Продолжаем прогулку по центру Гейдара Алиева.
Продолжаем прогулку по центру Гейдара Алиева.
Дом правительства Азербайджана.
Верхняя мечеть Гевхар-Аги в разрушенной теперь Шуше. Её я видел полгода назад в Карабахе. Вот мой фотоальбом «Шуша. Второе дыхание»: https://acvazul-v2010.tourister.ru/photoalbum/36011
Здание Исмаилия.
Национальная гимнастическая арена.
Мемориал Ходжалинского геноцида.
Международный центр мугама.
Водный павильон.
Зелёный театр.
Верховный суд.
Мечеть Биби-Эйбат.
Мечеть Тезепир.
Синагога ашкеназских евреев.
Кафедральный собор Святых Жён-мироносиц.
Бакинский вокзал.
Здание мэрии в Баку.
Гостиница «Jumeirah Bilgah Beach»
Азербайджанская филармония.
Стена старого города.
Вообще, я насчитал здесь 45 макетов и рассказать обо всех в одной заметке невозможно.
Поэтому прогуляемся с Вами дальше.
Выставка «Шедевры Азербайджана». Посетили её последней и она оставила самые приятные впечатления среди всех выставок центра Алиева.
При входе в зал нас встречает интерактивная карта страны.
Представленные экспонаты рассказывают о истории этой страны.
Медные изделия ремесленников средневекового Азербайджана.
Раритеты прошлого дают представление о культурном наследии.
«Пляшущие человечки», найденные в Гобустане.
В Гобустане мы побывали потом.
Раритетам, найденным там, будет посвящена отдельная заметка.
Банкноты разного времени.
Здесь также представлены монеты не одного века.
Вычурно-удивительные столовые приборы.
А чего стоят вазы?
Полюбуйтесь только.
Дамский «ювелирный отдел».
Холодное оружие изготовления азербайджанских оружейников.
А также оружие огнестрельное.
Отдел, посвященный национальной одежде страны.
Давайте вместе полюбуемся народной одеждой различных областей Азербайджана.
«Верхняя национальная одежда мужчины состояла из „уст кейнейи“ (рубахи) или чепкена, архалыга, габы, чухи (плечевой одежды).»
У мужчин Азербайджана папаха это не просто головной убор, а символ мужества, чести и достоинства, потерять который считалось позором.
Её не снимали даже во время еды. Только во время омовения перед намазом могли снять.
Папаха жителя Гянджи.
По папахам судили о социальном статусе мужчины.
Из Википедии:
«Верхняя одежда женщин состояла из рубахи с расширяющимися от локтя рукавами, широких шаровар до щиколотки и расклешенной юбки такой же длины.
Одевали женщины также облегающую спину и грудь короткую кофту с длинными рукавами („архалыг“, „кюляджа“), имела широкий вырез спереди. В талии она плотно стягивалась, а ниже расходилась сборками.
Женщины Карабаха носили прилегающий к талии „чепкен“ („чафкен“) с длинными ложными рукавами.
Бытовали широкие юбки, а также узкие и широкие штаны. Короткие, до колена, юбки носили в Нахичевани. В Шуше, в Шемахе, а также в других районах юбки были длинные.
Длинные кюляджи носили богатые женщины Нахичевани и Гянджи.
Головной убор состоял из накожников в виде мешка или шапочек разной формы. Поверх них надевали несколько платков. В „чутгу“ — специальный накосный мешок женщины прятали свои волосы. Голова покрывалась невысокой цилиндрической шапочкой. Чаще она была из бархата. Поверх неё и повязывали чалму и несколько платков кялагаи».
Прогуляемся дальше.
Музыкальные инструменты Азербайджана поражают.
Щипковый инструмент «канун» существует с глубокой древности. Подобные встречались на Ближнем Востоке, Балканах. Похоже слегка на наши гусли.
Интересно, что к серидине прошлого века этот инструмент в Азербайджане был забыт, в то время как в Армении им активно пользовались.
А это «уд». Был распространён на востоке повсеместно.
Предшественник средневековой европейской лютни, завезённой арабами во время завоевания Испании. А также это предшественник гитары, завезённой в Испанию тогда же.
«Тар». Слегка напоминает формой гитару.
