Турист Елена Блосфильд (blossfeldia)
Елена Блосфильд
был 4 июля 8:31

Сари, Кашан, Тегеран — Иран Ноябрь 2017

Как я уже говорила ранее, когда писала о въезде на своей машине в Армению в предыдущем отчете «Сквозь Армению на своей машине», мы, отметив великие грузинские праздники Тбилисобу, Мцхетобу и Сигнахобу и закупившись вином и чачей в Мукузани (в Кахетии), сразу же утром по возвращении в Тбилиси поехали в посольство Исламской республики Иран (на Чавчавадзе, 80), чтобы получить визу. Посольство располагается рядом с украинским посольством. Работает с понедельника по пятницу включительно — несмотря на то, что в Иране в пятницу выходной (а иногда и в четверг).

Осень в Иране

Небольшое отступление. В украинское посольство мы тоже заглянули, так как хотели на пароме (с машиной или без) сплавать в Одессу, где никогда не были (пока делается иранская виза). В посольстве нам сказали, что для россиян нужно приглашение от украинского гражданина. Если такого приглашения не будет — то на границе пограничники могут развернуть. Хотя могут дать добро и пустить. Поэтому в Одессе мы так и не побывали. Зато посетили Иран (в очередной раз).

Итак, зашли мы в иранское посольство. Там в приемной сидело человек пять с какими-то бумагами. Но нас сразу заметили и спросили (по-английски), что мы хотим. Мы ответили. Нам дали адрес сайта и сказали, чтобы мы вначале на сайте заполнили заявку, с фотками и копией паспорта, а потом бы и приходили. Сайт такой: http://e_visa.mfa.ir

По Ирану на своей машине
Принтскрин сайта, где необходимо заполнить заявку перед получением визы

Мы попрощались и ушли. С мобильника сайт может отображаться некорректно. Заполняла я анкеты в отеле с ноутбука. Чача из Мукузани очень помогла разобраться. Нужно в анкету-заявку загрузить копию паспорта и фото. (Требования к файлам jpg по ссылкам можно прочитать.) Так как у меня с собой был фотик, макрообъектив и ноутбук, я все это сделала быстро и без проблем. Отфоткала паспорта, затем мы друг друга пофоткали на фоне светлой стены (фон я потом удалила в «Фотошопе»). Копия паспорта цветная — одна страница (НЕ разворот) — 900×613 пикселей. Фото фэйса (цветное) произвольно, у меня было 866×1134 пикселей. Я фотографировалась без платка. Хотя везде в интернете написано, что женщина должна быть в платке. Отправила всё это, обе заявки. Мне на е-мейл никак не приходило сообщение, что моя заявка отослана и зарегистрирована в системе — сообщение должно прийти сразу на почту. Я поменяла свой е-мейл (у меня две почты на Яндексе) — и сообщение пришло — с tracking кодом. Это не что иное, как еще одно название референс-кода.

Чрепашье озеро в Тбилиси - вид со сванской башни в Этнографическом музее

На другой день мы пошли в этнографический музей Тбилиси и заодно посмотрели с высоты сванской башни на Черепашье озеро — Кус тба. Зашли и в иранское посольство, которое расположено там же, рядом. Мы дали свои паспорта и сказали в приемной, что послали заявку посредством веб-сайта. И — о чудо! — нас пропустили через рамку — в кабинет консула! Там сказали, что наши заявки в системе (и даже показали их нам на компьютере), и спросили, желаем ли мы отослать заявки в МИД Ирана. Конечно, я сказала что «йес оф коз». На мой вопрос, как долго ждать нам визу, сказали, что максимум через 10 дней визу мы получим.

В общем, эти 5–10 дней мы решили поездить по Грузии. Поехали на Черное море искупаться (пляжи пустые, а вода теплая), потом поехали в горы Сванетии… Погода в конце октября была прекрасная. Вернулись как раз к нужному времени. А по пути из Сванети в Тбилиси заехали в Рачу в село Хванчкара, чтобы купить вина (возвращаться с пустым багажником в Тбилиси не хотелось, ибо вино Мукузани мы допили в сванских горах).

В понедельник пошли в посольство с трекинг кодом (он же референс код).

С трекинг-кодом можно заходить на сайт www.e_visa.mfa.ir и смотреть статус заявки. Через 5 дней (рабочих) должен быть статус «Одобрено» — тогда можно идти в посольство. Трекинг-код надо предъявить консулу. Мобильники, большие сумки перед входом нужно оставить — выдают номерок.

В общем, далее в кабинете консула выдают бумагу с банковским счетом, на который надо перечислить денежки за визу в отделении TBC банка. Еще нужно сделать по 1 цветной фотографии на каждого, в бумажном виде, чтобы прикрепить к анкете, бланк которой выдают в посольстве.

По пути от посольства до отеля мы и фотки сделали, и заплатили по 40 евро в отделении TBC банка. Но чтобы оплатить, нужно создать аккаунт в этом банке — то есть заполнить анкету в базе банка, с адресом и грузинским номером телефона… Девушки в банке владеют русским, так что помогли нам…

Вечером в отеле заполнили бумажные бланки анкеты, 2 страницы. Вино из Хванчкары очень мне помогало.

На другой день, во вторник, в 10 утра мы вернулись в иранское посольство и отдали квитанции об оплате, фотки, анкеты. И в паспорта нам сразу вклеили визы.

На следующий день мы уже ехали по направлению к Армении.

Как мы проехали сквозь Армению, я уже рассказывала ранее.

В пятницу нас были готовы пустить в Иран, но не машину. На машину нужна была ИРАНСКАЯ страховка, а ее оформление было возможно только в субботу. Поэтому мы развернулись обратно в Армению, оставив на границе машину.

Переночевав в отеле в Агараке, мы вернулись на армянскую границу. Снова нам поставили штампы о выезде. Мы нашли свою машину, которая ночевала на стоянке около армянской таможни. Снова прошли осмотр, выдвинулись к иранцам. Они сразу отправили нас ставить в паспорта штампы о въезде в отдельное здание, где с нас взяли немного армянских драм за медицинскую страховку (напечатана на А4 на фарси и армянском), поставили штампы и, когда мы вернулись к машине, послали нас на стоянку около следующего офиса, где оформляется страховка на машину. Переговоры с иранцами происходили на английском. В офисе иранцы долго заполняли бумаги, потом дали заполнить анкету на машину, куда надо было вписать номер транспортного средства, цвет и пр. В тот же день из Армении ехал на автомобиле армянин с женой, который знает и русский, и фарси (так как в Иране у него бизнес). Он нам помог общаться с иранцами, рассказал, как найти нужное топливо в Иране и другие необходимые вещи.

По Ирану на своей машине
Дороги прекрасные и ездить легко. Слева - разделительная стена. Со встречными машинами встретиться нереально

Пока ждали ответа от страховой компании, выучили арабские (они же иранские) цифры. Это пригодилось нам в оплате за платные дороги, при покупке овощей и фруктов — иногда цену писали.

Наконец к нам подошел армянский друг и сказал: страховку они сделали, надо им 20 долларов заплатить. Типа это бакшиш. Заплатили.

Туалет на границе (иранской) — только мужской. Женский был закрыт… Не впервой я наблюдаю такую несправедливость, и поэтому мне как-то пофиг… Ну, а что делать оставалось. На улице — раковина с водой. Можно умыться или попить воды. (В иранских туалетах (часто на заправках), где мы наливали воду, иранцы говорили, что вода не для питья, а для мытья, но мы воду эту кипятили и пили чай и кофе. В пустыне Маранджаб и в прилегающих районах вода в туалетах была соленая, что, конечно, сказывалось неприятно на вкусе чая и кофе….)

По Ирану на своей машине
Прекрасная дорога через горы... Слева - встречные грузовики едут по своей дороге.

Итак, наконец иранцы вышли с бумагами и осмотрели машину, сверили данные в бумаге… Выдали страховку (на 2 листах А4). Сказали, что это копия, присланная по е-мейлу. А оригинал надо щас поехать получить в офисе в городе и там же заплатить. Так как мы знали иранские цифры, то рассмотрели, что в графе TOTAL была написана сумма чуть более 250 долларов. Вся страховка была на фарси и на армянском. То есть ни слова и ни буквы не понятно. Но TOTAL было написано латинскими буквами. А сумма — иранскими цифрами.

Итак, армянский друг сказал, что тоже едет в город (ехать 2 часа) и ему тоже нужна страховка, так что он всё покажет и расскажет.

Ок. Поехали. Уже темнело… Получается, что приехав на границу в 10 часов, мы весь день провели, оформляя страховку на машину.

По Ирану на своей машине
Промышленный монстр на севере Ирана. Слева - ограждение, отделяющее встречные машины

Наконец приехали в город. Не могу сказать, в какой. Возможно, это была Джульфа. Но не уверена. Долго кружили по городу, искали нужную улицу, спрашивали… Наконец нашли контору без вывески. Зашли. Оформили всё, вернее получили оригиналы и заплатили денежки. Ну, округлили сумму, ну, бакшиш еще учитывать надо. В итоге с нас взяли 300 долларов. При условии что через 15 дней мы вернемся в Армению через тот же погранпереход. Возвращаться через Азербайджан наверняка вышло бы дороже. Армянский друг сказал, что если мы вернемся на 4–5 дней позже, а не через 15, то ничего страшного.

Там же, в конторе, поменяли 400 долларов на иранские риалы. И распрощались с армянским другом. Он поехал в Тебриз, а мы — куда глаза глядят.

По Ирану на своей машине
Вот такая дорога в Иране. И это не исключение. Скорее правило - две трассы. Туда и обратно.

О топливе. В Иране заправки для дизеля и для бензина чаще всего разделены. Красные колонки — для бензина, а желтые, грязные, с лужами на асфальте — для дизеля, и там можно видеть грузовики. Часто заправки для дизеля находятся в каких-то подворотнях и имеют только одну колонку, куда выстраивается очередь из грузовиков. Оплата по карточкам. Если карточки нет — то и заправляют дороже и наливают меньше. Но, даже в этом случае, в Иране топливо стоит очень и очень дёшево (от 8 рублей российских за литр дизеля). Заправки только с бензином встречаются чаще. Но в крупных городах мы ни одной заправки не видели, поэтому начинали дёргаться и искать заправку, когда топлива оставалось на 250 км. Всегда спрашивайте у местных в городах, где заправка. Дизель на фарси — газойл.

По Ирану на своей машине
Горый серпантин, ведущий к Каспийскому морю. В город Сари (ударение в словах в фарси всегда на последний слог)

В Иране мы были не в первый раз, поэтому решили посмотреть то, чего еще не видели. Например, минеральные источники Бадаб-е Сурт. Около города Сари, недалеко от Каспийского моря. Путь лежал через Тегеран.

В иранской столице, как вы понимаете, вечные пробки. Мотоциклы, пешеходы появляются отовсюду. Светофоры мигают кто желтым, кто красным. Это значит: езжай как тебе нравится, но будь осторожен. Редко когда светофоры сменялись немигающим красным или немигающим зеленым.

Таксисты при виде иностранцев радуются и непонятно как при таком безумном движении догоняют, обгоняют, сравниваются с окном и, высовываясь в окно, говорят: «Привет, ты откуда? Хэлло. Вэ, а ю фром?» И машут рукой! Как они при этом следят за дорогой? Нужно не только за дорогой, за навигатором и следить, да еще и смотреть на таксиста в окно и говорить: «Русия». Приветствовать туриста могут и мотоциклисты. И прохожие тоже. Так как движение по загруженным дорогам Тегерана медленное.

По Ирану на своей машине
Минеральные источники Бадаб сорт (Badab-e Surt) - природная достопримечательность иранской провинции Мазендеран (деревня Орост). Второй по размеру источник в мире после Памукале в Турции. От стоянки-кемпинга подвозят народ за деньги, но реально пешком в горку идти минут 20.

Наконец мы проехали Тегеран и добрались до источников Бадаб-е Сурт, до кемпинга, откуда можно пешком дойти до желто-красных террас с минеральной водой или же доехать на тракторе с иранцами по камням. Мы спросили разрешения въехать на машине на площадку для кемпинга и там переночевать. Иранцы дали согласие. Мы переночевали бесплатно и даже помылись в ручье (там была пресная вода). Купили у них литр сока из горных ягод, который прекрасно заменил нам красное грузинское вино в пустыне Маранджаб.

Следующая остановка у нас была около Каспийского моря. После плотного ужина иранским кебабом в городе Сари.

Заплатили за въезд к морю, ночевали в машине, выбрав место потемнее — около утиной фермы.

Другую ночь, проехав снова через Тегеран, мы ночевали, съехав с трассы почти в сумерках, около древнего заброшенного разрушенного города. Иранец, пришедший перекрыть воду в ручье и отправить ее на другое поле, пожелал нам приятных сновидений.

По Ирану на своей машине

Неизвестный заброшенный город по пути из Тегерана в Кашан (не доезжая пару десятков км до Кашана). Случайно нами обнаружен среди полузасохших гранатовых садов. Около него делали остановку на ночь.

По Ирану на своей машине

А утром мы осмотрели этот древний город, нарвали гранатов в заброшенном саду и поехали в Кашан — к цивилизации.

Праздник в Кашане

Полиция часто нас останавливала (первый раз — сразу же после въезда в Иран) — за превышение скорости. Но всегда впечатлялись страховкой (других документов полиции не надо) — и отпускала с предупреждением: ехать медленнее. Антирадар в машине молчал. Гаишники измеряют скорость каким-то особым прибором, установленным на штативе, недоступным и незаметным для антирадара. Так что погонять по хорошим иранским дорогам вряд ли удастся.