Было около 16:00. До электрички обратно в Орёл оставалось ещё часа три.
Дело было вечером, делать было нечего…
Я знал что тут есть ещё музейная экспозиция «Тепловские высоты» и блиндаж-командный пункт К. К. Рокоссовского.
Начал расспрашивать экскурсовода по поныровскому музею Курской битвы Александра Палилова. Тот сказал что блиндаж Рокоссовского это их филиал и они там точно работают до 18:00 как и в Понырях.
Решено, еду!
Добраться туда до посёлка Свобода быстро можно только на такси. На автобусах с пересадкой в Золотухино или такси до Золотухино + автобус до Свободы мне уже некогда.
Как назло возле кафе все такси (что стояли тут утром) куда-то запропастились.
В кафе мне дали телефон местного таксиста. По телефону сторговались за 800 рублей, дешевле он ехать не хотел.
По дороге таксист рассказывал как возил в те края какую-то пенсионерку немку. Она приехала сюда на место гибели отца мужа. Тот воевал здесь в чине полковника. Попал в плен и его расстреляли советские солдаты прямо в этих местах. Видимо он был эсесовец, раз не стали с ним церемониться в плену. А может сдаваться не хотел и отстреливался до последнего? Перезахоронили его в другом месте на немецком кладбище.
Ещё таксист завистливо сказал что пенсия у женщины бывшей учительницы составляет 2 000 евро. Горько всю дорогу бубнил как так могло получиться что победители живут теперь хуже побежденных в той войне.
Ещё пока ехали от нечего делать он поведал мне историю что молодые жители Понырей с ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ ездят на вахту в Москву на уборку улиц. График две недели через две.
Сейчас, например, они колят лёд в столице по ночам. С 20:00 до 8:00.
Перерыв на обед полчаса. Работают каждую ночь ломом. Покурить просто некогда.
Платят за такой каторжный труд далеко не 2 000 евро, а….40 000 рублей в месяц (570 евро).
Если кому-то из читателей кажется что это большие деньги, то предлагаю ему попробовать поколоть лёд ломом не 12 часов подряд, а хотя бы часик. И тогда порассуждаем предметно.
Я так понимаю, что таксист неспроста затронул эту тему, так как на заднем сидении сидел его сын, по виду возраста выпускника ВУЗ-а. Вот и одолевают водителя невесёлые мысли куда пристроить сына на работу. Ведь в Понырях никакой работы кроме такси нет. А в администрациях работают только свои по принципу «трудовой династии».
Ещё водитель сетовал что жители Понырей (Курская область) не имеют нормальной дороги в соседний город Орловской области Малоархангельск. Даже к Путину обращались, но воз и ныне там.
Расстояние в 50 км от Понырей до Свободы мы преодолели по заснеженной дороге за 55 минут. Приехали в 17:25. Интересно что таким образом я незаметно из Орла добрался почти до Курска. До Курска от Свободы оставалось всего-ничего, 33 километра.
Но в Курске я уже был всего пару недель назад на 23 февраля:
Я расстроился. Плакали мои 800 рублей, что за такси.
Но нет худа без добра. Оказалось что в посёлке Свобода находится не только КП Рокоссовского, но и знаменитая Коренная Пустынь!
Вот так неожиданность! Люблю я такие сюрпризы в путешествиях. Дело в том что будучи в Курске пару недель назад мы не успели посетить эту Коренную Пустынь.
А куряне очень нам рекомендовали это место.
До отправления на станцию к электричке на Орёл оставалось ещё полчаса. И этих 30 минут мне вполне хватило насладится красотой Коренной Пустыни.
2
Коренная Пустынь — мужской монастырь в Курской области, основанный на месте явления Курской коренной иконы.
Ежегодный крестный ход с тысячами паломников, сопровождавший перенос иконы из Курска в Коренную пустынь, изображён на знаменитой картине Репина «Крестный ход в Курской Губернии».
Это один из первых монастырей в курском крае.
В темной синеве обширного коренского леса сияли золотом кресты монастырских церквей, белокаменные своды стройными уступами спускались к реке и надкладезной церкви Живоносного Источника, напоминая сходы в пещеры Киево-Печерской лавры или прибрежные афонские монастыри.
Основана в 1597 г., на месте явления Курской Коренной иконы Божьей Матери «Знамение».
Ещё в 1295 году на месте посёлка Свобода Курской области находились густые леса, и туда приезжали на охоту. Приехали туда охотники из Рыльска.
1
Один из них, идя по лесу, увидел доску, которую поднял. Это оказалась икона, а на месте её нахождения забил источник. Благочестивый охотник поместил икону в дупло и пошёл за своим товарищем… Через несколько лет на этом месте построили деревянную часовню.
Строительство каменной Коренной Пустыни более четырех столетий назад в самом начале шло трудно. Первым настоятелем здесь был игумен Ефимий, постриженный в монашество из священников города Рыльска. Время было неспокойное, крымские татары постоянно нападали на Московскую Русь и держали в напряжении все южнорусские города и села.
В Смутное время, в 1604 году, многие русские города были взяты войсками самозванца Гришки Отрепьева, именовавшего себя сыном Иоанна Грозного.
Лжедмитрий, готовя поход на Москву, обосновался в Путивле. Чтобы привлечь на свою сторону народ, затребовал к себе чудотворную икону Божией Матери «Знамение» Курскую Коренную. Со слезами на глазах проводили святыню курские жители, многие из них дошли с нею до Путивля. Самозванец встретил святыню с подобающей честью. При взятии Москвы он установил её в царских чертогах.