Название происходит от персидского «нить, струна». Легче назвать страны Востока где он не используется. Применяется на праздниках в качестве ведущего инструмента.
«Кеманча́». Название идёт от древнеперсидского.
Инструмент распространён не только в Азербайджане, но и Армении, Греции, Грузии, Дагестане, а также в странах Среднего и Ближнего Востока.
Кеманча — обязательный инструмент в ансамблях профессиональной традиционной музыки Востока.
Ашуги — странствующие музыканты в странах Закавказья. Как менестрели или трубадуры в Западной Европе. А любимый инструмент ашугов — «саз».
Название инструмента пришло также из персидского языка. Распространён на Востоке повсеместно и даже у татар и башкир.
Поэт 12 века Низами Гянджеви неоднократно упоминает этот инструмент в своих поэмах:
«Мир — это саз, коль жить с ним хочешь в лад,
Настрой его на свой, особый лад.
Коль ты противоречишь всем вокруг,
То издает твой саз фальшивый звук.»
Духовые инструменты.
В середине с раструбом Вы видите «зурну». Этот музыкальный инструмент встречался даже в Китае. Играют на нём зурначи, ударение на последний слог. Зурначи как правило трое.
Этот музыкальный инструмент звучит на народных праздниках и он не пастуший.
С краёв от зурны пастушья свирель — «тутек».
А также габойный «балабан», близкий к армянскому и грузинскому «дудуку».
Ударные.
Нагара́.
Название происходит от арабского «поколачивать, постукивать». Также распространён в Индии и Ближнем Востоке.
Ударные инструменты имеют в Азербайджане очень давнюю историю. Достаточно вспомнить хотя бы танец «Ялла», но не будем торопить события, об этом в последующих заметках.
От обычных барабанов нагара отличается тем, что на ней играют руками, а не палочками.
«Гоша нагара». В переводе с азербайджанского — «пара барабанов».
Спаренные барабанчики с палочками. Редкая азербайджанская свадьба обходится без него.
Бубен. «Гавал» и «дэф».
Деревянный обруч обтягивают бычьим пузырём, по краям погремушки.
В зале посвящённом музыкальным инструментам есть одна забавная игра.
Встаешь в определённый круг из света, предназначенный определённому инструменту. Тут же звучит музыка, издаваемая игрой на нём. Потом прыгаешь в другой круг, третий.
В итоге мы с женой как сумасшедшие стали бегать по этим кругам-инструментам. Оркестр (какофония) получился славный.
Тут же несколько ковров из разных областей страны.
Прямо как в музее ковра, отчет о котором Вы уже читали:
Есть здесь и древние произведения ковроткачества.
В 2014 году этот культурный центр был признан лучшим в мире.
Резюмирую посещение этого центра. Вывод я для себя сделал следующий.
Почему я в названии упомянул понтЫ (удаление на последний слог)?
Да потому, что пока Ильхам Алиев понтуется и пытается удивить мир такими центрами, беженцы из Карабаха существуют в Баку нечеловеческих условиях два с половиной десятка лет varlamov.ru/1985189.html
При этом несчастные в своих бедах винят не своё чёрствое правительство, а «врагов армян». Может боятся власти ругать?
Социальных обязательств у власти перед своим народом здесь даже меньше чем в России.
И при этом власти Азербайджана пытаются доказать что у них европейский путь развития!
Да ещё и при таком уровне коррупции, клановости, диктатуре власти.
Ссылку вышеприведённую нашёл в комментариях Максима Старостина из Нарвы. Ну Вы его знаете.
Меня удивляет другое.
Простые люди в стране живут скромно, даже по российским (московским) меркам. Но тем не менее такие помпезные центры сооружаются. Да разве только один этот центр?
Весь современный Баку — китч, понты, пир во время чумы.
К последующим заметкам о этой стране я прикреплю фото на которых видно, как ловко «заштукатурили» тут власти вид на трущобы. Вместо их сноса и расселения людей тут перед играми просто залакировали и закрыли действительность красивыми аутентичными стенами.
Хотя, зал «Шедевры Азербайджана», посвящённый национальной одежде, музыкальным инструментам, коврам и историческим раритетам мне в этом центре понравился.
А политику…не берите в голову.
Продолжение следует…