14-й отзыв о путешествии по Санкт-Петербургу и его пригородам. Начало отчетов — ЗДЕСЬ.
В предыдущем отчете я рассказал о начале осмотра Павловска, о чем можно прочитать — здесь — «Путешествуем из Санкт-Петербурга в Павловск.»
Все мои отчеты и фотоальбомы о путешествии по Петербургу и его пригородам можно найти на отдельной странице — ЗДЕСЬ.
Продолжаю последовательно.
24 июля (понедельник) — 6-й день путешествия. (Часть 2.)
В прошлом отчете мы остановились в самом начале осмотра императорского дворца в Павловске. В него я попал из Павловского парка. Дворец надо обязательно посетить, билет дорогой -500 рублей, но жалеть не стоит — так как вы увидите великолепные интерьеры, а также уникальную коллекцию изобразительного, декоративо-прикладного и античного искусства, собранную на протяжение 16–19 веков.
На фото один из самых красивых залов дворца — Греческий зал.
Единство архитектуры и внутреннего интерьера объясняется историей создания дворца и его коллекций.
В 1782 году наследник престола будущий император Павел Первый и его жена Мария Федоровна отправились под именем графа и графини Северных в путешествие по Европе. Оно совершалось инкогнито в сопровождении знатока искусства князя Николая Юсупова.
Во время путешествия супруги ознакомились с искусством Австрии и Италии, Голландии и Франции. В Риме их принял Римский Папа. В своих поездках супруги приобрели большое количество выдающихся произведений искусства Европы — 16–18 веков — это и античные скульптуры, венецианское стекло, картины известных художников, гобелены, лионский шелк и мебель.
Именно в это время в 1782 году был заложен первый камень в постройку Большого дворца.
Все сделанные приобретения, а также щедрые подарки европейских монархов отправлялись в Павловск, где эти первоклассные произведения искусства подсказывали архитекторам наилучшее декоративное решение еще в стадии строительства.
Такого еще в мировом строительстве дворцов никогда не было и этим объясняется необычная гармония всех элементов Павловского дворца.
На фото — спальня Павла Первого.
Павловский дворец создавался в течении 50 лет усилиями таких выдающихся архитекторов, как Чарльз Камерон, Винченцо Бренна и Андрей Воронихин, Джакомо Кваренги и Карл Росси.
Работы по внутреннй отделки дворца выполнял итальянец Винченцо Бренна.
Во дворце проживали Великие князья из императорской семьи до 1917 года, а после большевики преобразовали и дворец и парк в музей. Но уже с 20-30-х годов началась распродажа за границу самых ценных экспонатов дворца.
В начале Великой Отечественной войны — большиство ценных экспонатов Павловска успели вывезти в Новосибирск и Ленинград. Немцы в Павловском дворце разместили штаб гестапо и госпиталь, а в 1944 году при своем отступлении — подожгли дворец. Пожар длился с 24 по 26 января 1944 года. Было утрачено почти 9 тысяч предметов из 22 тысяч, которые имелись до войны.
После войны начались восстановительные работы, они шли поэтапно, залы открывались с начала 1957 года, а в 1977 году к 200-летию Павловска реставрация была в основном завершена и он стал первым возрожденным из руин дворцово-музейным комплексом пригородов Петербурга.
В настоящее время — на первом этаже дворца расположены комнаты Марии Федоровны, а также Танцевальный зал и бильярдная, кабинеты и гостиные.
На втором этаже — разместились кабинеты и Библиотек, Фрейлинская и парадные залы, в том числе Тронный и Кавалерийские залы.
На третъем этаже представлена экспозиция «Русский жилой интерьер 19 века», 17 залов в которых рассказывают о том, как менялось убранство в дворянском доме на протяжении столетий.
Но самые интересные и красивые залы на втором этаже — особенно уделите внимание — Ковровому кабинету Павла Первого, залу Войны, Греческому залу, Картинной галереи (в ней более 100 картин европейской живописи 17–18 века), Кавалерийскому залу и Церковьи внутри дворца.
На осмотр дворца у меня ушло около 2 часов и дальше я вышел из дворца и обогнул его фасад — оказался позади главного здания, от которого проходят открытые боковые галлереи с белоснежными колоннами к флигелям.
Павловский дворец — это удивительное по гармоничности строение и возведено на высоком холме, рядом с рекой Славянкой, так что Павловский дворец можно увидеть из самых дальних уголков парка.
От дворца я спустился в парк и продолжил его осмотр, но как я уже говорил, что парк огромный и трудно его весь обойти, к тому же была плохая погода и периодически шел дождь, поэтому я осмотрел лишь только примерно треть всего парка.
Природа в парке очень красивая и вся такая натуральная.