А только что построенную Коренную пустынь в отсутствие иконы разорили крымские татары. После разора Коренная пустынь в 1611 году трудно отстраивалась. В 1617 году в ней была возведена церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, освященная в 1618 году. Тогда же была принесена в монастырь чудотворная икона. Сюда же святыня вернулась из Москвы, где пробыла все «смутное» время, а после изгнания из столицы Лжедмитрия некоторое время находилась в доме князя Дмитрия Пожарского.
В 1634 году и Курск, и Богородицкий монастырь были разорены поляками, а через 9 лет город пострадал от крымских татар. Однако Коренная пустынь в те годы осталась невредимой.
В 1701 году в пустыни устроено монашеское общежитие.
В 1703 году вместо бывшей деревянной построена двухэтажная Рождества пресвятой Богородицы каменная церковь. В нижней церкви придел был освящен во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских.
4
В 1708 году в пустыни возведены Святые врата с церковью над ними и двумя престолами:
в 1726 году освящен престол святого Архистратиха Михаила, в 1729 году — престол Преображения Господня.
4
1
Здесь мне любезно предложили баклажку и я налил Святой воды себе в дорогу.
1
В 1713 году над местом явления иконы выросла церковь «Живоносный Источник» — память усердия к ней первого отечественного фельдмаршала графа Бориса Шерементева.
4
К концу XVIII века пустынь имела вполне завершенный вид.
3
2
По обе стороны Святых ворот расположились настоятельские и братские кельи в два этажа.
1
В левой стороне монастыря заложена в 1797 году Всехсвятская церковь.
1
За монастырем в 1793 году построены два гостиничных двора.
1
Имелся большой монастырский сад. Император Павел пожаловал святой обители земли и мельницу в селе Долгом.
Строительство Всехсвятской церкви завершилось при иеромонахе Палладии, освящена она в 1819 году.
5
С 1832 по 1835 годы в обители построены крутые каменные сходы, идущие от верхней монастырской площади к нижней церкви «Живоносный Источник».
Они удивительно стройно вписывались в ансамбль церкви, создавая максимальные удобства для богомольцев.
1
6
Со всех ступенек и площадок видна была середина церкви и прекрасно слышалось совершаемое в ней богослужение (сходы в настоящее время восстановлены в прежнем виде).
1 июля 1852 года в пустыни по проекту известного архитектора К. А. Тона закладывается новый храм на месте ставшей к середине XIX века ветхой церкви.
В 1860 году построен и освящен собор Рождества Пресвятой Богородицы.
1
2
История монастыря связана с жизнью в нем одного из выдающихся просветителей прошлого — Сильвестра Медведева.
2
1
Он монашествовал в Коренной с 1675 по 1678 годы, много сделал для развития книгопечатания, стал одним из выдающихся российских библиографов.
1
Установленный в Соборе Рождества Пресвятой Богородицы Коренной пустыни иконостас — одна из самых значимых работ мастеров Свято-Троицкого братства из города Щигры Курской области.
1
1
Во время гражданской войны, в 1919 году, икона (большую часть года хранившаяся в курском Знаменский монастырь (Курск)) была вывезена из Курска: в Белгород, Таганрог, Ростов-на-Дону, Екатеринодар, Новороссийск.
1 марта 1920 года на пароходе «Святой Николай» она отбывает в Константинополь, откуда в Грецию, Сербию. Ненадолго, по просьбе генерала Врангеля, для ободрения его войска, икона пребывала в Крыму.
В 1944 году икона была доставлена в Мюнхен, а затем в США в 1951 году, где пребывала в специально устроенной для неё Ново-Коренной Пустыни.
С 1957 г. икона пребывает в Синоидальном Знаменском Соборе РПЦ заграницей в Нью-Йорке.
1
Ещё тут имеется усадьба Фета, на которую мне не хватило времени как Вы понимаете. Так что приезжайте сюда не на полчаса.
1
Вот тут я стоял на повороте и ждал маршрутку в 18:00. Такси нигде не наблюдалось. Поняв что это утопия, я стал голосовать.
Провинция — это Вам не Москва и люди тут отзывчивые. Не прошло и пяти минут как меня подобрал какой-то мужчина на раздолбанных старых Жугулях. Он как раз ехал мимо ж-д станции «Свобода».
На станцию мы доехали за 10 минут. В 18:50 отправлялась электричка на Орёл.
У меня ещё было время оценить интерьер станции и перекусить пирожком из близлежащего магазина.
Прошли те советские времена когда мы путешествовали в неотапливаемых продуваемых ветрами электричках.
Теперь даже в забытой Богом провинции вот такие тёплые комфортные вагоны.
Правда и стоит билет, соответственно, не копейки как в Совдепии.
В вагоне я следовал в гордом одиночестве. Кому ещё в голову придёт путешествовать в выходной зимой три часа в один конец на электричке? Только мне.
Через час после старта из Свободы я проезжал Поныри на электричке, откуда стартовал на такси в Свободу 3,5 часа назад. Железная дорога-то тут одна и проходит все эти населённые пункты.
А ещё через пару часов после Понырей я достиг и Орла.
Продолжение рассказов о путешествии по Орловской области следует.
В подготовке материала использованы сведения из Википедии.