С чего начну, чем кончу я
картину Марфина селенья?
С дворца волшебного ея…
А. Львов. 1840-е
Лишний выходной день — всегда радость. Несмотря на осеннюю слякоть, холод и редко появляющееся из-за облаков солнышко, в зимнюю спячку впадать не хочется, и используешь каждый повод погулять на свежем воздухе, пока нет дождя.
Так и в эти длинные выходные мы с мужем поспорили, куда бы съездить, чтобы интересно провести время. Он любитель дальних поездок, даже если они однодневные. Мне же далеко ехать не хотелось. Нашли компромисс: ближнее Подмосковье. Выбор пал на Марфино. А что, судя по нескольким фотографиям, которые я когда-то видела, место красивое, да и ехать недалеко — всего 25 километров по Дмитровскому шоссе.
Стали искать официальный сайт музея, но он как таковой отсутствовал. Оказалось, что дворцовый комплекс находится на территории военного санатория. К усадьбе вели два пути: через дырку в заборе либо через КПП. На случай, если дырку не найдем быстро или она окажется для нас тесной, прихватили паспорта и поехали.
Дорогу в Марфино найти легко: прямо по Дмитровке до указателя на Катуар и Марфино, потом направо. Недавно на месте, где надо свернуть, появился хороший ориентир — магазин «Леруа Мерлен».
Мимо усадьбы не проедешь. Во-первых, она видна издалека.
Во-вторых, там тупик, конечная остановка автобусов.
Дальше почти детективная история. Припарковавшись на обочине поглубже, чтобы автобус, разворачиваясь на неширокой площадке, не столкнул нашу машину с высокого берега в пруд, мы начали искать либо дырку, либо КПП. Человек, стоявший на остановке в ожидании автобуса, на наш вопрос, как пройти на территорию санатория, только пожал плечами. На наше счастье по улице шел какой-то мужичок в сапогах, по всему, местный, он и вывел нас на путь, как оказалось, довольно длинный. Вернувшись к машине, я решила все-таки сфотографировать начало нашего пути, вдруг кому-то понадобится. Да-да, вон туда, между жёлтыми столбами.
Оказалось, там металлический мост через большой пруд, который появился здесь в те давние времена, когда еще не было ни санатория, ни усадьбы Марфино в том виде, какой её построили последние владельцы. Пруд был вырыт на русле реки Уча, и образовалось рукотворное озеро с островами, на берегу которого и расположился дворец. Этот металлический мост называют новым, потому что прежний, каменный, уже давно разрушается, и ходить по нему небезопасно.
Проходя по мосту, мы вдруг осознали, что, несмотря на отсутствие холодов, зима уже на носу: под аркой моста застыли длинные сосульки, а на реке стал образоваться лёд.
«Далеко ли до входа?» — спросили мы нашего провожатого. «Да вы приехали неправильно, — ответил он. — Надо было повернуть с Дмитровки на следующем повороте, тогда подъехали бы сразу к КПП». До входа на территорию санатория нужно было прошагать километр, не меньше, но я глубоко убеждена, что приехали мы как нельзя более правильно. Разве мы увидели бы прекрасную панораму усадьбы из-за пруда? Разве мы прошли бы рядом со старым мостом, который, несмотря на ветхость и неухоженность, всё ещё прекрасен?
Тогда мы не увидели бы так близко две старинные церкви, которые, слава богу, не оказались на территории санатория.
Церковь Рождества Богородицы возведена в 1707 году, ей в этом году 310 лет! Она построена по проекту крепостного зодчего Владимира Ивановича Белозёрова, которого его барин, Борис Алексеевич Голицын, обучал во Франции. Хозяин остался недоволен постройкой, так как пилоны, возведённые зодчим внутри храма, значительно уменьшили внутреннее пространство церкви, и приказал высечь розгами крепостного архитектора. Сердце немолодого уже зодчего не выдержало, и во время экзекуции он скончался. Недалеко от церкви Белозёров и похоронен.
Храм летний, службы в это холодное время года здесь уже не проходят.
Напротив, через дорогу, при другом хозяине усадьбы, Иване Петровиче Салтыкове, в 1777 (240 лет назад!) году была возведена зимняя каменная церковь святых апостолов Петра и Павла, которая принадлежит к редкому для конца 18 столетия типу церкви «под звоном»: её центральную часть составляет двухсветная ротонда с небольшими выступами алтаря и притвора, которую венчает восьмигранный, перекрытый куполом барабан, служащий колокольней.
Казалось, вот-вот — и мы у цели. Но не тут-то было. Улица оказалась длинной. Проходя по ней, мы увидели несколько домов, какие сейчас почти не встретишь в Москве, а раньше было много. До 1971 года мы тоже жили в подобном доме.
А ещё обнаружили удивительный памятник на месте, где в 1941 году находился штаб 64-й отдельной морской стрелковой бригады Тихоокеанского флота. Поистине, в то страшное время «все помелькнули перед нами, все побывали тут», иначе было нельзя — позади Москва.
Наконец после недолгих формальностей мы на территории санатория. Чтобы дойти до усадьбы, пришлось проделать почти такой же длинный путь, как сюда. За это мы были вознаграждены великолепным зрелищем. Готический замок с двумя флигелями отражался в небольшом круглом пруду.
Пожалуй, пора уже и историю рассказать, если получится, покороче. Это трудно, потому что усадьба принадлежала многим людям, оставившим след в нашей истории
Усадьба на этом месте была с 15 века. Первый известный всем исторический деятель, который стал её хозяином два столетия спустя, — Борис Голицын, воспитатель Петра I (портреты заимствованы из Википедии).
При нём здесь появился французский парк, новый дом, каменный храм Рождества Богородицы, который мы и увидели на входе в усадьбу.
В 1729 году хозяином усадьбы стал граф Пётр Салтыков. Начав службу в армии солдатом императорской гвардии, во время Прусской войны он уже был назначен главнокомандующим армии. Поселившись в имении, граф взялся за его переустройство. По его воле тут появился каменный дворец. Рядом с дворцом был разбит прекрасный парк, построены оранжереи и зверинец. Однако строительные работы скоро пришлось завершить. Граф Салтыков впал в немилость Екатерины II, и в 1771 году был отстранен от службы. Салтыков тяжело переживал опалу и в 1772 году скончался. Усадьба по наследству перешла к его сыну, Ивану Петровичу Салтыкову.
Следуя моде, он распорядился возвести в имении несколько классических построек. Среди сохранившихся до наших дней зданий, построенных при Иване Петровиче, — зимняя церковь Петра и Павла и две беседки — павильон «Миловзора» и музыкальный павильон — полуротонда.
Большой урон Марфину нанесла война 1812 года. Расположившиеся здесь наполеоновские солдаты вывезли художественные ценности, многое сожгли. Сын хозяина Пётр Иванович Салтыков выделил огромную часть состояния на формирование собственного отдельного Московского гусарского полка, во главе которого воевал против французов, проявляя незаурядную храбрость.
В одном из боёв он был тяжело ранен и в 1813 году скончался. Опустошенное и разоренное Марфино стало принадлежать одной из сестёр графа — Анне Ивановне Орловой, которая жила за границей и продала усадьбу своему свёкру, графу Владимиру Григорьевичу Орлову. Орлов почти возродил дворцово-парковый ансамбль. Строительство дворца уже шло к завершению, но в 1831 году граф Орлов скончался, и по завещанию Марфино перешло к его дочери Софье Владимировне Паниной, при которой все постройки усадьбы были реконструированы. Работы в Марфине завершились лишь в 1846 году. Окончательно оформил дворцово-парковый ансамбль в модном тогда стиле «тюдор», придав всему комплексу вид средневекового замка, главный архитектор Москвы, ученик Жилярди академик Михаил Дормидонтович Быковский.
Он добавил множество готических деталей: остроконечные башенки, стрельчатые окна, переплёты оконных рам.
Не случайно Марфино стало одной из любимых съёмочных площадок. Здесь снимали фрагменты фильмов «Стакан воды» о политической борьбе между герцогиней Мальборо и лордом Болингброком, «Тайна Эдвина Друда», «Крестоносец», «Рыцарский роман», сцены бала у Сатаны в одной из экранизаций (Ю. Кара) «Мастера и Маргариты» и многие другие.
В январе 1844 года Софья Владимировна скончалась, и Марфино перешло к ее сыну, Виктору Никитичу. Он редко появлялся в имении, однако заботился о том, чтобы там все сохранялось так, как было «при маменьке». После смерти Виктора Никитича в 1873 году усадьбой владела его вдова, Наталья Павловна. Несмотря на ее усилия, усадьба начала приходить в упадок. В 1900 году Марфино перешло к её внучке, Софье Владимировне Паниной (с ней уже знакомы те, кто просматривал мой рассказ «Очарование городецкой старины» https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/gorodets/museum/28476/responses/3322).
Софья Владимировна прославилась своей широкой благотворительностью, на собственные средства основала в столице школу для рабочих, за что получила прозвище «красная графиня». Однако после революции она была вынуждена покинуть Россию.
Декретом Советского правительства от 15 апреля 1918 года усадьба была национализирована. После национализации некоторое время Марфино использовалось как место практики для студентов Московской Петровской академии (ныне — Сельскохозяйственная академия им. Тимирязева), а в 1919–1923 годах здесь располагалась детская колония для беспризорников, которой руководила жена Анатолия Васильевича Луначарского. Все вещи, представляющие художественную ценность, были вывезены в Исторический музей, Музейный фонд и другие учреждения. Библиотека, насчитывающая к тому времени 15 тысяч томов, была перемещена в Московский государственный книжный фонд и затем распределена между рядом музеев и библиотек.
С 1933 года в усадьбе расположился Марфинский центральный военный клинический санаторий. Только после войны, в 1950-х годах, под руководством М. В. Дьяконова была произведена реставрация усадьбы. Дай бог, не последняя.
Дом приведён в относительный порядок. Говорят, в нём даже располагаются платные номера санатория. Думаю, приятно, просыпаясь утром, видеть перед собой широкую лестницу, каскадом спускающуюся к большому пруду.
Остановиться у самой воды рядом с крылатыми грифонами.
Послушать колокольный звон на берегу пруда. По воде звук далеко разносится.
Покормить уток, которые, увидев людей, смело выбираются на берег.
Побродить по дорожкам парка среди старых замшелых деревьев,
сквозь ветви которых дворец действительно выглядит сказочным замком.
Особенно когда навстречу выходит Кот в сапогах. Правда, он сейчас без сапог, но ему можно, он дома.
На пруду в этот день можно было наблюдать забавные сценки. Вода покрылась тонким льдом, и утки ходили по нему, аки посуху.
Забавно было наблюдать, как селезень в таких непростых условиях пытается ухаживать за уточкой, а она делает вид, что не замечает его.
Да, забыла сказать, что недавно за вход в парк брали какую-то плату, а сейчас пускают бесплатно. Мало того, около большого пруда мы увидели современную постройку, которая издалека казалась частью дворцового ансамбля. Видно, что там две пристани для лодок и кафе. Значит, летом здесь гулять еще приятнее.
Не обязательно иметь машину, чтоб приехать в Марфино. Из Москвы, от станции метро Алтуфьево сюда ходит автобус 519 (каждые 1,5 часа), от автостанции в Мытищах — автобус 31 (каждые 2 часа), от станции Катуар Савёловской дороги — автобус 37 (каждые 20 минут), от станции Лобня — автобус 60 (каждые 1,5 часа). Остановка «Дом отдыха Марфино». Надеюсь, услуги экскурсовода после моего рассказа не особенно понадобятся. А красивые вида Марфино, если захочется, можно посмотреть в альбоме «Поздняя осень в Марфино».
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Самостоятельные путешествия