https://www.tourister.ru/responses/id_22535 — общий рассказ про трехдневное пребывание в Камбодже.
Ради чего туристы со всех уголков мира в последние годы ровными рядами потянулись в Камбоджу? Конечно, ради уникальных и уже очень распиареных кхмерских храмов Ангкора. Мы не были исключением. Очень хотелось увидеть в реальности не похожие ни на что древние полуразрушенные остатки когда-то величайшей империи, которая достигла своего расцвета к XII веку, а потом была разрушена, как и многие другие мировые империи. Когда-то Ангкор был самой большой столицей мира с населением более 1 миллиона человек и площадью около 200 квадратных километров. На этой площади были построены огромные храмы, некоторые из которых представляли модели вселенной с центральным храмом в виде горы Меру и водохранилищами (бараями), символизирующими мировой океан, окружающими такие храмы. Каждый новый правитель строил свой храм со своим центром вселенной так, что храм предыдущего правителя был на окраине нового. Таким образом, город разрастался, а храмы занимали всё большую территорию.
Упадок империи произошел, по мнению ученых, скорее всего, из-за периода засух, которые нарушили идеальную систему земледелия на которой строилось могущество и богатство государства, и разорительных войн, которые она вела. Так ли это — сейчас точно никто не скажет, но к XIV веку империя прекратила свое существование. Город был разорен. Деревянные дома жителей постепенно поглотили джунгли. А грандиозные храмы, построенные из камня, также были сильно разрушены, на многих из них выросли гигантские деревья. Но они всё же сохранились до наших дней и после включения комплекса Ангкора в 1992 году в список мирового наследия ЮНЕСКО началось их восстановление, которое продолжается и сейчас.
Миф о возникновении Камбоджи.
Индийский царь, разгневанный на своего сына Тонга, прогнал его за пределы страны. Долго скитался молодой принц, пока не оказался на острове Кох Тлок, где он встретил очаровательную девушку Сома, дочь царя Нага — змея, обитающего на дне морском. Они полюбили друг друга, и отец Сомы — Нага — признал их женихом и невестой и в знак расположения выпил всю воду залива, среди которого возвышался остров, построил город и дал новому царству имя Камбоджа.
Такова легенда. Но рассказывает она не столько о происхождении страны, сколько о том, на чем основывалось былое могущество. Нага — это река Меконг. Выпитая вода — это осушенные земли после строительства плотин и дамб. На самом деле Меконг не «выпил» воду, а годами наносил ил и отодвигал море.
Сейчас осмотр храмов проходит по двум дорогам, которые называются Большой и Малый круг. Все храмы видно на этой карте. Так будет проще ориентироваться. Дорога Большого и Малого круга на отдельном участке общая. На Большом круге расположены более древние и разрушенные храмы. На Малом — самые известные и сохранившиеся. Как построить свой маршрут? Какие храмы смотреть и в какой последовательности? По-моему, это решение очень индивидуально. Я бы предложила пройти очень простой психологический тест. Как вы обычно едите пиццу? Некоторые начинают есть с краёв, а под конец съедают вкусную серединку. Некоторые поступают с точностью до наоборот. Некоторые едят всё подряд, а некоторые съедают только серединку, а края выкидывают. Суть понятна? Тогда решите, как вам будет «вкусно» смотреть храмы, чтобы не было чувства пресыщения и ощущения, что «они все на одно лицо после третьего храма». Если вы «архитектурный малоежка», то выберите те храмы, которые кажутся ЛИЧНО ВАМ более интересными и посетите только их. Не надо смотреть всё, чтобы потом было «археологическое опъянение». А если вы «архитектурный или исторический гурман», то выделяйте на осмотр храмов не менее 3 дней, они все разные и каждый по-своему неповторим и интересен.
Мы решили, что «переедать» посещением храмов не будем, а выделим время на другие не менее интересные для нас места. Про одно из них — деревню на озере Тонлесап я уже писала https://www.tourister.ru/responses/id_22271 . Про гору Пном Кулен и то, что мы там увидели — напишу позже. Сейчас посмотрим храмы, которые мы успели посмотреть в Ангкоре. Начнем с Большого круга. Нам показалось логичнее начать наше знакомство с Ангкором именно с них. А уже следующий день посвятить изучению храмов Малого круга, про которые напишу в следующем рассказе.
Как я уже писала, по храмам можно передвигаться на тук-туках или на автомобиле. Выбирайте, что вам лучше подходит. Но, если не жалеть денег (40 долларов в день), то намного комфортнее передвигаться на машине, чем на тук-туке, за который вы заплатите 20 долларов в день. В машине будет быстрее, вы не будете глотать красную пыль на дороге, можно будет передохнуть в прохладе от кондиционера.
Для посещения Ангкора необходимо купить билет. Их продают в специальном туристическом центре, который находится в стороне от всех храмов. Поэтому, сначала надо ехать туда. Билеты продаются на 1 день, 3 дня и неделю. Цена 37, 62 и 72 доллара США. В Камбодже (в этом районе везде) можно расплачиваться долларами. Цены тоже указаны в долларах, так что менять на местную валюту не надо.
Около кассы вас фотографируют и выдают билет с вашим фото. Поэтому билеты нельзя никому отдавать и терять, они именные и их надо показывать при входе в каждый храм. В начале дня при въезде в зону храмов контролеры на дороге прокомпостируют билет, если билет на 3 дня, то максимум будет три пробитых дырки на билете.
Начали мы с очень старого храма Пре Руп.
Храм Pre Rup (Пре Руп)
Построен при Раджендвармане II, год постройки — 961 год. Храм посвящён Шиве, индуизм.
Пре Руп в переводе с кхмерского — «Переворачивание тела», храм-гора.
Храм, по видимому, являлся духовным сердцем выстроенной королём столицы. Хотя от самого города ничего не осталось. Такое странное название связано с традицией погребения кхмеров (переворачивание тела по сторонам света, когда форму тела очерчивают пеплом усопшего). Такое имя храм получил благодаря объекту в форме саркофага, встречающего входящих, однако, ничего общего с погребением у объекта нет — это всего лишь пьедестал, на котором некогда стояла статуя Надина, быка Шивы.
Комплекс огорожен двумя разновысокими стенами. Пре Руп возводили на насыпи. Весь ансамбль состовляли следующие строения: сам храм в форме горы из трёх латеритовых террас, на вершине которого разместились пять прасатов, четыре в углах и один в центре, выше других. Символизирующий космическое море ров окружал латеритовую стену размеры которой 118×110 м. В главном святилище в центре находилась линга Раджендрабхадрешвара. Ей поклонялись в юго-восточном прасате, во всех прочих возносили почести Вишвапуру — легендарному предку правителя, тёте Радженравармана II и жене Джаявармана IV — Джаядеви, Харшаварману II её сыну и предшественнику Раджендравармана II на троне. Храм оборудован четырьмя лестницами, декорированными львами.
Лестницы в этом храме оригинальные (в отличие от большинства других храмов, где сделаны лестницы для туристов поверх оригинальных лестниц с очень высокими и крутыми ступенями). Имейте в виду, что ходить по лестницам в Ангкоре придется постоянно.
Вокруг храма, который не очень хорошо сохранился за столько прошедших столетий, осталось несколько декоративных львов. По сторонам храма несколько фигур больших слонов, достаточно хорошо сохранившихся или сильно реставрированных.
Внутри храма — небольшая фигура Будды, около которого можно поставить молельные палочки.
Мы ещё вернемся в этот храм, посмотрим, как он выглядит на закате.
Храм Ta Som (Та Сом)
Следующим по маршруту был храм Та Сом. Он небольшой и не очень хорошо сохранился.
Построен при Джаявармане VII в. конце XII века. Посвящён отцу Джаявармана VII, буддизм.
Небольшой храм, в том же стиле, что и Байон, который Джаяварман VII возвёл в конце XII столетия. Та Сом находится на северо-востоке от Ангкор Тома и на востоке от Неак Пеана. Правитель построил его в честь отца Дхараниндравармана II. Есть версия, что ранее храм носил имя Гаура Шри Гаджаратха, что означает «драгоценный камень милости белого слона».
Это одноуровневое святилище с четырьмя входами, похожее на миниатюру Та Прома, опоясанное латеритовыми стенами (Латерит — богатая железом и алюминием поверхностная формация в жарких и влажных тропических областях, образованная в результате выветривания горных пород.)
В храме сохранилось довольно много резных фигурок весьма тонкой работы.
Ранее храм окружал ров, который находился между двумя окружными стенами. Первая из них разделяла храм и город и имела входы с гопурами на востоке и западе в виде головы Авалокитешвары.