В высоком холме позади меня остался Павловский дворец — на фото
А внизу подходим к Мосту Кентавров — на фото.
Этот мост был построен в конце 18 века, вскоре после сооружения на берегу реки Славянки Холодной бани.
Строение украшают четыре мраморные скульптуры кентавров, мифологических существ с торсом человека и корпусом лошади. Если присмотреться то статуи отличаются своей выразительностью — молодые кентавры веселые, а на лицах старых бородатых существ изображено страдание.
Мост Кентавров является одним из символических мест Павловского парка, с него открывается вид на Павловский дворец и на Колланаду Аполлона.
Горбатый мостик в виде «руины»
Коллонада Аполлона находится на холме и это одно из самых совершенных строений Павловского парка.
Ее создал в 1797 году архитектор Чарльз Камерон, а статую выполнил русский скульптор Федор Гордеев. Колоннада была установлена на вершине холма, символизирующего гору Парнас, также был устроен каскад спускавшийся с холма в реку.
В 1817 году после сильной грозы вода подмыла основания части Коллонады и часть ее разрушилась. Было решено не убирать обломки, так как в это время было модно устраивать руины. Ранее строение было круглым, а теперь оно превратилось в полукруглую форму и фигура Аполлона стала хорошо видна из Павловского дворца.
Через мост я направился к Большой каменной лестнице — на фото
С левой стороны ранее был Большой каскакад — это исскуственный водопад построенные в 1792 году, но в 1850 году он перестал действовать из-за разрушения водопровода и его разобрали.
Большая каменная лестница со львами соединила придворую часть парка Павловска (она на холме) с долиной реки Славянка, с которой я поднимался.
Это строение вместе с Липовой аллей стало торжественным подходом ко дворцу во время торжественного приема гостей и праздничных церемоний. В конце 18 века работами в парке руководил Винченцо Бренна, именно по его проекту и была создана даная постройка и обустроеана центральная часть парка.
В качестве украшения в верхней части сооружения Бренна использовал декоративные вазы и мраморные статуи львов, которые были изображены доброжелательными и любопытными.
Чтобы попасть во дворец гостям предстояло преодолеть 64 ступени, разделенные на четыре марша. Лестница сужена к верху, что создает иллюзию ее большой протяженности.
С лестницы открывается чудесный вид на живописную долину реки Славянки и храм Дружбы — на фото
Храм Дружбы — это строение напоминающее античный храм, возведенное в стиле ротонды с 16 колоннами. Храм обладает удивительным свойством — издалека он выглядит небольшим и воздушным, а вблизи кажется монументальным и торжественным. Строение было создано в 1784 году по инициативе Павла Первого в знак благодарности Екатерине Второй за подаренные здесь земли. Проект выполнил Камерон и это была его первая постройка в парке.
Этот храм был местом проведения камерных концертов на которые собиралась только избранная публика.
Снова поднимаемся наверх ко дворцу — в придворцовую часть парка, где расположились Большие круги, созданные в 1792–1799 годах
Большие круги — это два партера с цветами, где главным украшением является статуи Мир и Правосудие (Юстиция). Статуи богинь были выполнены в Италии в 17 веке мастером Пьетро Бараттой -эти скульптуры были привезены в Россию еще Петром Первым и сначала находились в Летнем саде в Петербурге.
Во время войны скульптуры были спрятаны в землю и только благодаря этому уцелели.
Я решил возвращаться назад той же дорогой по парку — так как пропустил главную композицию в районе парка, который называется Старая Сильвия.
Эта композиция, по проекту Винченцо Бренна, называется Двенадцать дорожек — от круглой площадки расходятся словно лучи 12 аллей, между которыми расположились 12 бронзовых статуй.
В центре ансамбля находится фигура Аполлона Бельведерского. покровителя солнечного света, искусства и науки — на фото.
Все скульптуры были отлиты в Петербурге по моделям выполненным скульптором Федором Гордеевым в конце 18 века.
Когда началась война статуи спрятали, закопав их в Павловском парке. В послевоенное время они были успешно найдены и установлены на сохранившиеся постаменты.
Фашисты, котрые находились здесь с 15 сентября 1941 года по 24 января 1944 года — разрушили павильоны, взорвали мосты, вырубили 70 тысяч деревьев!!!
Но Павловский парк восстановили и теперь мы можем увидеть его в полной красе! и признать, что это один из самых красивых в мире пейзажных парков, которым может гордиться Россия!
И который должен посетить каждый россиянин!
Сев на станции Павловска около 15 часов в электричку я уехал в Петербург, где мне еще надо было осмотреть достопримечательности в районе Московской площади, но об этом в следующем отчете, который можно прочитать здесь - " По Санкт-Петербургу. От Московской площади до парка Победы."
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия