Но тем не менее эта «дорога» продолжает представлять из себя опасность.
Но теперь опасность не для пассажиров и водителей боливийцев, а туристов ищущих острых ощущений. Я тут чуть не расстался если не с жизнью, то уж точно со здоровьем.
Туристические офисы работают недалеко от площади Сан Франциско часов до 20:00. Мы пришли под закрытие.
Пара офисов ещё работала и минимальный ценник был озывучен в них одинаковый — 45 долларов. Это столько стоит спуск по дороге на самом недорогом велосипеде. Кроме того около 7 долларов надо заплатить за въезд в один из «заповедников» что по пути на дороге. Странно, раньше (по отзывам) эти 7 доларов не собирали и велик стоил 40 долларов. Ну да ладно.
2
Вот карта-реклама нашего завтрашнего маршрута.
Как видите после спуска по дороге «выжившим» полагается приз — фирменная майка с надписью «Я выжил на Дороге Смерти» и диск с фото и видео на эл. почту.
Как показали дальнейшие события «бесценную» майку после тура мы получили, а вот обещанные фотки — дудки. Так что наслаждайтесь фотками что я сам успел cделать на свою мыльницу.
Как говорится, чем богаты….
3
После покупки тура бредём с Асхатом в свой отель и по пути встречаем странного барабанщика с мешком на горбу, что барабанит тревожную дробь. На душе и так неспокойно от предстоящего завтра тура, а тут ещё этот на ночь глядя случайно повстречавшийся «дятел». Ещё на фото попутчик Асхат в коричневой куртке и с убойным зелёным пакетом. Башкирский лихой вело — наездник.
Когда мы были в офисе, то там нам озвучили что завтрак входит в стоимость тура. И что если мы хотим позавтракать чем Бог (туроператор) послал, то мы должны быть завта в офисе в 06:30. А если без завтрака, то нас заберут в отеле на час позже.
Понятно что на такие жертвы ради несчастного халявного завтрака мы были не готовы.
Но на следующий день из отеля нас забрали на час позже обещанного. Пришлось поволноваться (деньги то ведь 50% уже уплачены) и звонить в офис.
Кстати позвонить с ресепшена отеля было непросто. Ведь СИМ-ки местной у нас не было ввиду режима жесточайшей экономии, о которой настояли попутчики.
Так что организация туров в Ю. Америке оставляет желать лучшего.
Вот ещё о турфирме в Пуно и разводе на Титикаке и «тростниковых» островах:
Вот наши велики. Кстати, у всех были одинаковые. Значит все участники тура экономили и приобретали тур по минимальной цене. Оно и понятно. Кризис везде кризис.
Попутчики наши с Асхатом были все как на подбор молодые люди, по виду студенты.
Из «пенсионеров» только мы с Асхатом, да одна тётечка испаноязычная.
И мы должны спуститься на великах через несколько природных зон. От альпийских лугов до джунглей.
Автобус наконец-то забросил нас на самый верх нашего маршрута.
5
Красота!
2
Начинаем экипироваться. К этому надо отнестись серьёзно и надевать на себя всё что предложено. Почему — поймете по рассказу ниже.
2
Корткий инструктаж гида на английском и испанском.
2
И по коням!
Хоть языков я не знаю, но основное и главное понял — тормоз задний и предний на руле. И тормозить лучше обоими, 50 на 50.
Если тормозить только передним, то перевернёшься если едешь быстро, а тормозишь интенсивно. Если задним — то занесёт на повороте.
Ну, а главный тормоз сидит на сидении, что не догадался провести на Родине тест драйв перед такой сложной поездкой в горах на незнакомой конструкции велика.
Последний раз я катался на велике лет 25 назад, причём советского производства типа «Сура» и «Десна». А теперь-то пошли велосипеды с переключением скоростей и тормозами на руле, а не на педалях как на совковых велосипедах.
Кстати, попутчик башкир Асхат столько же не сидел на велике (по его словам). Но в его случае всё закончилось хорошо. и это не смотря на то, что он старше меня на 10 лет.
Ну скажите как можно удержать руль если пара пальцев из пятерни постоянно заняты тем, что судорожно жмут на тормоза на руле? Разве можно удержать руль предательски вошедшего в резонанс всего тремя пальцами включая и большой пятый?
Вот и я не удержал.
