Хочу сегодня погулять по Лиссабону без определенного маршрута и показать уголки города, которые будут кому-то знакомы (ведь мы не обходили стороною достопримечательности), а где-то может быть вы не были или просто прошли мимо и не обратили внимания.
Начнем с метро. О метрополитене Лиссабона я уже писала после поездки 2010 года, метро мне понравилось: там было интересно и удобно! Кто заинтересуется, можете заглянуть. Специально я станции не смотрела, немного покажу только те, которыми пришлось воспользоваться.
Метро в Лиссабоне начали строить в 1953 году, а первая линия стала функционировать через шесть лет — в 1959 году. Но для туриста главное событие, как я думаю, это то, что красную линию метро в 2012 году дотянули до аэропорта. Это намного облегчило нам жизнь, связь с городом и вокзалами.
Прилетев в город, от радости мало обращаешь внимание на метро. А на станцию Aeroporto (Айрупорту) стоит взглянуть внимательно. Эту станцию оформлял португальский мультипликатор и карикатурист Антонио Антунес. На стенах не просто забавные картинки, это 53 карикатуры реальных людей, оставивших след в истории Португалии.
Вот справа — Мария Жуан Пиреш, знаменитая португальская пианистка, а в центре — Мария Виейра да Сильва, французская художница португальского происхождения. Здесь есть поэты, писатели, политики, знаменитая исполнительница фаду Амалия Родригес и футболист Эйсебио.
Станцию Marquês de Pombal (Маркеш-ди-Помбал) мы видели каждый день, поскольку жили рядом. Она была открыта в числе первых одиннадцати станций в 1959 году. Все были в конце прошлого века реконструированы для приема большего количества вагонов и заново декорированы.
Главный персонаж здесь — маркиз Помбал, с длинными завитыми волосами (наверно парик?) и рулоном бумаги в руке. Может это план восстановления Лиссабона после землетрясения 1755 года, а может какой-то указ, ведь он был первым министром и провел в Португалии невиданные ранее реформы.
Прочитала на сайте метрополитена, что по замыслу лиссабонского скульптора Жуана Кутилейру маркиз стоит спиной, чтобы «подчеркнуть загадочный и таинственный характер этой противоречивой исторической фигуры».
Вернемся на поверхность. Мы жили на улице Кастильо, а на перекрестке с Rua Braamcamp стояло интересное здание — «Edifício Heron Castilho», на которое невозможно не обратить внимание из-за необычной архитектуры и женских голов под лоджиями второго этажа.
Это эклектичное здание с декоративными элементами стиля модерн было построено в 1921 году. К 1985 году оно полностью пришло упадок, но его решили сохранить, до 1992 года шла реконструкция. От здания остались только наружные стены, изменилась внутренняя планировка, были надстроены четыре новых этажа, а на крыше появилась терраса. Сейчас такой реконструкцией не удивишь, есть примеры и у нас в Екатеринбурге. Но это здание я заметила еще в первый приезд в Лиссабон.
По Rua Braamcam можно дойти до площади Rato, там же станция метро с таким же названием. Название звучит странно, в переводе это просто «мышь». Это прозвище реально существовавшего в XVII веке человека, который основал в этом районе монастырь, хотя раньше я слышала другую версию.
Станцию Rato (Рату) оформляла семья художников — Мария Виейра да Сильва (помните карикатуру на станции в аэропорту?) и венгр Арпад Сенеш. Для оформления станции использованы две их картины, а также там установлены бюсты, посвященные этим художникам. Я видела только половину: картина называется «Банкет», а бюст — Арпада Сенеша.
Сама площадь Рату выглядит невыразительно, может потому, что по центру её выделена зона посадки в автобусы, огороженная бетонной стенкой. Но несколько зданий на площади заслуживают внимания.
Самое заметное здание — бывший женский монастырь (Convento das Trinas do Rato), основанный в 1633 году для дам из благородных семейств, если я правильно переварила жуткий перевод. Одним из основателей был Луис Гомес де Са и Менес по прозвищу «Рато», от него и пошло название этой площади. Внешне здание сохранилось в том виде, в каком было после землетрясения 1755 года, которое его затронуло мало. Центральную часть занимает церковь.
На другой стороне площади — Дворец маркиза да Прайя и Монфорте (Palacio Praia e Monforte), построенный в 1784 году. С тех пор он переходил из рук в руки, пока в 1975 году в здании не разместился национальный штаб Социалистической партии.
Справа от монастырского здания находится одно из самых интересных технических сооружений города — Акведук Агуаш-Либриш, построенный в середине XVIII века, а рядом с ним — один из филиалов Музея воды Лиссабона. Рекомендую заглянуть туда обязательно, это самый большой акведук Португалии. О нём я рассказывала подробно — «Акведук Свободных вод». Об этом акведуке я узнала после первой поездки в Лиссабон и обязательно хотела его увидеть.
На площади есть еще один объект, принадлежавший к системе водоснабжения города. Это фонтан, построенный в середине XVIII века одновременно с акведуком и связанный с ним системой труб. Он был двухъярусным: из труб верхнего яруса брали воду жители, а из «корыта» в нижней части поили животных. Сейчас фонтан не работает.
От площади Рату улицы разбегаются лучами. Посмотрим, куда они могут завести. В первый день мы пошли по проспекту Алвареша Кабраля (Av. Álvares Cabral). Дорога была знакомая, в прошлый приезд я по ней ходила.
На проспекте меня заинтересовали два здания:
— Средняя школа Педро Нуньеса была открыта в начале XX века, а это здание для неё построено в 1911 году;
— Музей поэта Жоао де Деуса был открыт в 1917 году с двумя целями: стать памятником поэту, а также библиотекой для поддержки португальской культуры. Здесь кроме личных вещей поэта есть произведения искусства, историческая библиотека, коллекция печатных изданий.
В конце проспекта стоит памятник Педро Алварешу Кабралу, португальскому мореплавателю, который в 1500 году открыл Бразилию.
Рядом находится парк Эштрела (Jardim da Estrela), открытый в 1852 году. Парк очень уютный, особенно хорош в жаркую погоду. Здесь много памятников и скульптур, есть пруд с утками-гусями, кафе. Очень богатая растительность, летом много цветов. В прошлый раз здесь цвела огромная юкка. Красивая кованая беседка-эстрада построена в 1884 году, летом здесь устраивают концерты.
Мы просто прошли через парк, было не до изучения, очень хотели есть. Загулялись и забыли про еду. А в Португалии, как и в прочих странах, пропустишь, и до 19 часов ходи голодный.
По этой же причине и на великолепную Базилику-да-Эштрела, Базилику Звезды, к которой выходишь из парка, посмотрели только издали. Еды в этом районе мы не нашли, но это другая история.
Переберемся в другой район. Поскольку особых планов на осмотр обычных туристических достопримечательностей города у меня не было, решила посмотреть на то, что давно хотела увидеть. А увидеть, кроме акведука, хотелось арену для корриды. Испанскую корриду я видела в 1997 году в свою первую «заграничную» поездку в Барселоне, впечатление получила, и больше этого зрелища видеть не хочу. А вот арены мне нравятся, как правило, это интересные по архитектуре сооружения.
В Мадриде я съездила посмотреть на арену, заодно поинтересовалась судьбой тореадоров (Весенний Мадрид_Тореадоры).
Лиссабонская арена для корриды — Кампу-Пекену (Praça de Touros do Campo Pequeno) — круглое здание в стиле нео-мудехар с пристроенными четырьмя восьмигранными башнями. Её построили в 1892 году, взамен отслужившей шестьдесят лет старой арены. В переводе с португальского название означает «Малое поле».
Эта арена необычная, её полностью реконструировали в 2006 году и превратили в многофункциональный крытый зал, где летом проводят бои быков, а зимой — концерты, выставки, ярмарки и прочие мероприятия. Диаметр покрытой песком арены 80 метров, а зал вмещает до десяти тысяч зрителей. В здании есть Музей тавромахии и кинотеатр.
Кроме того, под ареной устроен паркинг, торговый центр и есть выход к станции метро, которая открыта в 1959 году в числе первых станций лиссабонского метрополитена. Названа она в честь арены для корриды — «Кампу-Пекену».
Оформление этой станции, как и прочих, — результат реконструкции конца 1990-х. Вокруг арены много рынков, поэтому станцию украсили мраморными скульптурами, изображающими женщин, торгующих на рынке. Здесь есть гадалка с колодой карт, торговка рыбой с блюдом рыбы на голове, женщина с корзиной яблок, кувшином.
А платформы украшают изображения быков, тореадоров,
а также дам разной степени одетости.
Кстати, португальская коррида или торада, отличается от испанской тем, что в конце боя быка не убивают. Так идет с первой половины XIX века, когда страной правил король Мигель, считавший, что убивать животных бесчеловечно.
Мимо арены проходит одна из самых красивых улиц Лиссабона — Авенида Республики. Недалеко от арены стоит одно из произведений португальского архитектора Мануэля Хоакима Норте-младшего, плодотворно работавшего в начале прошлого века. Здание считают самым красивым в этом районе.
Напротив арены также красивые здания построенные в начале XX века, некоторые на реконструкции. Надеюсь, что за прошедшее время их уже привели в порядок.
Через станцию «Пикуаш» (Picoas) желтой линии метро мы проезжали по пути к арене. Оформление заинтересовало, и я вышла посмотреть поближе. На стенах платформ этой станции размещены керамические картины с изображениями женщин различных профессий. Разбираться в профессиях бессмысленно, но выглядит нарядно, сочетание цветов довольно позитивное. На этой станции выходы в город оформлены в стиле Парижского метрополитена.
Вернемся на площадь Маркиза Помбала и пойдем по одному из проспектов, лучом отходящему от площади, — авениде Фонтес Перейра де Мело (Av. Fontes Pereira de Melo). Она застроена в основном современными зданиями офисов и отелей. Среди них за оградой стоит небольшое здание — Дворец банкира Сотто Майор, построенный в 1902–1906 годах.
Рядом с этим дворцом есть интересное сооружение — виадук авениды Фонтес Перейра де Мело, небольшой тоннель под проспектом, построенный в 1900 году.
А теперь немного искусства другого рода. Когда-то в альбоме одного из наших авторов меня заинтересовали здания, ожидающие реставрации. Они как раз стоят следом за дворцом Сотто Майор. Забавно, если бы не портила всё добавленная позже мазня.
Рядом еще одно великолепное произведение Мануэля Хоакима Норте — небольшой дворец, построенный в 1911–1914 годах. За него архитектор получил в 1914 году престижную португальскую премию в области архитектуры, которая раз в год присуждается архитекторам за здания, построенные в Лиссабоне. Красивое здание в стиле эклектики с элементами стилей барокко, мудехар и модерна. Жаль, освещение было не в нашу пользу, но выбирать не приходилось.
Если спуститься на следующий луч, отходящий от площади Помбала, — Avenida Duque de Loulé, то любителям домиков можно увидеть много интересного. Обнаружила её случайно. Это улица длиной всего 650 метров, район считается престижным, хотя многие здания еще нуждаются в реставрации. Застройка начала XX века, много зданий в стиле модерн. Время было вечернее, длинные тени, высокие деревья, часть зданий в лесах, припаркованные автомашины, фотографировать практически невозможно.
Вернемся на площадь Рату и пройдем по еще одной отходящей от неё улице — Rua da Escola Politécnica. Недалеко от площади стоит Дворец герцогов Палмела (Palácio dos Duques de Palmela), построенный в конце XVIII века, вход в который охраняют две фигуры, а над входом — герцогский герб. Во дворце сейчас размещается Генеральная прокуратура Португалии.
Особняк Фонтальва в стиле эклектики, построенный в середине XIX века.
За ним в сквере стоит приходская церковь Сан-Мамеде (Igreja Paroquial de São Mamede), оформленная внутри в традиционном португальском стиле с применением бело-голубых плиток азулежу.
Из плиток выложены картины станций на крестном пути Иисуса Христа.
На противоположной стороне улицы — скромное здание, построенное в середине XVIII века для проживания главы магистрата, — «Casa de São Mamede». Это одно из первых зданий в городе, построенное после землетрясения 1755 уже с учетом сейсмичности района. С 1948 года здесь размещается небольшая семейная гостиница.
Дальше по улице стоит дворец графа Чея (Palácio Ceia), построенный в 1761 году. Сейчас в нём размещается Открытый университет, единственный в Португалии университет дистанционного обучения.
Улица называется в честь Политехнической школы, которая когда-то находилась на этой улице в здании XVIII века. Сейчас здесь размещается Национальный музей естественной истории и науки, входящий в состав Лиссабонского университета. Музей стоит посетить любителям ископаемых динозавров, а кто больше любит цветочки — тем дорога в расположенный за музеем Ботанический сад, самый старый в Португалии, с большим разнообразием деревьев и растений.
Архитектура Лиссабона в основном проста: здания без особых деталей на фасаде, основное украшение — керамическая плитка разных цветов, кованые решетка балконов.
Посмотрите, какой узкий домик! Но зато есть персональный гараж.
На пути небольшая площадь, где в середине XIX века был разбит парк, известный как Jardim do Príncipe Real. Официально с 1915 года он носит имя журналиста Франса Борхеса, памятник которому стоит в парке. В центре есть огромное дерево диаметром более двадцати метров, пишут, что это разновидность кипариса — кипарис лузитанский. Восьмиугольный фонтан не работал, видимо еще не сезон.
Под этим парком есть резервуар для запаса воды, входивший в систему водоснабжения города вместе. Вода в него поступала из акведука. Сейчас он относится к Музею воды и доступен для посещения.
Но больше всего в парке радовал цветущий каштан!
Район площади Príncipe Real очень прятный, застроенный элегантными зданиями аристократических особняков и посольств. Здесь много самых разных магазинов -модной одежды, дизайнерских, антикварных.
Самое красивое здание на площади — Palácio Ribeiro da Cunha. Этот дворец в стиле нео-мудехар был построен в 1877 году для богача Хосе Рибейра да Кунья и находился в собственности разных не бедных людей до 1990-х годов.
После реконструкции 2013 года дворец стал торговой галереей Embaixada (Посольство). Здесь размещаются в основном магазины национальных брендов, где можно купить всё, что может предложить Португалия. Я не знала, что сейчас в этом здании, хотя видела его и в первую поездку, но в худшем состоянии. Его трудно обойти вниманием. Даже если вы не собираетесь ничего покупать, в это здание стоит обязательно заглянуть, чтобы увидеть великолепные мавританские интерьеры.
За площадью улица меняет свое название, теперь она носит имя короля Педру V (Rua Dom Pedro V). Это одна из самых оживленных торговых улиц Лиссабона, просто еще не сезон. Говорят, здесь очень красиво в мае, когда зацветает джакаранда, которой много на улицах города. Вид улицы здесь заметно меняется: уже нет плитки в отделке фасадов, здания оштукатурены, окрашены, с красивыми коваными балкончиками, декоративными деталями.
Улица выходит к еще одному небольшому саду — Сан-Педро-де-Алькантара (Jardim de São Pedro de Alcântara). Этот сад, созданный больше 150 лет назад, расположен на двух террасах. На нижней — клумбы, цветочки, бюсты португальских писателей и поэтов, на верхней — кафе, красивый фонтан, но главное — смотровая площадка.
На смотровой площадке есть план — картина, выложенная из плитки, на которой изображен открывающий с площадки вид, с подписанными основными достопримечательностями. Его я видела в первую поездку, а вот сейчас он был закрыт и упакован, видимо, на реставрации. Хотя непонятно, что там реставрировать, состояние было прекрасное. Нам этот план и не был нужен, все уже видели и узнавали без подсказки: монастырь Граци, два купола церкви монастыря Сан-Висенте-да-Фора, замок Святого Георгия, кафедральный собор…
В парке играла играл небольшой ансамль и пел негр, хорошо пел, всем известно, что танцевать и петь они мастера.
Рядом вверх-вниз бегали вагончики фуникулера (Elevador da Glória), поднимающие пасажиров с площади Рештаурадориш. Этот фуникулер был открыт в 1885 году, вторым в городе. Вроде и путь не велик, всего 265 метров, а спрос есть, читала, что услугами пользуется три миллиона пассажиров в год.
Напротив станции фуникулера стоит обратить внимание на красивое здание — Дворец Людовиче, построенный в начале XVIII века. Это был дом семьи португальского архитектора Жоана Фредерико Людовиче. По происхождению немец, Иоганн Фридрих Людвиг, имел талант к рисованию. На него обратили внимание иезуиты, при их поддержке он получил образование в Италии, а затем работу при дворе короля Жоана V в. Португалии.
Главное произведение Людовиче — великолепный Королевский дворец в Мафре, где он был автором проекта и руководителем строительства. Над созданием этого великолепного дворца работало много архитекторов, в том числе сын архитектора — Антонио.
Следующая площадь на пути — площадь Триндаде Коэльо (Largo Trindade Coelho), названная в честь португальского писателя, судьи и политика в одном стакане. А когда-то это была площадь Святого Роха.
На площади стоит одна из старейших иезуитских церквей мира и, пожалуй, самая богатая из церквей Лиссабона, — иезуитская церковь Святого Роха, построенная во второй половине XVI века. Великолепный алтарь, восемь роскошных барочных капелл! Я уже была в этой церкви, но тогда не разрешали фотографировать и внимательно следили за исполнением.
Я так была впечатлена блеском золота, что вышла и забыла сфотографировать церковь снаружи. Но простой фасад скромен по сравнению с пышностью интерьеров. Здесь есть о церкви Святого Роха отличные рассказы Ирины Дементьевой (tinka61) и Елены Акимовой (kapuletta).
Следующая площадь по маршруту — площадь Луиша Камоэнса (Praça de Luís de Camões). Площадь довольно оживленная, молодежь сидит вокруг памятника национальному поэту Португалии, автору мирового шедевра — поэмы «Лузиада», прославляющей португальского мореплавателя Васко да Гаму.
На противоположной стороне улицы — площадь Шиаду (Largo do Chiado), где людей еще больше, играет музыка. Всё также смотрит с постамента поэт Антониу Рибейра, сидит у кафе «Бразильера» поэт Фернанду Пескоа.
Любители барокко, эта площадь для вас: здесь стоит сразу два храма эпохи Возрождения.
Слева — собор Богоматери Лорето (Igreja do Loreto). Эта церковь, её ещё называют итальянской, была построена в 1518 году для венецианских и генуэзских купцов, которых было много в Лиссабоне. Она сильно пострадала во время землетрясения 1755 года, была восстановлена через тридцать лет.
Церковь однонефная с двенадцатью часовенками, посвященными двенадцати апостолам. На фасаде изображена Богоматерь Лорето. К сожалению, была закрыта.
Напротив неё — церковь Богоматери Воплощение (Igreja Da Nossa Senhora Da Encarnação), построенная в 1708 году. Она также была разрушена землетрясением, работы по восстановлению продолжались больше ста лет.
Рядом с площадью Шиаду на улице Гарриет стоит ещё одна красивая церковь — Базилика Богоматери Мучеников (Basílica de Nossa Senhora dos Mártires). Она построена в память о всех солдатах, погибших в бою, защищая христианскую веру. Современный вид базилики — реконструкция после землетрясения, во время которого она была полностью разрушена. В базилике великолепные алтари и расписанные потолки.
Мы много еще видели, гуляя по Лиссабону, но обо всём этом я уже рассказывала после поездки 2010 года.
Еще немного о лиссабонском метрополитене, о станции «Рештаурадориш». Эта станция также была открыта в числе первых одиннадцати станций в 1959 году. За прошедшие годы не раз реконструировалась, современный вид — результат реконструкции 1998 года, когда полностью была заменена облицовка стен.
Станцию украшают картины работы Надира Афонсу, посвященные столицам городов. Здесь есть «Париж», «Лондон», «Мадрид», «Нью-Йорк», наша «Москва» и «Рио-де-Жанейро». Красиво, но если бы не подписи, я бы не отличила столицы одну от другой, хоть была везде, кроме Рио.
В заключение, — собачка, которая «гуляла» на втором этаже и встретилась нам в одном из районов старого города. Уж простите, ни один котик не встретился.