Турист Светлана Аубекерова (swetlyachok)
Светлана Аубекерова — была вчера 22:17
Просто задекларирую свое желание для Вселенной: Хочу в Мексику!

Фес — Марокко Декабрь 2015

В Фес я приехала на автобусе из Шефшауэна.

При подготовке к поездке я в интернете смотрела расписание автобусов компаний CTM и Supratours. Там можно узнать время рейсов, продолжительность и цену билетов. Но в Марокко существуют и другие автобусные перевозчики. У них могут быть похуже автобусы, но они будут дешевле.

Автостанция оказалась совсем рядом со стенами медины, где у меня был забронирован хостел.

Средневековый лабиринт — Фес.

Я решила пойти пешком, приблизительно представляя в какой стороне может быть моя цель. Авантюрная идея, конечно)). Медина Феса это самая огромная медина Марокко, состоящая то ли из более 6000 улочек, то ли 9000 (по разным сведениям). Но то, что это самый запутанный лабиринт в мире, это точно. Причем этим домам реально не одна сотня лет. Как это построили в средних веках, так все и стоит до сих пор.

Я, как уже писала, тогда путешествовала без смартфона с закачанными в него картами, как сейчас. Да они и не помогли бы, говорят, там и Гугл не помощник)). Только местные спасут вас в этом скоплении домов, людей, мечетей. Я сначала шла «по азимуту», иногда сворачивала, заходила в тупик, снова возвращалась назад и так далее. Потом меня не спас парень Аймат, предложивший свою помощь. Он вывел меня за 10 минут к моему хостелу. И предложил завтра показать мне город.

В хостеле Dar Rabha сначала усадили на диван и угостили стаканчиком мятного чая, чтобы я перевела дух после шумной улицы в этом оазисе покоя. Отель дешевый, вполне приличный, светлый, чистый, с классной террасой и бесплатным завтраком.

Средневековый лабиринт — Фес.

На улице уже стемнело и я пошла поужинать. Администратор, узнав куда я иду, отвел меня в хорошее кафе с видом на Голубые ворота — красивейшие ворота Феса. Плюс хостела в том, что он находится рядом с ними и можно хоть как-то сориентироваться и найти от них дорогу домой.

Поэтому настоятельно рекомендую арендовать жилье либо за пределами медины, либо находящееся рядом с какими-нибудь воротами. Я, обычно запоминающая дорогу с одного раза, постоянно путалась в этих поворатах направо-налево-третий переулок направо-от этого магазинчика с платьями налево и т. д. Вся схема летела к чертям, стоило закрыться магазинчику. Ну либо можно постоянно пользоваться услугами местных.

В общем, сижу я на террасе кафе, внизу те самые Голубые ворота,

Средневековый лабиринт — Фес.

ем салат, потом самый вкусный тажин в моей жизни (м-м-м, до сих пор помню это нежнейшее, сочное, мягкое мясо курицы в лимонах и оливках!), потом фруктовый салат (все это стоило 80 дх — 550 руб.), внизу горят огоньки Феса, на уме «Я в городе Жади, Лукаса и его клона))», за спиной болтают итальянцы — и так мне хорошо было на душе, что только из-за такого ощущения я бы вернулась в Фес еще раз.

Средневековый лабиринт — Фес.

На следующее утро поднялась на террасу взглянуть на голубое небо и пестрые ковры.

Средневековый лабиринт — Фес.

Позавтракав (хороший завтрак, сытный), вышла на улицу, где меня уже ждал вчерашний знакомый Аймат. Он повел меня запутанными улочками в разные интересные места: ремесленные мастерские, пекарни, школы, мечети.

Средневековый лабиринт — Фес.

Вот и место, откуда уже можно увидеть и оценить размер медины:

Средневековый лабиринт — Фес.

Но полностью ее разглядеть можно с вершины холма, где есть остатки какой-то стены:

Средневековый лабиринт — Фес.

Там мы посидели, позагорали под горячим солнышком, он показал мне фото на телефоне с другими туристами.

Средневековый лабиринт — Фес.