Я на полном ходу со всей дури вмазался вверх тормашками в металлический отбойник. Отбойник ограждал трассу от пропасти. Если бы не он, то Ваш покорный слуга валялся бы на дне пропасти с переломанным хребтом и не писал этих строк.
— «Ну что же, начало поездки неплохое», подумал я тогда.
Какая-то иностранная туристка, ехавшая замыкающей и слегка отставшая от группы поинтересовалась всё ли со мной О*кей.
Я по гусарски бодро ответил:
— «всё Окей, мэм».
Какое там к чертям О*кей!
Ужасно болела нижняя челюсть где-то в районе шеи.
2
Туда пришлась основная часть удара и видавший виды латано-перелатанный шлем меня мало защитил.
Я всерьёз опасался за трещину в кости. Вскрытие (рентген) дома поможет.
А ещё помимо боли меня терзали обида, страх и стыд.
Обида что Дорога Смерти не успела толком начаться, а я уже валяюсь на земле поверженный. Ведь мы успели отъехать не больше 300 метров вниз. И дорога была асфальтированная, а дальше должна начатся грунтовка. А что же будет дальше?
Отсюда и страх. И паника охватила меня.
А стыд терзал потому что я несколько минут назад сфоткался перед стартом с российским флагом.
6
И такой конфуз не способствовал славе моей Родины в глазах иностранцев.
Несмотря на фиаско я продолжил спуск.
9
Только теперь я снизил донельзя скорость и мне было не до любования красотами природы трассы, а моя задача сузилась до стремления доехать до финиша живым. Задачу я эту выполнил, раз пишу эти строки.
Но было нелегко.
Не повторяйте моей ошибки, не будьте беспечны и самоуверенны.
Или если Вы не сидели на велике десятилетия как и я, то перед таким испытанием сделайте дома тест-драйв. Попривыкните к велосипеду с совершенно другим принципом вождения.
Берегите себя.
2
Вот тут перед тоннелем асфальт закончился и справа началась грунтовка с огромными торчащими булыжниками. Пятая точка чувствовала каждый торчащий камешек.
Дорога смерти стала сегодня уже не та.
Нет встречных машин, с которыми надо как-то разъезжаться.
«Местами на этой извилистой и чрезвычайно узкой „трассе“ невозможно разъехаться двум машинам — нужно останавливаться, идти вперёд, разбираться и договариваться.
Кстати, одно из местных дорожных правил предписывает водителю спускающегося автомобиля держаться внешнего края дороги, а приоритетное право проезда всегда у взбирающегося в гору транспорта.
Кое-где и один грузовик умещается чудом, притом, что грузовики и автобусы — основной транспорт на „Дороге смерти“.
Но и это ещё не всё.
Во время путешествия по этому „хайвэю“ водителям приходится иметь дело с не самыми благоприятными метеоусловиями: прохладное плоскогорье Анд со среднемесячными температурами от 6 до 11 градусов Цельсия сменяется влажными джунглями Амазонки.
Дорога тут не только узкая, но и очень, очень скользкая. Асфальтом покрыты лишь первые 20 километров пути, остальное — грязь и глина. И не забывайте, что автопарк Боливии — это очень старые и изношенные автомобили со стёртыми шинами.
Часто из-за густых туманов дорогу бывает видно лишь на несколько метров вперёд. И тогда надо двигаться очень медленно и аккуратно. Не только, чтобы не столкнуться со встречными — из-за тропических ливней часто бывают оползни, и кусок дороги может просто смыть.
Своё название дорога получила сравнительно недавно, в декабре 1999 года, когда автомобиль с восемью израильскими туристами упал в пропасть. Но это — не самая громкая авария на этой трассе. 24 июля 1983 года здесь в каньон упал автобус, в котором находилось больше ста пассажиров — на сегодняшний день это самое страшное ДТП за всю историю Боливии.
Местные жители, если им приходится ехать через „дорогу смерти“, молятся, чтобы доехать живыми. Ведь случись что, до ближайшего госпиталя ехать не один час. По всё той же дороге, кстати.
Однако North Yungas Road — один из немногих маршрутов, соединяющих северную Боливию со столицей, поэтому его эксплуатация не прекращается, несмотря ни на что.
С начала 1990-х годов смертельная опасность дороги сделала её популярной среди туристов достопримечательностью.
