Как водного знака, меня постоянно тянет к жиже. И живу-то я на берегу моря, но моря теплого. Однако в силу характера нордического, предпочитаю моря северные, с темпераментом суровым, брутальным и непредсказуемым.
Как водного знака, меня постоянно тянет к жиже. И живу-то я на берегу моря, но моря теплого. Однако в силу характера нордического, предпочитаю моря северные, с темпераментом суровым, брутальным и непредсказуемым.
Погода в середине осени в Европе — лотерея. А уж в Шотландии и подавно. Поэтому, проснувшись и увидав в высоких окнах геста синее, без единого облака небо, я решила перенести запланированную на завтра вылазку к заливу Фёрт-оф-Форт и городку Квинсферри на сегодняшний, субботний день, т. к. в чисто утилитарном плане, испытывать на себе темперамент северных вод в день ненастный желания никакого не было, не смотря на предпочтения.
Вот сайт, на котором можно посмотреть экскурсии из Эдинбурга. Там же есть та, про которую я расскажу сейчас. Называется она «3 Bridges Tour» и включает проезд на автобусе: туда и обратно до пригорода Эдинбурга — городка Квинсферри, что на берегу залива Фёрт-оф-Фор, и прогулку на кораблике по заливу с заездом на остров Инчкольм с одноименным аббатством XII века. Там, на острове, при желании, можно сойти с кораблика и погулять около полутора часов по округе и вернуться обратно на следующем (в моем случае следующий кораблик прибыл через 2 часа, так что времени на осмотр острова было более чем достаточно). А можно и не вылезать. Это как кому захочется.
Билеты я, например, покупала непосредственно в день поездки в городском туристическом бюро, расположенном рядом с железнодорожным вокзалом Waverley. Никакого столпотворения не было. Да и вообще мало там было людей в бюро этом, не смотря на субботний день и хорошую погоду.
Однако на сам кораблик народу набежало много. А много их было потому, что основная масса заказывала билеты через интернет. Но первыми на кораблик вошли мы, те у кого были билеты, купленные сегодня (их проверить было легче), а лишь потом все остальные, с интернетовскими распечатками. Так что советую заранее билеты не приобретать, особенно учитывая нестабильность шотландской погоды и то что никаких преимуществ: ни в цене, ни при посадке заранее купленный билет не дает.
Пока ждала время отправления автобуса, а стартуют они с моста одноименного вокзалу — моста Waverley, прогулялась по прилегающему к монументу Скотту садику. Там на многих скамейках очаровательные эпитафии. Так чтут память любимых в Эдинбурге. Очень трогательно.
Ну вот, дождалась автобуса. Поехали.
В автобусе есть аудиогид. И что особенно приятно, на русском тоже есть. Меня, честно говоря, этот факт поразил. Где Шотландия и где Россия. Да и думаю, что о России у местного населения очень приблизительное представление, судя по тому, как они реагировали на мой ответ на их вопрос: «Откуда Вы?» А подиж ты!
Дорога от Эдинбурга, до Квинсферри очень живописна, как и все дороги в Шотландии, по которым мне удалось проехать. Как только пересекли условную границу столицы, сразу начались заливные луга с овцами. Лесные массивчики вокруг исторических зданий и поместий. Кстати говоря, мне очень понравилась эта Эдинбургская особенность: отсутствие промышленной окраины. Город практически однороден. И однородность эта приятная.
А мы уже в Квинсферри, который является тендерным портом Эдинбурга. Но заходят туда только небольшие круизные суда, т. к. залив Фёрт-оф-Форт изобилует мелями и рифами.
Про сам мини-городок, в котором проживает 9 тысяч населения известно аж с XI века. Вдумайтесь в циферку. При королеве Маргерит тут была основана паромная переправа, просуществовавшая 9!!! веков, до 1964 года, когда был открыт автомобильный мост. К самому городку мы еще вернемся, а теперь про мосты.
Их там целых 3, что явствует и из названия рассказа, и из названия непосредственно экскурсии, по событиям которой этот рассказ написал (какая тавтология). Причем размер их таков, что у меня, сталкивающейся в основном с мостиками метр на полтора, они вызвали массу эмоций. Я помню предыдущий день, когда мы возвращались с экскурсии Western Highland и они, мосты эти, выростали гигантскими парусами на горизонте.
Но главной приманки, ради которой возят туристов в Квинсферри, с того ракурса не было видно. Но как только вы въезжаете в город, Форт Бридж царственным мастодонтом мгновенно, не давая опомнится, выплывает перед вами.
Мост роскошный. Он массивный и ажурно-легкий одновременно. Возводили его с 1882 по 1890 годы, хотя разговоры велись и раньше и даже был проект Т.Боуча. У него мост состоял лишь из 2-х подвесных пролетов по 480 метров и проект начали претворять в действие, но к 1873 году была установлена только одна опора. А в 1879 году, лишь через два года после введения в эксплуатацию, из-за сильного шторма произошла катастрофа с соседним, похожей конструкции мостом через Фёрт-оф-Тей, где погибли 75 человек. (Кстати, я смотрела на фотографиях, нынешний мост Тей тоже потрясающий красавчик. Он идет от г. Данди.)
К проекту инженеров: Д.Фоулера и Б.Бейкера, из-за катастроф и недочетов в проектировании предыдущих мостов предъявлялись повышенные требования, что естественно. Учитывая, что мост стоит до сих пор, требования эти были проработаны, учтены и воплощены, что очевидно. При строительстве погибло 57 человек, (как-то не хочется говорить, что неизбежно) не смотря на то, что под опорами постоянно дежурили спасательные катера. Но они подняли на свой борт лишь 8 человек.
Не буду утомлять вас инженерными выкладками и сухими цифрами, не для этого мы тут с вами собрались. Скажу то, что нам гораздо интереснее — мост фотогеничный до нельзя. Этот его красный цвет, который в классификации цветов имеет свое имя собственное по имени моста (я бы назвала его — цвета бычье крови), да на фоне постоянно меняющегося, фактурного шотландского неба выглядит «ваще» супер. Кстати, до 2012 года, когда изобрели краску, что позволяет не возвращаться к покраске 25 лет, окрашивание этого сооружения, длинной 1630 метров, было перманентным мероприятием, что даже вошло в местный «вокабьюляри» аналогом поговорки — Сизифов труд. Когда заканчивали окрашивать его последнюю консоль, с другого конца начинали красить по новой.
Форт Бридж — мост железнодорожный.
Расположенный за ним — второй мост Форт-Роуд-Бридж — мост автомобильный. Его ввели в эксплуатацию в 1964 году и тогда же отменили ту самую паромную переправу, которой мы обязаны появлению городка Квинсферри.
Длиной он чуть больше 2-х с половиной километров и такой невесомый, что на фоне следующего, пешеходного, который так напоминает струны лютни, почти не читается взглядом.
Последний мост — пешеходный Квинсферри Кроссинг открыли за две недели до моего приезда. Открывали его принц Филипп и королева Елизавета II 4 сентября, как и ровно 53 года тому назад Форт-Роуд-Бридж. Строительство последнего обошлось в 1,25 миллиарда фунтов, тогда как первый красненький построили лишь за 3.2 миллиона. Как вам инфляция?
Ну про мосты все, хотя плавая по заливу, естественно, можно их увидеть в разных ракурсах, последовательности и детальности. Кораблик плывет не шибко, прицелиться получается хорошо.
Залив изобилует островами. Какие-то из них были обитаемыми, на каких-то обитали только овцы, а на каких-то ставили эксперименты над людьми. Да-да, именно так бы я назвала «опыт» произведенный по приказу короля Джеймса IV. К счастью опыт был не физиологического, а лингвистического порядка. На него поместили глухонемую мать с двумя слыщащими детьми, с целью узнать, на каком языке будут говорить изолированные дети. Почему-то, когда семью вернули обратно в цивилизацию, было решено что дети говорят на самом древнем языке, который был тогда известен, на… иврите!
Было это в просвещенную эпоху именуемую Возрождением в 1493 году. Позже остров использовали для карантина заболевших сифилисом и чумой. Сейчас там маяк. На фотографии не тот маяк и не тот остров. Но залив тот самый.
Курсируя по заливу, наш кораблик встретил наливные танкеры, которые несколько гасили накал пасторальной прелести,
но учитывая, что на некоторых островах залива организованы птичьи заповедники, а на буйках валяются тюлени, и вид у них упитанный и довольный жизнью, то эти околонефтяные забавы не рушат окружающую среду.
Команда пароходика была очень милой и предупредительной. Один из матросов ходил и указывал пассажирам на выныривающих из воды и лежащих на условных поверхностях тюленей, а потом обратил наше внимание на выплывающий из-за островного поворота абрис аббатства Инчкольм.
Несколько минут на швартовку. Предупреждение, чтобы через час сорок вышедшие были на этом же самом месте, как штык, и кораблик уплыл, увозя не пожелавших ступить на остров пассажиров.
И какую же ошибку эти не пожелавшие совершили. Вообще, вся эта Шотландская поездка была каким-то «сном в осенню ночь», но этот день, а особенно остров и прогулка по нему, с лазаньем по старым, замшелым камням аббатства — стала настоящим подарком.
Кончается сентябрь, а трава зелена так, как бывает в самую сочную майскую пору. На газоне явственно видны следы человеческой деятельности, поддержанной газонокосилкой.
На острове живут смотрители. Я тут смотрела сюжет Джона Уоррена из «Поедем, поедим» и он в нем читал об объявлении о найме на работу на этот остров, а потом нашла и само объявление в сети о найме. 20 тыс. фунтов в год. Как вам? Сумма мне нравится. Вот только не знаю каковы обязанности и смогла бы я жить так, практически изолированно, хоть и на таком волшебном острове? А если непогода сутками, что я предполагаю на острове не редкость.
Наверное это их домик. Очень идиллическое местечко, но хотелось бы проверить условия жизни. Надеюсь удобства не во дворе.
А я пошла бродить и лазать. Береговая линия, с выброшенными приливом водорослями выглядела живописно, пахло немного йодом, немного разложением, но и свежестью, и бескрайностью морских просторов, какие все еще хочется покорить. На берегу той лужи с теплым супом, где я живу, у меня почему-то подобных мыслей не возникает. Хотя тухлыми водорослями иногда тоже попахивает.
Ну, а теперь немного про само аббатство.
Сказать что-то новое и отличающееся от 5 предложений в Википедии об этом месте я, естественно, не смогу. Но все же своими словами их перескажу.))
Выбросило как-то шотландского короля Александра I первого на берег после шторма и укрылся он в хижине отшельника. Было это в 1123 году, а через сотню лет тут уже стояло здание, которое мы лицезреем, Монахи августинцы, при поддержке шотландских монархов отстроили очень миленький домик. Но жилось им не спокойно, т. к. соседи английские часто тревожили их своими нежданными визитами. Но 350 лет они худо-бедно протянули, а когда грянула Шотландская реформация во второй трети XVI века, монахи поднялись с насиженных мест и ушли сами.
С тех пор и стоит Инкольмское аббатство заброшенным и полуразрушенным.
Но вот что значит на совесть строили и с душой. Очень приятно в этом покосившемся, с выщербленными стенами здании находиться. Свежей штукатуркой не пахнет. Пахнет стариной и историей. Можно забраться на самую крышу по ууузенькой лесенке, закручивающейся как домик улитки в башенке с маленьким диаметром. Людям тучным и тем, кто страдает клаустрофобией там будет сильно не уютно (лезть не высоко).А двоим там никак не разойтись. Даже самым тощим.
Зато виды сверху окупают некоторое неудобство при спуске-подъеме.
Вообще с видами на острове все замечательно. Он такой горкой торчит в заливе, поэтому поиграть в капитана очень даже легко.
Путые глазницв монастырских окон служат естественной рамой этому северному пейзажу. И опять небо. Это Шотландское небо. Уже ради него стоит съездить в эту страну.
Ну по аббатству полазали, теперь можно отправиться в поля. Если здание монастыря стоит заброшенным, то сам остров еще послужил. Тут во время Первой и Второй мировых войнах была артилерийская батарея. И этот туннель ведет к ней.
Туннель темный и страшный немножко. В какой-то момент свет в нем практически исчезает, но не на долго. Через него выходим к остаткам той самой батареи. Там уже современные шлако-блоки в небольшом количетве и виды. Маяк на горизонте. И тихо-тихо. Только трава шуршит. До этого места редко кто доходит. В основном народ кучкуется у аббатства. На лавках сидит. По бережку ходит. А вы сходите. Там здорово.
Ну вот, время на острове и подошло к логическому завершению. Пошла в обратный путь и поняла, что очень хочется есть. Просто катастрофически. И почему-то именно в этот день я даже банана с собой не взяла. Посмотрела хищным глазом на черненькие ягодки. Но их нетронутый вид натолкнул на мысль, что если птички на них не позарились, то и тебе дороже будет.
Аббатство с нового ракурса опять красавчиком выглядит,
а я подрулила к пристани, в ожидании нашего плав-средства.
Но сначала приплыл чужой кораблик. Привезли группу, как написать-то, чтобы не обидеть, ну это были люди-дауны. Они наверное живут в каком-то специальном учреждении и их вывезли на прогулку. Как же трогательно о них заботились. Но кроме них были просто туристы.
Самое интересное в этой картинке было осознание силы и скорости прилива. Когда я приплыла на остров, то поднималась по сходням, стоящим к пристани под углом 45 градусов, а когда прибыл этот кораблик, люди по трапу спускались.
Один из служителей захотел помочь семье в 2-мя маленькими детьми, подхватил на руки девочку лет 3-х и лихо так зашагал по сходням, не держась за поручни. И… не удерхал равновесия. Навернуться он мог очень сильно, да еще и малышку бы ушиб. Мне аж не хорошо стало. Но все обошлось. Мужик, конечно, покраснел от стыда, как свекла.
Ну вот мы уже отплываем. Я рванула в буфет сразу же. Купила что-то типа маффина и виски. На кораблике оказался очень хороший выбор. Хлеб жидкий, хлеб твердый. Да и ладно. Зато виски был классный. Как вы понимаете, маффин, как закуска, помог мало. Аппетит разыгрался с новой страшной силой. Даже мелькнула грешная мысль поробовать водоросли, лопухами облепившие вышки на пирсе, к которому мы пришвартовали. Тем более цвет такой живенький! Но на берегу они уже напоминали больше жидкую грязь, чем растения и я не рискнула.
Поэтому, как только пришвартовались, я сразу в город понеслась. Ресторан искать.
Обратный путь я что-то не очень описала. Ну хороший путь был. Красочный. Кораблик не качало. Совсем. Тем, кто боится морской болезни опасаться нечего.
Отвлеклась. Ресторан. Иду искать.
Но вижу, на берегу стоят 2 тетки со штативами. Ну думаю, ракурс нашли. Мне тоже надо, естественно. Я, не смотря на голод, спустилась к ним. Объективы их были нацелены на Форт Бридж, но они не снимали. Ждали чего-то. Мне ждать было не под силу, да и не понятно, чего ждать-то? Бросила теток на произвол судьбы и углубилась в Квинсферри.
Очень милое место. Пусть и одна улица, но приятная, фотогеничная и очаровательная. Все в одном флаконе.
Между домов вода проглядывает, а из окон некоторых и все мосты видны. Представляете жить с таким видом.
А если шторм? А если торнадо? А вы за высоким окном во всю стену стоите. Камин горит. А снаружи картина мини-апокалипсиса. Ух! Много можно отдать за такое мгновение.
С мыслями о морской стихии я искала ресторан. В 2-х первых меня не посадили. Народу было полно. В третьем, в котором народу не было совсем, посадили. И как-то я по началу загрустила. Опять мысли завертелись:
— А почему там много народа, а тут нет никого? А может кормят плохо?
Но все сложилось славно. Во-первых шардоне было отменным. Не бойтесь заказывать вино в Шотландии. Я во Франции чаще пила невыразимую бурду, а в этой стране круглосуточно-годичного эля вино было отменным. Ну и рыба. Сибас у них в почете. Но в данном месте мне его подали… я сначала не поняла, что это зелененькое. А оказалось… листья туи! Как не странно это звучит, но они были вкусными. Если бы не некоторая их ммм… древовидность, я бы слопала все!)
И тут в окне ресторана началось представление. И я поняла чего ждали те тетки со штативами (наверное у них был прогноз погоды). Небо над Форт Бридж начало… даже слова не подберу. То выскакивали тонкие лучи сквозь обрака, то они превращали поверхность залива в старинное зеркало потемневшего серебра. В общем, черти что творилось. Я тоже несколько раз из-за своего стола выбегала на терраску ресторана, даже не заботясь, что рыба остынет. Красота была невероятная.
Потом еще прогулялась немного по единственной с половинкой улице.
Вышла к небольшой марине.
Там фотографировали свадьбу. Она — пышная, как зефир, он солидный, в килте, больше походил на её даже не папу — дедушку. Один из гостей был темнокожий паренек. Тоже в килте.
Смотреть в Квинсферри было уже нечего. Но уезжать почему-то совсем не хотелось. Было тепло. Народ сидел в нескольких метрах от залива и… жил своей, думаю обыденной, очень привычной жизнью.
Но автобус уже стоял. Ждать следуюющего еще час не хотелось, даже если представить, что опять начать фотографировать мосты. В обратный путь. (Билеты, купленные в тур.бюро не теряйте, по ним поедете обратно.)
Ехала я в автобусе одна. На втором этаже.
Задрав ноги на бортик окна, переваривала увиденное, поглядывая на суету машин за окном. Приятно ощущать себя на высоте, над ситуацией, над повседневной суетой.