Понятно, что страна многогранна, моих 14 дней пребывания там не хватит, чтобы описать её полностью, но попробую рассказать про то, где я был.
Для меня Чили разделилось на две части — Патагония и «попробовать местного Чили».
Понятно, что страна многогранна, моих 14 дней пребывания там не хватит, чтобы описать её полностью, но попробую рассказать про то, где я был.
Для меня Чили разделилось на две части — Патагония и «попробовать местного Чили».
Патагония.
Часть 1. Про самолёты.
— Как вообще попасть в тот район? Только из Сантьяго, столицы Чили. Из России прямых рейсов нет, можно лететь до Сантьяго через Мадрид, Иберией или через Рим — Алиталией. Так как поездка вообще смогла организоваться только благодаря большой скидке от итальянского перевозчика, то мы полетели именно им. Билет Рим-Сантьяго-Рим = 33 000 рублей. Лететь около 15 часов, но рейс довольно удобный — заходишь, взлетаешь, ужинаешь, вечерний туалет и можно спать. Правда, когда проснешься, то оказывается, что лететь еще часов 5–6 (зависит от ваших возможностей дрыхнуть в самолёте).
— Как добраться до Рима вы, я думаю, решите самостоятельно, способов — миллион -)
— Из Сантьяго летает лоукостер Скай и основной чилийский перевозчик — Латам, что-то вроде нашего Аэрофлота. Точка, откуда стартует путешествие в Патагоню называется Пунта-Аренас, это город и основной аэропорт южной части Чили. Туда я летел лоукостером, обратно в Сантьяго меня отвез Латам. У последнего рейс удобнее — в 10 утра ты уже в столице и можно планировать день, а Скай разрывает день пополам. Ни в городе вылета погулять, ни в городе прилёта.
Суммарная стоимость билетов туда-обратно составила порядка 160 долларов, насколько я помню. Лететь 3,5 часа. Примерно как из Москвы в Новосибирск.
Часть 2. Про дорогу до Парка.
— До Патагонии можно доехать и на авто из Сантьяго, если у вас есть в запасе терпения на 3–4 дня дороги. В одну сторону, ага.
— Ехать по Панамериканскому шоссе, через Аргентину. По пути можно захватить красивые виды Аргентинской части Патагонии — там и Фицрой (гора), и ледник Перито Морено.
Но мы прилетели, предварительно забронировав автомобиль в городе Пунта-Аренас, в Европкаре, на агрегаторе Экономибукинг. Тут нам повезло по всем фронтам: мы попали на какую-то акцию, при которой автомобиль класса Субару Форестер давали за 1100 рублей в день. Туда добавилась страховка, безлимитный пробег и в целом, на 6 дней мы взяли автомобиль за 13 000 рублей. Для сравнения, такой же автомобиль без акции стоит 7000 руб в день. Нам достался Ниссан Икстрейл 2017, кажется, года, почти новый.
Конечно это всё бронировалось и оплачивалось заранее.
Но косяк всё же вышел. Я то ли плохо спросил, то ли не понял, то ли просто провафлил — надо было заказывать разрешение на выезд автомобиля за территорию Чили. На месте быстро это сделать нельзя, минимум два-три дня. Поэтому у нас сорвалась поездка в Аргентину к тому самому леднику и мы остались на три дня дольше в парке — изучать его красоты, но вроде бы никто сильно не пожалел, есть повод организоваться с поездкой в Аргентину отдельно.
Итак, вы сели за руль в городе Пунта-Аренас. До Национального парка Торрес дель пайне вам пердухать примерно 350 километров. Дороги хорошие, пустые.
Но сначала вам нужно заехать в город Пуэрто-Наталес, это по пути. Расскажу зачем.
Часть 3. Про снаряжение.
Пуэрто-Наталес. Я не уверен, что вы захотите везти из Москвы палатки/спальники/горелку с баллонами(!) и прочий инвентарь. Да и из любого другого города это не очень удобно делать, учитывая расстояние и количество телодвижений на пересадках до пункта прибытия. Поэтому местные открыли бизнес — аренда палаток и снаряжения. И хостелы. Вот, практически, и весь город.