Внутренняя стена, третья, состоит из галерей и включает четыре угловые башни и четыре осевых входа с гопурами. (Гопура — надвратная башня в храмовой ограде индуистских храмов, отличительная черта индийской средневековой архитектуры, особенно характерная для Южной Индии. Служит в качестве входа в храмовый комплекс. Гопура имеет то же функциональное значение, что и гопурам — монументальное сооружение над проходом через ограду храма. Слово «гопура» используется в описании сооружений на территории Юго-Восточной Азии.)
Вокруг храма растет много огромных деревьев с воздушными корнями.
Милые камбоджийские детишки играли среди руин, не обращая ни на кого внимания.
По некоторым источникам восстановить храм невозможно из-за корней деревьев, если их убрать — здания разрушатся, а если не убирать — не получится ничего восстановить.
Храм Neak Pean (Неак Пеан)
Построен при Джаявармане VII в. конеце XII века, буддизм.
Ещё в Москве, изучая рассказы про храмы Ангкора, мое внимание привлекли фотографии озера с мостиком, ведущего к храму Неак Пеан. Мне обязательно хотелось попасть именно в это место. Не знаю почему, но именно здесь я почувствовала дух Камбоджи. Казалось бы, что такого в этом озере-болоте, окружающем небольшой храм? Не могу объяснить, на фото это тоже передать невозможно. Понимаю, что кроме обычного не самого красивого и запоминающегося пейзажа здесь ничего не увидишь. Но, а вдруг?
Джаяварман VII возвёл удивительнейший памятник Ангкора водолечебницу — систему водохранилищ в Неак Пеане. Это сооружение, носившее название Раджьяшри («радость королевства»), высилось в центре водоёма Джаятатаки. Неак Пеан был популярен среди паломников, на стеле в Преа Кане говорится, что в нём были установлены статуи четырнадцати богов и около тысячи линг.
В Неак Пеане было тринадцать басейнов, сейчас пять из них восстановили. Храм, в принятом значении, в конструкции отсутствует, есть лишь прасат, который находится посреди круглого островка.
Солнце было с противоположной стороны, поэтому четко храм (вернее небольшое сооружение посреди озера — прасат) четко снять не получилось.
Латеритовое основание храма выполнено в виде пары свернувшихся нагов, хвосты которых подняты вверх, название, скорее всего, пошло именно от них. Предполагается, что это два короля нагов — Нанду и Упананду. Головы их расположены с восточной стороны, а хвосты на западе. «Неак пеан» переводится как «сплетенные наги».
Сверху на «змеином» основании находится цоколь в форме цветка лотоса, на котором расположен маленький прасат. Ложные двери украшают статуи Авалокитешвары, а фронтоны — сюжеты из жизни Будды. Это святилище бодхисаттвы Авалокитешвары.
Вероятно, при строительстве упор делался на традиционную индуистскую медицину — аюрведу. По аюрведе, соотношение стихий внутри человека влияет на здоровье, их избыток или недостаток приводит к заболеваниям. Окунаясь в воды Неак Пеана, люди выбирали ту стихию, которую считали необходимой для поправки здоровья. Ряд учёных полагает, что Неак Пеан строился как копия Анаватапты — теплого озера в Гималаях, где по преданиям омывались боги и из которого брали начало 4 великие реки Индии. А сам остров с прасатом ассоциировался с кораблём для пересечения «океана Существования».
Покружив немного вокруг внутренних водоемов острова, возвращаемся по живописной дорожке под звуки народных инструментов, но которых играют музыканты, многие из которых стали калеками после долгой кровавой диктатуры Красных Кхмеров.
Несмотря на то, что уже давно война закончилась, но её отголоски дают о себе знать. До сих пор ни одно здание в стране не строят без предварительного обследовония территории строительства саперами. Слишком много опасностей еще хранит в себе такая красивая земля.
Храм Preah Khan (Преа Кхан)
Построен при Джаявармане VII в. конеце XII века (освящён в 1191 году), посвящён отцу Джаявармана VII, буддизм.
Этот интересный храм Большого круга расположен на достаточно большой территории. К его воротам ведет длинная аллея с какими-то фигурами с двух сторон. Вокруг храма расположен ров 700 на 800 м. На востоке он смыкается с бараем Джаятатакой, теперь уже давно пересохшим, но тогда это был водный путь от Преа Кана к Неак Пеану, находящемуся в центре этого барая. Через этот ров проложен мост, ведущий к воротам в храм, который украшен с двух сторон фигурами богов и демонов, которые перетягивают миологического змея Нага, чтобы достать напиток бессмертия (даже боги в мифологии грустили из-за того, что старели и мечтали о бессмертии!). Этот миф «о пахтании океана» очень длинный, чтобы его здесь пересказывать на сайте, но весьма интересный. Кому интересно — можно найти его на просторах интернета. На мосту змей выступает в качестве перил, а ноги богов и демонов — в качестве опор под ними. Мне очень понравилось, как передана динамика движения, сила, приложенная к этому действию. Посмотрите, какой упор ноги, как напряжены руки (хоть фигуры и сильно разрушены, но суть они передают).
К сожалению, почти все фигуры без голов. Они не сохранились.
У демонов я нашла только одну голову, которую сфотографировала.
Около ворот начинает перетягивать этот своеобразный канат бог с четырьмя ликами, обращенным в разные стороны света.
Входы в храм украшены очень красивой резьбой с какими-то картинами из мифологии.
В двенадцатом веке Джаяварман VII выстроил Преа Кан в честь своего отца Дхараниндравармана. Это монашеский комплекс. Первоначально он был буддистским монастырем, где жила, молилась и трудилась 1000 монахов. Недолгое время там жил и король Джаяварман VII когда в его дворце шла реконструкция.
Преа Кан был дорого украшен золотом, серебром, драгоценными камнями, 112300 жемчужинами, у священной коровы были рога из золота. По сути, это был храм, город и буддийский университет. На его территории проживало примерно 100000 человек из них около тысячи были танцорами и около тысячи учителями.
Сейчас в храме можно увидеть интересные барельефы и какие-то каменные изделия, суть которых я не знаю, так как мы были без экскурсовода, а в интернете я информацию не нашла.
Внутри храма много длинных темных коридоров.
Здания в некоторых местах сильно разрушены. На некоторых каменных стенах очень красиво растут гигантские деревья.
На запад от третьей восточной гопуры находится «зал танцовщиц». На стенах изображены апсары, с чем и связано такое современное название этого помещения, в углублениях ранее находились статуи Будды, подвергшиеся разрушению, скорее всего, во время антибуддистской политики при Джеявармане VIII.
Севернее «Зала танцовщиц» находиться двухэтажная постройка с округлыми колоннами. Нигде более в Анкоре таких построек нет, хоть некоторые следы подобных построек остались в Та Проме и Бантей Кдее. Есть предположение, что это хранилище для зерна.
На этом я закончу обзор храмов Большого круга. Там есть еще несколько храмов, но они были для нас не очень интересными. К некоторым мы ходили, а другие проезжали мимо. Не хотелось создавать в голове кашу из каменных развалин. Поэтому после вкусного обеда в ресторане на территории Ангкора мы поехали на озеро Тонлесап, про который я писала ранее https://www.tourister.ru/responses/id_22877 .
Но у нас была ещё одна незапланированная встреча с одним из этих храмов. В третий день нашего пребывания в Камбодже после посещения священной горы Кулен, мы вечером возвращались в Сием Рип. Наш замечательный водитель, с которым мы ездили все три дня, решил нам предоставить своеобразный бонус. Он предложил нам заехать на закате в Храм Пре Руп, чтобы полюбоваться оттуда красотой уходящего дня. Мы с радостью приняли это предложение.
Храм Пре Руп на закате.
Как вы видели, именно с этого храма началось наше знакомство с Камбоджей и с ним же мы и прощались с ней. На закате этот храм выглядел иначе. Закатное солнце любое место окрашивает лишь ему присущими красками. Вот как стали выглядеть вершины храмового комплекса в лучах заката.
А это то, что происходило на его площадках.
Десятки туристов всех национальностей собрались на небольшой площади закатной стороны верхней площадки храма, сидели на его ступенях и стояли внизу. Каждый пытался запомнить эти минуты красоты. Кто-то просто сидел и смотрел на догорающее солнце, но большинство пыталось оставить себе память, используя все имеющиеся у них гаджеты и фототехнику.
Я не стала исключением, поэтому могу поделиться с вами этой вечерней красотой солнца над бескрайними просторами камбоджийских джунглей.
Но я не заканчиваю свои рассказы про Камбоджу. Впереди рассказ про самые известные храмы Малого круга, ради которых все и едут в это место и про священную гору Пном Кулен, которая стала для меня, пожалуй, самым разноплановым и невероятно интересным местом, из тех которые мы посетили. Так что не прощаюсь, а говорю «До свидания!».
В рассказе использованы материалы сайтов:
https://angkor.space/list/list.html#bigLap выдержки с этого сайта использованы при описании храмов в данном рассказе
http://veter-s.ru/article/kambodzha-mify-i-legendy легенда о Камбодже
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм