Федоскино попало в наше поле зрения, когда мы рассматривали карту ближнего Подмосковья в поисках недлинного, но интересного маршрута. В Федоскино мы заехали по пути в Марфино (Выходной в подмосковном Марфино). Поскольку в течение последних пяти лет моя работа связана с искусством, я не упускаю случая увидеть своими глазами то, о чем раньше приходилось только читать.
В Федоскино я хотела найти ответы на несколько вопросов. Во-первых, почему изделия Федоскинской фабрики лаковой миниатюры стоят так дорого: иной раз цена указана пяти- и даже шестизначной цифрой? Во-вторых, чем федоскинская миниатюра отличается от других видов такого промысла — Палеха и Холуя? В третьих, в чём секрет долговечности этого промысла? И потом, хотелось поучаствовать в мастер-классе, узнать технологию. Правда, не пришлось. Да и вряд ли это вообще возможно, как я сейчас понимаю.
Несмотря на то, что местом расположения Московского областного музея народных художественных промыслов традиционно указывают Федоскино, на самом деле он находится за границей села, в Данилково. Знаком того, что вы движетесь в правильном направлении, будет деревянная церковь — храм Святителя Николая Чудотворца.
Деревянный, на каменном фундаменте храм был построен в 1875 году на месте старого, сгоревшего, по проекту знаменитого архитектора А. Н. Померанцева. В советские годы в нём размещалось зернохранилище, затем — музей при лакирной фабрике. В 1992 году он был передан верующим.
Лакирная фабрика Коробова, перешедшая затем к Лукутиным, была построена в Данилково в конце 18 века. В 2015 году деревня Данилково вошла в состав села Федоскино. На этом макете хорошо видно, насколько близко к церкви находится интересующий нас дом купцов Лукутиных, в котором сейчас располагается музей.
Дом представляет интерес сам по себе: большой, с окнами под резными наличниками.
У входа в усадьбу дана полная информация о работе музея.
Чем больше я узнаю историю русского искусства, тем глубже понимаю, что к развитию нашего искусства больше всего причастны купцы — Третьяковы, Бахрушины и предприниматели — Мамонтов, Тенишевы и др. А скольких имён мы ещё не знаем! Так и с лакововой миниатюрой. В 1780-е годы московский купец Пётр Иванович Коробов организовал в Данилкове производство лаковых козырьков из папье-маше для головных уборов русской армии и недорогих табакерок.
В 1810 году фабрика в качестве приданного дочери Коробова перешла к Лукутиным и оставалась в их собственности до 1904 года. При Лукутиных производство быстро росло, расширялся ассортимент продукции, среди которой наибольшей популярностью пользовались шкатулки, чернильницы, тарелки, стаканы, табакерки, футляры для очков и перчаток и многое другое. Появился собственный неповторимый стиль, соединивший в себе классические произведения живописи, сказочные сюжеты и народный лубок.
Расцвет лукутинской лаковой миниатюры пришёлся на 1840–1855 годы, когда производством владели совместно Пётр Васильевич Лукутин и его сын Александр. Еще в 1828 году Лукутин получил высочайшее право ставить на изделиях клеймо с изображением российского герба и инициалы владельца фабрики. К 1880 году клеймо на лукутинских шкатулках имело уже три государственных герба, к которым в 1896 году добавился четвёртый. Этому периоду в музее посвящены экспозиции двух залов. В одном — комната в доме Лукутиных.
В другом — комната приказчика.
В 1888 году владельцем производства стал Николай Александрович Лукутин (1853–1902) — общественный деятель, меценат, владелец крупной коллекции русского фарфора, насчитывающей около 10 тысяч экспонатов. В 1900 году за большую общественную и благотворительную работу его возвели в потомственное дворянское сословие. Его женой была Любовь Герасимовна Хлудова, происходившая из богатого московского купеческого рода.
Лукутины жили в Москве в большом особняке на Тверской улице (фотография из Интернета). Этот нарядный дом, позднее перестроенный при новых владельцах Сытиных в стиле модерн, сохранился до сих пор. Он расположен около выхода из метро «Пушкинская» и «Тверская». На первом этаже располагался магазин, который называли «Кунсткамера» и в котором продавались изделия лукутинской фабрики.
В витрине музея можно увидеть продукцию лукутинской фабрики конца 19 века. В то время выпускали более 100 наименований: табакерки, шкатулки, кошельки, футляры для вееров, перчаток и очков, портсигары, стаканы, коробочки, марочницы. Изделия украшали миниатюрными копиями знаменитых произведений живописи. Большой популярностью пользовался сюжет «Тройка», жанровые сценки из крестьянской жизни. Стоимость изделия составляла от 25 копеек до 125 рублей.
Образцом для художников служила живопись.
И вот оно, главное отличие федоскинской миниатюры от палехской и хОлуйской: это были копии живописных произведений, а на палехских и холуйских рисунок плоский, стилизованный под иконописный, потому что изначально это были иконописные мастерские! Сравните.
Кроме того, в федоскинской живописи используются масляные краски, а в палехской и холуйской- яичная темпера.
Над изготовлением маленькой коробочки работает целый коллектив. В музее детально показан каждый этап работы. Сначала надо сделать собственно коробочку. На полках и на столе мастера лежат рулоны чистого коричневого древесного картона. Такой картон — основа для папье-маше, из которого выполняется корпус шкатулки.
Над картоном предстоит тщательно поработать: проклеить в несколько слоёв, положить под пресс, а затем навить на специальную форму-болванку. Навивают в несколько слоёв — всё зависит от нужной толщины стенок. Результат — подобие будущей шкатулки нужной формы. Получившуюся коробочку опускают в горячее льняное масло и тщательно проваривают, чтобы картон пропитался маслом.
Масляную коробочку отправляют в печку на просушку при высокой температуре. Получившееся папье-маше обладает качествами настоящей древесины — его можно резать или даже обрабатывать на токарном станке. При этом кто из нас подумает, что шкатулочка не деревянная?
А теперь самое интересное — нанесение рисунка. До Лукутина картинку на крышку табакерки или шкатулки просто наклеивали и покрывали лаком. При Лукутине над каждым рисунком работал художник, каждое изделие стало произведением искусства.
На одном из стендов показаны этапы работы над рисунком от эскиза до покрытия изделия лаком.
Под стеклянным колпаком — рабочий стол одного из художников федоскинской фабрики.
Сын Лукутина Александр сам делал эскизы для будущих изделий и отбирал для образцов картины и гравюры. Внук Лукутина Николай, будучи известным меценатом, филантропом и коллекционером, посвящал свое время массе других дел, а Федоскинский промысел содержал не из коммерческих соображений, а в память об отце и деде. В результате фабрика перестала приносить доход, и в 1904 году Любовь Гавриловна Лукутина, вдова последнего владельца, была вынуждена её закрыть.
В 1910 году уже сами работники фабрики, не желая расставаться со своим ремеслом, создали «Артель бывших лукутинских мастеров». Благодаря тому, что артель не была ни у кого в собственности, фабрике удалось избежать разорения в новых условиях после революции. Первые годы были очень тяжелыми для артели, однако после 1923 года ситуация значительно улучшилась. Появились новые сюжеты, продукция артели хорошо продавалась за границей.
Нередко шкатулочки украшали, копируя картины известных художников. Ювелирная работа! Художник знал, что все знают эти картины, поэтому точная копия была делом его чести. Да ещё и большое полотно нужно умудриться представить в миниатюре!
Работу фабрики очень ценили, делали заказы на дорогие подарочные изделия. В годы Великой Отечественной войны работники фабрики даже получили бронь, чтобы продолжить работу и зарабатывать для страны необходимую валюту.
Чего стоит только этот настольный письменный гарнитур! Без одобрения «сверху» и особого покровительства вряд ли кто-нибудь решился бы на такой сюжет.
В 1970-е годы прошла очередная волна интереса к промыслу. В Федоскино построили 7-этажное здание для фабрики, да и мастерство художников совершенствовалось. Ну кто отличит эту портретную миниатюру от фотографии Фиделя Кастро?
А эти портреты на шкатулках от акварелей П. Соколова и А. Брюллова?
В миниатюрной живописи стали использовать сусальное золото.
В последнем зале музея демонстрируются, без преувеличения, шедевры федоскинской миниатюрной живописи. Фотографировать лакированные поверхности за стеклом трудно, но всё же кое-что получилось. И это кое-что — лучшее доказательство того, что федоскинская лаковая миниатюра — искусство, достойное восхищения. Я думаю, почти каждый найдёт здесь картинку из своего детства.
Ну и в заключение — и нас, грешных, не забыли: шкатулка «Туристскими торопами».
Как добраться до села Федоскино:
На машине: Дмитровское шоссе, в деревне Шолохово поворот направо, далее 2 км до Федоскино.
На автобусе: от станции метро «Алтуфьевская» автобус № 271, от станции «Лобня» Савеловской железной дороги автобус № 42, от станции «Катуар» Савеловской железной дороги автобус № 70. Ехать до остановки «Федоскино».
Теги:
Самостоятельные путешествия