Покупка билетов случилась совершенно спонтанно и на эмоциях в начале декабря 2017 по акции от Тюркиш Эйрлайнс. Всё что я знал на тот момент: 1) Япония-очень дорогая страна; 2) Ещё дороже, чем ты думаешь. В ускоренном режиме принялся изучать интернет и действительно, первая информация которая попадалась на глаза сводилась к дорогим отелям, к покупке универсального проездного для туриста и прочим вещам, так что к НГ я был в состоянии мягкого шока и понимал что авиа-билеты лишь первая беда в бесконечной череде. Но благодаря удачному стечению обстоятельств, в планировании поездки судьба меня свела с некоторыми интересными «японистами», которые меня направили в нужном направлении.
ПЕРЕЛЁТ
Летел с пересадкой (около 10 часов) через Ататюрк и действительно, Тюркиш Эйрлайнс предлагают пассажиру экскурсию по городу или ваучеры на питание. На мой взгляд это очень шикарно, ещё до Токио словить майское Солнце и просто погулять по городу и его достопримечательностям. После чего приятно уставшим сесть в самолёт и сладко поспать до самого прибытия в Ниппон.
КАПСУЛЬНЫЙ ОТЕЛЬ
Перед поездкой стоял выбор, какой отель выбрать: привычный для нас или капсульный. Сомнений было много и не в пользу второго варианта, почему то казалось что такой вариант для бездомных и студентов, однако решился попробовать…чисто любопытства ради. На самом деле на фотках капсульный отель нового типа. Классический старый вариант=залезаешь в норку как червячок. Здесь же в принципе довольно просторно.
Итак:
1. Отель многоэтажный. Есть этажи для мужчин и для женщин. Смешанных нет. С электронной карточкой своей к женщинам не попадёшь (пытался, но нет).
2. Выдают пижаму, тапочки (одноразовые), полотенца и меняют каждый божий день. Под кроватью есть камера хранения, которая замыкается на ключ. Внутри капсулы: сейф, телек, полочки, вешалка и всё для подзарядки всяких дивайсов.
3. Душевая общая…много кабинок в ряд, как и туалетов. Подмыв и подогрев зачётный. Переживал малость, мол как это так…струёй то в самый центр вселенной. Однако кайф…прям тянет заглянуть просто так и посидеть голой попой на интересной игрушке.
4. Из косметики всё есть в отеле. Огромная полочка с корзиночками в которых: бритвы, пена, расчёска, мочалка и т. д. и т. п. По идее из дома ничего брать и не нужно, кроме уличной одежды и обуви.
5. Есть лаунж бар. Где народ собирается вечером и устроившись удобно на диванчиках, общаются и знакомятся.
6. Довольно низкая цена. Около 25 евро/сутки.
7. Есть один минус. Слышимость. Слышишь и храп соседей и как они дёргаются за стенкой от кошмаров, как они шуршат пакета своими, как чешут репу и жо.т.е мягкое место.
В течении всей своей поездки, я останавливался ещё в парочке похожих отелей, однако первый вариант (на фото) вне всяческих похвал, именно благодаря улучшенной своей модификации и относительному простору в самой капсуле. Некоторые капсульные отели предлагают безлимитный онсен и юката на выбор, в других очень вкусный завтрак на выбор, однако ключевым фактором всё-таки лично для меня — своё личное пространство.
ТУРИСТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ
Своё знакомство с Токио и Японией я начал с посещения туристического центра. План был классический: заскочить, всем сказать Коничива, захватить карту города и «попадая в эти сети, пропасть навсегда»:) Однако меня удивила и концепция таких центров, довольно таки цепкий и деловой подход работников, а главное широкое меню различных возможностей к отдыху. К примеру: в туристических центрах, как рассказала сотрудница, сейчас начинают отрабатывать объёмную программу к предстоящей Олимпиаде и потому тестируются различные воркшопы для туристов и выявляются самые ходовые, чтобы потом уже смело баловать гостей всякими интересными занятиями. Жевать сопли не стал и в первый же день зарегистрировался на воркшоп ускоренного традиционного японского танца и честно говоря не пожалел. Со мной было несколько таких же отчаянных туристов, нас одели, замотали «бинтами», ногу поднять на ступеньку было практически нереально, не говоря про всё остальное. Честно говоря не знаю, как они в древние времена ходили в туалет…для меня это осталось загадкой. Одним словом, курс длился 1 час, после чего нам потчевали бесплатным концертом профессиональных исполнителей и разошлись счастливыми:) Таких курсов много, потому советую узнавать.
Меня много чем удивил туристический центр, но в первую очередь — всезнанием положения всех вещей в Японии. К примеру, ты задаёшь вопрос: где купить мороженое со вкусом Васаби? Человек идёт к стойке с распринтованым материалом, достаёт уже готовую брошюрку и довольно таки быстро показывает тебе схематически, где это можно купить и так далее и до бесконечности. Я взял за правило, начинать каждое своё утро с посещением такого центра и задавал конкретные вопросы по программе на день: Планирую сегодня посетить Камакура на поезде, подскажите лучший вариант пожалуйста! И лучший как ни странно, с точки зрения самих японцев не всегда был связан напрямую с высокой ценой.
SUICA, PASMO, но лучше ПРОЕЗДНОЙ
Оказывается в Токио существует проездной ТОЛЬКО для туриста, распространяется на токийское метро которое включает в себя 13 линий с помощью которых по идее можно спокойно добраться до самых топовых районов. Действует трое суток. Оформляется в аэропортах Токио или туристических центрах…предоставление паспорта обязательное условие. Стоимость — 1500 Йен. Очень удобная карточка…к примеру за 3 дня, я в спокойном ритме посетил 7 различных районов, совершенно не заморачиваясь на все остальные технические вопросы связанные с пополнением баланса Suica или Pasmo. Кроме того, в продаже есть суточный и проездной на двое суток. Очень удобная карточка, я практически забот и хлопот не ощущал, кроме самого метро, которое я называю «пожирателем времени». Не раз встречал «утомлённых метро туристов», которые жаловались на усталость и бесконечное передвижение под землёй.
JR PASS: быть или не быть.
Перед каждым самостоятельным путешественником в процессе планирования поездки в Японию рано или поздно встаёт вопрос: так покупать или нет проездной (JR pass)? Стоимость этого проездного (двухнедельная опция) равна стоимости авиабилетов в Японию и обратно. На самом деле всё зависит от ваших амбиций, но при минимуме передвижений по заранее запланированной программе можно обойтись и меньшими затратами. К примеру из Токио в Киото билеты на скоростной поезд будут вам стоить около 200 евро. Альтернатива этому есть… Peach airlines. В оба конца билеты стоили 75 евро. Правда здесь есть свои нюансы и самый главный — время. На Синкансене вы практически за 2,5 часа будете на месте (от порога отеля и до порога другого отеля фактически) без излишних телодвижений. В случае с авиабилетами вы потратите час на поезд до аэропорта Токио-Нарита и 1.5 часа на поездку из аэропорта Осака-Кансай до Киото (в Киото аэропорта нет) плюс затраты на ЖД билеты и появится за час до вылета самолёта (чек-ин делается в аэропорту. Стартует за час до вылета и закрывается за 20 минут до). В итоге мы получаем — Воздушным путём в Киото/Осака добраться можно в 2 раза дешевле (чем на поезде), но с огромной потерей времени. Из плюсов авиакомпании Peach: 2 багажа по 5 кг, на жидкости внимание не обращают, в кармашке перед сиденьем есть брошюра в которой длинный список различных скидочных билетов и купонов (оформляются по прибытию в кассе авиакомпании в аэропорту) и многие офферы действительно позволяют существенно сэкономить (к примеру билет из аэропорта Осака-Кансай в Киото за 1100 йен и существенная экономия времени).
Как вторая альтернатива дорогим билетам Синкансен, ночные автобусные линии. Стоимость примерно как и на авиабилеты, комфорт капельку повыше, чем в обычных автобусах. Омнибусы трогаются поздним вечером и ранним утром на месте. На автобус билеты покупать (через интернет) советую сразу, как только они появляются в продаже…а это за 3 месяца до. Автобус мне не подошёл, я привык ночью спать на горизонтальной поверхности + в 5 утра следующего дня очень сложно начинать жизнь с чистого листа и с улыбкой секасной на лице.