Многие приезжают сюда, чтобы поднять уровень адреналина в крови, спустившись по ней на внедорожнике или горном велосипеде, развивая на отдельных её участках до 80 км/ч. Возвращаются далеко не все. Но те, кто сумел проехать по ней и остаться в живых, сравнивают этот маршрут с покорением Эвереста. А обычные жители Боливии продолжают „покорять“ эту дорогу каждый день.»
Теперь эти ужасы все в прошлом.
Сегодня боливийский транспорт идёт по другой дороге.
В 2006 году была пущена в строй новая асфальтированная дорога, проложенная в обход того опасного участка по которому мы сейчас едем.
2
И тут теперь спускаются только велосипедисты и минивены с амуницией для туристов.
И Нет крестов и разбитых авто в пропастях и по обочинам, как показывали в «Орле и Решке».
1
Вот только «поверженный в бою» стенд. Надеюсь не велосипедист подобный мне его повалил?
Кругом отбойники ограждающие опасные повороты от пропасти.
1
Один из этих отбойников и спас мне в начале дороги здоровье, а скорее всего жизнь. Так что если бы я попал на эту дорогу Смерти несколько лет назад, то так дёшево бы не отделался.
Даже не знаю как бы я выкрутился если бы мне пришлось ехать по левой стороне рядом с пропастью и разъезжаться со встречными и попутными машинами. И доехал бы я до финиша? Нет, хорошо что именно сейчас я попал на эту печально знаменитую дорогу.
2
Дорога плавно несёт Вас на спуск от высокогорья и альпийских лугов в джунгли.
Инструктор-гид сделал скорбное лицо увидев состояние моей шеи на первой остановке.
Это меня озадачило.
Я проследовал к зеркалу в туалет и увидел что края раны разошлись на полтора сантиметра шириной и показалось мясо из раны.
Видимо от удара кожа лопнула.
И это в джунглях с чужеродными бактериями и непонятно какой заразой в воздухе! Очень долго в автобусе искали бинт, йод и пластырь. Наконец таки нашли. Не на ходу у них средства медицинские. Видимо нечасто такие проблемы с велосипедистами и травмы.
2
Кое-как оказав мне первую помощь, гид поинтересовался нужен ли мне врач. Я вспомнил бумагу на непонятном английском что перед поездкой подписали все участники этого тура. Наверняка там написано что я предупреждён об опасности и всю ответственность беру на себя, а тур.компания оную с себя снимает.
Я представил что услуги врача по штопанию раны будут стоить без страховки круглую сумму и это в планы моего жёсткого бюджета никак не входило. Соответственно, от мед. помощи я отказался.
Сердобольная серьёзная медичка-туристка в годах из нашей группы несколько раз советовала мне обратиться к медикам, но я браво ответил «ноу проблем, сеньора». Она дала немного пластыря дотянуть мне до аптеки.
Когда приходилось крутить педали, то я чувствовал что в условиях высокогорья не хватает кислорода и сердце усиленно качало кровь по артериям. /Спасибо Юрию Варежкину (ЮрВар), что поправил ошибку в прошлом моём рассказе, конечно артериям, а не венам/.
Соответственно хлипкая повязка тут же намокала в крови, я это чувствовал. И тем не менее всё закончилось хорошо с минимальными потерями для меня, а победителей не судят.
2
Вот я обнаружил свою кровь на наколеннике, когда преодолевали длинный промежуточный участок на автобусе.
3
Вновь фотографирую прекрасную боливийскую природу на одной из остановок.
Дело в том, что фотографировать на ходу категорически запрещено. Но я судорожно схватился в руль и мне и самому не то что не до фотографирования, но и не до любования видами. Доехать бы без встречи с отбойником или того хуже пропастью.
2
Вновь садимся в автобус. Можно перевести дух и сфоткать чужую велогруппу в лобовое окно. Наши велики едут на крыше автобуса.
3
Едем дальше на великах. Останавливаемся в живописных местах.
2
На панорамных площадках.
1
А также на технических непредвиденных остановках, когда кто-то проколол колесо.
Камеру гид тут же ловко меняет на ходу.
4
Ландшафт плавно меняется на более тропический.
1
Очередная остановка и снова в путь….
1
Жаль что за кадром остались умопомрачительные фото с водопадами льющимися прямо на дорогу и на наши шлемы, когда мы под ними проезжали. Такое я ощущал лишь единожды в жизни, когда на осторове Лузон на Филиппинах подплывали на плоте к водопаду Пангсаньян. И там по телу и шлему колотили струи воды немаленького водопада. Колотили как молотком.
Зря я дорогу смерти не фотографировал.
Боялся надолго задерживать всю группу. Ну и зря, подождали бы, не развалились.
5
Но кое-что я успел запечатлеть.
1
Проезжающий автобус с туристами.
1
Грот нависающий над велодорогой. Нет, я не забыл перевернуть это фото. Так грот над дорогой и выглядит.
1
Дело в том что организаторы экскурсии обещали переслать фото и видео. Гид постоянно нас фотографировал в пути, обгоняя группу. Но организаторы забыли об этом пустячке. И на почту мы с Асхатом так и не получили никаких фото
3
Хорошо хоть что-то у меня есть на мыльнице.
1
Вот ещё одна велогруппа спускается.
3
Всё, мы совсем внизу. Уже джунгли пошли.
Близится конец испытаниям.
1
Тут нам выдают билеты для следования в «нац.парк» (просто непримечательный участок дороги). Тот что стоил 7 долларов? Помните?
4
Денежки за него у нас предусмотриткельно взяли сильно заранее.
И правильно, вдруг кто-то свалится в пропасть и до финиша не доедет? Плакали тогда семь долларов для организаторов.
1
Нас догоняет неожиданно откуда-то взявшийся дождь.
2
Так часто бывает в горах. Я осмеливаюсь показать гиду стремительно приближающуюся к нам на тучу и поторопить его ехать дальше. Нехватало ещё и под ливнем ехать по бездорожью, по скольским мокрым камням.
1
Тот не возражает, поехали.
1
Над нами кружит орел и мысленно крутит пальцем (или пером) у своего орлиного виска.
И чего этим странным людям не достаёт? Ищут адреналина и приключений на свою… пятую точку.
1
Кажется, финиш!
Слава Богу! Можно выпить пивка (оплачивается отдельно) и перевести дух….
2
Это Асхат держится за голову. Его сегодня башкирский Аллах уберёг, хоть у того тоже опыт управления великом не богаче моего.
2
Остановились в отеле прямо здесь, в джунглях в низине.
2
Еда — бери что хочешь, накладывай. Всё включено. Мяса и фруктов много.
За пару часов что мы тут отдыхали можно делать сколько хочешь подходов к столу.
Только напитки за отдельную плату. Это за 45 долларов-то за персону.
2
Можно принять душ и искупаться в бассейне. Я не стал, так как меня ещё не отпустила простуда, которую я подхватил купаясь в горном источнике под Мачу Пикчу 10 дней назад:
Посмотрите на эту отвесную стену и как организован слив дождевой воды и паводка сверху.
1
Дорога в сумерках живописная, но через стекло автобуса и на мыльницу получается не очень.
2
Нас организаторы очень поздно привезли обратно в Ла Пас.
Не в 17:00 как обещали, а в 20:30. И доставили нас не в отель как договаривались и где нас ждали Катя с Мишей, а в офис.
Из-за этого я не успел на интереснейший ведьмин рынок Ла Паса, не покушал в атмосферном боливийским ресторанчике с живой музыкой.
Много чего я не успел в этой поездке по Ю. Америке.
Не поел ни куя в Перу, не посидел в арентинском ресторанчике лицезрея танго или милонгу и жуя аргентинский стейк, не попробовал чилийского хвалёного вина.
Денежек впритык хватило бы, хоть я и волновался. Но элементарно не хватило времени, мешала болезнь-простуда…
Вечером в Ла Пасе я накупил бинтов-пластырей и менял повязки-наклейки на шее ежедневно.
Интересно, что в Латинской Америке продают беспонтовый 10% йод. То ли дело наш ядрёный совковый!
Так же любопытно что ребята ходили со мной искать пластыри-бинты в аптеке, хотя я знал что у Кати целая аптечка, но она не предложила, а я стеснялся спросить. Так и ходила со мной целый час.
На память о Дороге Смерти мне остался шрам на шее, майка с надписью «Дорога Смерти».
И всё-таки я рад что поехал туда. Ибо адреналин я испытал, мама не горюй!