Есть еще пара супермаркетов, которые работают не только на местных жителей, но и на туристов которые закупают с собой продукты для готовки и кафе/рестораны, для тех, кто уже «спустился с гор» и хочет нормальной еды.
Нам попался совершенно чудесный парень в рентале — он сам фотограф и много снимает этот самый национальный парк. И у него идеальный сервис:
− вот вам удобный маршрут, я всё подскажу
− вот вам видео как собирать палатку, я записывал вместе со своей девушкой
− вот если вы не успеете вовремя вернуть до открытия, оставьте в любом хостеле и пришлите на почту где оставили, я сам всё заберу
− мы всё сами постираем, почистим
− вот вам карта города, я отметил супермаркеты, хорошие хостелы и места где можно забронировать кемпинг
Крутой.
Я прилетел с рюкзаком под фотоаппарат и коптер и небольшой сумкой для носков/трусов/штанов/пары футболок и трекинговых ботинок. Всё остальное, вплоть до КЛМН-шки можно взять у него. http://rentalnatales.com/ — RentalNatales
В прибрежной зоне Чили полностью запрещена продажа пластиковых пакетов. Знаете как это решилось в плане замещения? Никак :)
Ни тебе бумажных конвертов, ни биоразлогающихся пакетов. Рядом с супермаркетами стоят мутные типы и продают обычные сумки. В самом супермаркете купить из серии «сумка для продуктов» нельзя -))
Часть 3. Про сам Парк.
Что вам нужно знать если вы едете к Торресам:
− вас не пустят в Нац.парк, если у вас нет брони кемпинга или отеля, потому что:
− останавливаться просто так, где понравится, нельзя, потому что:
− тут пумы и вас могут сожрать, а тут эррозия почвы от туристов, а вот тут крысы — они сожрут всю вашу еду. Хотя, крысы тут везде, даже в кемпингах, поэтому еду надо либо подвешивать на дерево, либо закрывать в машине. Это не шутка и не «да лаааадно, чо там». Любой съедобный продукт будет найден и обгрызан. Над шуткам «а я тоже сладенький, что со мной будет?» тут уже не смеются.
− летать на дроне нельзя, потому что сильный ветер и дрон может куда-нибудь унести и он будет валяться в траве, а нафига это надо — это национальный парк
− летать на дроне нельзя, потому что вот летают орлы и кондоры — они подумают что это птичка и начнут на него охотиться, а эта птичка отрубит своими винтами кондору лапки. А нафига это надо — это национальный парк
− разводить огонь нельзя, в том числе и горелки, в том числе и зажигалки, потому что тут сильный ветер и ваш огонь разнесёт по траве за считанные секунды, посмотрите вон сколько деревьев пожженных стоят. А нафига это надо — вы всё и так уже знаете
− место под палатку стоит 10 долларов на человека за ночь. В стоимость входит место под палатку/общественный душ/туалет и столик недалеко, где вы можете приготовить еду или просто посидеть отдохнуть
− место в хостеле стоит от 100 долларов за обычную кровать в общем номере. Это охренеть как дорого. Номер в отеле стоит от 160 долларов за ночь. Тут уже у вас отдельная комната, лобби с видом на горы и озеро и ресторан с вином, пивом и бургерами. Так что готовьтесь либо жить в спартанских условиях, либо тратить деньги. Есть отели и за 360 долларов и за 600, но вот туда я уже не стал соваться. Часть ночей спал в машине, одну ночь в палатке и одну в самом дешевом отеле — всё попробовал
− обязательно следите за уровнем бензина, так как расход по дорогам в парке выше, чем вы привыкли обычно, а заправок нет. Ближайшая километрах в семидесяти, вроде бы. Мы заправлялись в Пуэрто-Наталесе и вернулись туда с почти пустым баком
− Бензин 80р/литр, механика или малолитражка хорошо вам сэкономит, но на малолитражке вам будет тяжеловато, это как на табуретке с колесиками ездить по Красной площади, удовольствия примерно одинаковые.
− Переводить цены из чилийских песо в российские рубли очень просто, 1000 местных = 100 наших. Не знаю в каком году вы читаете этот пост, может смеетесь или плачете, но в марте/апреле 2018 так
− есть несколько пеших маршрутов из каждой точки, навигация для трекинга продумана очень удобно, можно обойти Торресы, можно походить вдоль них, везде в пределах 4–5 часов ходьбы есть кемпинг. Правда, есть шанс попасть на то, что все места даже под палатки заняты и вам придётся либо идти дальше до следующего кемпинга, либо возвращаться на предыдущую точку ночевки, поэтому будьте предусмотрительнее
− маршруты не очень сложные по нагрузке, тем более если их делать радиальными (возвращаться в точку ночевки откуда вышел, а соответственно, идти налегке), но сложные по погодным условиям — можете попасть в снег и дождь, а потом обгореть на солнце. Ветер тут величина постоянная, он просто всегда. Иногда стихает утром, но ненадолго
− фотографам тут сложно, честно. Чтобы снять рассвет, надо выйти прям сильно рано. По темноте нельзя, так как ноги переломаете, а времени от утренних сумерек до восхода мало — надо искать доступные точки ближе или обладать недюжей выносливостью, чтобы забраться в гору не за два часа, а минут за 40. А, и не факт, что вы поймаете нужный свет, может быть всё облачно. А если не пойдете, то солнце обязательно выглянет на 3 минуты, чтобы показать какой кадр вы упустили, но увидите вы это совсем не с той точки, с какой планировали. А с более доступных мест Торресы отсняты уже стопятсот раз. Фотографы — привередливый народ
− просто туристам проще — им вполне достаточно заснять факт присутсвтия у Торресов, чтобы была память
− Сам парк сконцентрирован вокруг одной горной гряды — Пайне Гранде, в эту гряду входят горы Торресы. На фотках видно кто где.
− Еще есть несколько озёр, самое большое, красивое и доступное — Пеое. Дальше идёт озеро Лаго, оно известняковое, питается от ледника. Ледник не такой огромный как аргентинский Перито Морено, но тоже достоин внимания, к нему можно либо пройти пешком (часа 4 в одну сторону), либо скататься на кораблике от отеля Лаго Грей. Стоимость покатушек 7500 российских рублей на человека (да, они охренели). Как идти пешком можно почитать у Насти и Ромы, с которыми я путешествовал по Парку https://vk.com/
− есть еще варианты фотоохоты на Пуму, но деталей я вам не смогу рассказать, местные с приехавшими туристами говорили хоть и недалеко от меня, но разобрать было сложно — понял по контексту и по тому количеству фотооборудования, которое было у дяди-туриста
− еще есть пара водопадов, один СальтеГранде, его найти проще — к нему указатели ведут. Не бог весть какой водопад, конечно, но раз вы тут — заедьте. Второй похож на большой порог скорее, чем на водопад, но именуется тут именно так. Находится рядом с отелем Explora Patagonia Hotel Salto Chico
− в общем-то делать в парке больше нечего, вы приезжаете как в музей под открытым небом — посмотреть на красоту. Да, она впечатляет, но проникнуться ей нельзя, кругом цивилизация и шаг в сторону сделать невозможно. Наверно это и хорошо, иначе миллионы туристов разграбили бы парк, особенно, если учесть чилийскую неряшливость (про неё отдельно). Да и все остальные люди не особенно-то берегут природу, а здесь всё остаётся в более-менее первозданном виде
− хотя нет. Здесь вы еще можете познакомиться с самыми разными людьми, так как концентрация разношерстных туристов фантастическая. Семейная пара с ребенком из Лондона (русские), которые, кажется путешествуют уже не один десяток лет, несколько ирландцев и одна австралийка с ними, которым мы расписывали красоты России и узнавали друг у друга какие стереотипы есть относительно наших наций. В Пунта-Аренас мы познакомились с фантастически крутым американцем, который путешествует тоже уже очень давно и бюджетно — находит деньги на билет, а потом работает где-то в том месте куда прилетел. Он рассказывал как строил школу в Африке и дом в Непале. С ним была девушка из Португалии, которая проехала всю Южную Америку на велосипеде. Офигенный срез личностей.
− Теперь точно всё.
p. s.
Всё снято на Fuji XT2 с оптикой 56 мм 1.2, редко — с 23 мм 1.4, панорамы по 12–21 кадров в сборке.