Вятское — старинное русское село в Некрасовском районе Ярославской области, знаменитое своим историческим наследием, классической купеческой архитектурой, а самое главное — талантливыми и неординарными людьми. В отличие от многих других сел и деревень из российской глубинки, Вятскому повезло. Оно не затерялось во времени, не поддалось разрухе и упадку, а встретило XXI век в новой роли историко-культурного комплекса, став селом-музеем под открытом небом. И где, как не в Вятском, бережно сохранившем русские традиции, среди густых лесов да бескрайних полей — милых сердцу родных просторов, отметить любимый да веселый праздник Масленицу? Праздник особенный, чудесным образом соединивший в себе православие и язычество, когда и в церковь ходили, и чучело зимы на кострище жгли, немного безрассудный, удалой, смешливый, как первые несмелые лучи солнышка, и бесконечно добрый — не зря же на Масленицу просят у родных, друзей и всего честного мира прощения.
Вятское заслуженно пользуется популярностью у туристов. Сюда, особенно в дни праздников и гуляний приезжают целыми семьями и рабочими коллективами. Вот и у нас стал хорошей традицией долгожданный выезд профкома «Водоканала», где работает муж. А между тем, Вятское, на минуточку, официально признано лучшей деревней во всей России. Хотя, конечно, наш дружный автобус скандирует, что во всем мире!
На главной площади села вовсю идут приготовления к масленичным гуляниям: устанавливают сцену, торговцы раскладывают сувениры да снедь, разжигают мангалы.
А нас встречают выстроившиеся в ряд куклы-масленки, одна другой краше: в платочках, веночках, вышитых фартуках да с бусами-баранками.
А еще мы увидели настоящую снежную крепость — вот где раздолье для детишек. Да и взрослые (в лице меня и мужа) с удовольствием полазили по стенам из ледяных кирпичиков.
Главное украшение Вятского, как и любого крупного села — церковь. Торжественно смотрится храм Воскресения Христова (1750 г.), кажущийся розоватым в отблесках разгуливающегося дня, изящная колокольня пронзает морозное февральское небо, разгоняет белесую пенку облаков. По доброй традиции заходим внутрь, окунаясь в солнечно-желтый полумрак дрожащих огоньков свечей и позолоты иконостасов, таинственно мерцают отреставрированные фрески, слышно тихое пение. Все-таки, есть в классической, казалось бы, такой простой и лаконичной архитектуре российских церквей некое благородное очарование.
А мы отправляемся гулять по селу. Отреставрированный нарядный центр Вятского с очаровательными купеческими домиками, занятыми музеями, рестораном и гостиничными корпусами, ближе к окраинам теряет свой немного искусственный лоск. Встречающиеся особнячки выглядят все грустнее. Те, что обитаемы, как, например, кафе, магазины или административные здания, неплохо подретушированы. А вот бывшие жилые, а теперь расселенные дома пугают выбитыми окнами, отслаивающейся штукатуркой и покосившимися фасадами.
Такие же особняки стояли в Урловом посаде — на аутентичной сельской улочке, когда мы несколько лет назад впервые побывали в Вятском. В прошлый раз дойти до него не получилось. Но в этот — мы непременно решили заглянуть на одну из самых старых улиц села, чтобы посмотреть, что изменилось с тех пор, ведь красочные плакаты и проекты реставрации обещали превратить Урлов посад в нарядную картинку.
Урлов посад и впрямь изменился. По крайней мере, того гнетущего чувства улицы-призрака, накрывшего нас в первую встречу, уже не было. Посад радовал отлично отреставрированными купеческими особнячками, стилизованными, конечно, новодельными, от прежних, наверное, лишь фундамент остался. Но и они были не обитаемы — скорей всего, еще не нашли своих хозяев.
Руины особняков, до которых пока не дошли руки, затянуты строительной сеткой с красивыми картинками домов, иллюстрирующих их светлое и, надеюсь, близкое будущее.
Кстати, на сайте историко-культурного комплекса «Вятское» есть специальный раздел «Недвижимость», так что очаровательные домики можно вполне приобрести в собственность. А улица, на которой расположен Урлов посад, хоть и считается одной из самых старинных в селе, носит прозаическое название — Первомайская. И на ней расположен «Музей кухонной машинерии».
Теперь понятно, почему Урлов посад выглядит вполне облагороженным — раньше сюда туристов не водили. А сейчас даже экспозицию при входе сделали — стенд с фотографиями «Наши выдающиеся земляки», среди них узнаваемые всеми фамилии: Н. А. Некрасов, А. М. Опекушин, П. Телушкин.
Впрочем, окраины села — все такие же, как в любом другом провинциальном местечке. Деревянные ярко окрашенные домики, притулившиеся на берегу речки серые баньки, бескрайние заснеженные просторы, руины старинной церкви на горизонте. Зимняя, тихая, деревенская моя Русь!
Подходим к церкви Успения Божией Матери (1780 г.). Ничего не изменилось. Руины. Похоже, о реконструкции речь уже не идет.
Проход в стены храма, где мы в прошлый раз ходили, любуясь новыми иконами, оказался закрыт. Наверх тоже не рискнули подняться — уж больно скользкой показалась крутая узенькая лесенка.
Около церкви уже второй раз привлекают наше внимание старинные надгробия, к сожалению, без надписей. Я предполагала, что это остатки древнего кладбища, или же здесь похоронены священнослужители.
Ясность внезапно внесла проходящая мимо селянка, по случаю Масленицы уже довольно веселая, потому и разговорчивая. Заметив наш интерес, охотно пояснила, что два тяжелых гранитных монумента охраняют вечный покой неких богатых людей — купцов, которые не то оказывали большую финансовую помощь Успенскому приходу, не то спонсировали все село. Что же, правдоподобная история, поверим жительнице Вятского на слово! По традиции около церковных развалин перекусываем блинами с сосисками, запивая масленичную закуску глотком коньяка (чтобы не замерзнуть, февраль, как ни как!). Кошусь на суровые камни надгробий и, поднося к губам фляжку, внезапно думаю: «За упокой. Кто бы вы ни были, прежние, не известные мне люди — купцы, священники или монахи». И, словно в ответ на мои мысли с черных ветвей вековых деревьев, окружающих монументы, с шумом и пронзительными криками срывается стая птиц, взметаясь в низкое зимнее небо. Становится немного не по себе. Не зря меня постоянно влечет к грустным руинам этой церкви — видимо, место и впрямь мистичное.
А мы вновь бродим уже знакомыми маршрутами: особняк со львами, яркие избушки в кружевных наличниках, германская молотилка.
Нет, не замерла жизнь в Вятском, как в других российских селах и деревнях, где, кажется, что время навсегда остановилось. Вот и новые вятские «купцы» решили удивить односельчан если не каменным особняком с лепниной по фасаду, то добротным деревянным домом. Хором в прошлом году, кстати, не было. Наверное, в следующем их обитатели уже справят новоселье.
Спускаемся к речке, на минутку останавливаемся у Ерехтанского источника, украшенного изображением Богородицы.
На другой стороне речки выстроились в ряд баньки по-черному — часть музейной экспозиции.
Возвращаемся в центр, заглядываем в часовню — купель в честь иконы Божией Матери Живоносный источник. Желающих очиститься от грехов многовато. Муж тоже в прошлом году окунался, в этом — не рискнул из-за больной спины.
А народ продолжает праздновать проводы зимы, вот и небо уже начало проясняться, еще несмелое солнышко хитро улыбнулось, выглянув из пушистой перины облаков. Кто-то жарит шашлыки, кто-то водит хороводы или играет в старинные игры-забавы, а детвора с визгом и смехом съезжает с высокой горки.
Белоснежные просторы разбавляют цветные фасады особняков и четкие геометрические линии влажно-черных ветвей деревьев. Идеальная картинка — иллюстрация сельской жизни.
А на окраинах — дома попроще, заснеженные просторы — до бескрайности широкие, на веточках вербы уже серебрятся пушистые почки.
Весна чувствуется в воздухе, наполненном ароматами блинов и шашлыков, печным дымком, возбужденным гулом голосов, едва слышными песнями и веселой музыкой. Весна раздвигает облака, бросает на снег синие тени, не дает морозцу кусать нос и щеки. Весну, такую явно ощутимую именно здесь, в сельской местности, среди родных просторов, хочется до бесконечности вдыхать глубоко-глубоко, почти до головокружения. И слезы от внезапно нахлынувшего ощущения бескрайнего счастья накатывают, и так хорошо-хорошо, как бывает лишь в детстве…
Возвращаемся к главной площади и направляемся в «Райский сад с птицами и животными». Естественно, зверушки зимой сидят в своих домиках — нам даже удается мельком увидеть чью-то пернатую мордочку в крошечном запотевшем окошке. Но сам парк и в зимнее время очень приятное и тихое место. Заметно, что его продолжают облагораживать. Перед входом стоит старинный буфет, появились забавные деревянные фигуры, изящные лавочки и беседки, одну из стен деревянного домишки украсили колеса от телеги, а на стене руинированного дома висит табличка с проектом реконструкции. А еще здесь есть замечательная горка — мы с мужем, конечно же, не можем удержаться и съезжаем с нее по нескольку раз!
Из парка нас провожает негласный экскурсовод — огромный рыжий кот. Сразу видно, кто здесь хозяин!
На площади продолжаются масленичные гуляния. Народ заводят шутками да прибаутками разудалые скоморохи, выносят под веселые песни нарядных кукол-маслениц, от торговых рядов тянутся приятные ароматы. Ну, а мы мимо памятника-бюста царю Александру II направляемся к «Музею русских забав». Вход сегодня для всех желающих совершенно бесплатный.
Собственно, музей — это детский парк аттракционов с качелями, каруселями, колесом обозрения, но на старорусский манер. Они выполнены по старинным рисункам и эскизам, а в ходе интерактивных программ маленьким посетителям предлагают познакомиться с забытыми играми и забавами, некогда популярными в Вятском.
Масленица — бесшабашное и веселое время, даже взрослому хочется почувствовать себя ребенком.
Я — тем более не исключение. Дождавшись своей очереди, запрыгиваю на карусель, муж легонько подталкивает расписное креслице, и я в восторге начинаю катиться по кругу — посолонь, по солнцу, значит. Весну зову-привлекаю! Муж тоже не может удержаться, катается пару кружков. Весело!
А еще в этом парке появилась новая скульптурная группа из дерева: памятник Н. А. Некрасову со словами «Я лиру посвятил народу своему…» и семь мужичков — героев поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Кстати, симпатичные крестьяне пользуются популярностью у прекрасных дам, которые встают в очередь, чтобы с ними сфотографироваться.
А я (опять не удержавшись — что делать, в Вятском я чувствую себя совершенным ребенком!) бегу, чтобы сфотографироваться с масленичными аниматорами — большим медведем и подростками-скоморохами. Ведь медведь — символ Ярославля, не могу же я пройти мимо! Ну, а теперь, вволю нагулявшись и поразвлекшись, пора приступить к культурной программе — музейным экспозициям.