Северная часть области Венето, о которой я начал рассказывать в отчёте о посещении Беллуно, состоящая из провинции Беллуно, северной части провинций Виченца и Тревизо, интереснейший район Италии в окружении Доломитовых Альп. Здесь уникальное сочетанием искусства, истории и культуры с красивым ландшафтом. Путешествуя на машине по узким провинциальным дорогам, открываешь для себя сказочной красоты пейзажи из крошечных деревушек, городков, обрамлённых горными массивами и безмолвными лесами.
Здесь один из тех районов Италии, где, находясь среди великолепной природы, есть возможность почувствовать красоту прошлого и традиции Италии, посетить многочисленные виллы и замки, аббатства и монастыри, археологические раскопки, музеи, города, насквозь пропитанные тысячелетней историей.
Здесь, в районе, где крайне редко встретишь массового туриста, поражает тишина и спокойствие, всё реже встречающиеся в наше время. Гуляя по историческим центрам, полностью окунаешься в историю, местные городки пока ещё соразмерны отдельно взятому, не глобальному, человеку, не подвержены бешеному ритму современности.
Здесь сохранился уклад жизни, типичный для прежней Италии, можно без помех изучать погруженные в эпоху средневековья или Ренессанса дома и палаццо, старинные рыночные площади, которые в свою очередь стоят на месте форумов древних римлян, соборные площади с неизменными правительственными дворцами, и кафедральными соборами, каждый из которых отдельно взятый шедевр.
О каких-то городах, например о Беллуно, читаешь заранее, примерно представляешь место посещения, а какие-то, как Фельтре, оказываются полной неожиданностью, (почти) случайно попавшие на пути.
Как и недалёкий Беллуно, Фельтре находится на холме-плато, только на холме пониже. Как и в Беллуно, под старым городом в Фельтре проходит туннель, связывающий две противоположные улицы, огибающие холм. Только туннель здесь не для машин, как в Беллуно, а только для пешеходов. Позволяет «пересечь» старый город за три минуты, вместо того, чтобы подниматься на холм и полчаса блуждать по его узким и кривым улочкам.
Молодцы городские власти — они превратили туннель из скучного подземного перехода с кафельными стенами в своеобразное отделение городского музея, разместив на стенах информацию исторического и культурного характера. Всё необходимое для понимания истории и городских мероприятий было на этих стенах.
Старые ворота в крепостных стенах для входа в город расположены с трёх сторон холма, а паркинг с четвёртой, поэтому «музейный» подземный переход был единственной дорогой. Выйдя из него, уже можно было понять, в каком направлении идти и что смотреть.
Узнали мы, что во времена Римской империи на месте Фельтре было поселение на знаменитой дороге «Клавдия Августа Альтина». В Римской империи была вполне современная система дорог, которые имели собственные названия, категории, карты и систему обеспечения. Эта дорога шла от Вероны через Альпы на территорию современной Баварии.
Узнали мы, что на протяжении раннего средневековья Фельтре находился в подчинении семейства Висконти из Милана до 1404 года. Когда умер Джан Галеаццо Висконти, последний из правящей фамилии, «осиротевшие» жители Фельтре попросили покровительства и защиты у Венецианской республики. Патриций Бартоломео Нани, первый управляющий от имени Венеции, прибыл в город 15 июня 1404 года, именно в этот день проводится в Фельтре ежегодный знаменитый в этой округе праздник — Палио ди Фельтре.
Узнали мы, что Карло Гольдони, венецианский драматург и либреттист XVIII века, известный нам по пьесам «Слуга двух господ» и «Венецианский гондольер», начал свой путь в искусстве именно в Фельтре. Юрист по образованию, он в 1729 году приехал в Фельтре, получив должность в местном суде. Здесь он и увлёкся театром, выступил как актёр в поставленном им же любительском спектакле по либретто Пьетро Метастазио «Покинутая Дидона», написал две собственные пьесы, правда большого успеха не имевшие, но ведь это было только начало.
Узнали мы, что именно в этом городе закатилась в 1943 году звезда Бенито Муссолини. К этому времени дуче глубого разочаровал своего германского коллегу. Ведь он оказался неспособным организовать сопротивление даже кукольным войскам англо-американцев, разыгравшим дешёвый водевиль под названием «высадка в Сицилии». Дино Гранди, ближайший соратник дуче, потребовал срочного созыва высшего фашистского совета, но Муссолини вместо этого стал добиваться личной встречи с Гитлером.
В прошлом оказались те времена, когда Муссолини, надутый от важности, принимал Гитлера во дворце Пизани в Стра. Фотографии на стенде показывали истинное отношение немцев к дуче в 1943 году, на одной из них на аэродроме в Фельтре фельдмаршал Кейтель что-то злобно вычитает Муссолини, а тот стоит перед ним навытяжку, как провинившийся школьник. Адольф всё же прилетел в Фельтре и выслушал дуче, который просил его о помощи. Но все мысли Гитлера были в этот день под Орлом, где как раз гудело сражение на Курской дуге и Красная Армия решала судьбу всей Второй мировой войны. Выслушав Муссолини, Гитлер только посоветовал ему эвакуироваться в Доломиты и подождать на лучшие времена… по возвращении из Фельтре — вечером 25 июля — Муссолини отправился на аудиенцию к королю Виктору Эммануилу III, где, к своему удивлению, и был арестован
Наше знакомство с городом началось с небольшой прогулки вдоль крепостной стены, которая хорошо сохранилась, до первых южных ворот, через которые можно было подняться на холм.
Ворота Порта Пустерла были построены в 1494 году. Над аркой входа виден каменный символ Блаженного Бернардино: сияющее солнце с монограммой Христа
Пройдя через ворота и поднявшись по лестнице, сразу попадаем на центральную площадь Маджоре, где стоят самые великолепные здания города.
В Верхней части площади расположена церковь Сан-Рокко, построенная в XVI веке. Жители города решили её возвести в знак избавления от эпидемий и неурожая, которые долгие годы изматывали городское население. Под церковью расположены фонтаны, которые были построены в XV веке и одно время обеспечивали город водой.
Направо от церкви, на горе, виден замок Альбойно, который был построен лангобардами в VI веке. Замок, расположенный на самой высокой точке города, когда-то был полностью окружен стеной с четырьмя башнями, до нас дошла всего одна Колокольная башня.
Налево от церкви находится красивый палаццо Гуарниери. Дворец в неоготическом стиле с элегантными орнаментами прекрасно вписывается в общую сцену площади, хотя он и был полностью перестроен в XIX веке местным архитектором Джузеппе Сегузини.
Ещё одно здание девятнадцатого века с бюстом самого Джузеппе Сегузини стоит напротив дворца на месте, где стояла разрушенная церковь Санто Стефано.
На юго-западной стороне площади стоит Палаццо делла Раджоне, здание было построено после присоединения города к Венеции в 1404 году для заседаний городского совета. Но весь юмор в том, что по своему прямому назначению практически не использовалось.
Зал заседаний был настолько большой для такого маленького городка, что не стоило тратиться на его отопление, в зале заседаний проводились только ежегодные карнавалы.
В семнадцатом веке Комната для собраний была преобразована в театр, который сегодня называется театр Сены с партером и тремя ярусами. В этом театре и состоялась премьера Карло Гольдони в качестве актёра.
А заседал городской совет в палаццо Романья-Бовио, принадлежавший братьям Занальдо и Франческо Бовио, которым, впрочем, в XVI веке принадлежали в городе несколько дворцов.
На восточной стороне площади стоит Палаццо Газзи-Далла Порта с красивой поднятой лоджией.
Главная площадь Фельтре находится в середине улицы Меззатерра, её украшением являются дворцы XVI века. Все они были построены после 1510 года
Улица Меззатерра пересекает старый город от ворот до ворот. Западные ворота, Порта Кормеда, были построены в 1489 году. Ещё их называют «императорские ворота», напоминая о том, что именно через них в Фельтре вьезжали при посещении города все императоры от Фридриха II до Карла IV.
Восточные ворота, Порта Ория, самые старые. Вернее, никто не знает, сколько им лет, потому что по сути это ещё античные ворота Порта Ауреа, немного переделанные в 1502 году
В начале XVI века многие здания города были разрушены императором Максимилианом Габсбургом, который взял город в ходе своих итальянских войн. После его ухода активная религиозная и торговая жизнь в Фельтре уже никогда не вернулась. Но зато для себя это чудесное место у подножья Доломит открыли патриции Венеции. Как грибы, стали возникать многочисленные палаццо, и через несколько десятков лет все улицы (а тогда это был городок только внутри крепостных стен) были застроены красивыми домами.
Концентрация дворцов впечатляет. Пусть и сравнительно небольших дворцов, ведь в Фельтре поселились не самые богатые фамилии Венеции, а те, для которых приобрести свой кусок земли у канала напротив площади Святого Марка было не по средствам. Такое впечатление, что здесь жили только патриции и обслуживающий их персонал.
Фасады давно поблекли, только чудом угадываются фрески и украшения. Город никогда не реставрировался. После полного упадка Венецианской республики в конце XVIII века полностью исчезли и многие именитые фамилии. Во многих палаццо живут совсем другие люди, некоторые пустуют и потеряли свой вид окончательно.
Но за этой замшелостью, гуляя по пустым улочкам, удаётся представить богатую и беззаботную жизнь, от которой остались лишь тени. Веселье, карнавалы, хождения в гости туда-сюда. А что ещё делать в этом посёлке из палаццо, элитном посёлке эпохи Возрождения.
На потускневших фасадах трудолюбивыми историками развешены таблички, рябит от имён патрициев, прежних владельцев недвижимости — всех этих Crico — Tauro, Salce — Aldovini — Mezzanotte, Cantoni, Muffoni, de Mezzan, Bizzarini, Zucco-Zasio, Percenda, Bellatti, Banchieri … не стал даже переводить, да и не говорят ничего эти фамилии никому, кроме местных историков, они — только средний слой венецианской аристократии, в учебники истории не вошедший.
Музей под открытым небом — в Фельтре надо просто ходить по улицам и разглядывать фасады бывших дворцов, пока фрески ещё читаются. Сомневаюсь, что город кто-нибудь будет полностью реставрировать.
Хотя, некоторые дворцы снова в идеальном состоянии. Но я не уверен, что в них живут итальянцы, и что реставрация была произведена в духе ушедших времён, хотя смотрится симпатично.
А как было с духовной жизнью у патрициев в закрытом городке? Не густо, наверное карнавалы их привлекали больше, чем мессы. В городе, кроме уже упомянутой церкви на главной площади, есть ещё церковь Сан-Джакомо-Маджоре конца 1400-х годов. Небольшая прямоугольная церковь с одним нефом выходит фасадом на улицу Меззатерра. Над входом сохранилась фреска XV века.
В 1743 году была построена крохотная часовенка святого Яна Непомуцкого.
В Фельтре есть и свой кафедральный собор, который почему-то вынесен за пределы старого города. Собор Святого Петра был построен в 1510 году на месте старой базилики. Архитектура напоминает скорее флорентийские церкви.
Но внутри собор очень богат отделкой, фресками, скульптурами.
Рядом с собором находится баптистерий конца XV века, ранее являвшийся церковью Сан-Лоренцо, к которой в XVII веке приделали большой портик с балюстрадой.
Фельтре чудесное место, если есть желание погрузиться в тишину ушедших веков. Говорят, во время палио здесь шумно и многолюдно… Но в остальное время тишина такая, что звук шин редкого автомобиля по древней брусчатке кажется крайне неестественным…