Турист Татьяна Лискер (onegina17)
Татьяна Лискер
была 19 апреля 20:59

Плая-дель-Кармен, Косумель, Тулум — Мексика Ноябрь 2017

Мои рассказы о круизе по Западным Карибам:

Два билета в лето…

«Техасский ковчег» или о жизни на «Карнивал Бриз»

«Хьюстон, иду на посадку!»

Белиз. «Как мало в этом слове…»

Остров Роатан. «Не ту страну назвали Гондурасом…»

Ямайка. «No problem!»

Каймановы острова. «Если хочешь – останься!»

Галвестон. НЕ унесенный ветром…

Не знаю, чем я так приглянулась Мексике, но наши встречи давно переросли в регулярные, причем, происходят они не по моему капризу, а по странному и непреодолимому стечению обстоятельств, когда все решается за меня. Считать, сколько раз я возвращалась в Мексику, я суеверно не стала, потому как мне там очень нравится, и кто знает, может и этот визит был не последним, и впереди меня ждут еще не одни мексиканские каникулы…

Нет места лучше для ленивого пляжного отдыха, чем берега Юкатана — в этом я глубоко убеждена. Нет места интереснее для любителей всяческих неразгаданных тайн, оставленных нам древними и некогда могущественными цивилизациями, отчего-то исчезнувшими с нашей земли, чем Мексика — в этом я тоже давно уверена. Климат райский, море красивейшее, еда вкусная, природа яркая — что еще нужно для незабываемого отдыха! И только цена вопроса немножко портит эту дивную картину, ну так и на солнце есть пятна, если верить астрономам.

Серебристый песок берегов острова Косумель когда-то сыграл злую шутку и с испанцами, и с древними майя. Корабли Кортеса, плывущие бог весть куда, главное, чтобы это «бог весть» было богато и не очень воинственно, заметили невероятное — под жарким солнцем сиял и переливался совершенно серебряный берег, суливший немало прибыли лично конкистадорам и плюс одна новая земля для испанского короля. Мысль, что просто так никто берег не стал бы посыпать серебром, испанцам в голову не пришла, и они рванули туда, где блестит. Древние майя гостей не ждали, про серебро вообще были не в теме и, наверное, немало подивились сначала ажиотажу испанцев, а затем и разочарованию их. И война, которая всегда случается там, где верх берет алчность, надолго пришла на землю майя.

О. Косумель, Тулум. «Hasta la Vista, Mexico!!!»

С той поры минуло немало веков. Серебряный песок все так же манит, и уже не только испанцев, хитрые потомки майя лихо ведут свой бизнес, стараясь возместить ущерб, нанесенный их предкам испанскими конкистадорами, и вечный эквивалент перекочевывает в карманы мексиканцев за счастье полежать на прекрасных (а они именно такие!) пляжах Мексики…

Тулум.

О. Косумель, Тулум. «Hasta la Vista, Mexico!!!»

Этот круиз сулил две встречи с Мексикой, а точнее, с островом Косумель, на котором особо смотреть нечего, кроме чудесных пляжей. Ну, а поскольку Косумель расположен в нескольких минутах ходу шустрого катерка от полуострова Юкатан и Плайя дель Кармен, то мысль посмотреть на Тулум и его пирамиды появилась в наших головах почти одновременно. Технические вопросы решились быстро и не сказать, что очень дорого. Экскурсия на двоих, включавшая катер от Косумеля до Плайя дель Кармен (и обратно), автобус до Тулума и экскурсия по пирамидам в сопровождении знающего гида (действительно знающего и очень любящего пирамиды, майя и сам Тулум!), обошлась нам в 96 долларов на двоих и сулила весьма насыщенный на впечатления день. В качестве бонуса был обещан релакс на пляже, но это уже решалось на месте и, как я и подозревала, нашлось много чего интересного, занявшего все мое свободное время — с пляжем опять не срослось…

В день швартовки у острова Косумель Карибское море сильно гневалось. Оно вообще частенько бывает бурливым, любит устроить качку и испытать господ-круизеров на прочность. Я несколько раз пересекала море в круизах и ни разу не видела его тишайшим, впрочем, мне это нравится, я люблю стихии, да и на огромном корабле все эти волны ощущаешь только тогда, когда начинается неслабый шторм.

