В одном из средневековых трактатов по фортификации (искусству строительства крепостей) целая часть была посвящена тому, как с помощью особенностей местности «скрыть недостатки системы укреплений».
В одном из средневековых трактатов по фортификации (искусству строительства крепостей) целая часть была посвящена тому, как с помощью особенностей местности «скрыть недостатки системы укреплений».
Гениальный Вобан, маркиз и маршал Франции, знаменитый строитель крепостей в эпоху Людовика XIV, в этом не нуждался. Ибо скрывать было нечего, его крепости были хороши и недостатков не имели. А если ещё и найти подходящую местность… а это Вобан умел… то крепость становилась практически недоступной.
Правда, иногда такие места подсказывала сама история. Как и в случае с Мон-Дофеном. На 100-метровом скальном холме, в ключевом месте на пересечении долин рек Дюранс и Гиль, уже римлянами был построен форт, который охранял знаменитую Домицианову дорогу, соединявшую Испанию и Италию и проходившую по территории современной Южной Франции.
В конце XVII века Людовик XIV и герцог Савойский боролись за эту часть Дофине, приграничные альпийские долины со стороны Франции страдали от разорения савойскими войсками, и было решено границу срочно укрепить. Крепость на скале была построена в 1693–1700-х годах и названа в честь великого дофина, сына короля, Мон-Дофен. В 1704 году к крепости были ещё пристроены пара бастионов, и с тех пор в Мон-Дофене не было даже приличного ремонта (не считая жилых домов). Ведь для самой крепости ремонт не требовался, она и сейчас в идеальном состоянии. Никогда не была даже осаждена — в 1713 году война за испанское наследство закончилась, границы Франции отодвинулись далеко на восток, и крепость оказалась в глубине территории.
По стечению обстоятельств крепость обошли все войны и революции последующих эпох.
В 1792 году по указу революционного Конвента «королевское» название Мон-Дофен было заменено на Мон-Лион. Автор знаменитой «Марсельезы», Руже де Лиль провел несколько лет в крепости, упражняясь, в основном, в донжуанстве. Старое название вернулось в 1815 году. В том же году из крепости были убраны 120 орудий и был сокращён гарнизон.
При Наполеоне из крепости сделали тюрьму, здесь содержались военнопленные испанцы, австрийцы, а после 1808 года 2000 англичан из Королевско-Мальтийского полка, взятые в плен на Капри генералом Ламарком. Англичане были перевезены с острова вместе с жёнами и детьми.
После падения Наполеона в 1815 году Мон-Дофен снова стал гарнизонной крепостью, правда гарнизон был сведен к батальону.
Ещё в три раза гарнизон сократили в 1884 году, здесь остались только альпийские стрелки и несколько орудий.
В 1940 году крепость всё же дождалась с большим опозданием «крещения огнём» — прилетел один итальянский самолёт, сбросил пару бомб и повредил старую часть арсенала. Немцы, засевшие в крепости в 1944 году, сдались без боя.
В 1956 году в Мон-Дофен поселили венгерских беженцев, которые оказались во Франции после подавления восстания в Будапеште, а в 1965 году крепость была окончательно упразднена.
Хотя, какое-то здание здесь французские военные используют, непонятно, что в нём находится.
В крепость можно попасть только по одной извилистой дороге, которая упирается в Бриансонские ворота.
Мост перед воротами раньше был подьёмным.
Несколько уровней укреплений состоят из отдельных бастионов, которые разделяют глубокие рвы. Каменные валы и военные здания хорошо сохранились и для любителя военной истории здесь настоящий рай и возможность окунуться в «военную» жизнь восемнадцатого века.
В северном крыле арсенала, которое налётом итальянского самолёта повреждено не было, до сих пор хранятся пушки, боеприпасы, униформа, штыки и винтовки. Вход туристам в арсенал не разрешён.
Внутри крепости за Бриансонскими воротами находится «дом с часами», где жил начальник гарнизона, а в боковых крыльях — офицеры.
Первыми были Вобаном построены Кампанские казармы, где сейчас находятся ратуша, магазины и апартаменты.
Казармы Бино были построены позже, как и казармы Рохамбо рядом с ними — в середине XVIII века. Около казарм соорудили резервуар с водой на 1840 м³. Из-за сокращения гарнизона эти казармы наполовину пустовали, в них устроили склады и конюшни.
Городок для гражданских никогда не был закончен по тому проекту, который нарисовал Вобан, также из-за потери крепостью своего значения и сокращения населения.
Три продольных и три поперечных улочки ограничивают четыре квартала-прямоугольника жилых домов.
Жилой городок аккуратный и симпатичный, здесь несколько сувенирных магазинов, мастерских местных художников, гостиниц и ресторанов.
Гарнизонная церковь, основанная Вобаном в 1792 году, так и не была никогда закончена.
C высоты крепости открываются великолепные виды на окрестности, на глубокие долины, цепи близлежащих холмов и гряду альпийских гор.
Отдельное слово о местах, в которых построил свою крепость маркиз де Вобан.
Здесь начинается национальный парк Экрен — чудесная природа, горы для альпинистов, речки для рафтинга, чистейший воздух, всё многообразие альпийской флоры и фауны для остальных любителей гор.
Если ориентироваться по городам, то парк заключён в треугольник между Греноблем, Гапом и Бриансоном.
Гренобль и Бриансон мы ещё посетим позже, Гап же проехали без остановки, нам показался местом малоинтересным.
Зато между Гапом и Мон-Дофеном на высоте почти километр над уровнем моря находится красивейшее озеро Сер-Понсон.
Вернее, это водохранилище, созданное на левом притоке Дюранса Юбей в 1955–1961 годах. Водохранилище одно из крупнейших в Западной Европе — его длина 20 км, средняя ширина 3 км, максимальная глубина — 90 метров
Водохранилище получилось настолько живописным, что стало одним из мест массового отдыха.
Практически все отдыхающие фотографируют главную достопримечательность искусственного озера — часовню Сен-Мишель, больше от затопленных деревень ничего не сохранилось.
Ещё одна достопримечательность — несколько геологических образований более известных под названием «причесанные дамы». Эти колонны из осадочных пород, увенчанных объемными «шапками», поднимаются вверх по склону горы.
На изгибе шоссе 94 на пути из Мон-Дофена в Бриансон местный художник и скульптор Кристиан Бурже установил памятник Эдуарду Уимперу, английскому художнику, альпинисту и путешественнику, первому покорителю вершины горы Маттерхорн в 1865 году. На первый взгляд кажется, что скульптура из дерева. Но подойдя ближе, видишь, что она сделана из листовой стали.
Сэр Уимпер — последняя остановка на пути в Бриансон, о котором — следущий рассказ.