Он нелицензированный гид, который выучил английский и зарабатывает экскурсиями по городу. Но мне он в течение дня ничего не говорил про деньги, поэтому мы продолжили гулять по всяким деньговымогающим из туристов местам. Причем ездили туда на оплачиваемом мною такси, эти места находились уже за пределами медины.

Средневековый лабиринт — Фес.

Такси недорогое — 10 дирхам (70 руб) за поездку, но таких поездок было 5, а мне это было не очень-то нужно. Да, там интересно, там можно увидеть процесс изготовления, но я это все видела в прошлую поездку в Марокко. Керамическое производство:

Средневековый лабиринт — Фес.

Потом, конечно же, заводят в магазин, причем дорогущий. На рынке можно сторговать то же самое дешевле.

Средневековый лабиринт — Фес.

Потом было 2 кожевенных производства, также с магазинами, полными сумок, курток, ремней, обуви, пуфиков:

Но я ничего не покупала, у меня не было цели потратить деньги. Единственное, что я хотела увидеть - красильни-дубильни с цветными чанами, как в «Клоне» - называются красильни Шуара. С террасы магазина увидела только строящиеся:

Средневековый лабиринт — Фес.

Но потом уже, вечером, Аймат показал мне то, что я хотела. Там уже никто не работал. Я не уверена, что это были те самые красильни, где , как я читала, стоит такой запах, который прошибает любой насморк. Эти были без запаха:

Средневековый лабиринт — Фес.

Много еще разных мест мы посетили: ювелирную лавку, дом знакомого (у него в доме сквозная дыра в крыше, как в римском Пантеоне). Еще Аймат помог мне купить местную сим-карту. Стоит 35 дх (240 руб). Но я понятия не имею, какие там тарифы, что почем, потому что все сообщения приходят на французском. Мне нужен был телефон для связи с местным в Касабланке.

Больше мне понравилось наблюдать общение Аймата. Парни при встрече целуются в щеки, прямо французы. И племянницу свою маленькую он встретил на улице и тоже расцеловал. Встретили девушку его друга-марокканца — Мэгги из Дании, она переехала к парню и теперь работает здесь.

Сам Аймат из деревни в пустыне, у него 9 братьев и сестер, а родители уже умерли. Он снимает жилье в медине. Там мы тоже побывали, но не буду описывать этот ужас. В общем, по итогу прогулки он попросил 50 евро. После моего отказа и объяснения, что «сразу нужно предупреждать, я бы не пошла с тобой», мы расстались. Он, по крайней мере поел за мой счет. Потом прислал смс с извинениями. Буду теперь осторожна с такими «друзьями».

Если вы поедете в Фес и захотите что-то интересное увидеть, то можете нанять гида, но сразу обсудите, куда хотите сходить, а в какие места пусть не ведет, не тратит свое и ваше время (типа дорогих магазинов). Рекомендую гулять самостоятельно, а в красильни (или еще куда-то) попросить отвести кого-то из праздно шатающихся местных. Это будет стоить дешево, сколько дадите, а может и бесплатно.

Вот Голубые ворота днем:

Средневековый лабиринт — Фес.

На следующее утро пошла немного пошоппиться. Много красивой бижутерии, прикупила браслетиков себе и на подарки. Понравились одни серьги, продавец запросил 80 дх, мол, это серебро. Пробы нет.

— Это фесское серебро.

Сомневаюсь, конечно. Не стала брать, тогда продавец скинул до 30 дх (200 руб). Беру, даже если не серебро, не жалко таких денег, очень уж красивые сережки. Надо сказать, они до сих пор одни из моих любимых, и не потемнели, вероятно, действительно серебро.

Потом выселилась из хостела и пошла на вокзал пешком. Он достаточно далеко, но по пути я увидела красивые места нового города. Например, приятный парк:

Средневековый лабиринт — Фес.

На улице жарко, а тут тень, водоемы, фонтаны, мандариновые деревья.

Средневековый лабиринт — Фес.

Так трудно спокойно ходить по тротуарам, когда они висят над головой)). Вот красивые ворота прямо на дороге:

Вот и вокзал:

Купила там билет на поезд до Мекнеса (20 дх-140 руб). Ехать всего полчаса. Вагон хороший, европейский — по 2 сидения друг напротив друга и столик между ними.