О. Косумель, Тулум. «Hasta la Vista, Mexico!!!»

От Косумеля до Берега Юкатана на катере идти совсем недолго, от силы минут 30, всю дорогу любуясь, как с одной стороны уменьшается в размерах корабль, а с другой — вырастает мексиканский берег. Прибавьте синее-синее небо, бирюзовые волны, эскорт из чаек, катер, прыгающий с волны на волну, солнце, отражающееся в миллионах брызг — красиво ведь, правда?

Вот и все так думали, поглядывая из окон корабельного ресторана на дивный пейзаж и обстоятельно загружаясь завтраком — день предстоял длинный, кто его знает, когда покормят еще раз. Усаживаясь на катерок, никто даже не догадывался, какие пол часа им предстоит пережить…

О. Косумель, Тулум. «Hasta la Vista, Mexico!!!»

Наш кораблик вспугнутой блохой прыгал по волнам, то упрямо взбираясь на гребень, то ухая вниз, стараясь вытряхнуть из пассажиров душу и только что съеденный завтрак. Про таблетки от укачивания, ясное дело, никто не подумал — это же для слабаков! Раздача пакетиков началась на третьей минуте прыжков нашего мини-Титаника и прошла в ажиотажном режиме. Дальше было не до карибских красот, все изучали свои пакетики, сосредоточившись на главном. Я, как и многие, очень не люблю качку, особенно на всяких там лодочках и катерках, меня даже на надувном матрасе укачивает, если честно. Но жизнь давно приучила оценивать высоту волн еще на берегу и принимать соответственные меры — легкий завтрак, состоящий их кофе и еще чего-нибудь невесомого, таблеточка драмины, и как результат, никаких морских болезней. Я даже умудрялась что-то фотографировать, поймав более-менее устойчивое положение кораблика.

На берег Плайя дель Кармен все высыпали с небывалым восторгом и нескрываемой мукой на позеленевших лицах. Мысль о том, что по этим же волнам надо будет прыгать обратно, все отгоняли, надеясь, что за целый день какое-нибудь чудо да случится, спасающее от всех этих прыжков по ухабам. И не ошиблись! К вечеру Карибское море угомонилось, и морская прогулка к кораблю прошла без приключений (если не считать приключениями показательные выступления перепивших товарищей, заметьте, глубоко не русского происхождения).

О. Косумель, Тулум. «Hasta la Vista, Mexico!!!»

Плайю мы осмотрели в рекордном темпе — пляжи, они везде пляжи, а волны, они везде волны. К тому же в неспокойном состоянии море теряет свою дивную бирюзу и особо наслаждаться видами не получается, но половить стихии я все же отправилась, и провела немало приятных минут, стараясь поймать в кадр самый лихо закрученный гребень, увенчанный взбитой пеной и облаком брызг.

О. Косумель, Тулум. «Hasta la Vista, Mexico!!!»

Дорога до Тулума промелькнула незаметно, в интереснейшем рассказе о майя, пирамидах и истории доколумбовых времен. Я даже фотографировать забывала, хотя дорога петляла мимо шикарных джунглей, где на деревьях возлегали огромные оранжевые игуаны, лениво поглядывающие на прыжки гиперактивных обезьян, разминающих свои могучие мышцы спросонья.

От парковки автобусов до самого археологического комплекса Тулум (именно так называются пирамиды официально) можно дойти пешком, а можно прокатиться на автобусике-паровозике, бегающем туда-сюда и развозящем ленивых (ну или очень утомленных) туристов за 2 доллара туда-обратно. Понятно, что мы отправились пешком, обойдя все соблазны в виде многочисленных мексиканских сувениров и фотографирования с разодетыми в перья аборигенами.

О. Косумель, Тулум. «Hasta la Vista, Mexico!!!»

Накануне Юкатан заливало дождями, москиты и прочая летучая нечисть активизировались неимоверно, игнорируя всяческие средства защиты, да и влажная жара не добавляла активности, и я мечтала поскорее выбраться из душных джунглей. Джунгли, услышав мои душевные проклятья, ситуацию решили исправить и подсунули мне для начала огромный термитник, потом парочку носух, именуемых здесь «коати», потом еще одну носуху, никуда не спешащую и стойко перенесшую фотосессию, потом цветущее дерево, и не одно, а потом я чуть на наступила на шикарную игуану и совершенно перестала замечать и москитов, и духоту, и зной. Джунгли умеют быть приветливыми, если захотят, конечно…

О. Косумель, Тулум. «Hasta la Vista, Mexico!!!»

Ничего особенного я от этих пирамид не ждала, если честно. Ничего, что может потрясти сильнее, чем пирамиды Паленке, я не могу даже представить и, как оказалось, я не сильно ошиблась. Но есть одно «но», делающее незабываемыми развалины Тулума — эти пирамиды единственные в Мексике, расположенные на берегу самого красивого из морей, Карибского, с видом на бескрайние его просторы, бирюзовые волны, жаркое солнце и заросшие зеленью скалы. Майя знали толк в красоте, к тому же были мореходами и не просто так построили самую красивую из пирамид, Замок (El Castillo), на высоком утесе, служившим одновременно маяком, указывающим дорогу через рифы. Немало испанских кораблей навсегда успокоилось в морской пучине, пока кто-то не догадался о секрете Замка.

О. Косумель, Тулум. «Hasta la Vista, Mexico!!!»

Самый фотографический и самый популярный вид Тулума открывается именно со скалы, где стоит Замок. Ну и сам Замок вполне достоин того, чтобы вокруг него попрыгать с фотоаппаратом. А поскольку пирамиды Тулума весьма и весьма популярны у туристов, то вокруг прыгала такая толпа с фотоаппаратами и смартфонами, что я поскорее убралась туда, где народа поменьше, а игуан побольше.

Пирамиды на берегу впечатляют сильнее всего, при богатом воображении можно даже представить, как изумились испанские моряки, увидев впервые этот берег и величественный замок, выплывающий из утреннего тумана, словно сказочный мираж. А может они и на самом деле решили, что это им пригрезилось, после долгих странствий по морю, когда вокруг одна вода и вожделенный берег неизвестно когда появится на горизонте…

Даже если ограничиться осмотром Замка, а потом сбежать на пляж (расположенный как раз под скалой, где высится Замок), впечатлений будет масса. Но как нас не манил серебристый песок вожделенного пляжа, мы отправились дальше бродить среди пирамид и ничуть не пожалели об этом.

О. Косумель, Тулум. «Hasta la Vista, Mexico!!!»

Внизу, у Замка, есть небольшой огороженный от туристов пляжик, ничем не примечательный и очень-очень дикий. На этот пляж когда-то приплыли гигантские черепахи, находящиеся на грани истребления, чтобы зарыть в теплом песке свои яйца и дать начало новой черепашьей жизни. Понятно, что пляж сразу же объявили заповедной зоной, заходить на которую строжайше запрещено. Черепахи живут своей жизнью, и им нет никакого дела до туристических групп — повезет ли увидеть их на берегу, зависит только от самих черепах. Нам не повезло, хотя я очень надеялась…

О. Косумель, Тулум. «Hasta la Vista, Mexico!!!»

Не знаю, чем цепляют за душу эти пирамиды, выжженные солнцем и отполированные крепким морским ветром — нет в них монументальности и не поражают они таинственностью, не задевают мрачностью и не поросли мхом столетий. Наоборот, пирамиды эти сияют на солнце, греют ленивых игуан, зарастают совершенно несерьезными цветочками и щедро раздают направо и налево необузданный оптимизм, чего от таких древних сооружений я никак не ожидала.

О. Косумель, Тулум. «Hasta la Vista, Mexico!!!»

Забираться на пирамиды, даже с целью проникнуть в главную тайну майя, запрещено. Вот совсем нельзя! — веревочки, таблички и прогуливающиеся серьезные товарищи, охраняющие пирамиды от туристического любопытства, внимательно следят за исследовательским пылом всяких понаехавших. Что делают с нарушителями, я не знаю, но учитывая серьезный характер древних майя, как-то да наказывают.

О. Косумель, Тулум. «Hasta la Vista, Mexico!!!»

А игуанам ничего не запрещено! И возлегают они на исторических камнях в самых живописнейших позах с видом единовластных хозяев и этих пирамид, и этого солнца, и всего Юкатана сразу, что уж тут мелочиться…

О. Косумель, Тулум. «Hasta la Vista, Mexico!!!»

Сам комплекс небольшой, это вам не Паленке, где целого дня не хватит. Оббежать все можно часа за полтора, ну, а если ходить неспешно, да еще приседать у каждой игуаны и стараться не пропустить, что там интересного рассказывает гид, то времени уйдет намного больше, пол дня, как минимум.

О. Косумель, Тулум. «Hasta la Vista, Mexico!!!»

Углубляться в историю я не буду, иначе мой рассказ перерастет в длинную эпопею, но о самых главных вехах в истории Тулума, упомяну. Этот город был последним оплотом древних майя и их крупным портом, контролировавшим все морские пути от Юкатана до нынешнего Гондураса. Майя жили здесь достаточно долго, строя очень прочные пирамиды и обнеся свой город стеной (тоже редкость для майя!), дожившей до наших дней. Для постройки своих пирамид они смешивали известь с соком деревьев, росших вокруг в великом изобилии и потихоньку, сами того не желая, извели все джунгли вокруг Тулума. С исчезновением деревьев эти места покинули птицы и звери, а потом наступил голод. Меня немного удивляет, почему майя голодали, вместо того, чтобы ловить рыбу, но кто ж это теперь расскажет…

О. Косумель, Тулум. «Hasta la Vista, Mexico!!!»

Майя ушли, бросив свои пирамиды и свой город, а потом и вовсе исчезли, хотя многие мексиканцы утверждают, что ведут они свой род от самых настоящих майя и я им верю — ничто на нашей Земле не исчезает бесследно.

А джунгли вернулись, спрятав развалины пирамид и населив древний город игуанами до того самого дня, когда ученые вернули нам Тулум со всеми его тайнами.

О. Косумель, Тулум. «Hasta la Vista, Mexico!!!»

На пляж мы так и не попали. Нет, дойти до него мы дошли и даже полюбовались дивным Карибским морем, и сделали кучу фотографий на память, но на релакс на берегу времени у нас не оставалось. И мы решили еще немножко погулять среди пирамид, чтобы убедиться, что все самое интересное мы точно посмотрели и ничего важного не пропустили. К этому времени народа заметно прибавилось, гул разноязыких голосов совершенно заглушил шум моря и свист ветра, вспугнутые игуаны поспешили сменить дислокацию, а пирамиды обступила такая плотная толпа, что фотографировать их расхотелось сразу же. И мы отправились к выходу…

О. Косумель, Тулум. «Hasta la Vista, Mexico!!!»

Джунгли днем, это вам не утренние джунгли — и жара крепче, и ветра нет, и носухи попрятались, и москиты озверели от обилия выпитой крови. Малодушную мысль доехать назад на курсирующем автобусике я героически прогнала, о чем жалела всю обратную дорогу. Сфотографировавшись в конце у обязательного для всех туристов знака «Я люблю Тулум» и получив порцию ледяного мороженого за проявленный героизм, мы прикинули время и с сожалением осознали, что оно подошло к концу.

О. Косумель, Тулум. «Hasta la Vista, Mexico!!!»

Еще одна тайна майя, которую никто никогда не сможет разгадать (если только ученые не найдут обстоятельный трактат самих майя, разъясняющий всем нам, что и как было во времена расцвета их цивилизации и как так случилось, что она пришла в упадок), увидена и теперь будет не давать мне покоя своей неразгаданностью, заставляя выискивать, чтобы такого еще почитать на эту тему…

О. Косумель, Тулум. «Hasta la Vista, Mexico!!!»

Дорога обратно прошла в вопросах-ответах: «как живется бедным мексиканцам», что было мне уже не так интересно. Карибское море к вечеру совсем успокоилось, не желая показывать красоту своих волн на закате, но порадовав тех, кто чуть не умер утром, преодолевая морской путь от Косумеля до берега Юкатана. В общем, обратная дорога была прескучнейшей…

Тулум мне запомнился не пляжами. Главные здесь пирамиды, спрятанные в них тайны, древние майя, густые джунгли, любимые игуаны и самое лучшее в мире море, навсегда покорившее мое сердце. Отплывать от Косумеля было на удивление легко, я знала, что через неделю мы вернемся на эти берега…

Косумель.

О. Косумель, Тулум. «Hasta la Vista, Mexico!!!»

