Часть 1
Историко-культурный комплекс «Вятское» имени Е. А. Анкудиновой. Адрес: Ярославская область, Некрасовский район, с. Вятское, тел. 8-800-302-70-05, e-mail: ecolline@yandex.ru, сайт: http://вятское-село.рф, группа Вконтакте: https://vk.com/club23501133. Время работы музеев: ежедневно с 11.00 до 18.00, без перерыва на обед.
В составе Историко-культурного комплекса «Вятское» есть много разнообразных музеев на любой вкус, которые будут интересны и взрослым, и детям. Конечно, их можно посетить все, приехав на уик-энд в село или даже успеть ознакомиться с экспозициями за один день. Но мы, во-первых, не любим, когда количество превалирует над качеством, а в голове все перемешивается в единую и часто неясную картинку-мозаику, а, во-вторых, сделав доброй традицией посещение Вятского на Масленицу, ежегодно заходим лишь в пару музеев. Надо же оставить что-то на следующий раз! И, если честно, все еще не посетили. Впрочем, беспокоиться не стоит: музейное дело в Вятском развивается, и ежегодно появляются новые проекты и экспозиции. На этот раз мы выбираем купеческую тематику и, соответственно, «Музей русской предприимчивости» (100 руб.) и «Нумера купцов братьев Урловых» (60 руб.). Цены указаны без экскурсионного обслуживания, есть льготы.
«Нумера купцов братьев Урловых». Интерактивная экспозиция располагается на втором этаже нарядного красного особняка. Вход — через первый этаж, где кассы и «Политехнический музей «Удивительный мир механизмов и машин». Здесь можно заказать 15-минутную экскурсию и даже сфотографироваться в костюмах XIX века. Нам, как всегда, везет со смотрительницей — она с удовольствием и совершенно бесплатно рассказывает о музейных экспонатах, а также старинных традициях, фотографирует нас в уютных купеческих интерьерах.
Постоялые дворы и гостиницы с развитием торговли стали пользоваться популярностью. Вот и вятские купцы — братья Урловы решили не отставать от веяний моды, а заодно и капитал приумножить. Так, в конце XIX-начале XX веков в Вятском было две купеческие гостиницы и три постоялых двора — согласитесь, немало для провинциального села. Экспозиция рассказывает о том, какими были в те времена гостиничные номера, или «нумера», как их называли до революции, а также знакомит с купеческим бытом. Музеи со старинными интерьерами я обожаю, да и как туристке, мне интересно посмотреть, где останавливались на постой прежние путешественники.
Знакомство с гостиницей-домом начинаем с прихожей, где собрана любопытная коллекция разнообразных походных чемоданов, саквояжей, коробок и даже сундуков. Добротные, громоздкие и наверняка тяжелые, вероятно, пережившие не одно путешествие, эти вещи принадлежали реальным людям — поэтому интересны вдвойне. Наверняка, они могли бы рассказать захватывающие и невероятные истории из жизни своих хозяев. Поражает внутренняя организация отдельных экспонатов: всевозможные кармашки, отделения, держатели для разных предметов. Есть и настоящий мини-гардероб с ящичками и плечиками для одежды. Многие чемоданы имели специальные запорные механизмы — ведь в поездке могло произойти всякое. В прихожей, как и положено, стоят шкафы с зеркалами и вешалками для верхней одежды, трюмо, на стене висит забавный старинный телефон.
А мы проходим в маленькую узкую комнатку — тот самый «нумер» для постояльцев. Да, пожалуй, в сравнении с ним самая бюджетная двухместная комната в дешевом хостеле (останавливались мы и в таких) покажется вполне цивилизованным вариантом. В номере купеческой гостиницы все аскетично: желтые обои, в тон им занавеска, прикрывающая единственное окно, узкая кровать с подушками в кружевных накидках, над нею — длинная полка, напротив — умывальник, точнее, кувшин и тазик, зеркало, подсвечник (в роли которого сейчас выступает современный светильник). На стене — вешалки для одежды, на них как раз и развешены костюмы для фотосессии.
Далее идем в большую красивую комнату, выступавшую в качестве рабочего кабинета купца и приемной. Массивный стол с различными писчими приборами и даже телефоном, часы-ходики на стене, добротные шкафы. Оживляют строгий деловой интерьер приятные мелочи: картины, пара настольных ламп, чучело птицы, изящный графин. Смотрительница предлагает нам отгадать секрет одного из многочисленных ящичков шкафа-секретера. К ее удивлению муж мгновенно справляется с задачей, нажав на какую-то потайную пружинку. Кстати, по словам работницы музея, он первый из посетителей, кому подчинился коварный механизм. Ну, вот, всегда говорила, что купеческая жилка в нем есть:). В противоположной стороне комнаты — диванчик, кресла, миниатюрный столик с шахматной доской. Видимо, после удачной сделки братья Урловы не прочь были сыграть партию со своими контрагентами. Кстати, на вопрос, чем же торговали вятские предприниматели, служительница с готовностью отвечает: конечно, вятскими огурцами! В те времена о них ходили легенды, хрустящие огурчики поставляли прямо к царскому столу, а секрет засолки хранился в строжайшей тайне. И вот недавно каким-то чудесным образом рецепт удалось восстановить, и теперь Вятское снова стало огуречным царством. Соленые огурчики уже можно попробовать в местном ресторане, добрая женщина уж больно их расхваливала.
А мы тем временем на волне обеденной темы перемещаемся в еще одну большую комнату — столовую-гостиную. Как и в большинстве старинных домов здесь проходная планировка, из одного помещения попадаешь в другое, а вместо дверей — обычные проемы. Конечно, наиболее эффектно анфилада смотрится в парадных дворцах, а в купеческих особняках придает атмосферу камерности, домашности. Гостиная мне особенно нравится, обитая темно-бордовыми обоями с золочеными узорами, она напоминает нарядную шкатулку. Да и мебель под стать оформлению — красивая, торжественная. Центральное место занимает круглый обеденный стол под золотистой шелковой скатертью, расшитой диковинными цветами, сервированный для торжественного ужина. В тон позолоченной посуде матово поблескивает спинка копченой рыбы. Служительница предлагает нам присесть за обеденный стол, правда, не для того, чтобы испробовать купеческих угощений, а всего лишь сфотографироваться. Однако, «на закуску» получаем очередную познавательную историю. Оказывается, выражение «под мухой» — старинное. Раньше в кабаках можно было выпить бесплатно крошечную стопочку — «муху». Смекалистые мужички так и ходили из наливайки в наливайку и в каждой с удовольствием угощались халявной водкой. В результате к кабаку пятому или десятому (в зависимости от здоровья) такой гуляка приходил уже глубоко «под мухой». Что же, возможно, именно так и было. Проверять не станем!
Как и положено, после плотной трапезы надобно угоститься кофейком — для этого следует перейти к кофейному столику. А фоном для приятной беседы послужит современный для того времени граммофон. Впрочем, возможно, хозяйка будет так добра, что исполнит романтический вальс на стоящем у стены пианино, а гости, расположившись на диванчике с ажурной спинкой, будут с удовольствием вслушиваться в наполнившие гостиную мелодичные звуки. В интерьер гостиной-столовой удачно вписываются небольшие картины с видами Вятского, уютные лампы и чучела животных — не секрет, что многие купцы были заядлыми охотниками, и демонстрирование своих трофеев придавало им значительный вес в глазах гостей.
Музей нам очень понравился. С удовольствием бы задержались подольше, но пора и честь знать. К тому же, на лестнице послышались шаги — очередные гости спешили познакомиться с жизнью купцов Урловых. Мы тепло благодарим добрую женщину за импровизированную экскурсию. Пусть небольшая, но очень интересная экспозиция, милые провинциальные интерьеры, которые мне так нравятся. По моему мнению, это один из самых атмосферных музеев Вятского.
«Музей русской предприимчивости». Его еще называют музеем «Истории одного села, которое хотело стать городом…» — по названию главной экспозиции. Собственно, он и посвящен истории Вятского, а также мастерам, прославившим его, да купцам, богатству и утонченному вкусу которых могли бы позавидовать жители столиц. Экспозиция находится в двухэтажном краснокирпичном особняке с мансардой, стоящем на центральном площади, который некогда принадлежал купцу-старообрядцу И. И. Галочкину. Пройти мимо — невозможно. Да и посетить нужно обязательно, музей, на мой взгляд, довольно любопытный.
Нас встречает нарядная кукла-купчиха в старинном наряде — именно так одевались обеспеченные дамы в Вятском. При входе также можно увидеть уникальный кассовый аппарат с цветным печатающим устройством канадского производства (20-е годы XX века).
В первом зале собраны многочисленные экспонаты, дающие представление о сельской жизни дореволюционного периода: фотографии и картины, образцы лепнины и наличники, кирпичи с инициалами и изразцы, сундуки и чемоданы, картины и часы-ходики.
Центр экспозиции — бюст «расторопного ярославского мужичка» и большой макет Вятского. Интересна витрина с аптечными предметами. Стены украшают многочисленные музыкальные инструменты.
Кстати, эта экспозиция в большей степени рассказывает не о предприимчивости селян, а об их эстетических вкусах и предпочтениях. Так, второй зал полностью посвящен музыкальным инструментам, здесь собрана любопытнейшая коллекция старинных музыкальных шкатулок различных форм и размеров, причудливо украшенных, шарманок, фисгармоний. Особенно мне понравилась шкатулочка в форме клетки с птичкой.
Есть парочка добротных клавесинов, граммофон, фонограф и даже механический орган.
Круглый стол посередине комнаты — как и положено в купеческой гостиной, желающие могут оставить свои впечатления в книге отзывов и предложений. Что же, напишу и я несколько строк благодарности — музей нам определенно нравится.
Лестница — тоже экспозиционное пространство. Тема, в отличие от изящных искусств, совершенно прозаичная: дубовые бочки (видимо, как раз в них солили знаменитые огурчики), весы, прялка, лапти, посуда и прочие разнообразные хозяйственные принадлежности.
Стены второго этажа украшают милые картины с сельскими видами. Наше внимание привлекает огромный чан — интересно, что же в нем варили? Не иначе, как кашу — «дружбу» для всего села на Масленицу! Здесь же — витрина с археологическими находками: черепками, украшениями, старинными монетами. Мужу близка эта тема, и он надолго зависает, разглядывая потемневшие от времени денежки.
Мне же интереснее экспозиция «Школа — век двадцатый…» — небольшой класс с партами, за которыми можно посидеть, счетами и доской, на которой даже можно что-то написать мелом. Витрина с толстыми книгами в тяжелых переплетах, по которым учились школяры. На вешалках — костюмы, судя по размерам, в них ходили преподавательницы. На стенах — фотопортреты, наверное, бывших учителей маленьких жителей Вятского. А нам особенно нравится забавный старинный велосипед и очаровательная лошадка-качалка.
Напротив импровизированного класса — выставка, посвященная жизни и деятельности митрополита Симона. Здесь представлены церковные книги, облачения, фотографии.
Закончив культурную программу, возвращаемся в центр веселья. Рассматриваем интересную инсталляцию — стену, сложенную из кирпичиков с написанными на церковном языке именами, фамилиями и непонятными аббревиатурами.
Случайно забредаем на старое кладбище за Воскресенской церковью, даже странно, что мы в прошлые разы здесь не были. Мне нравятся такие вот сельские погосты, со старинными надгробиями, покосившимися крестами. Вроде бы, сколько лет прошло, а память о тех, прошлых людях жива. Не забывают односельчане своих предков. Что ни говори, а у людей, живущих близко к природе, к своим корням, более крепкая память, чем у нас, городских, современных, равнодушных, ветреных…
А у сцены идут гуляния: песни, частушки, танцы, хороводы, игры. Хороша да широка купеческая Масленица!
Но короткий зимний день близится к концу, и вот уже толпа от сцены перемещается к большой кукле, вокруг которой разложен костер. Мгновение — и яркие искры взмывают в высокое небо. Выше! Ярче! Жарче! Гори, старуха-зима, уходи вместе с серым дымом в свое ледяное царство, за сизые облака, за высокие горы, за дремучие леса. Дай дорогу молодой красавице-весне, живительной, оживляющей, дающей надежду.
Все-таки, как причудливо сознание русского народа, сплетающего воедино православие и языческие традиции. Смотрит сквозь кисею белоствольных берез Воскресенская церковь на высокий костер.
Отражается пламя в широких, возбужденных зрачках тех, кто в начале праздника отстоял службу и ставил свечи. Костер и свечи. Очищающий огонь. А если задуматься, то и у несколько варварской масленичной традиции, и у религиозных обрядов одна цель — стремление к очищению, к чему-то доброму, светлому, правильному, хорошему. И, конечно же, теплому. Огонь прогоняет холод из домов и душ, топит лед на реках и в сердцах, живительный огонь всегда дает надежду. Так гори, гори ярче, Масленица!
Вот и подошла к концу наша увлекательная поездка. От костра остался лишь стелющийся по земле дым. Разошелся с площади народ, утихли песни. И снова окраины села погрузились в белоснежное безмолвие.
Утопающие почти по крышу баньки да амбары, выглядывающая из-под снега поленница, размытые силуэты деревьев — милая моя деревня, родная моя провинция!
От окраин, по проселочной дороге, на непривычно чистом и белом снегу остаются наши следы, уходящие из зимы в лето…