Начало нашего путешествия по северу Перу здесь.
Не инками едиными славится Перу. И в этот раз мы имели удовольствие cамолично в этом убедиться. Потому что на севере страны вокруг Трухильо и Чиклайо разбросаны целые россыпи самых невероятных археологических раскопок древнейших цивилизаций, обитавших на территории Перу в доинкский период. За этим в первую очередь сюда все и едут по большому счёту. Речь пойдёт о древних культурах Чиму и Моче. Вот этим интереснейшим процессом знакомства с ними мы и занялись на второй наш день в Трухильо.
В центре города практически на каждом углу туристам предлагают археологические туры по окрестностям. Соблазнившись одним предложением за смешные сорок солей (в переводе на американскую валюту чуть больше десяти долларов), мы целый день ездили по раскопкам и музеям вокруг Трухильо в попытке приоткрыть для себя археологический пласт древнейших цивилизаций Перу.
Если проехаться вдоль устья реки Моче в долине Чимор, то как-раз там и можно увидеть коллекцию археологических объектов цивилизаций Чиму и Моче. Все они очень разные и безусловно достойны внимания. Итак, вперёд, по дороге Моче в поисках археологических древностей!
Но сначала позволю себе маленький ликбез на предмет этих культур, чтобы сразу всё встало на свои места и было понятно.
Культура Моче или Мочика это одна из древнейших доколумбовых культур на территории Южной Америки, получившая распространение на побережье Перу в районе Трухильо с первого по восьмой века н. э.
Жили они в глиняных постройках, занимались земледелием, рыболовством, ремёслами. А вот письменности не знали, поэтому сегодня так сложно воссоздавать по крупицам облик той эпохи. Но роспись стен и керамика здорово помогают реставраторам в этом процессе. Интересно, что Моче поклонялись в первую очередь Луне, а не Солнцу, как многие другие древние культуры, практиковали жертвоприношения и разные религиозные кровавые ритуалы. Кровожадные были ребята, одним словом. Ну, а стремительный закат этой цивилизации связан с пагубным влиянием Эль-Ниньо, когда в результате ливней и наводнений были разрушены глиняные постройки Моче.
Самое интересное, что сохранилось от цивилизации Моче это Храмы Луны и Солнца, Huaca del Sol y Huaca de la Luna. Вот туда то мы сейчас и отправимся, чтобы наглядно проследить всю иерархическую структуру этого общества. Сделать это вполне реально, потому что стены храма покрыты росписью, отражающей многогранную культуру Моче.
Посетить можно только Храм Луны, в Храме Солнца и по сей день ведутся раскопки. Ну что ж, значит, будем довольствоваться одним Храмом Луны.
Расположен он у подножия Белой Горы, Cerro Blanco, и если не знать, что это храм, то его запросто можно принять издалека за очередной холм в пустыне.
Неказисто и примитивно. Но это обманчивое впечатление. Ведь вся красота скрыта в его недрах.
Внутри можно увидеть всю многослойность его структуры, по сути это несколько храмов в одном, построенных друг на друге. Вот такой многослойный пирог, оставшийся от культуры Моче.
Прогуляемся по этому культовому, религиозному, церемониальному центру культуры Мочика.
Самое эффектное в нём это конечно же настенные росписи. Письменности у них не было, зато Моче оставили после себя удивительные настенные рисунки и керамику, которые отлично сохранились до наших дней и которыми мы теперь можем любоваться.
И до сих пор здесь полным ходом ведутся реставрационные работы, что-то откапывают, очищают от грязи, восстанавливают. Масштаб реставрационных работ поражает!
Внутри храма можно увидеть и церемониальный алтарь, где практиковались жертвоприношения, и космологические ворота, и много чего ещё.
Здесь же стройными рядами выстроились воины и жрецы Моче, их неведомые божества, пауки, ящеры, змеи.
Все эти фигуры как-то связаны с культом воды, плодородия и жертвоприношениями.
Лунный храм, такой неказистый снаружи, внутри произвёл неизгладимое впечатление своими росписями и настенными фресками.
Рассматривая фрески можно выделить пять основных цветов, белый, красный, синий и коричневый. Это всё натуральные минеральные краски, наверное, поэтому они так здорово сохранились, не утратив спустя тысячелетия свою цветовую насыщенность.
Билет в Храм Луны стоит 10 солей. То есть, входные билеты в археологические объекты не входили в стоимость тура. Но всё равно получилось очень дёшево, за целый день покатушек с гидом на удобном минивэне мы заплатили в общей сложности, включая входные билеты что-то порядка 20 долларов. Ну просто фантастика!
Храм Солнца посмотрели только снаружи, холм и холм, никогда бы не сказала, что это храм. Может, они таким образом маскировались от врагов, а что, вполне возможно.
А вот такие типично пустынные ландшафты можно увидеть вокруг храмов.
Ну что ж, настало время познакомиться с культурой Чиму, преемницей Моче. Это уже более свежая доколумбова цивилизация, датирующаяся примерно с 1250 по 1470 годы. Чиму пришли на смену Мочика и были завоеваны инками, которые особо их не притесняли, а просто сделали своими вассалами. Окончательно же разрушили эту цивилизацию испанские конкистадоры. Что ж, такие повороты истории уже никого не удивляют, привычное дело.
Парадокс в том, что культуры эти были развитыми для своего времени весьма относительно. На этом континенте они были, безусловно, первыми, но в мировом масштабе, когда в Европе намного раньше уже существовали такие высокоразвитые цивилизации как Древняя Греция и Римская империя, на их фоне они явно проигрывали, да что там проигрывали, не шли ни в какое сравнение, даже рядом не стояли. Что же удивляться, что испанцам не составило никакого труда прибрать их к рукам и полностью разрушить! Это так, просто мысли вслух, лирическое отступление на тему доколумбовых цивилизаций.
Итак, продолжу. Чиму также как и Моче поклонялись Луне, а не Солнцу. Вот этот момент очень интересный. Почему всё-таки Луне, а не привычному Солнцу? Чиму поклонялись своему главному Божеству Луны SHI и считали его более могущественным, чем Солнце, потому что могли видеть его и днем и ночью. Вообще, какая-то странная логика, но тем не менее.
Они также были искусными ремесленниками и также практиковали жертвоприношения. В общем, они были достойными преемниками своих предков!
В эпоху своего расцвета Чиму расширило свои границы до Эквадора на севере и до Лимы на юге.
Чимор, так называлось их могущественное государство, столицей которого был город Чан-Чан, куда мы сейчас и отправимся.
Когда-то здесь жило до 60 тысяч человек, а сам город являлся крупнейшим на южноамериканском континенте. Впечатляющие цифры.
Войдя на территорию комплекса мы увидели самый настоящий город из необожженного кирпича адобе (по сути та же глина), но город колоссальных размеров с весьма оригинальной планировкой. Считается, что это самый большой в мире город из глины.
Чан-Чан представляет собой ансамбль из нескольких обособленных городков.
По сути это дворцовые комплексы, принадлежавшие одному правителю, со временем обраставшие мавзолеями. Среди сооружений можно распознать кладбища, рынки, мастерские и казармы.
Поражают остатки хорошо спланированных улиц, которые пересекаются под прямым углом, резервуары, оазисы.
Сегодня Чан Чан отлично отреставрирован и выглядит очень презентабельно.
Узоры и рисунки очень украшают его стены из необожженного кирпича.
Мы прошлись по длинным глиняным коридорам, заглянули в церемониальные залы, осмотрели площади и платформы. Единственный минус, визуальному восприятию мешают подпорки и крыши, они там повсюду, но видимо по-другому сохранить эти древности не получается. Поэтому закроем на это глаза.
В общем, высокий статус объекта ЮНЕСКО получен Чан-Чаном вполне по заслугам. Уникальное место из серии археологических раскопок. Чан-Чан это то, что мне хотелось увидеть больше всего на севере Перу, и могу сказать, что древний город вполне оправдал мои ожидания.
Очень сильно! Поражает и своим масштабом, и необычным дизайном, и оригинальной концепцией!
Надо сказать, что к комплексу Ча-Чан относятся еще три места, это храмы Уака ла Эсмеральда (Huaca la Esmeralda), Уака Арко Ирис (Huaca Arco Iris) и Музей Чан-Чан. Все четыре объекта — комплекс Чан-Чан, музей и два храма — можно посетить по единому билету, который стоит 10 солей. Дёшево и сердито!
Из всего этого, за исключением самого Чан-Чана естественно, он вне конкуренции, самое большое впечатление на меня произвела Уака Арко Ирис или Храм Радуги или Дракона.
Этот церемониальный комплекс отлично сохранился и невероятно красиво декорирован рельефными орнаментами морской тематики, ну просто загляденье!
Его стены выполнены из глины и украшены рельефными фресками с изображениями людей и радуги. Предположительная дата постройки — 1100–1450 годы н. э. Сооружение представляет собой платформу, защищенную высокими стенами.
На стенах сохранились рельефные изображения змей и ящериц, драконов, людей, а цифры изображены в виде радуги. Поэтому это место и называют храмом радуги или дракона. Чисто визуально очень впечатляет.
А ещё здесь можно увидеть перуанских голых собачек Виринго.
Собачки эти очень древние, ведут свой род с доинкских времён и считаются целебными. Говорят, лечат от многих болезней. Я дотронулась до одной из них и сразу отдёрнула руку, ощущения не из приятных. Да и чисто визуально зрелище не очень эстетичное. Но кинологи считают их уникальной породой. Её ещё называют Орхидеей инков. По-моему, такое название им совершенно не подходит.
Уака Эсмеральда особого впечатления не произвела. На фоне других объектов она явно проигрывает во всех отношениях.
А вот в Музее, Museo de Sitio Chan-Chan неожиданно оказалось интересно.
Там можно увидеть обнаруженные во время раскопок керамические изделия,
весьма искусные, между прочим,
эффектные инсталляции культуры Чиму
и гигантский макет столицы Чан-Чан. Достойный музей и главное, совсем не скучный.
Вот так мы проехались по Дороге Моче и познакомились с двумя уникальными доколумбовыми цивилизациями Перу — Моче и Чиму. Открытий в тот день было сделано немало, но и вопросов без ответа тоже осталось немеряно. Почему во всей Южной Америке только Перу была колыбелью развитых цивилизаций, почему они не имели письменности, почему так быстро исчезли. Вопросы, остающиеся без ответа…
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм