятник. А улица очень симпатичная. Домики самые разные, попадается даже модерн.
В этом здании XVII века когда-то были казармы пехотного полка. В прошлом столетии помещения поделили между университетом и больницей Святого Антония. Как я поняла, сейчас часть занимает Комплекс медицинских наук университета Порту.
А мы шли, разглядывали плитку на зданиях,
Прошли мимо торгового центра «Хрустальный парк».
Напротив — бывший дворец Карранкаш. С 1942 года во дворце размещается Национальный музей Суариш-душ-Рейша. Этот музей основан в 1833 году, в нем хранится коллекция национального изобразительного искусства XIX–XX веков: живопись, скульптура, мебель, керамические и металлические изделия. Музей назван в честь португальского скульптора Антониу Суариша душ Рейша, чьи работы представлены в музее.
Вот это — задний фасад Дворца юстиции. За ним уже много интресного, но рекомендую обратить внимание (конечно, при наличии времени) на небольшой садик с задней стороны дворца внизу на терассах. Это «Сад добродетелей» (Jardim das Virtudes) с фонтанами, скульптурами и, опять же, прекрасными видами. Здесь, например, установлены «Четыре всадника Апокалипсиса» португальского скульптора Густаво Бастоса.
Так мы и дошли до исторического центра, но об этом в следующий раз. На этом пока закончим прогулку. Надеюсь, что вам не было скучно.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия