Турист Сергей Кузнецов (Sergey_Kuznetsov)
Сергей Кузнецов — был 11 июля 7:59
Я попал в топ-1%! А вы? http://www.listchallenges.com/top-250-famous-attractions-in-the-world

Минеральные Воды — Россия Июль 1987

Введение

В прошлом году (2017-ом) мне посчастливилось побывать в Швейцарских Альпах. Вспомнилось, что последний раз я был в высоких горах ровно тридцать лет назад летом 1987 года.

Я пишу эти воспоминания в своей рубрике «Много лет спустя…».

Отпуск в Приэльбрусье 1987 года ложится в подрубрику «Тридцать лет спустя…»

В те годы удавалось съездить куда-то далеко не каждым летом. Для нашей семьи это было обусловлено, в основном, наличием меленьких детей. Подмосковная дача была единственной альтернативой для летнего отдыха. Поэтому после отдыха в Сочи в 1985-ом мы с супругой Ириной пропустили 1986-ой и никуда не поехали…

И вот, наступило лето 1987-го. У меня в силу специфики профессии отпуск всегда летом, у супруги по графику — июль. Старшему сыну Павлу в тот год исполнилось восемь лет, младшему Андрею — шесть лет. Я впервые задумался о возможности поехать куда-то с детьми…

Куда? На этот вопрос я должен был ответить после посещения Московского совета по туризму и экскурсиям на Петроверигском переулке. Это было культовое в те годы место! Именно там я приобретал путевки на Северный Кавказ в 1976 и 1982-ом годах («Через перевал Думала» и «Через перевал Твибер»).

Мои заметки о путешествии в Кабардино-Балкарию в 1976:

Нальчик, Белая Речка и Приэльбрусье

Чегемские водопады, Булунгу и Башиль

Перевал Думала, Безенги и Голубые Озера

Мои заметки о путешествии в Кабардино-Балкарию через перевал Твибер в 1982 году:

Часть 1: Из Нальчика на турбазу «Чегем»

Часть 2: На турбазе «Чегем»

Часть 3: На перевал!

Часть 4: Местия, Зугдиди, Новый Афон, Сухуми

На Петроверигском можно было приобрести и не такие экстремальные путевки в более подходящие для семейного отдыха с детьми места, например, на Волгу или на озеро Селигер. Но меня вновь тянуло в горы!

Поэтому я с особым интересом стал разглядывать вывешенный на стенде список путевок по направлению Северного Кавказа. И, о счастье! Обнаружил семейную путевку на троих человек в Азау (Кабардино-Балкария) на две недели с 17 июля! Это как раз то, что мне было нужно! Я вернулся домой, посоветовался с супругой, она согласилась. Мы решили взять с собой старшего сына Павла, а младшего Андрея оставить на даче бабушке. Я снова поехал на Петроверигский и купил вожделенную путевку, к счастью, она еще была в наличии… Повезло!

Следующую тоже непростую в те годы проблему с покупкой авиабилетов в Минеральные Воды тоже удалось решить успешно.

День первый. Пятница 17 июля. Москва-Минеральные Воды-Азау

Мы прилетели в аэропорт Минеральные воды и дождались автобус до Терскола. Надо было преодолеть расстояние около двухсот километров по Баксанскому ущелью. Автобус и в те времена ходил очень редко — несколько рейсов в день. Но стыковка самолета и автобуса у нас прошла успешно, билеты были в наличии. Около трех часов дня мы выехали в направлении Терскола. Дорога по Баксанскому ущелью мне была известна. Я уже ездил в Приэльбрусье в 1976-ом году из турбазы под Нальчиком. Но тогда это был экскурсионный автобус, а сейчас — рейсовый. Конечно, большая часть пассажиров были туристы с горной амуницией, которые ехали с целью походить по горам. Таких как мы, с чемоданом, а не с рюкзаком, больше не было. Автобус делал остановки в кабардинских и балкарских селах, в него подсаживались местные жители.

Карта 1 Мин-воды — Азау

По пути в Баксанское ущелье

Автобус ехал не быстро и прибывал в Терскол через пять часов около восьми вечера, затемно. Для нас еще оставалась неопределенность с конечным участком пути, ведь от Терскола до Азау вглубь ущелья еще четыре километра. Мы были готовы к тому, чтобы еще час с чемоданом пройти до Азау пешком. Дело осложнялось еще и тем, что пошел сильный дождь. Когда мы прибыли в Терскол, я пошел к водителю с целью договориться проехать по ущелью до Азау, естественно за дополнительную плату. Каково же было мое радостное удивление, когда водитель заявил, что, о чудо, он и так едет дальше до Азау, хотя этого у него не было в маршруте, он просто собирался там заночевать.

И вот остались позади последние огоньки, горевшие в нескольких домиках Терскола, мы едем в кромешной темноте по горной дороге под дождем уже шестой час… Ирина и Павел устали. Что из себя представляет турбаза мы не знаем, и вообще, ждут ли нас там поздним вечером? Нас обуяла тревога…

И тут происходит еще одно чудо! Мы выезжаем из темноты на освещенную поляну Азау и видим из окон автобуса сияющую огнями пятиэтажную гостиницу! По балюстраде гуляют по курортному одетые люди (!), в холле — уют, и звучит музыка. Дежурный администратор вручает мне ключи от номера, мы поднимаемся наверх и поселяемся в отдельном (!) номере с удобствами (!)

