В горном краю на границе Штирии и Каринтии не покидало ощущение, что находишься в фэнтезийной Земле Гномов-дворфов. Сказочные пейзажи, мини-городки и названия. — Вёльцерталь, Обервёльц, Треффенбоден, Фордернёринг, Айзентраттен, Пиркегген… прямо как в Средиземье — Эребор, Белегост, Ногрод.
Дворфы, как известно, в мире фэнтези охраняли природные богатства, их же добывали, перерабатывали и были мастерами по работе с металлами. И в западной Штирии тоже издавна жили шахтёры и кузнецы.
И это ещё больше добавляло сходство.
Вот и Гмюнд тоже. Название городка так и просится в книжку Толкина. И чтобы ещё больше подчеркнуть сходство, жители небольшого, 2-х тысячного Гмюнда решили раскидать свои железяки по всему городу.
Духовые инструменты подвешены над улицами,
а напротив заднего входа в ресторан — склад гигантских ржавых черпаков, дуршлагов и сковородок. Кстати, монументальное здание слева — одно из самых старых в городе, конца XIV века, внутри сохранились уникальные фрески XV века.
Перед домами установлены металлические ворота, калитки, и какие-то «произведения» непонятной формы и предназначения.
Многочисленные разнообразные украшения для цветов.
И даже городские статуи, которые хотя бы позволяют узнать натурщиков или натурщиц. Как эту лошадь.
Гмюнд похож на открытку, которую непременно увозят с собой многочисленные посетители трёх горнолыжных курортов вокруг города. Это из-за них Гмюнд настолько посещаем. Но не только.
Последние 40 лет городские власти развивают в городе культурную составляющую, насыщенная программа в течение всего года — концерты, театральные постановки, танцевальные шоу, выставки, воркшопы — тоже привлекает много посетителей. И ещё в городе очень много галерей современных художников, некоторые даже называют Гмюнд «Городом художников».
Но мы не будем как все. Не пойдём смотреть в галереи местные «художества». Уж слишком постмодернистских творцов привлекают галереи Гмюнда. И не пойдём в музей Порше, посещение которого для многих — первый, но почему-то и последний пункт программы в Гмюнде. Нет, я не против Порше, как такового, но в немецком Штуттгарте есть куда более солидный музей. В конце Второй мировой войны Фердинанд Порше был вынужден быстро собирать чемоданы в Штутгарте и переезжать куда-нибудь, выбрал он Гмюнд. Не помогло, всё равно арестовали, но сын продолжил его дело и создал в Гмюнде знаменитую модель Porsche 356. Вот по этому поводу и был создан этот любительский музей.
Лучше мы время потратим на неспешную прогулку по городку, справедливости ради, займёт это часа полтора от силы — исторический центр и правда очень маленький.
К слову — в Австрии есть два Гмюнда, второй в Нижней Австрии прямо на границе с Чехией, ещё один Гмюнд имеется в Германии, так что, не перепутайте.
Гмюнд сохранил своё провинциальное очарование, средневековую атмосферу. Чувствуется, что жители и городские власти очень тщательно подходят к сохранению его старой части, архитектурного и культурного имиджа.
На месте города в античные времена располагался военный пост, который охранял перекрёсток на древней римской дороге, которая шла из долины Драва через Катцшберг к нынешнему Зальцбургу. Что было после того, как пал Рим, неизвестно, сам город Гмюнд появился в 1252 году по инициативе архиепископа Эбернарда II Зальцбургского, поселение было создано как самый южный аутпост архиепископства в герцогстве Каринтия.
Начиная с 1273 года в Гмюнде стали проводить ярмарки, а официальные городские права он получил в 1346 году.
