Метро Лиссабона оставляет очень приятное впечатление своей чистотой, интересным оформлением и удобством перемещения. Я не собираюсь проводить какие-то параллели с Москвой, пассажиропоток несравним. Но, много лет регулярно в отпуске, таская сумки между вокзалами столицы по крутым ступеням пересадочных станций, как-то не замечаешь красот, а вспоминаешь эскалаторы метро других столиц. Но не будем о грустном!
Идея создания метро в Лиссабоне была высказана еще в 1888 году, но реализация ее затянулась на долгие годы. Метрополитен был открыт 29 декабря 1959 года. Протяженность линий метро 45, 5 км и всего 55 станций.
В лиссабонском метро четыре линии, каждая имеет свой цвет, название и эмблему. Самые старые — Синяя линия (линия Чайки) и Желтая линия (линия Подсолнечника), открытые в 1959 году; потом открыли Зеленую (линию Каравеллы), самая «молодая» — Красная линия (линия Востока), открытая в 1998 году.
Работать метро начинает в 6–30 и последний поезд отправляется в 1–00 с последней станции каждой линии. На станциях Лиссабона рельсы проложены в центре, а платформы расположены по обе стороны, так что нужно внимательно смотреть, в какую стороны вы едете.
Конечная станция Зеленой ветки метро — станция Cais do Sodre. Кайш-ду-Содрэ — пригородный железнодорожный вокзал, станция метрополитена и паромный терминал в центральной части Лиссабона на берегу реки Тежу. Вокзал обслуживает популярное пригородное направление на курорт Кашкайш. На этой станции мы бывали чаще всего, так как жили в Эшториле.
7
Архитектор станции — Нуну Теотониу Перейра, а художественное оформление станции метро выполнено по работам художника-модерниста Антониу Дакосты: на стенах изображения кролика из сказки «Алиса в стране чудес».
4
Еще одна станция Зеленой линии — Martim Moniz. В ее оформлении использована тема христианского завоевания Лиссабона.
1
2
Видимо это — крестоносцы.
2
Станция Аламеда — большой пересадочный узел на пересечении Зеленой линии («Каравеллы») с Красной линией («Восток»). Она была полностью перестроена после ущерба от пожара в 1997.
5
Оригинальные керамические плитки Марии Кеил были сохранены в новой станции вместе с работами четырех других художников. Коста Пинхейро выполнил картины из керамических плиток под названием «Navegadores» (Навигаторы). На картинах изображены знаменитые португальские мореплаватели.
3
5
3
2
2
А Альберто Карнеиро принес Природу под землю своими скульптурами, изображающими деревья.
6
Мимо этой станции я не смогла проехать, вышла, чтобы сфотографировать. Это станция «Olaias». Прочитала, что в 2013 году она вошла в число 22 самых красивых станций метрополитенов мира по версии приложения Travel британской газеты Daily Telegraph.
3
8
3
4
3
Немного посмотрим станции Красной линии. Это станция «Olivais» (Оливы). Оформление связано с природой районов, где растут оливковые деревья.
7
Сюжеты самые разные. Вот кто-то машет красным флагом…
2
Здесь растут оливковые деревья…
2
А здесь какие-то загадочные животные, похожие на злобных зайцев.
4
Это все та же станция, фантазия художников неисчерпаема. Но забавно…
1
4
5
2
Пять лет назад Gare do Oriente (Восточный вокзал) была конечной станцией Красной линии метрополитена. В 2012 году Красная линия продлена до аэропорта, что значительно облегчило жизнь туристов. Станция введена в эксплуатацию 19 мая 1998 с открытием выставки ЭКСПО-98. Темой выставки были «Океаны», что и послужило темой оформления станции.
4
Для оформления станции были приглашены известные художники, представляющие пять континентов: пять европейцев, три выходца из Азии, один африканец, один американец и один австралиец. Вот это деталь панели северного выхода с платформы, которую оформил японец Yayoi-Kusama.
3
Смесь реальных и воображаемых эпизодов истории и морской мифологии.
3
Тут — какие-то фантастичеcкие подводные животные.
8
Видимо это тоже имеет какое-то отношение к океану…
1
Станция метро Синей линии «Colegio Militar» оформлена в португальских традициях «азулежу» — плиткой в голубых тонах.
2
2
Все вагоны метро лиссабонского метрополитена из нержавеющей стали. Обычно в составе шесть вагонов, но не в пиковые часы могут подать укороченный состав из трех вагонов. Это будет обязательно указано на табло, или проще ждать посадки у первого вагона, чтобы потом не бегать по платформе.
1
Проезд в метро оплачивается с помощью карт, которые надо заранее пополнить деньгами. Купить и пополнить карты можно в кассах или автоматах при входе.
Карту обязательно валидировать, прикладывать к сенсорной панели на турникете, при входе и выходе из метро. Даже если это для вас единственная поездка, обязательно сохраните карту до конца поездки, иначе вас не выпустят, и придётся заплатить штраф за безбилетный проезд. Штраф составляет 100-кратную стоимость билета.
Станции метро, которые могут быть полезны:
Aeroporto: аэропорт Лиссабона;
Cais do Sodré: электрички в Кашкайш и Эшторил, трамвай в Белем и паромы к статуе Христа;
Rossio и Restuaradores: жд станция Rossio (электрички в Синтру);
São Sebastião: музей Гюльбенкяна, торговый центр El Corte Ingles;
Jardim Zoológico: зоопарк и автобусная станция Sete Rios (междугородние автобусы);
Colégio Militar / Luz: стадион Бенфики и торговый центр «Коломбо»;
Santa Apolónia: жд вокзал Santa Apolónia (поезда в Испанию и в Порту);
Oriente: жд вокзал и автобусная станция, торговый центр Vasco da Gama, Парк Наций и Океанариум.