Маршрут нашего путешествия по французскому департаменту Дром региона Рона-Альпы проходил через небольшой городок Гриньян.
Маршрут нашего путешествия по французскому департаменту Дром региона Рона-Альпы проходил через небольшой городок Гриньян.
Городок как городок, симпатичный такой, на горочке, весь из себя типично-французский, и конечно древний.
Но для французского провинциального селения этого недостаточно.
Чтобы привлечь туристов, пусть даже и отечественных. Городков таких тысячи во Франции. Надо что-то своё, исключительно гриньянское… думали-думали и вспомнили, что целых! шесть лет в замке на горе жила когда-то мадам де Севинье. Не Мария-Антуанетта конечно…но и Гриньян не Париж…сойдёт… и раз-два — водрузили прямо напротив мэрии памятник мадам. Событие торжественного открытия монумента случилось в 1857 году. …
И что же это за мадам такая, и почему о ней вспомнили через 200 лет после смерти, и почему в Гриньяне? Мари де Севинье — чисто французское явление, произведение, к слову сказать, не самое худшее, эпохи развитого абсолютизма, озарённой сиянием Короля-Солнце. Французы изучают подробно, водят в замок целые школьные классы. Для заграничного туриста, если он не литературовед, де Севинье — особа уже не столь обязательная к изучению, чем обьясняется и минимальное количество посетителей не-французов.
Но раз уж добрались до Гриньяна, попробую о маркизе рассказать. Немного.
Мари де Рабютен-Шанталь, маркиза де Севинье — парижанка, родилась 5 февраля 1626 года. Через год после того, как д’Артаньян вьехал в Париж. Тот, который в книге Дюма, реальный д’Артаньян жил позже. Так что Париж и Францию того времени можно представить по книгам того же Дюма. Умереть от прокола клинком можно было запросто. На войне, на дуэли, да и просто так, в переулке. Что и случилось с Сельс-Бенином де Рабютен-Шанталем, отцом Мари, который погиб через год после рождения дочери. Через несколько лет умерла мать, сначала сироту воспитывал дед, потом брат. Образование, между прочим, дали хорошее. Мари прекрасно владела итальянским языком, испанским и латынью.
В 1644 году Мари вышла замуж за маркиза Анри де Севинье, у них сначала родилась дочь Франсуаза, а вскоре и сын Карл. Маркиз был мужчина ветренный, предпочитал женщин замужних, поэтому по логике XVII века был заколот на дуэли, в 1651 году.
Мадам де Севинье посвятила себя воспитанию детей, очень переживала отьезд дочери, которая, выйдя замуж за графа Гриньяна, покинула Париж и переселилась в его родовой замок на юг Франции.
Несмотря на насыщенную светскую жизнь в Париже, посещая двор, балы, общаясь со многими известными людьми того времени — мадам де Лафайет, Ларошфуко, кардиналом де Рецем, мадемуазель де Монпансье, Мари настолько скучала по дочери, что начала с ней переписку, три-четыре письма в неделю, и так почти 30 лет. Эта переписка и обессмертила ее имя.
Навестила мадам свою дочь всего два раза — в 1672 и 1690 годах, а с 1694 по 1696 год жила в замке, где умерла и похоронена.
Парадоксальность исторической позиции маркизы де Севинье в том, что написав около 2 500 писем, многие из которых не на один лист, она и не подозревала, что когда-нибудь её эпистолярные изыскания станут достоянием общественности. Писатель поневоле. Да и писатель ли? в том смысле, в каком понимаем мы эту профессию.
Дочь де Севинье собирала письма, они после её смерти лежали на пыльном чердаке, пока их не нашла внучка маркизы, Полина Симиан, и не решила опубликовать некоторые из них. Случилось это в 1726 году. Немного позже вышла большая подборка. А в 1862 — 1867 годах вышло «полное собрание» в 14 томах. По разным причинам, многие оригиналы были испорчены или пропали. А может, и были проданы в личные коллекции. На сегодняшний день известно 1120 писем мадам де Севинье.
В России о маркизе слышали, кое-кто припоминает, что вроде писала какие-то письма, но практически никто их не читал. Да и я тоже. Только прошёлся по некоторым, чтобы понять, о чем говорят. Да и интереса особого нет, и не потому что их на русский язык было переведено немного, последний раз Письма издавались в Петербурге в 1903 году.
Наполовину письма — очень личные, искренние, доверительные послания любящей матери к своей единственной дочери, в них чисто «их» переживания. Или «анализ» обычных житейских тем, взаимоотношений с семьёй или друзьями, шоппинга, отдыха, воспитания детей. Например
«…Надеюсь, что новости о братце Вас позабавили. У него сейчас передышка. С Нинон они продолжают видеться ежедневно, но только как друзья. Недавно они зашли с ней в какое-то местечко, где за столиками сидели пятеро или шестеро гвардейцев. По выражению лиц было ясно, что ее приняли за содержанку. Она тут же поспешила заявить: „Напрасно Вы так, господа, между нами ничего нет, поверьте, мы не более, чем брат и сестра“. Вот уж, действительно, фрикасе…»
«…Из Парижа я выехала накануне рано утром. К обеду думала поспеть к Помпонну. Наш добрейший старикан уже ждал меня; я рада каждой возможности лишний раз с ним увидеться. Меня поразила его просветленность; чем ближе могила, тем более от него света. Движимый одной лишь заботой и любовью, он со всей серьезностью отчитал меня за нежелание следовать истинной вере, обозвал при этом сумасбродной, премиленькой язычницей; сказал, что в Вашем лице я сотворила себе кумира; что подобное идолопоклонство не менее опасно, чем любое прочее, хотя мне самой оно не кажется столь уж предосудительным; что мне, наконец, самое время подумать и о себе….»
«…Тут по случаю прибытия моего сыночка устроили целый парад. Вайян поставил под ружье тысячи полторы мужиков, всех их принарядил, выдал каждому по новому шейному платку. Целой колонной они вышли нас встречать за целое лье от Роше. Бывает же так: господин Аббат загодя известил всех о нашем приезде во вторник, а дальше про это и сам забыл. И эти бедолаги, прождав целый день, только после десяти вечера, печалясь и недоумевая, разошлись по домам, мы же являемся в среду, не подозревая, что кому-то вздумается снарядить целую армию по случаю нашего приезда. Эта неувязка нас очень раздосадовала, но что тут поделаешь? Так вот все и началось….»
Хотя, надо отдать должное, язык грамотный и вполне современный, очень сильно отличается от помпезно-романтической официальной литературы эпохи барокко. Письма были написаны сразу, без черновика и в единственном экземпляре.
Не думаю, что кому-нибудь захочется читать все 14 томов. И даже французам…
Но вот для историков Письма — несомненно великолепный источник, чтобы взглянуть как бы изнутри на парижское общество XVII века. Уникальность Писем в том, что автор даже и подумать не могла, что их прочтёт кто-то третий, поэтому описывала парижскую жизнь, двор, короля и сильных мира сего без «цензуры». Если бы иная фраза, особенно о короле или его фаворитках, была произнесена на людях — Бастилия, или хотя бы ссылка, гарантирована. Примеры.
«…Дня три назад граф Шарль де Бранка очередной раз, возвращаясь в темноте с карточной игры, перевернулся в канаву. Сам он этого даже не почувствовал и все спрашивал у сбежавшихся на помощь, в чем же дело. Все стекла вдребезги, а голове хоть бы что, благо она более удачлива, нежели умна. Это событие ничуть не нарушило его всегдашней мечтательности. Сегодня утром я послала ему записочку, где рассказала, как его карета угодила в ров, и как сам он при этом едва не сломал себе шею, и что, как водится, узнал об этом последним… теперь вот сижу и жду ответа…»
«…Недавно из одного надежного источника мне передали, как придворная братия, желая выслужиться и занизить потери, вздумала угодить Королю известиями о новых и новых эскадронах и даже батальонах, якобы вступающих в Тионвиль и Мец. Заподозрив в их словах пошлую лесть и усомнившись в цифрах, наш Король ограничился одним-единственным замечанием: „Вас послушать, так их у меня стало больше, чем было“. Самый изворотливый из них, маршал де Грамон, нашелся немедля: „Ваша правда, Сир, им достало времени нарожать детей“…»
».Друзья г-жи де Ментенон, заметив, что их нечистая игра при дворе разгадана, стараются обратить все в шутку и выдать за забавное недоразумение; а коли что-то-де и было не так, так уже устроилось… А маркиза де Монтеспан в домашнем платье предается забавам в обществе королевы, а та от радости, что с ней хоть кто-то считается, млеет от счастья, готовая удалиться, будто простая горничная, по первому же движению век Монтеспан….»
«…Королевские замашки де Монтеспан укоренились нынче так, что Вам и не снилось. Вставать нам более уже не пристало, никого вокруг мы не замечаем. Недавно одна безутешная мать, заливаясь слезами после гибели своего лучшего в мире мальчика, попыталась было на коленях испросить разрешения сохранить за семьей его должность. Та даже не остановилась…»
Но если говорить серьёзнее, конечно историки в Письмах найдут много информации. Довольно подробно описаны военные компании, смерть маршала Тюренна, отмена Нантского эдикта Генриха IV, скандалы с министром юстиции или министром финансов, благоустройство Парижа, мода того времени…и даже самоубийство королевского повара Вателя — был фильм с Депардье.
Некоторые афоризмы маркизы вошли в историю, несомненно известны и каждому из нас.
«Чем больше я познаю людей, тем больше люблю собак»
«Чтобы понять, как мы надоедливы, достаточно вспомнить, какими занудами бывают другие, когда говорят с нами.»
«Мы всегда готовы стоически переносить несчастья ближнего.»
«Нет таких наслаждений и радостей, которые не теряли бы этого названия, когда они достаются легко и во множестве.»
В конце концов, мадам де Севинье — часть французской прежде всего истории, оставим им право определять её вклад в развитие эпистолярного жанра, и если жители Гриньяна считают, что ежегодный «праздник Письма» в честь маркизы, прожившей в их тысячелетнем городе и древнем замке всего ничего, должен быть главным событием городской жизни, это тоже их право.
Но ведь Гриньян не только де Севинье.
Взять тот же замок.
Замок Гриньян возник на одноименной скале в XI веке. Кто его построил и для кого, история не сохранила.
Первый известный владелец Адемар де Монтей приобрел замок в 1239 года году, став Адемаром де Гриньян. От готического замка остались только главные ворота
Семья богатеет, приобретает известность при дворе, автоматически расширяется и замок.
В XV веке создаются новые жилые помещения, перестраиваются фасады, строиться новая галерея.
Во времена Луи Адемара де Гриньян, который был послом короля Франциска I в. Риме, а затем генерал-лейтенантом Прованса, замок в 1533 году посещает Екатерина Медичи.
В это время не было в этой части Франции красивее замка, перестроенного в новом для Франции стиле Возрождения.
Замок в 1558 году переходит по наследству племяннику Луи Адемара, за правнука которого, Франсуа, последнего графа Гриньян, и вышла замуж дочь мадам де Севинье.
После смерти матери, потом дочери, граф разорился. Замок переходил из рук в руки, иногда оставался вообще без хозяина и часто подвергался грабительским налетам. Революционеры в 1793 году замок разрушили и мебель растащили.
В замке можно увидеть картины, которые расположены в хронометрической последовательности — как замок тускнел…
Более 100 лет над городком нависал скелет разорённого замка, пока в 1912 году его не приобрела Мари Фонтейн, историк, знаток литературы и поклонница писем мадам де Севинье. На свои сбережения она восстановила центральное здание замка,
привезла мебель эпохи Людовика XII, обюссонские гобелены, картины того времени…
наследники Мари Фонтейн содержать замок не смогли, и в 1979 году продали его департаменту Дром.
На восстановление второго крыла замка у Мари Фонтейн не хватило средств, эта часть здания и сейчас зияет пустыми оконными проёмами.
Только в наше время на государственные деньги стали понемногу реставрировать.
Великолепный панорамный вид открывается с террасы замка.
Уникальность огромной террасы и в том, что она — одновременно и крыша расположенной под ней церкви Спасителя XVI века
Барон Луи Адемар де Гриньян построил её всего за четыре года — с 1535 по 1539.
Фасад немного подпортили во время религиозных войн, но уже другой Луи Адемар де Гриньян восстановил его в 1654 году.
Внутри находится красивый алтарь 1634 года, в центре полотно, датированное 1630 годом.
Город уступами спускается от замка к ратуше.
Иногда кажется, что он более вертикальный, чем горизонтальный.
Сама ратуша была построена в 1857 году на месте старого рынка 16-го века. Каждый год, во время церемонии открытия праздника Письма, ратуша переходит под власть участников праздника.
Часовая квадратная башня, увенчанная шпилем, была построена в XIII веке, на северной стороне башни до сих пор видны зубцы крепостной стены. Остальные башни не сохранились, а было их всего 12
Недалеко от башни начинается лестница, которая приводит наверх, к коллегиальной церкви.
А это не римский храм, а всего навсего городской резервуар для стирки, куда приходили местные прачки. Построен в 1840 году в неоклассическом стиле. Прачечная с 16 дорическими колоннами…красиво стирать не запретишь…
Гриньян — самая южная точка нашего маршрута. Теперь мы едем на восток, вдоль границы с Провансом, следущая остановка будет в Ньоне.