Первым был построен в XIII веке Гмюндский замок, который сейчас мало интересен, от него остались развалины. Первый раз замок был захвачен и разрушен войсками короля Маттиаса Корвинуса во время войны с венграми в 1487 году после семилетней осады. Вскорости по приказу зальцбургского архиепископа Леонгарда фон Кётцшаха был восстановлен, но уже в 1525 году был снова осаждён. Очередный епископ Вольф Дитрих Райтенау в 1607 году замок перестроил, в таком виде он простоял до 1886 года, когда пожар нанёс замку непоправимые разрушения. В том, что от него осталось, сегодня ресторан со смотровой площадкой, проводятся здесь театральные постановки и концерты
Есть в городе и Новый замок, вернее дворец. Он был построен в 1651–1654 годах знатным итальянцем Христофом Лодроном, который был родственником зальцбургского архиепископа. Строили его, конечно же, приглашённые из Италии мастера.
Огромное здание, место которому скорее на одной из улиц Падуи или Болоньи чужеродно смотрится среди гномьих построек австрийцев, нависает над площадью. Но зато наглядно демонстрирует разницу в архитектурных стилях. В центральной части бывшего дворца располагаются школа и концертный зал.
Восточным фасадом дворец примыкает к саду, вход в который берегут два могучих каменного льва на массивных пьедесталах. Геральдические животные Лодрона первоначально были созданы для сада Мирабель в Зальцбурге, позднее были привезены в Гмюнд, чтобы украсить дворец.
В Гмюнде сохранились части укреплений с четырьмя воротами. Верхние ворота, примыкающие к Новому замку, были во время строительства этого дворца перестроены в одном с ним стиле.
Южные ворота Панкразитор были построены в 1271 году.
На трёхэтажной башне можно увидеть герб Габсбургов.
Нижние ворота — это четырехэтажная башня со сводчатым проходом начала 16 века. Внутри находится местный музей истории и выставочный зал.
Мальтатор — северные ворота — были повреждены турками, и в 1504 году восстановлены. Внутри сейчас находится одна из тех самых художественных галерей.
В пределах городских стен находится единственная большая церковь Мария-Химмельфарт, которая была построена в готическом стиле и освящена в 1399 году.
В 1613 году пожар повредил крышу церкви и церковную башню, но она была восстановлена в том же году в прежнем виде.
Готическим оставили при этой реконструкции и интерьер церкви, разве что алтарь и кафедра были изготовлены в барочном стиле.
К церкви прилепилась старая круглая романская часовня XI века, внутри сохранились старые фрески.
С другой стороны церкви расположен монастырь начала XVII века.
В пределах крепостных стен сохранилось несколько старых зданий. Например вот этот дом купца XV века, которому принадлежало практически всё молочное производство в Гмюнде.
Рядом с ним — ещё один жилой дом, такой же старый.
Старая планировка сохранилась у главной площади города, которая ограничена верхними и нижними воротами.
На эту площадь выходят фасады старых домов, каждый имеет свою историю, написанную на табличках на каждом доме, и каждый ценен для истории города, но такие глубокие подробности вряд ли кому-нибудь интересны, не имеет смысла каждый дом рассматривать в отдельности.
С одной стороны площади на высоком пьедестале и коринфской колонне стоит фигура святого Непомука с 1710 года
С другой стороны — колонна Троицы, на которую водрузили статую Марии в память о землетрясении, постигшим город в 1690 году.
Вот где-то здесь, на главной площади, и казнили в ноябре 1773 Еву Фашаунерин.
Она была взята под стражу по подозрению, что отравила своего мужа Иакова после трёх лет совместной жизни. В ходе расследования, при котором применялись и пытки, она была обвинена и в колдовстве. Вскорости после её казни императорским указом были отменены в Австрии инквизиция, пытки и заключения под стражу по обвинению в колдовстве, так что Еве принадлежит титул последней известной австрийской ведьмы. По крайней мере, на которую было заведено дело. Если какие и есть, то теперь могут шабашить без страха попасть под статью.
Выехали из Гмюнда, удачно обогнули ливень, который выползал из ближайшего ущелья…
…По пути встретился чей-то частный замок…
Держим путь в тирольский Лиенц, через который попадём в Италию. Но я рассказывал-рассказывал о Штирии, и совсем забыл о главном городе этой провинции — Граце. Так что, пока не уехал в Италию — следущие пару рассказов о нём.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия