В Баку есть своя Малая Венеция.
На проспекте Нефтяников возле Приморского бульвара.
В Баку есть своя Малая Венеция.
На проспекте Нефтяников возле Приморского бульвара.
Пешком от станции метро Ичери-Шехер и старого города сюда совсем рядом.
История возникновения этого места весьма необычна.
В 50-х годах 20 века тогдашний глава города Баку Алиша Ламберанский побывал в Венеции. Такое во времена оттепели уже стало возможно.
А также, о ужас!, стало возможным в 1960 году создать что — то подобное буржуазной Венеции в социалистическом Баку.
Причём уже без риска быть арестованным и обвиненным в преклонении перед загнивающим Западом.
Вот Алиша и создал свою мечту, свою Венецию.
И не на Адриатике, а на Каспийском море!
До распада Союза это было первое и единственное подобное место, напоминающее Венецию, на территории первого в мире государства рабочих и крестьян.
Общая протяженность каналов «Малой Венеции» 1 350 м, глубина — 1,3 м. Площадь территории городка составляет 9 740 квадратных метров.
Трудящиеся бакинцы с удовольствием гуляли по живописным мостикам.
Катались на лодочках по каналам с изумрудной водой.
Давайте и мы прогуляемся по «Венеции».
С распадом Советского Союза Венеция медленно, но верно приходила в упадок.
До тех пор пока в 2011 году президент Азербайджана Ильхам Алиев, прогуливаясь по территории стройки нового музея ковра, не обратил внимание на загнивающую «Венецию».Срочно начались работы по реконструкции каналов «Венеции».
В итоге были привезены лодки-гондолы, расширены каналы. Были построены новые мостики и открыты рестораны на берегу каналов. В 2012 году произошло торжественное второе открытие Малой Венеции в Баку.
А теперь по мостику пройдём к не менее знаменитому и интересному месту бульвара — музею ковра.
Здание музея, конечно же, выполнено в виде ковра.
История его возникновения берёт своё начало также в славном социалистическом прошлом, в 1967 году.
Первых посетителей этот музей принял в 1972 г.
Тогда музей размещался в старом городе в здании Джума Мечети.
И вот в 2008 году началось строительство нового футуристического здания музея на Приморском бульваре.
Сегодня коллекция музея азербайджанского ковра содержит около 14 тысяч ковров, вышивки, одежды, чеканных изделий из меди, ювелирных украшений, работ из стекла и т. д.
Музей является научным центром по изучению и развитию азербайджанского ковра.
Музей участвовал в организации ряда крупных международных выставок по азербайджанскому ковру.
Для осмотра экспозиции мы заплатили за аудиогид.
В этом музее хранятся ковры из разных регионов Азербайджана: Ширвана, Табриза, Шеки, Гянджы, Карабаха и др.
Ниже фото ковра, выполненного в форме карты Азербайджанской ССР.
На нём показано в каком регионе республики какие ковры изготавливались.
Первый этаж музея посвящён истории возникновения ковроткачества и демонстрации различной технологии этого древнего искусства.
Вообще, в музее три этажа.
В разных провинциях Азербайджана свои традиции изготовления ковров.
Тяжёл монотонный труд женщин создающих это чудо.
Родиной ковроткачества считается соседняя Персия.
Первый ковер дошедший до нашего времени был соткан 2000 лет назад в Сибири.
Ткацкий станок представлен тут же.
Самый большой ковёр представленный в музее.
Тебризский ковёр «Агаджлы», XIX век. Тебриз — это уже почти Персия (Иран).
Это родина ковроткачества.
В «тебризских коврах» явно ощущается отход от исламских традиций декоративно-абстрактной иконографии в сторону реалистичной сюжетной основы.
Создавались эти ковры для дворца шаха.
Комната, отделанная коврами.
Старый Баку изображённый на ковре.
Сцены охоты особенно впечатляют.
Средневековая история страны, выполненная на ковре.
Военная тематика так же интересна.
Посмотрите на это чудо.
«Можно ль песню из горла украсть? Никогда! Ты дыханье мое, ты — мой хлеб и вода! Предо мной распахнулись твои города…Весь я твой. Навсегда в сыновья тебе дан! Азербайджан, Азербайджан!»
Самед Вургун. «АЗЕРБАЙДЖАН»
Второй этаж музея не менее интересен.
Здесь мне понравился соц. реализм в ковроткачестве.
Вперёд заре на встречу!
Верной дорогой идём, товарищи.
Под красным знаменем.
Стройки коммунизма, добыча чёрного золота на Каспии.
Девичья башня в огне.
Особенно меня поразили сюжеты на ковре 60-х годов.
Посвящённые покорителям космоса.
На выходе из музея задержались у ковров с нанесённой на них краской.
Миниатюрный макет нефтяной вышки.
Кстати, я здесь увидел ковры очень похожие на тот что висел у родителей в комнате.
Я узнал эти элементы орнамента по периферии ковра.
Этакие загогулинки, напоминающие букву «Г».
Символ пламени, огнепоклонников.
Теперь я понимаю, что ковер у родителей был азербайджанский, а не из республик Средней Азии.
Также по центру некоторых ковров были изображены своеобразные ромбы.
На нашем был такой же.
Я спросил стоящего неподалёку экскурсовода что значит этот ромб. Тот объяснил что это символ солнца.
Получается вот такой в моём детстве был солнечно-огненный ковёр.
Понимаешь это только сейчас, побывав на родине ковроткачества.
Нечаянное возвращение в детство…
Мы уже забыли что лет 30–40 назад ковры на стенах в наших домах были признаком достатка, гордости, роскоши. Мода меняется, но мода на настоящие произведения искусства никогда не проходит….