НЕСЕКРЕТНАЯ СЛУЖБА "ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА"
Читал отзывы про Японию, в которых путешественники писали про отсутствие инноваций на улицах городов а это: отсутствие роботов рассекающих на машинах будущего, парящие в воздухе неизвестные летательные аппараты которые фонтанируют конфетами и прочее. Для меня Япония оказалась сильна в плане социальной инновации. Первое что бросилось в глаза, это обилие профессий главная цель которых, управлять и направлять массы людей то есть регулировщики, информаторы, баннера-держатели, трамбовщики людей в переполненных общественных транспортных средствах и многие другие.
Система управления толпами работает очень слаженно нужно заметить, к примеру на одном из участков Токийского метро возникла техническая неисправность и буквально за несколько минут на каждой прилегающей к неисправному участку станции из под земли нарисовались люди с уже распечатанными листиками на разных языках, которые вежливо объясняли каждому, как добраться из точки А в точку Б уже по новой траектории.
ШТИРЛИЦУ Хотелось Курить. ШТИРЛИЦ СТРЕЛЯЛ ПО ОЧЕРЕДИ. Очередь БЫСТРО РЕДЕЛА.
Как другой пример социальной инновации, это подход к организации различные народных гуляний. Множество людей в форме и в белых перчатках, которые делает невозможное возможным. На фото очередь в Аквариум Осака. Сотни людей, километровая очередь...когда я занимал своё место в самом хвосте, в голове крутилась лишь одна мысль "вот и погулял по городу, теперь я весь день проведу в очереди за билетом". К моему удивлению, билеты были куплены уже через 20 минут. Чтобы избежать "борьбы за лучшее селфи" возле интересного памятника/макета и прочего, приставлен человек в "погонах" с необходимым инвентарем, который блюдет и управляет процессом. В случае необходимости он совершенно невозмутимо сам тебя сфотографирует твоей же фотокамерой.
В некоторых развлекательных местах на выходе работает служба, которая всё продумала за тебя и фотограф, совершенно бесплатно фотографирует каждого (снова по очереди) и перед тем как сказать "Прощайте" вручают на память посетителю мини-фото тебя с пингвинами/роботами и т.д.
ДЕДУШКИ В ДЕЛЕ
Значительную часть вспомогающей армии образуют как это ни странно, японцы пожилого и порой очень пожилого возраста. Многие работают волонтёрами. К примеру в туристических центрах существуют списки волонтёров-гидов, а это бывшие учителя или преподаватели, искусствоведы или лингвисты, которые уже на пенсии, но которые горят желанием внести весомый вклад в правильное дело. Как правило такие гиды собирают группу в определённых местах города, возле значительных культурных объектов и на английским или другом языках проводят экскурсию с глубоким погружением в историю:)
Дедушек можно заметить буквально везде, они и в костюмированных массовках впереди планеты всей, они утрамбовывают людей в автобусе, они на перекрёстке регулируют движение и следят за нетерпеливыми пешеходами. Кроме всего прочего они успешно торгуют, заправляют своим ресторанчиком, знакомят прохожих с религией и просто ведут очень активный образ жизни.
ЖАПАН, КАК ОШИБКА В СИСТЕМЕ
Прилетев в Японию, в первый же вечер я увидел на каком то рекламном баннере приветствие на русском языке "Добро пожаловать в Жапан" и чисто автоматически подумалось..."Понятно, они тоже люди. Чую абсурдо-перевода я ещё начитаюсь". Забегая вперёд могу сказать, что это как раз было единственным сбоем в системе. Япония-страна, в которой продумано всё с макро-точностью. Твоё дело лишь, читать инструкции и следовать указателям. В любом месте всегд а вы найдёте карту на которой точно и корректно изображены все достопримечательности, туалеты и курильни. Заблудится по моему нереально, даже в Токио поздним вечером.
Люди буквально нос в кровь разбивают от желания помочь. Первые несколько дней я искренне не понимал, почему у японцев трясутся руки от волнения, когда я подходил к ним и спрашивал на английском дорогу или чтот другое. Позже я немного разобрался в их поведении и если замечал лёгкую дрожь собеседника напротив, то говорил: "Easy easy i´m just asking. If you have no idea its ok":) Продолжение следует…
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автобусные туры