Я поставил эти восклицательные знаки, может быть, непонятные нынешним отдыхающим, побывавшим в различных странах в многочисленных отелях, для которых стандарт проживания определяется количеством гостиничных звезд. А тогда в советские времена ни стандартов, ни, тем более гостиничных звезд, еще не было. И собственных традиций проживания в отелях у нас еще почти не было!

Поэтому гостиница «Интурист» в Азау произвела на нас ошеломительное впечатление! О том, что это «Интурист» мы узнали позднее, и стало понятно, почему там было все так, с нашей точки зрения, шикарно. Построили гостиницу для иностранных туристов, которые всегда хотели посмотреть на Эльбрус. А наличие в ней мест для простых советских граждан в то лето оказалось для нас простым везением. Нас даже покормили поздним ужином, и мы совсем почувствовали себя интуристами…

Гостиница Азау. Слева — отроги Эльбруса, вдали — отроги Чегета

День второй. Суббота 18 июля. Долина Азау.

На следующее утро мы обнаружили, что дождя нет, погода теплая и солнечная. Поляна Азау находится у самого подножья Эльбруса на высоте 2300 метров. В переводе с балкарского «Азау» значит «сюда не ходи». Гостиница находится на последнем 104-ом километре дороги, проходящей по Баксанскому ущелью. Вокруг гостиницы — прекрасный хвойный лес. Автомобильная дорога, по которой мы приехали вечером из Терскола, ведет еще немного вверх к станции Эльбрусской канатной дороги. Вершины горы с поляны Азау не видно, но ее близость ощущается физически. Как ощущается и высокогорье, с одной стороны, чистым горным воздухом, с другой стороны, его недостатком при малейшей физической нагрузке. И я, и Ирина знали об этом на своем опыте горных походов, поэтому мы понимали, что на такой высоте требуется хотя бы минимальная акклиматизация перед большими походами. Поэтому мы решили в первый день ограничиться прогулкой по окрестностям в сторону реки Азау, протекающей в сотне метров от гостиницы.

Еще с вечера дежурный администратор нас предупредила, что на следующее утро мы должны влиться в организованную группу туристов и встретиться со своим инструктором. В десять утра была назначена эта встреча, мы подошли вовремя и увидели и инструктора, и наших одногруппников.

Инструктор — мужчина в годах, представился по имени отчеству, но в памяти осталось только отчество. Для себя мы его прозвали Маркович. Он провел инструктаж и объявил первый день свободным от мероприятий в ожидании сбора всей группы. Нас это вполне устроило, и мы отправились на первую прогулку своим семейным коллективом.

Путь в долину Азау начинается с поляны Азау. Мы свернули в к реке в сосновый лес, и пошли по тропе мимо нижней станции Эльбрусской канатной дороги. Эта станция находится на гребне поросшей лесом морены, оставленной отступившим ледником Большой Азау. Когда лес закончился, мы увидели вход в ущелье Азау, с обеих сторон стиснутой отвесными скалами. Поразило их цветовое разнообразие, возникшее в результате отчетливо видимой границей между вулканическими породами Эльбруса и более светлыми породами Главного Кавказского хребта.

Мы подошли к реке, полюбовались бурлящим водным потоком.

Ущелье и река Азау

Юный турист Павел — 8 лет. На заднем плане — подтаявший сход зимней лавины.

Приэльбрусье. Часть 1. Введение. Долина Азау

Три стихии: снег, вода и камень

Остатки зимнего снега в июле

Нагулявшись, мы вернулись обратно в гостиницу. Для первого раза впечатлений более чем достаточно!

День третий. Воскресенье 19 июля. Водопад Азау.

На этот день у нас по программе группового тура значился короткий поход к водопаду в долине Азау. Вся группа собралась в назначенное время и под руководством Марковича направилась к водопаду по той же тропинке, по которой мы за день до этого гуляли к реке самостоятельно.

Справа над тропой видны граненые скальные колонны из темного диабаза с белыми вкраплениями, напоминающие трубы органа. С ледника Малый Азау падает водяной поток. Оказалось, что мы вчера не дошли до него совсем немного.

Водопад в ущелье Азау

Мы подошли к ледяному языку ледопада, которым ледник Большой Азау спускается на плато Хотютау.

В нашей группе был еще один мальчик одного с Павлом возраста. Они стали приятелями.

Павел с приятелем

Мы захватили с собой театральный бинокль, который имеет приближение в три раза. Конечно, для гор это игрушка. Но Павел иногда им пользовался.

Павел с биноклем и мамой

Маркович рассказал нам, что в 1979 году и прошлой зимой (1987 г.) в ущелье наблюдались сходы мощных лавин. Некоторые из них были очень разрушительными. Здесь, в долине Азау мы увидели результат схода одной из лавин, уничтожившей большой участок леса.

Конечно, привлекли внимание пасущиеся в долине овцы. Павел сказал, что это гуляют чьи-то будущие свитера и кофты.

Приэльбрусье. Часть 1. Введение. Долина Азау

Овцы на фоне остатков сошедшей зимой лавины

Мы вернулись в гостиницу, где и провели остаток дня в комфорте.