Дома, прикидывая, чем занять себя на Косумеле, мы перебрали много вариантов — снова отправиться на материковую Мексику и навестить Канкун, отправиться на пляжи Тулума и просто побездельничать, погулять по Плайя дель Кармен, прочесав прибрежную зону на предмет чего интересного, но прикинув время, отведенное на стоянку (а его было намного меньше, чем в первый раз) и самое главное, цену на доставку нас с Косумеля на материк и обратно, мы решили не создавать себе трудностей, а в последний круизный день просто отправиться на пляж, чтобы отмокнуть в Карибском море, полирнуть напоследок загар и наконец-то отдохнуть от всей этой беготни под палящим солнцем с фотоаппаратом на уставшей шее.

О. Косумель, Тулум. «Hasta la Vista, Mexico!!!»

Ситуация немного осложнялась тем, что вместе с нами к Косумелю швартовалось рекордное число круизных кораблей (включая огромнейший «Аллюр» с 6500 пассажирами на борту) и остров должен был как-то разместить на своих пляжах больше 20 000 гостей. Пришлось быстренько прошерстить информацию, где можно спокойно и относительно недорого полежать у кромки моря и спешно забронировать себе место под солнцем.

Вообще, Косумель остров практически дикий и почти 90% его территории пребывает в первозданном виде. Единственный город, порт и соединяющие их дороги — вот и вся цивилизация. Хитрые мексиканцы, видя с какой охотой туристы спешат на пляжи, быстренько подсуетились и обустроили вдоль побережья благоустроенные территории, оборудовав их лежаками, зонтиками, сносным WI-FI, бассейном и зоной, где можно отведать мексиканскую кухню, запивая ее горячительным. Отбоя от туристов нет, попасть на такой пляж надо постараться, особенно в день, когда швартуется очень много круизников, и бизнес процветает, принося не только верный доход, но и неучтенные налогами чаевые, которые здесь откровенно вымогают.

Пляж мы нашли быстро — небольшой, рассчитанный всего на 100 человек, с гарантированной доставкой нас к кораблю в конце дня. Цена вопроса немного смущала, но ничего дешевле нам не попалось и отдав 22 доллара залога, мы посчитали подготовку к высадке на остров Косумель завершенной.

О. Косумель, Тулум. «Hasta la Vista, Mexico!!!»

На двоих, за целый день на пляже (с 9.00 до 17.00) выходило 110 долларов (обед включен, напитки тоже, даже алкогольные, в неограниченном количестве). Плюс такси — 17 долларов в одну сторону и столько же обратно. Я же говорю, мексиканцы развернули очень доходный бизнес!

О. Косумель, Тулум. «Hasta la Vista, Mexico!!!»

Сойдя с корабля, я потеряла дар речи от обилия народа, такую толпу я в круизах встречала впервые. Взмыленные мексиканцы еле успевали проверять рюкзаки и сумки пассажиров кораблей на предмет запрещенных к ввозу в страну фруктов, охрипшая собачка из последних сил вынюхивала яблоки и груши, в изобилии летевшие в огромную мусорную корзину.

Очереди и прочего ажиотажа на стоянке такси не было, что удивило, а вот на дороге была пробка, что в принципе и ожидалось, и мы еле ползли в сторону забронированного пляжа, сокращая оплаченное время законного релакса. Но пляж не подкачал — коралловый песок, бирюзовые волны, горячее солнце, освежающий ветер, ледяной мохито и острые мексиканские креветки мы получили, согласно прейскуранту, и пока муж отсыпался в тени соломенного зонтика-палапаса, я бродила вдоль прибоя, собирая очередную порцию кораллов и ракушек для своей коллекции. Море облизывало пятки, выкидывая самые симпатичные свои ракушки, стирало следы, оставленные на прохладном песке, а я не знала, прощаться мне с Карибами навсегда или судьба уже готовит нам новую встречу — почему бы и нет! Я столько раз говорила, что это последняя наша Мексика, что в этот раз решила промолчать. И даже мечты, совершенно неугомонные и не желающие считаться с доводами разума и аргументами кошелька, на этот раз скромно промолчали…

О. Косумель, Тулум. «Hasta la Vista, Mexico!!!»

Не знаю, встречусь ли еще раз с Мексикой и ласковым Карибским морем, но подмороженные нашей зимой мечты все чаще и чаще вздыхают по тем берегам, где жаркое солнце, серебряный песок и теплые волны самого красивого цвета.

Мексика, я еще вернусь! Hasta la Vista!